Цвет, обучение и производительность труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цвет, обучение и производительность труда



Представьте себе, что вам показали 48 фотографий, половина из которых – цветные, а вторая половина – черно-белые. Через несколько минут вам снова показывают те же 48 фотографий, смешав их с 48 новыми, и опять половина из них – черно-белые. Ваша задача: определить, какие фотографии вы видели в прошлый раз. Скорее всего, вы вспомните большинство цветных снимков и значительно меньше – черно-белых.

Цвета активизируют нашу память. Школьник, сидящий над учебником, запомнит материал на 55–78 % лучше, если он будет представлен в цвете. Мало того, цвет помогает не только заучивать материал наизусть, но и лучше его понимать – на целых 73 %. А значит, да здравствуют яркие маркеры и красочное оформление учебников!

Цветные наглядные пособия в детском саду помогают юным математикам быстрее выучить цифры.

Вот почему так важно обращать внимание на то, в какой цвет красить стены в школе.

В начале XX века австрийский философ Рудольф Штайнер разработал Вальдорфскую педагогическую систему, которая была впервые применена в школе для детей работников табачной фабрики «Вальдорф-Астория» в немецком городе Штутгарте. Каждая классная комната, каждый спортивный или игровой зал были выкрашены в свой цвет, способствующий развитию творческих способностей, помогающий сосредоточиться или, наоборот, сбросить напряжение. Кроме того, детей делили на группы в зависимости от особенностей темперамента (на холериков, флегматиков и так далее).

Сам Штайнер оценил опыт школы как «превосходный». К сожалению, начатый эксперимент тогда так и не получил продолжения.

Сегодня можно считать установленным, что самые неподходящие цвета для стен и мебели в школьных классах – как раз те, которые повсеместно используются в силу традиции. Бесцветную обстановку в детских учреждениях давно пора отправить на скамью подсудимых! Глубокое исследование, продолжавшееся три года, выявило, что в комнатах, выдержанных в черно-белых и коричневых тонах, дети учатся хуже. Почему? По двум причинам. Во-первых, потому, что эти «скучные» цвета им просто не нравятся. Вряд ли найдется ребенок, который попросит родителей выкрасить ему комнату в белый цвет. Между тем многим и многим детям приходится обитать в комнатах с белыми стенами!

Во-вторых, эти цвета отличаются очень слабым воздействием. Они не помогают сосредоточиться, не будят творческие способности, не способствуют релаксации.

Успешной учебе помогают желто-зеленый, оранжевый и небесно-голубой цвета. Ниже мы убедимся: это любимые цвета школьников. Хорошие результаты в детских садах дает розовый цвет. Оранжевый – замечательный цвет; кроме всего прочего, он оказывает позитивное влияние на социальное поведение. У голубого цвета есть один маленький недостаток: он делает детей рассеянными, уводя их в мир фантазий. Это его свойство можно использовать на уроках литературы в старших классах – стены будут в буквальном смысле помогать школьникам успешно справляться с сочинениями. Школьные кабинеты следует красить в разные цвета в зависимости от учебного предмета. Единственный цвет, который ни в коем случае не должен преобладать в детских учреждениях, – это красный. Он не только действует на юные создания возбуждающе, но еще и внушает им страх перед школой как перед опасным местом, где их ругают и наказывают.

Я рекомендовал бы делать в классе цветной одну из четырех стен, а именно заднюю, оставив остальные три белыми. Это позволит выбрать для нее любой яркий цвет. В разных классных комнатах желательно использовать то теплые, то холодные цвета, особенно если в школе действует кабинетная система, когда ученики в течение дня переходят из одного класса в другой. В идеале каждое помещение должно иметь свою собственную яркую цветовую характеристику.

Если по каким-либо причинам руководство школы возражает против ярких цветов, тогда можно использовать более спокойные тона, но красить все четыре стены.

Как цветовая обстановка влияет на взрослых? Сегодня уже появились исследования, согласно которым в отношении взрослых действуют те же закономерности, что в отношении детей. Эффективность работы в помещениях с цветовой доминантой выше, чем в тех, где стены белые, а мебель – невыразительных оттенков. Белые стены офисов способствуют накоплению усталости у сотрудников и отрицательно сказываются на результатах труда.

Люди работают лучше и быстрее и совершают меньше ошибок, если их окружают яркие краски.

