Самый полезный цвет – любимый 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самый полезный цвет – любимый



Мы уже упоминали, что женщины менее продуктивно работают в бежевых и серых помещениях, а мужчины – в оранжевых и фиолетовых. Как выяснилось, это соответствует цветовым предпочтениям того и другого пола.

Как правило, синий цвет нравится всем. И дело тут не в моде. Синий цвет числится у человечества в любимчиках начиная с XVIII века. На этот счет было проведено исследование с участием более чем 5000 человек. Мужчины оказывают предпочтение синему (45 %) перед зеленым (19,1 %); женщины тоже относятся к синему положительно (24,9 %), правда, еще выше ценя зеленый (27,9 %). Кроме того, женщины предпочитают теплые (розовый и фиолетовый) тона, тогда как мужчин привлекают все оттенки серого, которые у женщин совсем не в чести.

Но есть один цвет, против которого восстают все, – это желтый. Одно из первых исследований цветовых предпочтений было проведено еще в 1941 году, и уже тогда желтый занял позицию явного аутсайдера. По правде говоря, с желтым связаны не самые приятные ассоциации: достаточно вспомнить желтую прессу или желтый дом. Не случайно художники традиционно изображали Иуду в желтом одеянии, а нацисты заставляли евреев нашивать на одежду желтую звезду! В общем, никто не любит желтый.

Но, возможно, вы измените свое мнение, если я приведу вам научно-поэтический аргумент в пользу желтого цвета. Итак, нашлась пара астрономов, которые изучили цветовые характеристики более чем 200 000 галактик, а затем вывели из них «среднее арифметическое» – иными словами, определили, какого цвета была бы наша Вселенная, если бы ее удалось, условно говоря, смешать в один комок. Что же у них получилось? Бледно-желтый оттенок, получивший название «космического латте».

Еще один аргумент в защиту желтого. Участников тестирования спрашивали, с каким цветом у них ассоциируется настроение, в котором они пребывают. Большинство тех, кто был в хорошем настроении, выбрали желтый. Значит ли это, что об оптимистах следует говорить, что они видят жизнь в желтом цвете? А вот розовый остается только пожалеть: его испытуемые называли крайне редко. Серый цвет заслужил предпочтение тех, кто находился в подавленном состоянии. В завершение эксперимента всем его участникам, и радостным и мрачным, задали один и тот же вопрос: какой цвет они любят больше всего. Большинство назвали синий, но… Это не был один и тот же синий. Счастливчики имели в виду ярко-синий, тогда как несчастные – темно-синий. Добавим к этому, что, согласно другим исследованиям, алкоголики предпочитают коричневый цвет, а розовый на дух не выносят.

Какова природа наших цветовых предпочтений? Являются они врожденными или благоприобретенными? Английские ученые раздали детям одинаковые игрушки, различавшиеся только по цвету: половина были голубые, половина – розовые. Малыши младше двух лет разбирали игрушки, не обращая никакого внимания на их цвет. А вот у детишек постарше наметилась явная тяга к осознанному выбору. Девочки от двух до пяти лет все активнее отдавали предпочтение розовому, а мальчики того же возраста – голубому. В возрасте старше пяти лет лишь каждая пятая девочка выбирала голубую игрушку и лишь каждый пятый мальчик – розовую. Из этого можно сделать вывод о том, что у женщин любовь к розовому, а у мужчин – к голубому цвету формируется в процессе воспитания.

Маленькие дети любят яркие и насыщенные цвета, подросткам больше нравятся темные и размытые тона. Цветовые предпочтения тинейджеров примерно одинаковы (за исключением разве что розового цвета, который большинство мальчишек-подростков терпеть не может).

Грудные младенцы в возрасте до пяти месяцев больше всего любят те цвета… которые попадаются им на глаза! Как мы уже говорили, груднички не различают фиолетовый, синий и бирюзовый. Пастельные тона они тоже не воспринимают. Что же остается? Красный и желтый. При этом надо помнить, что младенцы хорошо различают только яркие цвета. Поэтому, если вы не хотите, чтобы ваша кроха видела мир в сером цвете, не покупайте ей игрушки и одежки пастельных расцветок.

А вот чего маленькие дети категорически не любят, так это темных тонов. Не забывайте об этом, когда выбираете, в какую бумагу упаковать подарок для своего малыша. Психологи утверждают, что неприятные воспоминания связаны у детей с нелюбимыми цветами (черным, коричневым и белым). Нейтральные воспоминания обычно «окрашены» в основные цвета спектра.

