Деликатный хирург. Амбруаз Паре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деликатный хирург. Амбруаз Паре



 

Хирургия – это занятие, требующее интеллекта. Лукавые терапевты с их вечными насмешками предпочитают, чтобы хирургов рассматривали только как умелых ремесленников, выполняющих рутинные задания, возлагаемые на них более интеллектуально одаренными специалистами. Я приписываю эти издевки некой беззлобной братской зависти не столько нашему звездному статусу, сколько очевидному результату лечения, которого мы, хирурги, достигаем, не говоря уже о личном удовлетворении, которое мы получаем при этом. Может показаться странным такое забавное описание ежедневных забот хирурга, но немногие врачи (кроме терапевтов) могут оценить, насколько хорошо мы проводим время, почти всегда. Трудный случай разжигает азарт, и главная задача заключается не в том, чтобы творить чудеса пальцами, а в том, чтобы совершать волшебство с помощью ума.

Даже самый драматический компонент хирургии – операция – это не столько демонстрация ловкости рук, сколько осмысление путей исправления ситуации. Операция – тот момент, когда ум целителя на основе знаний и интуиции заставляет его или ее руки сделать выбор между путем, который, предположительно, приведет человеческое тело в рабочее состояние и путем, в конце которого ждет неудача. Это глубокое понимание течения болезни с самого начала до момента оперативного вмешательства, которое позволяет врачу понять, что он видит перед собой, и выбрать из нескольких путей тот, который исправит нарушенные функции в теле пациента.

Как только область больного органа открыта, начинается процесс обдумывания и принятия решения, протекающий практически мгновенно. В результате формулируется план, который затем воплощается в упорядоченной последовательности шагов. По степени влияния на жизнь человека операция, возможно, наиболее прямой и практический тип воздействия, который может совершить врач; с другой стороны, невидимые постороннему глазу мельчайшие манипуляции, безусловно, делают хирургическое вмешательство самым абстрактным действием. Доведенные до автоматизма точность разреза, наложение швов и завязывание узлов – лишь помощники в процессе синтеза интеллекта и логики, который является одним из самых высоких достижений как головного мозга, так и души. Хотя до сих пор никто не заходил так далеко, чтобы обвинять хирургов в чрезмерной скромности, тем не менее они имеют некоторую склонность недооценивать уровень своих возможностей. Когда английский хирург начала девятнадцатого века Эстли Купер перечислял необходимые его коллегам качества, такие как «глаз орла, сердце льва и женские руки», он дипломатично не упомянул самый важный атрибут – ум ученого, чтобы избежать недовольства врачей других специальностей.

Но ум ученого бесполезен, если отсутствуют технические навыки. Если руки не могут адекватно выполнить задачу, поставленную мозгом, такой хирург – не хирург; если делая свою работу, он не может проявить доброту, он не целитель. Рука, которая повреждает ткань, не может вылечить ее; хирург, позволяющий себе грубость, не может рассчитывать на быстрое послеоперационное восстановление.

Этот элементарный факт часто недооценивается. В трудах Гиппократа, Галена и их учеников встречаются мимолетные упоминания об этом, но только в шестнадцатом веке учение Амбруаза Паре стало стандартом хирургической помощи. Паре вел своих последователей к современной хирургии по особому пути, олицетворяя идею нежной заботы, которая до сегодняшних дней остается самым важным его наследием.

Парадоксально, но концепция деликатной обработки тканей внедрялась в разгар чудовищной по своим разрушениям войны. Искусство хирурга всегда было особенно востребовано на поле брани. Сложные открытые ранения требуют эквивалентного оперативного лечения. В двадцатом веке самые большие успехи в некоторых областях хирургии достигались во время крупных военных американских конфликтов. В Первую мировую войну – в операциях на кишечнике; во Вторую мировую – в операциях в области грудной клетки; в Корейскую – в сосудистой хирургии; в войну во Вьетнаме – в быстрой транспортировке раненых. Во время каждого из конфликтов методы ухода за больными, приемы реанимации и хирургические навыки в целом развивались особенно быстрыми темпами. При этом наряду с улучшениями в общих направлениях лечебного процесса продвижение вперед происходило и в различных аспектах медицины внутренних органов. Молния, озаряющая мрачные тучи войны, несет с собой свет, который в долгосрочной перспективе может осветить столько же жизней, сколько и уничтожить в результате катастрофического удара.