Хорошо. Допустим, мы согласились, что пора забыть о белых стенах и черных рабочих столах. Но какие цвета следует выбирать для оформления офисов? В ходе эксперимента, проводившегося в конце 1980-х годов, испытуемых сажали в две комнаты: в первой стены были выкрашены красной краской, а во второй – голубой. Им предложили в течение часа печатать на пишущей машинке. Те, кто находился в красной комнате, работали быстрее; те, кто в голубой, – медленнее. А вот сочетание голубого и зеленого вызывает депрессию и снижение работоспособности.

Более позднее исследование подтвердило, что в окружении красного цвета мы действуем более сосредоточенно. А недавно у ученых появилась гипотеза, согласно которой голубой цвет «мешает» нам рационально мыслить и заставляет больше полагаться на интуицию.

Женщины значительно менее результативно трудятся в помещениях бежевого или серого цвета, в то время как мужчины хуже работают, когда их окружает фиолетовый.

Итак, можно считать установленным, что теплые цвета повышают нашу производительность. Но какова природа этого свойства? Заложено оно в нас от рождения или приобретается с опытом? Психологи решили проверить, как цвет помещения (голубой, серый, розовый) воздействует на умственную и физическую активность детей дошкольного возраста. Результаты получились теми же, что и с тестированием взрослых: дети, находившиеся в розовой комнате, демонстрировали более высокую физическую активность, чем дети, игравшие в голубой, а капризничали меньше.

Рисунки, сделанные детьми в розовом интерьере, выглядят более позитивными: если это солнце, то большое и яркое; если небо – то чистое, без облаков и туч; если человечек – то с широкой улыбкой. Это говорит о том, что в комнате с розовыми стенами жизнь представляется детям в розовом цвете.

К тому же заключению приходят ученые, занимавшиеся исследованиями по эргономике труда и психологии окружающей среды. Цвет, в особенности теплый, позволяет не только повысить производительность труда, но и добиться того, чтобы работа приносила удовольствие.

Цвета убеждения

Жила-была на свете… страховая компания. И ее клиенты систематически «забывали» платить положенные взносы или делали это с большим опозданием. Но однажды на работу в компанию поступил новый главный бухгалтер – большой умелец. И он придумал хитрый трюк: самые важные строчки, содержащие информацию о сумме и сроке платежа, а также адрес получателя, печатать на извещении цветным шрифтом.

Это не сказка. Одна американская страховая компания, применившая эту методику для оформления платежных документов, стала получать взносы от клиентов в среднем на две недели раньше.

Цвет привлекает к себе внимание и, как следствие, побуждает нас к действию. На цветной фотографии наш взгляд задерживается на две с лишним секунды, тогда как на черно-белой – не дольше чем на две трети секунды. Черно-белая реклама уступает в эффективности цветной на 42 %.

В 2003 году компания Xerox, планировавшая выпуск цветных копировальных аппаратов, провела маркетинговое исследование, задав потенциальным клиентам вопрос: считают ли они, что печатную продукцию коммерческого назначения лучше выпускать в цвете. Представители более 90 % заинтересованных компаний ответили, что для привлечения покупателей цвет необходим.

Еще более основательное исследование провела в 2009 году компания Hewlett Packard.

Репрезентативной выборке жителей девяти европейских стран предложили поучаствовать в опросе на откровенно «нейтральные темы», заведомо не интересные участникам исследования. Анкету напечатали в нескольких вариантах (синим, черным, зеленым и красным шрифтом). Опрашиваемые должны были отметить, в какой степени они согласны или не согласны с содержащимися в анкете утверждениями.

Результаты оказались поразительными. Больше всего нейтральных (ни положительных, ни отрицательных) оценок фигурировало в синих (47 %) и черных (43 %) анкетах; в зеленых их было 28 %, а в красных – всего лишь 19 %.

Исследование также выявило связь между крайними суждениями и красным цветом: в красных анкетах содержалось почти втрое больше (29 %) категоричных (положительных или отрицательных) ответов, чем в черных (10 %).

Но самое удивительное, что более половины (53 %) участников, которым достались зеленые опросники, согласились с предложенными утверждениями. Для сравнения: среди тех, у кого были черные опросники, «согласных» набралось только 36 %! Значит, зеленый – это цвет убеждения.