Выбор цвета

Какой ваш любимый цвет? Допустим, это бирюзовый. Отлично. Значит ли это, что вы носите бирюзовый костюм? Конечно нет. И дело даже не в том, что вы постесняетесь его надеть. Просто вы убеждены, что бирюзовый костюм – это некрасиво. Несмотря на то что это ваш любимый цвет, вы понимаете, что в определенных обстоятельствах он выглядит ужасно. Значит, цветовые предпочтения не только весьма субъективны, но и зависят от конкретной обстановки и иногда оборачиваются своей прямой противоположностью. Любимый цвет «вообще» может не иметь ничего общего с цветом, предпочтительным в конкретной обстановке.

Людей, которые всем цветам предпочитают черный, на нашей планете меньшинство. Тем не менее большинство потребителей «голосует» за него, когда речь идет о товарах целого ряда групп, в особенности о гаджетах: компьютерах, фотоаппаратах, игровых приставках, мобильных телефонах. Нетрудно догадаться, почему iPhone 5 так популярен именно в черной версии.

Отношение к цвету товара меняется в зависимости от возраста потребителя. Молодежь, прежде всего девушки до 25 лет, готовы отложить покупку iPod Nano потому, что в «анисово-зеленом корпусе» его еще нет в продаже. Но с возрастом цвет приобретаемой вещи играет все менее заметную роль, а на первый план выходит его практичность.

Молодежь, более склонная к новшествам, чаще выбирает оригинальные цвета. Тот или иной цвет вводят в моду те, кому от 15 до 25 лет. Мало того: если вы видите человека солидного возраста, одетого вызывающе ярко, скорее всего, он делает это, чтобы казаться моложе.

Один из самых показательных примеров – «Рено-Твинго», выпущенный в 1993 году. Компания «Рено», почувствовав, что стареет со скоростью несущегося по пустому шоссе автомобиля, решила разработать суперсовременную модель, которая должна была привлечь прежде всего молодежь. И название для нее было выбрано соответствующее – «твинго». «Рено» смело пошла на слом стереотипов, предложив на рынок машину совершенно нового дизайна. Но это было еще не все. Маркетологи автоконцерна приняли революционное решение: вообще отказаться от кузовов белого, серого и черного цвета и отдать предпочтение кислотным оттенкам. Разумеется, они знали, что самые продаваемые на рынке машины – белые, серые и черные. С другой стороны, дорогостоящие маркетинговые исследования привели к неоспоримому выводу: молодежь жаждет кататься в машинах кислотных цветов. Значит, вперед, к цветам «вырви глаз», назло старичью!

Результат: модель «Рено-Твинго» имела невероятный успех… у людей старшего возраста!

Взрослые покупатели мгновенно считали информацию: эта машина для молодых. И купили «твинго», желая доказать себе и другим, что седеющие виски прекрасно сочетаются с ярким цветом кузова, а они открыты миру, новым идеям и модным веяниям.

В продолжение этой курьезной истории добавим, что несколько лет спустя концерн, решив расширить ассортимент продукции, выпустил «твинго» с черным кузовом, которым заинтересовалась как раз молодежная аудитория – в стремлении выглядеть «солиднее»…

Уточним, что важность цвета напрямую зависит от типа товара. Чем ближе предмет потребления (одежда, машина и тому подобное) к категории «престижных», тем большее значение приобретает его цвет. «Ошибка» с выбором цвета может дорого стоить потребителю, вот почему многие из них предпочитают нейтральные цвета.

Цветовые предпочтения при покупке тех или иных товаров могут быть продиктованы принадлежностью к определенной культурной или этнической общности. В США, например, испаноговорящие американцы предпочитают товары широкого потребления светлых цветов средней яркости. Афроамериканцы часто выбирают насыщенные цвета. Представителям европейской расы нравится зеленый. А вот американцы азиатского происхождения не жалуют товары зеленого цвета, зато любят розовые.

Бывает, что на выбор цвета влияет какое-либо особое обстоятельство. Так, многие афроамериканцы с удовольствием носят очки в черной оправе – возможно, под впечатлением от обаятельного героя Уилла Смита из фильма «Люди в черном».

Да будет свет

Цвет играет значительную роль в наших решениях и поступках, но не будем забывать, что цвет – порождение света. Не будь света, не было бы и цвета.

Мы уже упоминали, что сложение всех цветов спектра дает белый свет. Следовательно, цвет и свет неразделимы. Вот почему, рассуждая о влиянии света, мы в действительности говорим о влиянии всех цветов вместе взятых.