Одной из причин, по которым каждая новая война требует дальнейшего совершенствования медицинской помощи, является непрерывное создание все более эффективных методов уничтожения. Ранения становятся тяжелее и требуют все более глубоких знаний о человеческом организме для его исцеления. Независимо от того, насколько продвинутыми становятся медицинские технологии, кажется, что они всегда будут на шаг позади военных разработок, калечащих нас. В наши дни, когда открыта тайна ядерного синтеза и миру грозит тотальное уничтожение, трудно себе представить ужас, охвативший средневековую Европу перед лицом изобретения огнестрельного оружия. Считается, что порох был открыт в Китае около 1000 года, затем арабы, которые, похоже, первыми начали применять его для изготовления орудий убийства, привезли смертельное вещество на Запад. В сражениях начала четырнадцатого века, таких, например, как битва при Креси в 1346 году, уже использовали маленькие пушки, но только в итальянских войнах шестнадцатого века артиллерия прошла первый серьезный тест, став нелегким испытанием для возможностей медицинской науки. В этом состязании неторопливые профессора в длинных халатах оказались неспособными дать на этот вызов достойный ответ. В конце концов, скромный, необразованный цирюльник-хирург Амбруаз Паре понял, что нужно делать, и нашел решение проблемы. Прежде чем описать обстоятельства, при которых происходили эти события, следует представить нашего героя, и лучше всего это можно сделать с помощью взятой из его же сочинения цитаты, иллюстрирующей сложность задачи, с которой он столкнулся, и раскрывающей величие этого человека:

 

С того же убогого склада жестокости пришли все виды мин, контрмин, тигелей, аркебуз, огненных стрел, копий, арбалетов, пищалей, огненных шаров, кулеврин и тому подобных стреляющих и разрывных устройств. Плотно набитые порохом и затравкой для возгорания, брошенные защитниками среди тел и палаток нападавших, они моментально вспыхивают при прикосновении к ним. Это, безусловно, самый отвратительный и разрушительный вид изобретений, из-за которых мы часто видим тысячи случайно подорвавшихся, не подозревавших об опасности людей. Иногда, в самый разгар боя, можно видеть, как крепкие солдаты загораются подобно свечкам от этих стреляющих штук и пылают со всей своей амуницией, поскольку нет достаточного количества воды, чтобы сбить и погасить неистово бушующее пламя, охватившее все тело. Как будто недостаточно было иметь оружие, железо и огонь для уничтожения человека, и, чтобы сделать атаку быстрее и эффективнее, мы снабдили орудия подобием крыльев, чтобы они как можно скорее летели, неся погибель людям, для сохранения которых Бог создал все в этом мире. Воистину, когда я размышляю обо всех видах приспособлений для убийства, которые использовали древние, они кажутся мне просто спортивными снарядами и детскими игрушками по сравнению с теми, что я описываю. Современные изобретения легко оставляют позади все наилучшим образом сконструированные ужасные устройства, которые можно вспомнить или вообразить, по форме, жестокости, и принципу действия.

Казалось бы, что может быть более грозным и пугающим, чем гром и молния? И все же ужас грозы почти пустяк по сравнению с жестокостью этих адских орудий, если рассматривать последствия их воздействия. Гром и молния, как правило, ударяют лишь один раз и могут поразить только одного человека из множества; но одна большая пушка одним выстрелом может убить и покалечить сотни человек. Разряд молнии – это явление природы, и он случайно попадает то в вершину высокого дуба, то в гору или в высокую башню, но довольно редко в человека. Но это адское орудие, исполненное злобой и направляемое рукой человека, нападает только на людей, берет их на мушку и направляет свои снаряды прямо в них. Гроза заранее предупреждает о своем приближении раскатами грома; но это инфернальное устройство ревет во время выстрела и, стреляя, гремит, отправляя в один момент смертельную пулю в грудь и оглушительный грохот в уши. Поэтому каждый из нас по праву проклинает создателей этих смертоносных орудий; и, напротив, возносит до небес тех, кто старается словами и благочестивыми призывами убедить королей не использовать их, а также трудится, создавая научные работы и составляя лекарственные средства, подходящие для ран, нанесенных этим оружием.