Цвет и секс

Существует ли связь между интенсивностью половой жизни и тем, какой цвет преобладает у нас в спальне? Иначе говоря, имеет ли значение для гармонии сексуальных отношений то, какого цвета у нас стены, постельное белье и мебель? В исследовании, посвященном поиску ответа на эти вопросы, согласились принять участие две тысячи человек. Они рассказали, какого цвета у них шторы и сколько раз в неделю постель служит им не только для того, чтобы выспаться. Красный, как и следовало ожидать, оказался в первых рядах (3,18 контакта в неделю), хотя уступил лидерство лиловому (3,49 контакта). Заметно отстали белый (2,02 контакта) и бежевый (1,97 контакта). Роль аутсайдера досталась серому (1,8 контакта).

Американские психологи решили проверить, действительно ли красный цвет более чем уместен в спальне. Они отталкивались от следующего известного зоологам факта: самки некоторых приматов, например павианов и шимпанзе, желая показать самцам, что они… э-э… не против, демонстрируют им свои покрасневшие ягодицы. Ну хорошо, это все-таки обезьяны. А как дело обстоит у людей? Ученые не поленились обшарить сайты знакомств и внимательно изучили фотографии дам, озабоченных поиском большой любви или, скажем так, романтических приключений. И выяснили, что женщины, настроенные не на серьезные отношения, а скорее на разовое развлечение, гораздо чаще позируют в нарядах именно красного цвета.

Дорогие девушки! Красьте ногти красным лаком, а губы – красной помадой! Носите красные платья! Помните, что путь к сердцу мужчины будет прямее и короче, если вам удастся выстлать его красным ковром!

Кстати, у девушки, голосующей на обочине, вдвое больше шансов, что проезжающий мимо водитель-мужчина пригласит ее к себе в машину, если на ней красная одежда.

А одетая в красное официантка в ресторане получает примерно вдвое больше чаевых.

Как вы думаете, это случайно?

В ходе эксперимента мужчинам показывали фотографии симпатичных женщин, снятых на красном и на белом фоне. Женщин, позирующих на красном фоне, испытуемые называли привлекательными примерно в два раза чаще, чем женщин, запечатленных на белом фоне. Затем исследователи попросили мужчин сначала сравнить женщин, одетых в красные или зеленые майки, а потом – в красные или голубые. Большинство участников эксперимента заявили, что охотнее встретились бы с женщиной в красном. Кроме того, они готовы были потратить во время свидания большую сумму денег. Но самое удивительное, что почти никто из испытуемых не догадался о мотивах своего выбора; подавляющее большинство оставались в убеждении, что цвет одежды, в которой фотографировались женщины, нисколько не повлиял на их оценку. Действительно, мы редко сознаем, как велика сила воздействия на нас цвета. Тем более опасным инструментом обольщения он может стать.

А как реагируют на женщин в красном другие женщины? Сознательно или нет, но они точно «считывают» в них решимость соблазнять мужчин. Женщина в красном в их глазах – магнит, притягивающий любовников. В подобных обстоятельствах доверять нельзя никому, даже лучшей подруге. Женщина в красном – прямая угроза вашему браку; вы только послушайте, как заливисто она хохочет над шутками вашего мужа, – на ваш взгляд, совсем не смешными. От вас потребуется бдительность и еще раз бдительность, не то, чего доброго, эта «зажигалка» устроит вам домашний пожар…

Впрочем, не стоит делать вывод, будто мужчин привлекает только секс. Их волнует и проблема продолжения рода. И вы, наверное, уже не удивитесь, узнав, что женщины фертильного возраста чаще выбирают себе одежду красного (или розового) цвета.

А как обстоит дело с мужчинами, предпочитающими одеваться в красное? Ничего не поделаешь, джентльмены, придется подыскать что-то другое. Результаты плачевны. Женщины будут к вам благосклонны, только если вы выберете другой цвет. Гомосексуалистам, если, конечно, таковы ваши устремления, в красном вы тоже не понравитесь..

Итак. Мужчин, которые любят женщин, красный цвет наводит на определенные мысли. И если в былые времена у дверей некоторых заведений вывешивали красный фонарь, вряд ли это было простым совпадением.

А теперь – небольшое отступление для милых дам, касающееся цвета волос. Как ни печально сознавать, но расхожая молва права: мужчины действительно предпочитают блондинок. Автомобилист гораздо охотнее остановится перед голосующей на обочине блондинкой, чем перед брюнеткой. Даже женщины чаще тормозят, чтобы подвезти блондинку, – правда, все равно вдвое реже, чем мужчины.

Блондинке дают в среднем на год меньше ее реального возраста; почему-то считается, что у блондинок более крепкое здоровье. Но главное: блондинки пользуются репутацией особ, проще и легче завязывающих близкие отношения с мужчинами.