Каждому известно, что для хорошего самочувствия и настроения человеку необходима определенная доза света и солнца. Кое-кто утверждает, что, находясь в метро, можно определить, какая погода на улице: достаточно посмотреть на выражение лиц соседей по вагону. Если вы обнаружите больше двух человек, улыбающихся без причины, значит, наверху, скорее всего, ясно и солнечно!

Настойчивее всего света требуют дети. Независимо от того, в каких странах они живут, всем без исключения детям нравятся яркие краски и солнечный свет. Любой ребенок инстинктивно боится темноты.

Доказано, что в классах с хорошим естественным освещением дети учатся лучше. Не случайно школьники так любят занимать место у окна!

По предварительным данным недавно проведенного исследования, утренний свет способен бороться с ожирением. Достаточно каждое утро полчасика позагорать, и лишние килограммы уйдут. Если этот вывод подтвердится, приверженцев подобной «диеты» будет не счесть. Еще бы, ведь следование ей не потребует от нас никаких усилий!

Солнечный свет помогает предотвращать близорукость. Это не пустяк, ведь число людей со зрением не намного острее, чем у крота, растет по всему миру. В Китае уже бьют тревогу: от 80 до 90 % населения плохо видит вдаль. Китайские и австралийские ученые задаются закономерным вопросом: «А что, если все дело в том, что мы слишком мало времени проводим при естественном освещении?»

В 11 начальных школах города Гуанчжоу провели эксперимент, увеличив на 45 минут время перемен. Радости юных «подопытных кроликов», с готовностью согласившихся внести вклад в развитие науки, не было предела. Результат поразил исследователей: лишние 45 минут, ежедневно проводимые на улице, причем в любую погоду, снизили риск возникновения близорукости на 25 %.

Хотите, чтобы ваши дети росли стройными, зоркими и хорошо учились в школе? Пусть побольше гуляют и играют на свежем воздухе!

Пребывание в темноте, напротив, чревато самыми пагубными последствиями. Крысы, которых держали без света, отказывались пить воду, но набрасывались на спиртное. Возможно, это наблюдение поможет объяснить, почему во французском городе Сен-Жан-де-Валерискль, что в долине Озонэ близ Алеса, где была начата первая промышленная разработка угля, шахтеры выпивали в среднем по пять-шесть литров вина в день. Кто там обзывал горняков чумазыми?..

У шахтеров есть оправдание. Несколько лет назад было доказано, что во всем виноват гормон сна мелатонин. Когда организм вырабатывает его слишком много, человек погружается в неизбывную тоску. Это наше счастье, что секрецию мелатонина сокращает и регулирует солнце.

Медицина начала использовать естественный свет в лечебных целях еще в конце XIX века. Солнечный свет стимулирует иммунную систему человека и помогает ему бороться с инфекциями. Первые технологии фототерапии – лечения светом – начал разрабатывать датский врач Нильс Рюберг Финсен, в 1903 году удостоенный Нобелевской премии в области медицины. Во Франции в период между двумя мировыми войнами «весь Париж» с удовольствием ездил в курортный Экс-ле-Бен, где доктор Седман соорудил на вершине 16-метровой башни вращающийся солярий, в течение суток следовавший за солнцем. Доктор сумел даже продать идею за рубеж, и в 1930-е годы богатый индийский махараджа выстроил для себя в городе Джамнагар точно такой же солярий. Не все из нас носят титул махараджи, и мало кто имеет возможность воздвигнуть у себя на садовом участке 16-метровую башню, но это не беда. Зато мы можем воспользоваться достижениями современной фототерапии. Искусственная солнечная ванна почти не уступает в эффективности настоящей.

Важное предупреждение! Кабинки-солярии для искусственного загара не имеют к этой лечебной методике никакого отношения. Ультрафиолетовое излучение, которому подвергаются их клиенты, вредно для кожи и роговицы глаза. В фототерапии используется не ультрафиолет, а свет видимого спектра.

Рекомендуемая доза – 10 000 люкс в течение 20–30 минут утром при цветовой температуре 4000 кельвинов, расстояние до источника света – 40–60 сантиметров. Обычно в его качестве применяется ртутная лампа, хотя это далеко не единственная технология. Например, недавно появилась новинка – светоизлучающий диод, генерирующий световые волны меньшей длины, которые имеют голубоватый оттенок. Некоторые специалисты относятся к нему с недоверием, предполагая, что его излучение может разрушительно действовать на сетчатку глаза (на сегодняшний день этот вывод подтверждается только наблюдениями над животными).