 

Именно представление о «подходящем лекарственном средстве» для исцеления ранений, было самой большой ошибкой врачей шестнадцатого века. Они были убеждены, что в огнестрельные ранения из пороха каким-то образом попадает яд, и поэтому их следует очищать, подвергая обработке кипящим маслом. Лежащая в основе их концепции теория не имела никакого смысла, а лечение было невыносимо болезненным и травматичным. Ужасная боль сопровождалась разрушением тканей, и, тем не менее, эту практику продолжали применять, придерживаясь ложной догмы о том, что необходимо проводить детоксикацию «отравленной» раны.

Еще во время обучения специальности цирюльника-хирурга в Париже Амбруаз Паре уверовал в этот принцип, поскольку тогда у него не было причин сомневаться в его справедливости. Он имел большой опыт в приготовлении надлежащего качества «ортодоксального масла для ошпаривания с примесью небольшого количества патоки». Он знал, как следует промачивать повязки и бинты, а затем накладывать их на огнестрельные раны или на обширные участки обожженной поверхности кожи бьющегося и кричащего от боли солдата. С двадцати двух до двадцати шести лет он работал в должности полкового хирурга и хирурга-акушера в знаменитой парижской больнице «Отель Дье». Он был слишком беден и не смог оплатить экзамены, которые позволили бы ему получить официальный аттестат для вступления в корпус цирюльников-хирургов. Каким-то образом ему удалось добыть назначение в качестве личного хирурга маршала де Монжана, генерала французского короля Франциска I.

Армия успешно отразила попытку захвата Прованса императором Священной Римской империи Карлом V и начала преследование отступающего в Италию противника. Так в 1537 году молодой Паре оказался у осажденного Турина. Он впервые принял участие в военной кампании и первый раз в жизни обрабатывал только что полученные солдатами ранения, которых было значительно больше, чем он ожидал, поэтому вскоре все приготовленное кипящее масло было полностью израсходовано на прижигание ожогов и огнестрельных ранений. Вдохновленный данной ему от Бога изобретательностью, с безумной храбростью отчаяния он провел на поле боя клинический эксперимент: вместо применения «вышеупомянутого, разогретого до максимальной температуры масла» начинающему хирургу пришла в голову идея использовать смягчающую, успокаивающую примочку. Паре понимал, что серьезно рискует, и если его нетрадиционный метод лечения не сработает, он, в лучшем случае, потеряет свою должность. Вот как он описывал произошедшее:

 

Наконец масло закончилось, и мне пришлось применить вместо него смесь яичных желтков, розового масла и скипидара. Ночью я не мог заснуть, опасаясь ужасных последствий. Меня мучил страх, что те, кому я не прижег раны кипящим маслом, умрут от отравления. На заре я пошел осмотреть раненых и вопреки моим ожиданиям увидел, что у солдат, к ранам которых я применил мое новое средство, стихла боль, их раны не воспалились и не отекли, и ночью они смогли отдохнуть, насколько это было возможно. Других же, после обработки кипящим маслом, я нашел в лихорадке, страдающими от сильной боли, с большими отеками по краям ран. И тогда я решил для себя, что никогда больше не стану так жестоко прижигать огнестрельные ранения… Теперь посмотрите, как я научился обрабатывать раны, полученные от выстрела. Не так, как показано в книгах.

 

Неопытный хирург был поражен заметной разницей в состоянии двух групп солдат. Те, чьи раны были обработаны горячим маслом (их можно рассматривать как экспериментальную контрольную группу), провели обычную бессонную ночь, полную мучительной боли, в то время как те, кого лечили мягким успокаивающим средством, чувствовали себя намного лучше, кроме того, у них не наблюдалось повреждения тканей вокруг ран. Когда Паре обследовал солдат, его опасения исчезли, сменившись на невероятное воодушевление. Из примитивного целителя он мгновенно и полностью превратился в современного врача.