В завершение главы про связь цвета и секса позвольте представить вам Uta stansburiana – пятнистобокую игуану. На шее у этих пресмыкающихся имеется нечто вроде цветного ожерелья. У самок оно всегда желтое, а вот у самцов может быть одной из двух расцветок: у полигамных самцов оранжевой, а у моногамных – синей.

«Оранжевые» ведут себя по отношению к другим самцам чрезвычайно воинственно. Они занимают большую территорию и обладают многими самками. «Синие» менее амбициозны и довольствуются малой территорией и всего одной самкой. И все бы в этом лучшем из разноцветных миров складывалось наилучшим образом, если бы матушку-природу не посетила коварная мысль украсить некоторых самцов желтым ожерельем – точно таким, как у самок. Самцы с желтым ожерельем не обременяют себя защитой территории, зато под видом самок проникают в гарем к «оранжевым» и резвятся в свое удовольствие, пока их не застигнет на месте преступления и не выгонит прочь разъяренный «оранжевый» рогоносец. Если бы Лафонтен сочинял басню про сложные взаимоотношения пятнистобоких игуан, он вывел бы из нее такую мораль: «Коль в женском платье гость не зван к тебе стучится в дверь, то будь ты трезв или в доску пьян – глазам своим не верь!»

Цвет и спорт

Представьте себе, что вы – опытный спортивный арбитр по боевым искусствам. Вас попросили высказать свое мнение о поединке по тхэквондо, записанном на видео. Во время схватки один боец выступает в красном кимоно, а второй – в синем. Окажет ли цвет кимоно влияние на ваше непредвзятое экспертное мнение?

Спортивные психологи Мюнстерского университета (Германия) провели эксперимент с участием 42 опытных судей. Сначала поединки борцов показали первой половине арбитров, а затем, обработав записи на компьютере и поменяв у спортсменов цвет формы, – второй. Что же выяснилось? В одних и тех же боях судьи присуждали победу спортсменам, выступавшим в красных кимоно, на 13 % чаще, чем тем же спортсменам, когда они были в синем. Разумеется, в тех случаях, когда соотношение сил было очевидным образом в пользу одного из борцов, цвет кимоно не влиял на судейскую оценку, но если схватка шла более или менее на равных, решающим фактором оказывался именно цвет спортивной формы.

Еще один цвет – черный – заставляет нас серьезно усомниться в беспристрастности судей. Замечено, например, что футболисты, играющие в черной форме, чаще подвергаются наказанию.

Для подтверждения этой гипотезы был проведен эксперимент, аналогичный описанному выше. Двум группам профессиональных судей показали видеозапись с фрагментами футбольного мачта. Камера запечатлела спорные моменты, в каждый из которых мог прозвучать судейский свисток. Первая группа судей смотрела запись, на которой нарушение правил допускали игроки в черных майках; вторая – ту же запись, но игроков искусственно «переодели» в майки другого цвета.

Результат: футбольные арбитры были готовы чаще использовать свисток и показать больше штрафных карточек, если игроки выступали в черной форме.

Но отвлечемся от арбитров и обратим взор на спортивные достижения. Начнем с грекоримской борьбы. Каждые четыре года мы заново открываем для себя этот вид спорта во время Олимпийских игр. Он слегка напоминает поединки японских сумотори, с той лишь разницей, что противники (не обязательно столь же корпулентные) облачены в облегающие трико синего или красного цвета. Злые языки утверждают, что зрителей в этом виде спорта меньше, чем участников, но все же, если собрать статистику по всем поединкам, начиная с первых современных Олимпийских игр, мы обнаружим, что борцы в красном трико одерживали победу над «синими» в 67 % поединков, то есть в двух боях из трех.

Судя по всему, красный цвет оказывает влияние и на командные игры. Посмотрим хотя бы на английский футбол: «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал», играющие в красной форме, за годы после Второй мировой войны выигрывали национальный чемпионат 39 раз из 69!

Возможно, вратари чувствуют себя увереннее, отбивая пенальти игроков, одетых в белое, а не в красное. И наоборот, нападающих смущает яркая форма вратарей. А поскольку стражи ворот имеют право выбирать форму любого цвета, они все чаще появляются на поле в люминесцентных майках, – по всей видимости, чтобы нагнать страху на форвардов соперника.