Прошло немало времени, прежде чем официальная медицина признала фототерапию. Лишь в 2005 году она вошла в США в перечень разрешенных методов лечения сезонной депрессии и некоторых видов нарушений сна. Утренняя стимуляция ганглионарных клеток сетчатки глаза позволяет блокировать превращение серотонина в мелатонин в течение дня. Кроме того, происходит «перепрограммирование» биологических часов, что обеспечивает нормальную секрецию мелатонина ночью во время разных фаз сна. В результате у человека улучшается самочувствие, нормализуется аппетит и исчезают симптомы депрессии.

Утренние сеансы фототерапии дают хороший эффект при лечении таких навязчивых состояний, как булимия и анорексия. Некоторые медики предлагают использовать лечение светом в качестве терапевтической помощи девочкам-подросткам, страдающим анорексией.

Фототерапия может быть весьма полезна при лечении алкоголизма.

Фототерапия постепенно завоевывает популярность во всем мире. В Финляндии 20 % случаев зимней сезонной депрессии уже вылечивают методом фототерапии. В Германии и Швейцарии стоимость ртутных ламп возмещается по медицинской страховке.

Наука стремительно продвигается вперед по пути регулирования выработки организмом мелатонина. Известно, что синий и зеленый цвета – в отличие от красного – блокируют секрецию этого гормона. Ученые объясняют это большей чувствительностью «зеленых» колбочек сетчатки к волнам средней длины. Был открыт третий тип фоторецепторов сетчатки – ганглионарная клетка сетчатки, восприимчивая к волнам длиной примерно 484 нм, что соответствует голубому цвету бирюзового оттенка (это цвет ясного неба в полдень). Вывод: да здравствуют лазурные небеса, которые снижают дневную выработку мелатонина!

Тем, кто работает в ночное время, медицина труда рекомендует принимать сеансы фототерапии в начале рабочего «дня». Второй сеанс следует проводить в середине смены, когда наступает печально знаменитый «упадок сил». Кое-где уже догадались устанавливать в комнате отдыха рядом с кофе-машиной прибор для фототерапии.

Бизнесменам, вынужденным мотаться по свету, и пилотам долгих авиарейсов специалисты по медицине труда настоятельно рекомендуют «революционное» новшество: лампу – симулятор рассвета, которая помогает плавно выбираться из объятий сна. Цветовое освещение меняется, воспроизводя краски солнечного восхода. Не хватает только петушиного крика вместо звонка будильника! В больших международных отелях эти лампы стали сегодня непременным атрибутом интерьера. Дети редко останавливаются в таких отелях, а жаль: всего один час, проведенный под симулятором рассвета, как показывают исследования, снимает симптомы депрессии и гиперактивности намного лучше, чем плацебо.

Одним словом, свой мелатонин лучше держать под контролем.

Нам известно, что ганглионарные клетки, связанные с участками мозга, тормозящими выработку мелатонина, стимулирует синий свет. Франко-шведская группа исследователей нашла этому явлению практическое применение, установив на приборную доску нескольких автомобилей синюю лампочку и проследив за поведением водителей ночью на дороге. В борьбе со сном эффект от маленького огонька оказался таким же, как от двух чашек кофе. Значение этих данных трудно переоценить: треть дорожных происшествий со смертельным исходом происходит оттого, что водитель заснул за рулем. А что, если освещать дороги синим светом? Во Франции муниципалитет Лиона установил на шоссе, пересекающем город, синие неоновые фонари. Прекрасное решение, кроме того – вполне эстетичное. Было бы не лишним порекомендовать органам государственной и местной власти сделать то же самое повсюду, где это возможно.

Что касается торговли, то из чисто меркантильных соображений следует обратить серьезное внимание на уровень мелатонина у потребителей. Ведь клиент в хорошем настроении больше потратит!

Торговые площадки, в том числе подземные переходы, где расположены всевозможные ларьки, должны быть ярко освещены – и зимой ярче, чем летом. Иначе покупатели/пассажиры метро будут напоминать сонных мух, которым не до покупок. Такие бренды, как Тага, известные своими коммерческими успехами, держат в тайне «число люкс», то есть степень освещенности своих магазинов, оберегая его от посторонних не менее ревностно, чем Coca-Cola – фирменный рецепт знаменитого напитка. Лично я посоветовал бы владельцам торговых точек зимой повышать освещенность от летних 600 люкс до 1000. Медикам, занятым охраной труда, следовало бы обратить особое внимание на степень освещенности любых рабочих помещений, в первую очередь таких, где люди трудятся в ночную смену, в том числе в ночных магазинах. Приглушенный рассеянный свет – совсем не то, что им нужно.