После такого драматического опыта в самом начале карьеры Паре взял за правило применять самый мягкий и осторожный подход к лечению ран. Молодому человеку было суждено стать величайшим хирургом своего времени, и, невзирая на его пренебрежение к тому, что написано в медицинских книгах, он оставил последующим поколениям серию трудов, которые считались каноном хирургии на протяжении столетий. Его трактаты были переведены на многие языки мира. Они были весьма популярны среди читателей, и именно с их помощью большинство европейских хирургов постигали тонкости своей профессии. Врачам того периода они служили и стандартными справочниками, и учебными пособиями, и руководствами, и теоретическими трудами по хирургии. Как и его современник Андреас Везалий, Паре еще на эмбриональной стадии своего профессионального развития понял, что учения его предшественников содержат лишь некоторые непреложные истины, но подлинные принципы его ремесла все еще ждут новых открытий, экспериментальных доказательств и констатации в новых трактатах. Не имея академического образования и, следовательно, не зная латыни, Паре вел свои записи на французском языке. Когда высокие профессора Парижского университета критиковали его за то, что он не использует общепринятый для научных работ язык, он отвечал, что сам Гиппократ писал свои сочинения на родном языке.

По мере знакомства с историей Амбруаза Паре становится очевидным, что его влияние на развитие искусства хирургии было настолько огромным, что его нельзя оценивать только с точки зрения конкретных нововведений, а следует рассматривать скорее как триумф его философии. Благодаря его заслугам изменилась роль хирурга и роль хирургии в медицине: он показал на собственном примере, каким должен быть хирург и образ его мыслей, а также, какое наследие он должен оставить тем, кто идет по его стопам. До Паре только Гиппократ оказал сравнимое по значению влияние на хирургию, а после Паре одного Джона Хантера можно поставить в один ряд с этими двумя великими врачами. Существовали и иные исторические школы хирургии, и было много разных новаторов в этой области, но лишь трижды за долгую историю западной медицины философия хирургии и ее практическое воплощение, не говоря уже о ее перспективах и имидже, претерпели настолько внушительные преобразования по сравнению с ее прошлым. Вот почему имена Гиппократа, Паре и Хантера заслуживают быть написанными заглавными буквами среди прочих известных имен. Благодаря работе Амбруаза Паре и написанным им сочинениям цирюльники-хирурги, занимавшие унизительное место в иерархии целителей, поднялись до уровня, где было уже невозможно игнорировать их знания о болезнях и их методы лечения. Социальный статус цирюльника-хирурга вырос, умножились их права и привилегии, а их профессия стала более привлекательной для молодежи. На этой почве произошло существенное повышение уровня этики и подготовки хирургов, что привело к большим клиническим достижениям в течение последующих столетий, поскольку у них появилась возможность вносить собственный вклад и одновременно извлекать пользу из быстрорастущей сокровищницы медицинских знаний.

Паре написал много трудов в простой разговорной манере, и его работы были вскоре переведены на английский, немецкий, голландский и другие европейские языки. Результатом стало не только обогащение знаний в области хирургии, но и быстрое распространение этических принципов Паре и его подхода к анализу данных.

Именно в методах оценки медицинских показателей проявился огромный талант Паре. Он начал с классификации сведений, содержащихся в работах его предшественников. Затем он сравнивал их с результатами собственных наблюдений, полученных в процессе обширной хирургической практики. Паре проводил свой анализ максимально объективно, что позволяло ему видеть собственные ошибки и заблуждения своих коллег. И, наконец, всю мощь своих аналитических способностей он направил на систематизацию собственных обширных знаний и огромного практического опыта. Полученный им результат очевиден для любого современного хирурга, знакомого с сочинениями Паре: его суждения о методах диагностики, хирургической технике, лечении ран, исцелении внутренних болезней, протезировании и составлении прогноза течения заболевания удивительно точны. Тысячи экспериментов, проведенные в сотнях лабораторий за прошедшее столетие, подтверждают то, что писал Амбруаз Паре о хирургии четыреста лет назад. На вступительных страницах одной из его книг он клянется, что предлагает рецепты, только «проверенные и подтвержденные собственным опытом». Книги Паре пользуются большим успехом потому, что он сдержал свое обещание.