Если ваш ребенок признается вам, что мечтает зарабатывать себе на жизнь, играя на деньги в дартс в английском пабе, вы, конечно, попытаетесь его отговорить. В том случае, если ваши доводы не покажутся убедительными, постарайтесь хотя бы внушить ему, чтобы выбирал дротики ярких расцветок – это поможет добиваться лучших результатов. Проверено на практике.

Результаты исследований о влиянии цвета на спортивные достижения привели ученых всего мира к почти полному единодушию. Скептики, такие как Поллет и Пеперкорн (Амстердамский университет), скорее редки. Но что еще интереснее – сами спортсмены нередко пытаются оправдывать свои неудачи «неправильным» цветом формы. Игроки из футбольной команды Вайоминга очень обрадовалась, когда их спонсором согласилась стать крупнейшая почтово-транспортная корпорация UPS. Цвета компании – коричневый и желтый, и именно в этой гамме выдержана форменная одежда ее курьеров и кузова грузовиков – не слишком красиво, но сойдет. Но вот футболисты, вынужденные выступать в желтых шортах и коричневых майках, испытывали явный дискомфорт. И списывали на это обстоятельство свои плачевные результаты.

А вот тренер команды по американскому футболу Чикагского университета настаивает, чтобы во время перерыва в матче игроки отдыхали в голубой раздевалке. Зато непосредственно перед игрой, когда требуется настроить спортсменов на жесткую схватку, он приглашает их в красную раздевалку.

В завершение нашего экскурса в будни американского футбола позвольте представить вам одного умника – бывшего тренера команды Гавайского университета. Наслышанный об экспериментах с розовым Бейкера – Миллера, он решил, что хорошо было бы перекрасить в этот цвет раздевалки для гостей: игроки соперника растеряют боевой настрой, а у его команды появится больше шансов на победу. И о нем наконец заговорят как о выдающемся тренере! Однако гостей перспективы карьерного роста гавайского тренера совсем не занимали, а его дизайнерский стиль вызвал у них серьезнейшие возражения. Они подали жалобу в Западную атлетическую ассоциацию, которая занимается организацией спортивных соревнований между университетами юга и запада США. Специалисты ассоциации, обменявшись некоторым количеством вольных шуток, приняли поправку к регламенту: отныне раздевалки для гостей должны быть того же цвета, что раздевалка принимающей команды. Стали обе раздевалки гавайского стадиона розовыми или нет и как сложилась дальнейшая карьера футбольного тренера – об этом пресса умалчивает.

Цвет и вкус

Уже пещерные люди догадывались, что грибы красного цвета не рекомендуется добавлять в омлет и что зеленые фрукты – слишком «зелены». Человек испокон веков судил об опасностях, таящихся в окружающем мире, в том числе ориентируясь и на цвет. Но, поскольку любое суждение субъективно, оно нередко оказывается ошибочным.

Попробуйте кока-колу, окрашенную в оранжевый цвет: велика вероятность, что вы перепутаете ее с апельсиновой газировкой типа фанты.

Испанские ученые, предпочитающие натуральный апельсиновый сок, закупили в магазине партию сока одной и той же марки и предложили его сотне добровольцев. Испытуемые дегустировали сок в трех видах – обычный, подкрашенный красным красителем и подкрашенный красителем зеленого цвета. При этом участникам эксперимента сообщили, что перед ними три разных апельсиновых сока. И они почти единодушно признали красный сок самым вкусным, а зеленый – кисловатым.

Похожий опыт провели на крупном молочном заводе с йогуртами. Исследователи поменяли местами красители: к ананасовому йогурту добавили розовый, а к клубничному – желтый. Испытуемые не заметили подмены. Они были уверены, что розовый и желтый йогурт сделаны с добавлением соответственно клубники и ананаса. Лишь когда им открыли правду, они признали свою ошибку.

Интуитивно большинство людей соотносит каждый цвет с определенным вкусом: розовый, как правило, – сладкий, зеленый – соленый, оранжевый – острый, желтый – кислый. Самый «несъедобный» из всех цветов – это синий. Если не считать некоторых сортов леденцов и коктейлей, пищевых продуктов синего и голубого цвета не существует.

Если мы пойдем дальше, то обнаружим, что на наше вкусовое восприятие влияет также интенсивность окраски продукта. Участникам одного эксперимента предложили продегустировать три вида кетчупа и сказать, какой из них самый острый. Их лишь не предупредили, что они будут пробовать один и тот же кетчуп, но по-разному окрашенный. В результате самый темный кетчуп был признан более острым, чем средний, а средний – более острым, чем светлый.