Да здравствует яркий свет зимой!

На промышленных предприятиях, особенно там, где рабочие выполняют тонкие и сложные операции, уровень освещенности должен располагаться в пределах от 500 до 1000 люкс. По данным голландских ученых, яркий свет способствует росту производительности труда: повышение освещенности заводских цехов с 300 до 2000 люкс приводит к ее увеличению на 20 %.

Для справки: интенсивность лунного света составляет 0,5–1,5 люкс; квартиры, «нормально» освещенной в темное время суток, – 100 люкс; дневного света в тени – 12 000 люкс; дневного света в пасмурную погоду – 27 000 люкс; дневного света на солнце – 75 000 люкс (50 000–100 000). Чтобы рассчитать, какое освещение необходимо для торгового помещения, следует знать, что 1 люкс – это единица измерения освещенности поверхности, равная 1 люмену на 1 квадратный метр. В обычной лампе накаливания 1 ватт равен 680 люменам.

Надеемся, мы достаточно подробно остановились на значении яркости света и цветовой температуры. Но существует еще один показатель, знакомый широкой публике намного меньше, но чрезвычайно важный, – это коэффициент (он же – индекс) цветопередачи источника света. Именно с целью его повышения, например, желтые фары на французских автомобилях заменили на белые.

Этот коэффициент колеблется между 0 и 10. 10 – это дневной свет. Коэффициент 5 означает, что источник света верно воспроизводит только половину цветов.

Кроме цветопередачи, коэффициент – важный показатель комфортности освещения. Промышленные неоновые или первые энергосберегающие лампы имеют коэффициент цветопередачи 5 или 6. Свет у них тусклый, создающий смутное ощущение дискомфорта.

Как же не ошибиться, покупая лампочки? Ориентируйтесь на величину коэффициента от 8 и выше. Определить его совсем нетрудно. Если с коэффициентом цветопередачи что-то не так, производитель неоновых или энергосберегающих ламп «забывает» указать его значение на упаковке. От покупки таких ламп лучше воздержаться.

Пример честного описания товара выглядит так: 20W/840 – это лампа мощностью 20 ватт, коэффициентом цветопередачи 8 и цветовой температурой 4000 кельвинов.

Восприятие качества света (яркости, цветовой температуры и коэффициента цветопередачи) зависит от культурных особенностей того или иного народа. На Западе чаще всего предпочитают желтый свет, напоминающий «огонь в камине»: именно такой свет дают лампы накаливания.

В Африке и Азии зеленоватый свет неоновых ламп с коэффициентом цветопередачи 6 воспринимается как нормальный. Когда в отдаленные деревушки Африки пришло электричество, единственным источником света стали (а зачастую и остались) неоновые трубки. Местные жители были так рады появлению электричества, что в их сознании сложилась стойкая ассоциация зеленоватого света с прогрессом. За что же его не любить?

По гораздо более загадочным причинам спокойно переносят тусклый неоновый свет японцы. Мне часто приходится бывать в Токио. И в офисах, и в квартирах, куда я имел честь быть приглашенным, я почти всегда обнаруживал потолочные светильники с промышленными неоновыми лампами. Мне посчастливилось ужинать в лучших японских ресторанах, и мои вкусовые рецепторы до сих пор хранят об этом воспоминания. Глаза тоже: тамошний зеленоватый свет напомнил мне атмосферу прачечной самообслуживания по соседству с моим домом, благополучно закрывшейся лет десять назад. Несмотря на искреннюю любовь к моим японским друзьям, вынужден сказать: те немногие места в Токио, где, на мой европейский взгляд, освещение нормальное, – это большие международные отели. Надо это как-то менять. Не так давно исследователи из одного японского университета, изучив значение освещения и цветового оформления для успешной работы ресторанов, пришли к выводу, что для дружеского застолья наиболее благоприятен мягкий рассеянный свет. Среди предков Капитана Очевидность, судя по всему, были японцы.

Есть область, в которой качеству освещения уделяется особое внимание, – это люксовый сегмент. В крупных отелях и дорогих магазинах светом занимаются настоящие профессионалы, поэтому в них используются лампы с коэффициентом цветопередачи не ниже 9. Они стоят дороже, но более точно передают цвета и обеспечивают посетителям повышенный зрительный комфорт.