Авторитет Амбруаза Паре базировался на глубоких знаниях трактатов Гиппократа, Галена и более поздних работ по хирургии разных авторов; на врожденном таланте и огромном опыте, полученном в военное время. За свою жизнь Паре участвовал в двух длительных военных конфликтах, следовавших практически сразу один за другим, так что его карьера состояла из длинной серии приключений на поле боя. Речь идет об итальянских войнах 1495–1559 годов и так называемых религиозных войнах 1562–1598 г.

На следующих страницах будет представлена историческая ситуация, на фоне которой протекала долгая жизнь Амбруаза Паре, – с 1510 по 1590 год. В частности, важно понимать, что именно вследствие содержания французской политики того времени были созданы многочисленные исследовательские медицинские лаборатории, а состояние французской хирургии обеспечило огромное поле для практических и экспериментальных разработок. Шестнадцатый век, подобно нашему, запомнится как великими достижениями, так и невероятной жестокостью, которая получила свое воплощение в двух военных кампаниях: во время первой Священная Римская империя десятилетиями боролась с Францией за контроль над Италией, а во время второй католические короли стремились подавить протестантскую Реформацию во Франции.

Шестьдесят пять лет итальянских войн были отмечены непрерывной цепью кровопролитных сражений, которые в конце концов завершились победой правящего тогда императора Филиппа II испанского. Договор о Като-Камбрезийском мире, формально положивший конец боевым действиям, на самом деле не остановил распрей и бойни. Одним из факторов, который принудил короля Франции Генриха II к заключению мира с Филиппом, было желание первого посвятить всю свою энергию борьбе с распространяющейся властью протестантов в его королевстве. На самом деле, он так хотел привлечь его католическое величество короля Испании к этому делу, что отдал свою дочь Элизабет замуж за Филиппа. Это был политический переворот, ставший, однако, причиной личной катастрофы французского короля, получившего смертельное ранение на турнире, который был частью свадебных торжеств. После однолетнего правления умер его сын Франциск II, и власть перешла в руки вдовы Генриха, рожденной в Италии королевы-матери Екатерины Медичи, расчетливого, проницательного политика и манипулятора, главной целью которой было укрепление власти других ее сыновей, сначала Франциска III, а затем его преемника Генриха III. Противостояние между католиками и протестантами обострилось и 1 марта 1562 года после убийства совершавших богослужение гугенотов в городе Васси началась религиозная гражданская война.

Своего апогея эта борьба достигла 24 августа 1572 года, когда несколько десятков тысяч гугенотов были уничтожены в результате четырехдневной вакханалии, известной под названием Варфоломеевская ночь. Но это кровопролитие не сломило волю протестантов, а только усилило их решимость. Убийства, баталии, эпидемия бубонной чумы, измена и политически целесообразные преобразования были характерными чертами этого периода, пока безбожная война велась во имя Бога, завершившись наконец восшествием на трон бывшего протестанта Генриха IV. «Париж стоит мессы» – выражение, приписываемое первому Бурбонскому королю в связи с его прагматическим решением в 1593 году принять католичество.

Возвращаясь к ранее использованной метафоре: если считать поля битвы Западной Европы лабораторией Паре, незрелое состояние французской хирургии и униженное положение хирургов обеспечило огромное количество пустых страниц, которые ему предстояло заполнить. В Париже четырнадцатого и пятнадцатого веков лечение больных было возложено на три иерархические группы. Первую как по качеству знаний, так и по социально-экономическому уровню составляли врачи, бывшие членами медицинского факультета Парижского университета. Как и большинство докторов Европы, они обучались на латинском и греческом языках, считались высокообразованными и лечили своих подопечных микстурами и полезными рекомендациями. Привилегированное положение и высокий статус позволяли им не только смотреть сверху вниз на другие группы целителей, но и осуществлять серьезный контроль над всеми аспектами медико-хирургической практики и обучения. С особым неприкрытым презрением они относились, в частности, к занимающей самое низкое положение в иерархии группе – цирюльникам. Считалось, что они не намного лучше, чем такие мало подготовленные, бродящие по всей Европе лекари, больше похожие на шарлатанов, как костоправы, специалисты по вырезанию грыж, вырыванию зубов, и так называемые литотомисты, занимавшиеся камнесечением.

