Глава 14. Нравственные основы адвокатской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Нравственные основы адвокатской деятельности



 

Адвокаты в своем роде являются

тем, чем были апостолы <216>

 

--------------------------------

<216> La Bruyere, Les caracteres, ch. XV.

 

§ 1. Этические основы профессиональной деятельности

адвоката

 

Вопросы адвокатской этики стали предметом исследования более 300 лет назад. Еще в 1713 г. французский исследователь писал: "Бедность ищет адвокатуры как убежища для себя, богатство - как опоры, честь - как средства защиты" <217>. Родоначальниками разработки названной проблематики в русской литературе являются: К.К. Арсеньев "Заметки о русской адвокатуре", 1875; Д. Невядомский "Вечные вопросы адвокатуры", 1886; Г.А. Джаншиев "Вопросы адвокатской дисциплины", 1887, "Ведение неправильных дел", 1887; Е.В. Васьковский "Основные вопросы адвокатской этики", 1895.

--------------------------------

<217> Fyot de la March. L'eloge et les devoirs de la profession d'avocat, 1713, 23.

 

Российский правовед Г.А. Джаншиев считал, что "только там и процветает адвокатура, как учреждение общественное, где оно руководствуется правилом: non omne, quod licet honestum est. Способствовать тому, чтобы на суде внешняя законность не прикрывала внутреннюю неправду, чтобы приличная форма не скрывала под собою отвратительного содержания, вот трудная, но достойная задача, выдвигаемая идеалами адвокатской этики" (Г.А. Джаншиев "Ведение неправых дел (Этюд по адвокатской этике)").

В юридической литературе существует мнение, что "хорошая" адвокатура должна базироваться на трех китах: демократической структуре ее организации, гарантии независимости конкретного адвоката, своде этических правил профессии <218>. Последняя составляющая данной триады особо актуальна.

--------------------------------

<218> См.: Барщевский М.Ю. Адвокат, адвокатская фирма, адвокатура. М., 1995.

 

Как пишет А.Д. Бойков, "правовая зрелость специалиста не может характеризоваться лишь определенной суммой знаний, умений, навыков, она включает и соответствующий уровень нравственного развития личности, овладения ею моральными требованиями данной профессии" <219>.

--------------------------------

<219> Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978.

 

Стремление адвокатуры к нравственному самоочищению прослеживается на протяжении всей ее истории.

Согласно исследованию отдельных процессуалистов история, выработав два типа адвокатуры, вместе с тем создала и две системы адвокатской этики: англо-французскую и австро-германскую.

Первая превосходит вторую как возвышенностью взгляда на деятельность адвокатуры, так и строгостью требований, предъявляемых к нравственности членов профессии. Выше всех в этом отношении стоят французские и бельгийские адвокаты, обладающие в трудах Молло, Лиувилля, Крессона, Дюшена и Пикара полными сводами своей этики <220>. В частности, как писал Молло, "если в слоге - весь человек, то в честности - весь адвокат... Можно даже утверждать, что в ней заключаются все качества, необходимые адвокату: назначение его - убеждать, а убедить может только честный человек" <221>.

--------------------------------

<220> См.: Васьковский Е.В. Организация адвокатуры // Адвокат в уголовном процессе / Под ред. и с предисл. д. ю. н., проф. П.А. Лупинской, сост. С.Н. Гаврилов. М., 1997. С. 163.

<221> Цит. по: Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы. 1904 г. Тула, 2000. С. 54.

 

Далее следуют англичане, хотя и не имеющие подобных писаных кодексов, но выработавшие себе традиции, сходные с французскими и бельгийскими. Например, известный английский юрист XIX в. Р. Гаррис следующим образом охарактеризовал основные этические требования к адвокатской профессии: "...если задуматься над тем, что в деле бывают поставлены на карту жизнь, достояние, общественное положение, честь и доброе имя людей, вверившихся адвокату, то нельзя не сказать, что нравственный долг обязывает его потрудиться настолько, чтобы усвоить хотя бы основные начала того искусства, которое служит успеху в этой ответственной борьбе" <222>.