В сфере торговли освещение должно быть более или менее теплым в зависимости от типа товаров и ожиданий покупателя. Так, витрины магазинов одежды лучше оформлять в относительно холодных (примерно 4200 К) тонах. Внутри свет может становиться немного теплее, особенно в примерочных кабинах освещение обычно немного более теплое, чтобы покупатель сам себе нравился в зеркале.

Этот принцип был опробован (при коэффициенте цветопередачи 8) при оформлении вывески такой крупной торговой сети, как «Декатлон», и результат оказался более чем удовлетворительным.

Свет играет огромную роль в торговле продуктами питания. Случалось ли вам обращать внимание на то, какие лампы горят, к примеру, над мясным прилавком? Продавцы давно поняли, что мясо краснее под красными лампами, что салат выглядит аппетитнее под зелеными, а рыба свежее – при холодном свете (6000–6500 К). Что будет, если мясник решит позаимствовать лампы для своего товара у соседа – владельца рыбной лавки? Его мясо станет зеленоватым. Вряд ли он сохранит хоть одного клиента…

В школьных классах рекомендовано сильное холодноватое освещение, близкое к солнечному свету. Лучше всего, если свет будет падать не прямо, чтобы не слепить детям глаза. Установлено, что в хорошо освещенном классе у учеников повышается успеваемость и уменьшается количество пропусков.

Свет влияет и на взрослых, в особенности на женщин. Недостаточное или неправильно размещенное освещение служит источником преждевременной усталости и может стать причиной мигрени. Более всего от плохого освещения страдает интеллектуальный труд. Используя источники света у себя дома, старайтесь, насколько это возможно, следовать за естественным движением Солнца. Как ни парадоксально прозвучит, но я советую днем зажигать все лампочки, а вечером выключать или хотя бы приглушать их яркость при помощи регуляторов. На мой взгляд, в помещениях с окнами на север, где недостает прямого солнечного света, делать это просто необходимо.

Утром первым делом примите душ… из яркого холодного света, чтобы ваш организм понял, что пора просыпаться. Искусственный свет никогда не сравнится по силе воздействия с солнечным. Вечером, наоборот, погрузитесь в теплую ванну мягкого освещения, напоминающего о долгих вечерах у пылающего камина и дарящего чувство защищенности. В северных странах, где катастрофически не хватает света, люди днем включают мощные лампы, а в дизайне интерьера предпочитают выразительные цвета. По вечерам у них принято зажигать свечи, которые снижают цветовую насыщенность окружающей обстановки и делают ее мягче.

Смена светового и цветового режима позволяет нашему организму жить в одном ритме с солнцем и регулировать ежедневную секрецию мелатонина. Мы произошли от обезьян. Но еще до того, как сказал бы философ, мы в некотором смысле произошли от растений: днем мы нуждаемся в большом количестве света и богатом красками окружении. От растений мы, конечно, отличаемся: например, вместо хлорофилла вырабатываем мелатонин!

Цветотерапия

Современное медицинское сообщество единодушно в признании благотворного воздействия цвета на наше здоровье. Не менее дружно оно соглашается с тем, что волны определенной длины способны приносить нам пользу. В лечении рака, например, применяется лучевая терапия. С Другой стороны, ультрафиолетовое излучение вредно для нашей кожи и может вызывать меланому. В агропромышленной отрасли с успехом используют ультрафиолетовые стерилизаторы. Чтобы на 99,999 % очистить продукт от поверхностных биозагрязнителей, достаточно на несколько секунд поместить его под ультрафиолетовое излучение коротковолнового диапазона (UVC).

Вспомним, что и рентгеновские, и ультрафиолетовые лучи – это волны определенной длины (как и цвета); разница лишь в том, что первые для нас невидимы. Но никто ведь на этом основании не оспаривает тот факт, что рентгеновские и ультрафиолетовые лучи воздействуют на человека. Как ни странно, влияние волн видимого спектра, то есть цветов, у многих до сих пор вызывает сомнение.

А что, если волны видимого спектра действительно способны лечить?

Добро пожаловать в мир цветотерапии, она же хромотерапия, она же лечение цветом. Насколько нам известно, эта медицинская дисциплина входила в лечебный арсенал друидов, шаманов и жрецов народа инка.