Похожий результат получили исследователи, угощавшие детей одинаковым на вкус фруктовым соком разной цветовой насыщенности. Чем гуще был цвет, тем «вкуснее», по мнению юных дегустаторов, был сок.

Связь между вкусом и цветом может помочь в борьбе с лишним весом у детей. Почему бы диетологам не понизить содержание в продуктах сахара и жиров, усилив ощущение их сладости и «вкусноты» при помощи более насыщенной окраски?

Пищевая индустрия давно приняла к сведению, насколько важен цвет продуктов. На упаковке пищевого продукта принято указывать его состав. В этом перечне, напечатанном шестым кеглем (мельче уже нельзя), мы часто видим повторяющуюся букву Е в сопровождении чисел от 100 до 182. Это палитра пищевых красителей, альбом образцов цвета для промышленных кулинаров-колористов. Применение пищевых красителей началось не вчера. Например, киноварь (Е120) – сульфид ртути – дает оранжево-коричный цвет и используется в кулинарии с незапамятных времен.

Существует три типа разрешенных к использованию пищевых красителей: натуральные красители (такие, как карамель – El 50); синтетические красители, существующие в природе, но производимые промышленным способом; и искусственные красители, не имеющие природных аналогов (например, синий – Е131).

Европейское агентство по безопасности продуктов питания (EFSA), признанный авторитет в сфере безопасности пищевых продуктов, следит за тем, чтобы эти красители были нетоксичны. В 2007 году в обществе развернулась полемика по поводу некоторых химических красителей, заподозренных в повышении гиперактивности у детей. И производителям конфет пришлось заменить их на натуральные экстракты свеклы и шпината. Инициатива, которую можно только приветствовать!

Хорошая новость для верующих иудеев и мусульман: 9/10 используемых пищевиками красителей – кошерные и одновременно халяльные. А вот вегетарианцам повезло меньше. Сами того не ведая, они в половине случаев употребляют в пищу вместе с купленным продуктом красители животного или как минимум «неизвестного» происхождения. По правилам, производитель не обязан указывать происхождение использованного красителя. Вниманию вегетарианцев: в списке пищевых красителей вас должны насторожить следующие: Е103, Е111, Е124, Е128, Е143, Е173. Предупреждаем, что они содержат компоненты животного происхождения.

Наши колористы в поварских колпаках не знают удержу, стремясь, чтобы пицца была густо-красной, а мятный сироп – ярко-зеленым. Исключение составляет искусственный мятный сироп с добавлением ментола, производимый без применения красителей. Впрочем, на вкус он неотличим от обычного мятного сиропа…

Часто потребитель сам решает, какой цвет самый аппетитный, и его выбор во многом зависит от культуры.

Вы не заставите американца купить яйца с коричневой скорлупой. Во Франции, наоборот, яйца с белой скорлупой – недоразумение. Французский майонез должен быть желтым, а на том берегу Атлантики он непременно белый. И так далее.

Сложности наступают тогда, когда у жителей одной и той же страны складываются диаметрально противоположные цветовые пристрастия. Возьмем, к примеру, яблоки. Одни считают, что настоящее яблоко должно быть зеленым и больше никаким. Другие убеждены, что зеленые яблоки, выращиваемые в промышленных масштабах, напичканы химией и потому несъедобны. И кислинка у них противная. Эти люди предпочитают невзрачные на вид яблоки неопределенного цвета: желтовато-коричневато-оранжевые. Между тем в ходе слепого тестирования любители зеленых яблок нередко голосуют за «серо-буро-малиновые», и наоборот.

Хорошо, что на рынке по-прежнему можно найти яблоки разных сортов (хотя их число постепенно сокращается).

Наконец, цвет обязан быть «приемлемым» для данного продукта. Если обработать стейк синим красителем, вы, скорее всего, не сможете его съесть. У вас наверняка был пращур, в незапамятные времена отравившийся едой синего цвета. С тех пор ваше подсознание категорически не советует вам тащить в рот продукты сине-голубой гаммы.

Таким образом, оттенок, яркость и цветовая насыщенность предлагаемого на рынок продукта зависят не только от желаний потребителя, но и от тонкостей маркетингового позиционирования. Например, более румяная сдобная булочка производит впечатление «домашней»; чем она светлее, тем менее калорийной кажется. То же и с черным хлебом: чем он «чернее» на вид, тем представляется более питательным и содержащим больше ржи, независимо от вкуса, указанного на упаковке состава и цены.