--------------------------------

<222> Гаррис Р. Школа адвокатуры: Пер. с англ. (Школа зарубежного права). Тула, 2001. С. 18.

 

Крупнейший знаток истории и этики адвокатского дела в России Е.В. Васьковский, также акцентируя отдельное внимание на вопросах адвокатской этики, отмечал следующее: "Нужно иметь в виду, что адвокатура, вращаясь постоянно в сфере борьбы нравственного с безнравственным, дозволенного с недозволенным, справедливого с несправедливым, подвержена тысяче таких искушений, которые не знакомы другим профессиям. Честности врача или архитектора грозит испытание только в очень редких случаях, честности адвоката - на каждом шагу. Кто будет предлагать доктору или архитектору вознаграждение за то, чтобы он отнесся недобросовестно к своей обязанности, затянул болезнь пациента, построил дом из плохого материала? Адвокаты же получают подобные предложения чуть ли не каждый день. Выиграть процесс, как бы ни был он неправ с нравственной или юридической точек зрения и какие бы способы ни пришлось для этого употреблять, а если не выиграть, то хоть затянуть его, <...> в уголовном процессе избегнуть наказания хотя бы с помощью лжесвидетелей и поддельных документов, - вот с какими просьбами обращаются нередко тяжущиеся и подсудимые к адвокату.. Поэтому адвокатура в отличие от других либеральных профессий требует особой и притом крепкой внутренней организации, которая бы гарантировала честность и добросовестность членов сословия" <223>.

--------------------------------

<223> Васьковский Е.В. Указ. соч. С. 63.

 

Один из создателей адвокатской этики в России, К.К. Арсеньев, отличавшийся высокой нравственной репутацией, по выражению А.Ф. Кони, "безупречный и чистый, как кристалл", убедительно подкреплял собственное слово об этике делом. "Самый блестящий гонорарий не заставит его взяться за дело нечистое" <224>, - писали о нем современники.

--------------------------------

<224> Троицкий Н.А. Корифеи русской адвокатуры первого призыва // Сов. государство и право. 1985. N 9. С. 103.

 

В своей работе о правовых и нравственных устоях сословия присяжных поверенных под названием "Заметки о русской адвокатуре" К.К. Арсеньев подчеркивал, что "адвокат - не юридический толмач, он принимает на себя нравственную ответственность за все то, что требует от имени и в пользу другого, он служит посредником между тяжущимся и судом и именно в этом качестве он должен по возможности предупреждать обращение к суду с неосновательными или несправедливыми домогательствами" <225>.

--------------------------------

<225> Цит. по: Чельцов М. Об адвокатской профессии и юридической природе советской адвокатуры // Сов. государство и право. 1940. N 7. С. 116.

 

Если бы опасности адвокатуры ограничивались этим, если бы они заключались всего лишь в возможности обхода закона и нарушении требований этики, это было бы еще полбеды. Ведь судьи и прокуроры находятся в том же самом положении. Но адвокатура не только открывает широкое поле для разного рода злоупотреблений, но вместе с тем дает достаточно сильный стимул прибегнуть к этим злоупотреблениям. С другой стороны, адвокатура, в отличие от других свободных профессий, содействует развитию недобросовестности тех, кто ею занимается. Таким образом, непорядочность играет в пользу адвоката и "сочетание высшей степени таланта с высшей с высшей степенью непорядочности всегда способствует успеху адвоката" <226>.

--------------------------------

<226> Обнинский П.Н. Откуда идет деморализация нашей адвокатуры // Юридический вестник. 1890. N 8. С. 31.

 

Особое значение нравственности для адвокатской профессии отмечали такие выдающиеся юристы, как С.А. Андреевский, П.А. Александров, Д.В. Стасов, П.С. Сергеич, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, Л.Е. Владимиров, А.И. Урусов, А.Ф. Кони, и др.

Социальная природа норм профессиональной этики адвоката - проблема современной теории права.