Китайская медицина различает теплые и холодные цвета. Теплые – от алого до зеленого – соответствуют стихии ян; это мужские цвета. Холодные – от зеленого до фиолетового – соответствуют стихии инь; это женские цвета.

Согласно канонам индийской аюрведы у каждой чакры – свой цвет.

Фиолетовый, связанный с чакрой в верхней точке головы, лечит легкие психические и нервные расстройства. Синий, связанный с чакрой горла, используется при бессоннице, мигрени, стрессе и астме и стимулирует вербальное мышление. Зеленый, связанный с чакрой сердца, способствует приведению жизненных сил организма в равновесие. Желтый, связанный с чакрой солнечного сплетения, улучшает мыслительные способности, помогает при стрессе; он показан при артрите, ревматизме, заболеваниях пищеварительного тракта и легких. Оранжевый, связанный с чакрой селезенки, поддерживает жизненную энергию и волю. Красный, связанный с чакрой нижней «опорной» зоны, помогает справляться с депрессией, болезнями легких и нормализует пониженное артериальное давление. Индиго, связанный с шестой чакрой (областью между бровями), очищает кровь и обостряет слух и обоняние.

В конце XIX века уже упомянутый нами лауреат Нобелевской премии по медицине датчанин Нильс Рюберг Финсен основал Институт цвета, в котором лечил одну из форм туберкулеза. Однако подлинным создателем современной цветотерапии следует считать американского врача индийского происхождения доктора Динши Гхадиали. По его мнению, человеческий организм – это своего рода живая призма, которая разлагает свет на основные компоненты и черпает в них энергию, необходимую для поддержания себя в равновесном состоянии.

В современной Франции цвет иногда применяют в особых целях. Например, в роддомах инкубаторы для недоношенных младенцев, родившихся с желтухой, помещают под голубые лампы, чтобы снизить уровень билирубина.

В дерматологии рубцы и шрамы в 80 % случаев в результате облучения мощным красно-оранжевым светом уменьшаются наполовину.

Анестезиолог С. Комарец, работающий в отделении нейрохирургии одной из клиник Санкт-Петербурга, применяет хромотерапию для вывода пациентов из наркоза.

Офтальмолог из Лозанны доктор Пьер-Ален Груноэр доказал, что сетчатка остается «активной» даже ночью, когда глаза у человека закрыты, и что в борьбе с бессонницей может помочь красный свет (который сквозь закрытые веки воспринимается как розовый). На самом деле внимание пациента концентрируется на этом свете, вытесняя все остальные мысли, и он незаметно для себя засыпает.

Впрочем, приходится признать, что в странах Запада хромотерапия пока не получила широкого распространения, а официальная медицина чаще относит ее к категории эзотерических практик.

Но все когда-то меняется.

Совсем недавно российские исследователи выяснили, что белый свет дает хорошие результаты при лечении пациентов с депрессией и астеническим синдромом, а желтый особенно благотворен для астеников, страдающих соматовегетативными расстройствами.

Во Франции уже появились врачи, которые лечат при помощи цвета. Назову только тех, кто успел опубликовать отчеты о достигнутых успехах: это Жан-Мишель Вейс, Кристиан Аграпар, Пьер Ван Оберган и Доминик Бурден. Доктор Бурден жаловался мне, что ему с коллегами пока так и не удалось убедить медицинское сообщество в необходимости проведения широких клинических исследований, которые нашли бы научные доказательства воздействия цвета на здоровье человека.

Лично я полагаю, что у хромотерапии – большое будущее. Уже сегодня она приносит практическую пользу многим пациентам, хотя бы в качестве эффективного плацебо. Думаю, на пути работы с цветом медицину ждет еще много удивительных открытий.

Глава 3
Выбор цвета

Символика цвета

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, иранские муллы под страхом телесного наказания запрещают женщинам красить губы и носить красные туфли! Один из аргументов звучит так: в древние времена в красном ходили продажные женщины.

Любопытно, что в странах Запада женский свадебный наряд вплоть до середины XIX века был преимущественно красным, пока этот цвет не вытеснил белый, воспринимаемый как символ невинности.

Знамя одного и того же зеленого цвета на Западе поднимают экологические партии, а в мусульманских странах – исламистские.

В Китае цвет траура белый, а на Западе – черный. В Эфиопии, да будет вам известно, он коричневый, в Египте и Бирме – желтый, в Иране – синий, а в Венесуэле и Турции – фиолетовый.