Для вкусового восприятия важен и цвет посуды. Горячий шоколад в оранжевой или кремовой чашке вкуснее, чем в белой или красной.

Одна и та же газированная вода, разлитая в стаканы разного цвета, будет казаться более или менее освежающей. Голубой, зеленый, красный и желтый стаканы способствуют ощущению утоленной жажды именно в таком, убывающем порядке.

Подавая блюдо, помните о контрасте, позволяющем выгодно оттенить продукты. Морковь будет выглядеть аппетитнее на синей тарелке (это ее дополнительный цвет).

Если вы следите за фигурой, советуем выбирать посуду наиболее далекого от блюда цвета.

Красную тарелку вы наполните спагетти болоньезе доверху, а в белую положите порцию поменьше. И наоборот: в белую тарелку вы навалите целую гору риса, а с темной проявите сдержанность.

Подведем итог. И с точки зрения эстетики, и с точки зрения диеты – да здравствует максимальный контраст между цветом тарелки и цветом блюда!

Неосознанно мы сначала «пробуем» блюдо глазами. Великие кулинары и на Западе, и на Востоке давно поняли это. В Японии даже в самой скромной забегаловке внешний вид блюда всегда великолепен, и особое внимание уделяется его цветовой гармонии. Представьте себе тарелку суши без традиционного желто-оранжевого имбиря – в Японии это немыслимо. Вы можете не прикоснуться к имбирю, но без него блюдо теряет в красоте, а следовательно, становится не таким вкусным.

Глаза, вне всякого сомнения, влияют на наше восприятие сильнее, чем нёбо. Приглашаю вас, мой счастливый читатель, при случае зайти поужинать в парижский ресторан, который называется «В темноте» (Dans le noir). В погруженном в абсолютную тьму зале вас обслуживают незрячие официанты. Это крайне интересный эксперимент, который позволит вам понять, что значит быть слепым, и поменяться ролями с теми, кому в жизни повезло меньше, чем вам. В этом ресторане незрячие помогут вам сесть за стол и встать из-за стола и даже научат вас наливать воду в стакан, положив палец на его край. Вода коснулась пальца – значит, стакан полон. Но главное, здесь полностью меняется ваше отношение к сотрапезникам. Вам поневоле приходится напрягать внимание, чтобы сообразить, кто из сидящих за столом говорит и к кому обращается. Лишившись возможности видеть, вы по-новому услышите голоса своих друзей. Вы полностью обратитесь в слух. Попытка представить себе, что находится у вас в тарелке, приведет вас в замешательство, особенно если вы возьмете меню-сюрприз. Ужин превратится в игру: попробуйте-ка догадаться, что именно вы едите. Поверьте, ваше вкусовое восприятие совершенно изменится. Вы будете совсем по-другому оценивать текстуру блюда и наслаждаться прежде неведомыми нюансами вкуса. Лично я полакомился превосходной, прекрасно приготовленной рыбой, которая на поверку оказалась соте из ягненка!

Цвет и обоняние

Цвет оказывает гораздо большее, чем принято думать, воздействие на обоняние. 54 студента факультета энологии Университета Бордо приняли участие в забавном эксперименте. Им предложили описать букет белого бордо АОС[8]. Студенты нашли в нем ноты меда, сливочного масла, миндаля, цитрусовых… Словом, классические ароматы белых вин, которые все, как нарочно, почти одинакового цвета. Затем в вино подмешали красный краситель без вкуса и запаха. И начинающие энологи обнаружили в том же самом вине ноты вишни, черной смородины и малины – то есть ароматы, свойственные красным винам.

Между цветом и запахом существуют четкие ассоциации. Если вы понюхаете апельсиновый сок, подкрашенный зеленым, то почти наверняка перепутаете его с лимонным.

Разумеется, кофе в упаковке кофейного цвета гораздо ароматнее, чем в любой другой. И шоколадные конфеты больше пахнут шоколадом, если завернуть их в фантики шоколадного цвета. Чем краснее клубничный сироп, тем сильнее он пахнет клубникой и так далее.

По той же причине голубовато-зеленое печенье должно пахнуть мятой, иначе потребитель вас не поймет. Производители душистой продукции должны с особым вниманием следить за цветом и продукта, и упаковки. Но это не так-то просто.