В современной юридической литературе адвокатская этика определяется как составная часть науки об адвокатуре, ее относительно обособленный институт, а также часть общей юридической этики, представляющая собой систему научно обоснованных представлений о морально-нравственных аспектах адвокатской деятельности и их оценок <227>.

--------------------------------

<227> См.: Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. М., 2004. С. 233.

 

В новейшей литературе встречаются различные суждения относительно природы норм профессиональной этики адвоката, которые условно могут быть разделены на следующие группы:

1) нормы адвокатской этики являются нормами морали (А.Г. Кучерена, И.В. Ревина);

2) нормы адвокатской этики - корпоративные нормы (Ю.С. Пилипенко, А.Н. Чашин);

3) нормы адвокатской этики - правовые нормы (В.М. Никитина, Ж.-Л. Бержель, Е.В. Орешин);

4) нормы адвокатской этики - особая разновидность социальных норм, некий подправовой институт (С.А. Деханов, А.А. Малиновский, Г.Б. Мирзоев, Н.Д. Эриашвили).

Как полагает А.Г. Кучерена, в содержание адвокатской этики входят:

- моральные принципы, которых должны придерживаться адвокаты в ходе осуществления адвокатской деятельности;

- нормы морали и нравственности, выражающиеся в определенных правилах, складывающихся и действующих в различных сферах профессиональной деятельности адвокатов и наполняющих принципы адвокатской этики содержанием, конкретизирующих их;

- оценка полноты отражения в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре требований морали, мнения относительно степени соблюдения требований адвокатской этики в деятельности органов адвокатского сообщества, адвокатских образований и отдельных адвокатов, представления общества об институте адвокатуры в целом, о целесообразности, справедливости в его деятельности;

- степень доверия граждан к адвокатам и уважения их профессии;

- методы воплощения в жизнь адвокатским сообществом нравственных требований, разрабатываемых адвокатской этикой, способы обеспечения выполнения адвокатами этических правил <228>.

--------------------------------

<228> См.: Кучерена А.П. Указ. соч. С. 235.

 

По содержанию нормы адвокатской этики ближе к нормам морали, поскольку предусматривают правила поведения адвокатов исходя из морально-нравственных критериев справедливости, гуманизма, честности, порядочности. Однако однозначно отнести нормы адвокатской этики к нормам морали было бы неверно <229>.

--------------------------------

<229> Там же. С. 236.

 

Нормы морали, как правило, не фиксируются документально, они возникают и сохраняются в сознании людей. Правила же адвокатской этики закрепляются в специальных актах - кодексах профессиональной этики адвоката, представляющих собой внутренне согласованные документы.

Таким образом, нормы адвокатской этики следует отнести к корпоративным нормам, а не только к нормам морали. Как и любые корпоративные нормы, нормы адвокатской этики разрабатываются и принимаются профессиональными или иными объединениями, распространяются исключительно на членов корпорации, их соблюдение подпадает под корпоративный контроль, а при их нарушении возможно наступление ответственности вплоть до исключения из корпорации.

По убеждению Т.З. Зинатуллина, адвокатская этика - "это этика не в своем "чистом" виде, а этика, органически сочетающая в себе нравственные и правовые положения, свойства" <230>.

--------------------------------

<230> Зинатуллин Т.З. Этические основы уголовно-процессуальной деятельности адвоката-защитника: Дис.... канд. юрид. наук. Ижевск, 1999. С. 25.

 

Анализируя предмет адвокатской этики, М.Ю. Барщевский приходит к выводу, что в качестве такового выступает поведение представителя этой профессии, члена соответствующей корпорации, преимущественно в обстоятельствах, где он действует именно как профессионал либо представляет свою профессию, либо воспринимается окружающими именно как представитель корпорации адвокатов.