Иначе говоря, символика цвета зависит от культурных особенностей региона и эпохи. В наши дни считается доказанным, что влияние цвета имеет как физиологическую, связанную с электромагнитным излучением, так и психологическую природу, обусловленную ролью того или иного конкретного цвета для данной цивилизации.

Почему значение цветовой символики меняется в зависимости от эпохи и страны?

Нередко виной тому историческая случайность. Возьмем, к примеру, цвета спортивных автомобилей. Своим происхождением они обязаны Кубку Гордона Беннетта, названному по имени его учредителя, владельца газеты New York Herald. В 1900–1905 годах гонки проходили между Парижем и Лионом. Надо было как-то отличать друг от друга национальные команды, и им были присвоены разные цвета: Франции – синий, Великобритании – зеленый (British Racing Green, в честь Ирландии), Бельгии – желтый, Италии – красный, Германии – белый. В 1930-е годы «немецкий» белый превратился в серый. Произошло это так. Согласно правилам, гоночный автомобиль не мог весить больше некой строго установленной нормы. Но накануне старта выяснилось, что вес «Мерседес W25» больше максимально допустимого на целый килограмм. И тогда механики быстро счистили с корпуса машин краску, обнажив металл. Так на свет появились «серебряные стрелы» с отполированным алюминиевым кузовом.

Иногда цветовая символика имеет несколько источников. Так, существует мрачное поверье, что зеленый цвет «приносит несчастье театру». Этому есть несколько объяснений. В XVIII веке актеры, надевавшие костюмы зеленого цвета на голое тело, порой умирали прямо на сцене, что неудивительно: в состав красителей для ткани входил ядовитый оксид меди. Другое объяснение: в конце XIX века в неком театре прямо во время спектакля случился страшный пожар, в результате которого погибла вся труппа вместе со зрителями. При этом исполнитель имел несчастье выступать в зеленом костюме. Можно еще вспомнить Мольера: в день своей смерти он был в зеленом. Кстати, предатель Иуда, часто изображаемый живописцами в желтом одеянии, в средневековых мистериях на тему Страстей Господних обычно появлялся в зеленом…

Все эти истории, более или менее достоверные, передавались из уст в уста, обрастая все новыми леденящими душу подробностями, так что в конце концов судьба зеленого цвета на театральных подмостках и съемочных площадках была решена. (Мы с радостью констатируем, что Одри Тоту избежала страшного проклятия, хотя афиша фильма «Амели» была напечатана на зеленом фоне.)

Это суеверие так глубоко укоренилось в сознании актеров, что, стоит одному из них выйти на сцену в зеленом костюме, меняется не только его игра, но и игра его партнеров, и даже реакция части зрителей.

Символика цвета влияет и на наше поведение. Тот факт, что она неодинакова в разных странах, значительно усложняет жизнь маркетологам, вынужденным решать колористические задачи для продукции, предлагаемой на мировой рынок. Им приходится учитывать, что означает тот или иной цвет на разных континентах. В приложении вы найдете перечень цветовой символики, существующей у разных народов.

Разумеется, вы не обязаны учить этот список наизусть, тем более что он, на мой взгляд, далек от точности. К тому же не будем забывать, что символику цветов следует толковать с большой осторожностью, потому что даже внутри одной культуры она может меняться в зависимости от того, какой предмет выступает носителем цвета.

Вернемся к примеру с автомобилями. Если вы разъезжаете по улицам в красной спортивной машине, окружающие решат, что вами движет стремление к показной роскоши. Но если вы захотите пройтись по тем же самым улицам, размахивая красным флагом, мало кто заподозрит вас в желании продемонстрировать свое богатство. Пойдем еще дальше. Что, если вы передвигаетесь по городу на красном велосипеде? Что это означает? Что вы любите роскошь или что вами овладели революционные настроения? Лично у меня нет ответа на этот вопрос. Да и вообще я не слишком склонен полагаться на цветовую символику. Тем не менее авторитетные американские ученые утверждают, что синий и красный цвета символизируют соответственно печаль и радость, оказывая влияние на наше поведение. Иначе говоря, видя что-то красное, мы чувствуем себя счастливее. Ну-ну.

Верно одно: в разных культурах символика цвета может играть более или менее существенную роль. Посмотрим на одежду. В странах Запада ее носят едва ли не всех цветов, не наполняя никаким символическим содержанием. В особенности это касается женщин. Мужской гардероб выглядит несколько более ограниченным: мужчина в розовом костюме воспринимается «женственным», в белом – претенциозным. Но в общем и целом никакой строгой цветовой символики для одежды не существует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.058 с.)