Возьмите, например, духи на основе ветиверового масла, получаемого из одноименного растения. Из-за этого многим кажется, что они должны быть травянистого цвета. Но масло ветивера – вовсе не зеленое. Поэтому производитель сначала обесцвечивает спиртовой раствор ветивера, а потом подкрашивает его зеленым. Не менее важно точно рассчитать насыщенность окраски. Чем ярче цвет, тем более душистой кажется композиция.

Темные цвета подсознательно ассоциируются у нас с крепкими запахами. И наоборот, продукция светлых тонов представляется нам обладающей легким ароматом.

На восприятие запаха влияют оттенок цвета и его насыщенность, причем в разных культурах эти связи могут довольно заметно различаться.

Возьмем для примера голландцев, живущих в Голландии китайцев, немцев, малайцев, малайских китайцев и американцев. Предложите им понюхать 14 разных запахов и спросите, какой цвет у них ассоциируется с каждым из запахов.

Так и поступили немецкие исследователи. И получили удивительные результаты: внутри одной культуры ассоциации цветов и запахов практически всегда совпадают. У малайцев, например, запах мыла ассоциировался с голубым и желтым. В отличие от них живущие в Голландии китайцы связывали тот же самый запах с зеленым и коричневым. Наиболее близкими друг к другу по части ассоциаций оказались немцы и американцы, а наиболее далекими – немцы и малайские китайцы.

Товар и упаковка

Существует целая наука о том, как упаковывать товар, чтобы привлечь клиента. Когда в 1950-е годы на упаковке апельсинового сока 7 Up добавилось 15 % желтого цвета (напиток остался таким же), потребители решили, что его вкус улучшился и стал более цитрусовым.

На наших глазах в индустрии упаковки происходят радикальные изменения. С одной стороны, технологический прогресс позволяет изготавливать упаковочные формы любой сложности. С Другой – основная масса потребителей, заботясь об экологии, требует минимизировать упаковку.

В том, что касается формы, сегодня считается более или менее установленным, что мужчины предпочитают жесткую упаковку с прямыми углами, а женщины – округлую, с изогнутыми линиями.

Иногда, предъявляя потребителю тот или иной товар, производитель вынужден учитывать его культурные традиции. Например, сеть KFC (Kentucky Fried Chicken), выходя на японский рынок, переделала свои фирменные картонные коробки. Японцы не желали покупать куриное мясо, сваленное в картонную коробку, полагая, что это не только некрасиво, но и подозрительно: неизвестно, что там лежит на самом дне. И тогда сеть KFC, вдохновившись бэнто для суши, предложила японскому потребителю те же ломтики курицы на одноразовом блюде. Правда, эта упаковка обходится вдвое дороже американских коробок. «Это не страшно», – с вежливой японской улыбкой объясняет всем желающим президент японского отделения KFC господин Окавара, который ни секунды не сомневается в том, что точное воспроизведение американской упаковки не оставило бы сети ни малейших шансов закрепиться на японском рынке.

Разумеется, цвет упаковки и самого товара играет в выборе покупателя решающую роль. С этим согласны 92 % потребителей. А 84 % признают, что склоняются в пользу приобретения того или иного товара, ориентируясь в первую очередь на то, какого он цвета. Сравним эту цифру с другой: всего лишь жалкие 6 % опрошенных заявили, что для них важнее всего, каков товар на ощупь. Что уж говорить о звуке или запахе – этим двум критериям вместе взятым придает значение лишь каждый сотый потребитель (само собой, исключая музыкальные товары и парфюмерию).

Итак, цвет для товара – самое главное. При покупке особенно важно первое впечатление, а цвет распознается примерно за десятую долю секунды. Чтобы оценить форму товара, тем более – прочитать информацию на упаковке, секундами не обойдешься. Если вы приобретаете товар длительного пользования, вряд ли вы станете экономить время на подробное с ним ознакомление.

Другое дело – ходовые товары, которые мы кидаем в корзинку, что называется, не глядя. Так вот, для таких товаров цвет имеет первостепенное значение. Можно вывести следующую маркетинговую закономерность: чем короче время ознакомления покупателя с внешним видом товара, тем важнее, какого он цвета.

Для товаров одного и того же назначения, конкурирующих между собой, цвет играет роль своеобразного маркера ценовой категории. Практика показывает, что потребители со средними и высокими доходами чаще приобретают бесцветные изделия, тогда как лица скромного достатка предпочитают яркие краски.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.063 с.)