Приведенное суждение полностью корреспондирует с позицией Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам, приведенной в разъяснении от 16 февраля 2018 г. N 02/18 по вопросам применения п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката: "Таким образом, поведение адвоката вне профессиональной деятельности, которое наносит ущерб авторитету адвокатуры или подрывает доверие к ней, может квалифицироваться органами адвокатского самоуправления в качестве нарушения правил профессиональной этики при условии, что принадлежность такого лица к адвокатскому сообществу очевидна или это следует из его поведения" <231>.

--------------------------------

<231> Разъяснение Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам от 16 февраля 2018 г. N 02/18 по вопросам применения п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката // СПС "КонсультантПлюс".

 

При этом адвокат как человек может придерживаться любого этического учения, любых этических воззрений, однако как для члена корпорации для него возможна только одна система профессиональных ценностей, только один набор стандартов профессионального поведения.

Разумеется, когда те или иные аспекты деятельности адвоката определяются общеправовыми нормами, в частности процессуальными кодексами, речь уже идет не о чисто этических установлениях, но о соблюдении требований закона, что, кстати, для адвоката уже само по себе является одной из этических норм существования.

Таким образом, можно сформулировать следующее общее правило: предметом адвокатской этики является предписываемое корпоративными правилами должное поведение члена адвокатской ассоциации в тех случаях, когда правовые нормы не устанавливают для него конкретных правил поведения <232>.

--------------------------------

<232> См.: Барщевский М.Ю. Адвокатская этика: 2-е изд., испр. М., 2000. С. 22, 23.

 

С такой позицией солидарны многие процессуалисты. В частности, по мнению Л.А. Демидовой и В.И. Сергеева, основанному на выводах М. Барщевского, "если предметом регулирования общей этики является нравственное поведение человека вообще, любой профессии, в любых обстоятельствах, то предметом адвокатской этики становится поведение представителя этой профессии, члена соответствующей корпорации, преимущественно в обстоятельствах, где он действует именно как профессионал: либо представляет свою профессию, либо воспринимается окружающими именно как представитель корпорации адвокатов" <233>.

--------------------------------

<233> Адвокатура в России: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Демидовой, В.И. Сергеева. М., 2004. С. 425.

 

Известный исследователь этических аспектов адвокатской деятельности А.Д. Бойков отмечает, что адвокатская этика как наука включает в свой предмет учение о моральных ценностях профессии, о принципах и нормах, определяющих поведение адвоката в ситуациях, выходящих за пределы правового регулирования, о способах решения коллизий, возникающих в практике адвоката-защитника, адвоката-представителя и адвоката члена корпорации.

Необходимо подчеркнуть, что адвокатская этика наиболее тесно связана с методикой и тактикой осуществления судебного представительства. Она вовсе не ставит перед собой целей оправдания отступлений от правды и объективности. Она осуждает ложь, крючкотворство, заведомые передержки. И только она может дать адвокату оружие большой социально полезной силы, уберечь начинающего специалиста от глубоких разочарований, подсказать пути истинного морального удовлетворения деятельностью <234>.

--------------------------------

<234> См.: Бойков А.Д. Адвокатура и адвокаты. М., 2006. С. 38, 39.

 

Важность профессиональной этики для адвоката обусловлена прежде всего тем, что многие отношения, в которые он вынужден вступать при отправлении своих обязанностей, и виды деятельности не урегулированы правом. В области уголовной защиты таковыми являются взаимоотношения адвоката с подзащитным и его близкими, со свидетелями, потерпевшими, а также другими участниками процесса; вопросы тактики и методики защиты.

Как справедливо подметил А.Ф. Кони, "...уголовная защита представляет больше поводов для предъявления требований, почерпнутых из области нравственной, чем деятельность обвинительная, ввиду сложных и многоразличных отношений защитника к своему клиенту подсудимому и к обществу" <235>.

--------------------------------

<235> Кони А.Ф. Общие черты судебной этики // Адвокат. 2005. N 3. С. 7.

 

В последнее время адвокатское сообщество, осознавая необходимость укрепления своего общественного положения, признало необходимость формирования единых требований к деятельности адвоката.

В частности, данный процесс нашел свое отражение как в создании органами адвокатского самоуправления профильной комиссии (Комиссия по этике и стандартам) и издаваемых указанной Комиссией разъяснениях по вопросам правил поведения адвоката при осуществлении адвокатской деятельности, так и в начавшемся процессе формирования единых требований к деятельности адвоката <236>.

--------------------------------

<236> Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, принят VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г. // СПС "КонсультантПлюс".

 

Отсутствие правовых регуляторов в этих и подобных случаях нельзя рассматривать как результат пробелов в праве. Есть отношения, которые или нецелесообразно, или невозможно урегулировать правом в силу их многогранности и индивидуальной неповторимости.

Поэтому центральное место в этой неправовой системе принадлежит нравственным нормам, нравственным идеалам, принципам и чувствам. Исходя из этого, как справедливо отмечал И.Я. Фойницкий, "...доступ к адвокатской деятельности должен быть открыт всякому желающему, достаточно к тому подготовленному, физически и нравственно способному посвятить себя ей" <237>.

--------------------------------

<237> Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: Печат. по 3-у изд. (СПб., 1910) / Общ. ред. А.В. Смирнова. СПб., 1996. Т. 1. С. 473.

 

Особую значимость нравственных качеств личности адвоката подчеркивали еще составители судебных уставов 1864 г. Так, ст. 380 Учреждения судебных установлений предоставляла выборному совету, действующему в округе при каждой судебной палате, при приеме в адвокатское сословие право отклонить ту или иную кандидатуру по так называемым неформальным основаниям в случаях, когда образ жизни и занятия кандидата представлялись несовместимыми со званием адвоката. Причем определения о непринятии в сословие, основанные на нравственной оценке личности, обжалованию не подлежали <238>.

--------------------------------

<238> Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб., 1995. С. 773.

 

Адвокатская этика, подобно отраслевым правовым наукам, включает общую и особенную части.

Общая часть, помимо определения понятия данного научного направления, его предмета, метода, значения и задач, включает учение о моральных ценностях профессии адвоката, содержании его профессионального долга, а также раскрывает иные важнейшие теоретические проблемы.

Особенная (или прагматическая) часть адвокатской этики может быть рассмотрена как нормативная система с внутренней согласованностью предписаний, имеющая определенную структуру <239>.

--------------------------------

<239> См.: Бойков А.Д. Адвокатура и адвокаты. М., 2006. С. 50.

 

Согласно традиционно сложившемуся в юридической науке подходу структура адвокатской этики включает в себя общие и частные нравственные требования, регулирующие следующие комплексы отношений:

- взаимоотношения адвокатов с доверителями;

- взаимоотношения адвокатов, возникающие при осуществлении профессиональных обязанностей в процессе;

- взаимоотношения внутри адвокатской корпорации.

Одна из важнейших задач адвокатской этики заключается в том, чтобы способствовать формированию морального сознания адвоката, ориентируя его на неукоснительное соблюдение норм нравственности, охрану собственной чести и репутации.

Следующая и не менее значимая задача адвокатской этики - систематизировать и предложить в виде определенной совокупности те этические категории, которые лежат в основе адвокатской деятельности. Общепризнанными, наиболее важными в теоретическом и практическом отношении категориями выступают, прежде всего, добропорядочность, совестливость, принципиальность, уважение к человеческой личности и др.

Кроме этого, задача профессиональной этики адвоката состоит также в том, чтобы описать и обосновать те профессиональные стандарты, которые осознаются адвокатским сообществом как основы должного нравственно-этического поведения.

И, наконец, адвокатская этика призвана выявить коллизии, сопутствующие профессии и порождающие неэтичное поведение, определить источники таковых и найти достойные (т.е. не противоречащие закону и морали) пути выхода из них.

Помимо перечисленных, следует выделить и ряд задач сугубо теоретического свойства. В частности, таковые связаны с изучением природы адвокатской этики, механизма ее функционирования, взаимодействия как с этикой юриста в целом и соответствующими ее разновидностями, так и с правовыми институтами.

Весьма плодотворной и насущно необходимой задачей является создание спецкурса "Основы адвокатской этики", ориентированного на профессиональную подготовку и переподготовку адвокатов.

Обосновывая значение адвокатской этики, в научной литературе справедливо отмечают, что она:

а) помогает адвокатам обеспечивать доверительные отношения с клиентами через сохранение адвокатской тайны;

б) защищает самого адвоката от искушений и соблазнов, вызванных именно близкими отношениями с клиентами и высокой степенью свободы, независимости и определенной закрытостью этой профессии;

в) помогает регулировать отношения адвоката с судом, органами государственной власти, государственными и иными организациями, средствами массовой информации, коллегами по профессии, адвокатским сообществом;

г) поддерживает авторитет адвокатской профессии за счет демонстрации сообществу строгости, скрупулезности, "высоты" и "прозрачности" ее этических норм, принципов и правил, а также системы контроля за их соблюдением <240>.

--------------------------------

<240> См.: Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. М., 2003. С. 53, 54.

 

Кроме того, нормы и принципы адвокатской этики способствуют конкретизации имеющихся правовых норм, заполнению пробелов в правовом регулировании <241>.

--------------------------------

<241> См.: Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. М., 2004. С. 238.

 

Отдельного внимания заслуживает воспитательная роль адвокатской этики, ибо "нравственное воспитание молодых специалистов (будь то юрист, медик, педагог или ученый) имеет не меньшее значение, чем вооружение их определенной суммой специальных знаний. Именно профессиональная этика в наибольшей степени способна помочь решению этой проблемы" <242>.

--------------------------------

<242> Бойков А.Д. Адвокатура и адвокаты. М., 2006. С. 39.

 

§ 2. Актуальность осознания и соблюдения адвокатской этики

 

В нынешних условиях особенно остро стоит вопрос о многократном увеличении количества специалистов, располагающих возможностями для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям. Выше указывалось, что в настоящее время в мире насчитывается немногим более 4 млн адвокатов. Россия в этой статистике занимает весьма скромное место - в 1999 г. в ней насчитывалось лишь 43 113 адвокатов, а ныне, согласно данным Федеральной государственной информационной системы "Учет адвокатов" Российской Федерации и адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, эксплуатацию которой осуществляет Министерство юстиции РФ, в реестре адвокатов субъектов РФ содержатся сведения о 73 127 адвокатах с действующим статусом <243>.

--------------------------------

<243> Данные по состоянию на 18 октября 2017 г. Проект распоряжения Правительства РФ "Об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи" (по состоянию на 24 октября 2017 г.) (подготовлен Минюстом России) // СПС "КонсультантПлюс".

 

Необходимость увеличения этой категории специалистов обусловлена тем, что при их участии происходит наибольшее количество контактов рядовых граждан с законом. Гарантии соблюдения и охраны прав граждан не только записаны в тексте Конституции Российской Федерации, процессуальных и материальных законах, но и должны быть обеспечены деятельностью ряда правозащитных организаций, среди которых первейшей является адвокатура.

Как и большинство юридических терминов, термин "адвокатура" пришел к нам из латинского языка - advocare, advocatus (призывать, призванный). Первоначально римляне называли адвокатами родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его на суд. Во времена империи этот термин стал прилагаться к судебным защитникам. Без защитника невозможно правосудие. Каков бы ни был суд по форме и степени подчиненности, он не может не выслушать и другую сторону - audiatur et altera pars. Именно адвокаты непосредственно вносят в общество практику правового взаимодействия между его членами, способствуют формированию у граждан особой социальной потребности сверять свои действия с существующими законами, формируют уважение к закону.

В последнее время в обществе отношение к адвокатам приобрело новые оттенки, которые затмевают истинную роль адвокатуры. Если раньше под влиянием тоталитарного государства доминировало отношение к адвокатам как к людям, защищающим преступников и изменников Родины, то сегодня на смену приходит ложное понимание роли адвокатуры в отправлении правосудия. Некоторые граждане считают, что помощь адвоката скорее доступна для состоятельных людей, осуществляющих свою деятельность в сфере крупного бизнеса и в криминальных структурах, видят в адвокате защитника проворовавшихся чиновников от справедливого возмездия.

Примечательно, что тождественное отношение к адвокатуре и ее представителям существовало и находило свое выражение в литературе со времен Римской империи (со времени зарождения института судебных защитников).

Великие умы человечества, такие как Платон, Томас Мор, Гете, выражали явно негативное отношение к профессии адвоката, юриста. Однако приведенное негативное отношение не обладало свойством всеобщности и не навязывалось силой или новейшими средствами коммуникации.

Сейчас же в век развития различного рода коммуникативных способов воздействия и манипулирования общественным сознанием вполне определенное представление об адвокатах сформировано средствами массовой информации. В лучшем случае это преуспевающие в славе и богатстве мэтры адвокатуры, все трудозатраты которых сводятся к тому, чтобы произнести в суде несколько пышных, прочувствованных фраз, после чего под аплодисменты публики со слезами на глазах подсудимому выносится оправдательный приговор.

Такими высказываниями подрывается престиж профессии адвоката, который определяется не внутренней самооценкой, а, напротив, оценкой окружающих. Как объяснить людям, что, во-первых, адвокатов, подпадающих под категорию "модных и высокооплачиваемых", единицы, что за достаток и известность приходится платить изнурительным, часто неблагодарным трудом, а то и просто изрядно подорванным здоровьем. Полезно было бы сделать достоянием всеобщей известности, что тысячи адвокатов материально обеспечены не лучше врачей, учителей, инженеров, что в некоторых регионах до 80% уголовных дел - это дела по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ, за ведение которых предусмотрена буквально нищенская оплата. Самое страшное то, что адвокаты начинают истреблять друг друга, погрязая в интригах, сплетнях, неуважительных публичных отзывах друг о друге. Процветают перехват клиентов и взаимные оскорбления. Формируется психология волка-одиночки, для которого ничто и никто не указ. Достаточно емко отображено внутреннее состояние современной адвокатуры в книге "Адвокатура. Гражданское общество. Государство", изданной московским Издательским домом "Юрист" в 2002 г. (см. с. 130, 139, 140 145).

Поэтому, заботясь об уважении к этой профессии, к адвокатам следует предъявлять самые высокие требования соблюдения профессиональной этики и стандартов поведения. Для дальнейшего развития отечественной адвокатуры вопрос выработки точного перечня профессиональных этических установлений столь же необходим, как и принятие Закона об адвокатуре. Кроме того, исторически доказано, что адвокатура, не признающая этические принципы, не может рассчитывать на доверие общества. Результатом этого всегда становилось усиление вмешательства государства в дела адвокатуры, что с необходимостью влекло за собой ограничение реальной независимости адвокатских формирований, без которой адвокатура как правозащитный институт невозможна.

В существующих сегодня условиях дуализма, когда на протяжении более десятка лет сложилась абсолютно аномальная свобода деятельности по оказанию юридической помощи, когда право заниматься ею предоставлено любому лицу, не взирая на наличие адвокатского статуса, судимости, состояния психического здоровья, образования, достаточно сомнительным представляется подготовленный Министерством юстиции Российской Федерации Проект распоряжения Правительства РФ "Об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи" (по состоянию на 24 октября 2017 г.), постулатом которого, как представляется, является автоматическое включение в адвокатское сообщество практикующих юристов.

Замечательно выступал адвокат Ф.Н. Плевако, который говорил, что обществу нужны не жертвы громких идей, а правосудие.

Общество вовсе не нуждается в том, чтобы для потехи одних и на страх другим время от времени произносились обвинительные приговоры против сильных мира, хотя бы за ними и не было никакой вины: "Ошибочно предполагать, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно наполнять тюрьмы жертвами и губить их из-за одной идеи правосудия... Будьте судьями разума и совести!" "Адвокатура создана не для наслаждения тех, кто в ней состоит, а для общественного служения, служения трудного, сурового и серьезного" (Пикар Э. "Об адвокате (Парадокс)").

 

§ 3. Понятие адвокатской этики. Принципы адвокатской этики

 

Термин "этика" происходит от греческого ethos - обычай, нравственный характер. Впервые он был введен Аристотелем как "обозначение особой области исследования - практической философии, ибо она пытается ответить на вопрос, что мы должны делать" <244>. Предметом регулирования общей этики является нравственное поведение человека вообще, любой профессии, в любых обстоятельствах.

--------------------------------

<244> См.: Википедия. Этика.

 

По мнению некоторых авторов, существует общечеловеческая нравственность, обязательная для всех без исключения, и никакая другая не только не нужна, но и невозможна <245>. "Почему требование особенной честности должно касаться исключительно профессии адвоката? Честность обязательна для любого гражданина, это есть общечеловеческая обязанность, а не только адвокатская". Если это так, то не существует необходимости в специальной профессиональной этике; достаточно, чтобы адвокат был честным человеком, тогда непосредственная интуиция подскажет ему, как он должен поступить в каждом конкретном случае, причем подскажет значительно лучше любых теоретических рассуждений, поскольку, по словам Паскаля, "истинная нравственность смеется над нравоучением" <246>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья Е.В. Васьковского "Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник гражданского процесса", 2015, N 4.

<245> Васьковский Е.В. Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики. Варшава, 1934. С. 3 - 10.

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья Е.В. Васьковского "Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник гражданского процесса", 2015, N 4.

<246> Там же. С. 3 - 10.

 

"Хотя подобного рода отождествление адвокатской и общечеловеческой этики на первый взгляд кажется справедливым, однако при более тщательном исследовании с ним нельзя согласиться. Любая профессия накладывает на работающее по ней лицо особые обязанности, которые не существуют для других людей. Профессиональная этика, как правильно отметил один автор, "иногда превосходит частную этику" <247>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья Е.В. Васьковского "Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник гражданского процесса", 2015, N 4.

<247> Там же. С. 3 - 10.

 

Предметом же адвокатской этики становится поведение представителя этой профессии, члена соответствующей корпорации, преимущественно в обстоятельствах, где он действует именно как профессионал, либо представляет свою профессию, либо воспринимается окружающими именно как представитель корпорации адвокатов. Именно адвокатская этика велит ему защищать всех, кто прибегает к его помощи. Верно выразился по этому поводу Erskine: "Адвокат, который отказывается от защиты по личным своим воззрениям на обвиняемого, становится в эту минуту судьей, осуждающим еще до приговора, и бросает на весы правосудия тяжесть своего осуждения, быть может, ошибочного, но очень веского в силу того, что оно исходит от адвоката.

Останавливать же свой выбор исключительно на благодарных защитах, брать лишь те дела, в успехе которых нет сомнения, значит создавать себе какой-то рекорд непобедимости; это может быть истолковано как удовлетворение своего тщеславия и погоня за рекламой".

Адвокат как член независимой организации должен всемерно упрочивать честь и достоинство адвокатского корпуса, соблюдать правила адвокатской этики не только при исполнении адвокатских обязанностей, но и в быту, в общественной жизни, осознавать свои правовые и нравственные обязанности в отношении конкретного клиента и общества в целом. Он может придерживаться любого этического учения, но для него возможна одна система ценностей, один выбор стандартов поведения. Прежде всего деятельность адвоката состоит в оказании квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам.

Как указывает Е.В. Васьковский, из сущности и задач адвокатуры с логической необходимостью вытекают два основных принципа адвокатской этики: 1) адвокат как представитель общества должен в своей профессиональной деятельности охранять общественные интересы; 2) будучи органом правосудия, адвокат обязан сохранять авторитет и достоинство, присущее другим органам правосудия - судьям и прокурорам <248>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья Е.В. Васьковского "Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник гражданского процесса", 2015, N 4.

<248> Там же. С. 3 - 10.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.29.48 (0.113 с.)