Между врачами и цирюльниками располагалась группа, которая существовала только в Париже. Это было содружество хирургов, известное как «Братство Святого Пришествия», позже, когда его статус несколько повысился, названного колледжем Св. Пришествия. Члены организации отличались высокомерным и зачастую смешным, с претензией на свойственное университетским профессорам достоинство, поведением. Но, надевая халаты (их называли хирургами в длинных халатах), следуя квазиакадемическим церемониям и раздавая степени, они не становились академическим факультетом. Все, что они делали, это постоянно конфликтовали с настоящими академиками медицинского факультета и настоящими хирургами, которыми были скромные цирюльники.

Братья Святого Пришествия не были хирургами. С их притязаниями на статус врачей с академической степенью Парижского университета на протяжении многих десятилетий они постепенно отдалялись от практического ухода за больными. Они редко делали операции, предпочитая решать хирургические проблемы с помощью медикаментов, надменных советов или прижигая каленым железом воспалившиеся или кровоточащие раны. Объединение в братство позволяло им, прежде всего, отстаивать свои права, подражать сообществу врачей-академиков и защищать, как мы бы сказали сегодня, их епархию от постоянных посягательств цирюльников. По словам биографа Паре Джозефа Малгьяна, написанным в девятнадцатом веке, колледж Святого Пришествия был «гораздо менее знаменит… своими заслугами перед наукой, чем светскими схватками с цирюльниками и врачами Парижа».

И еще кое-что о цирюльниках. По всей Европе именно они на протяжении веков занимались лечением мелких ран и болячек. Когда врач предписывал кровопускание или скарификацию, физически процедуру выполнял цирюльник. Постепенно врачи стали все с большим презрением относиться к практическим хирургическим процедурам, и их все чаще и чаще проводили цирюльники, за исключением Парижа, где братья Святого Пришествия пытались оттеснить цирюльников от этой деятельности в собственных интересах. Результат всех этих событий лучше всех описал Монтень: «Цирюльники все больше становились похожи на хирургов [колледжа Св. Пришествия] и посягали на их сферу деятельности; хирурги же, с одной стороны, стремились сокрушить и унизить цирюльников и, с другой стороны, подражали врачам; и, наконец, врачи, в первую очередь занятые размежеванием и оскорблением хирургов, позже, подчиняясь естественному ходу вещей, начали привлекать цирюльников в качестве помощников».

В течение двухсот лет между ними продолжалась борьба, с прошениями, судебными исками, постановлениями и постоянным соперничеством не только в отношении сферы деятельности, но и в области преподавания: кто, чему и кого должен учить и на каком языке. Наконец, в первом десятилетии шестнадцатого века факультет медицины принял несколько итоговых решений. Во-первых, было официально узаконено положение цирюльников, которых теперь стали называть корпусом цирюльников-хирургов, обязали посещать лекции по анатомии и хирургии на факультете и сдавать не только экзамен на звание мастера-цирюльника, но и проходить квалификационное испытание под эгидой университета. После этого их принимали в колледж Св. Пришествия, а члены данного сообщества должны были поступать на медицинский факультет в качестве врачей-регентов. Хотя соперничество на этом не закончилось, накал хронической вражды заметно снизился. Таково было положение дел, когда Амбруаз Паре начал свою карьеру хирурга в 1536 году.

Сын краснодеревщика, он родился в 1510 году в городе Лаваль, в то время провинции Мэн, граничащей на севере с Нормандией и на западе с Бретанью. Существует немало причин полагать, что члены его семьи были гугенотами, что, возможно, осложняло положение Паре во время религиозных войн, о чем будет сказано ниже. Его первым учителем был капеллан, с которым его отправили за границу. Позже его отдали в ученики цирюльнику-хирургу, и в течение короткого периода времени он получил должность полкового хирурга в больнице «Отель Дье», а четыре года спустя отправился на войну с маршалом де Монжан к стенам Турина, где произошел подробно описанный выше решающий эпизод с кипящим маслом.

Когда маршал де Монжан умер в 1539 году (по-видимому, от болезни печени, традиционной для француза болезни), его преемник настоял на том, чтобы Паре остался в армии, поскольку репутация молодого хирурга значительно возросла благодаря хорошим результатам его работы. Однако он предпочел вернуться в Париж, где заработанные на войне деньги позволили ему сдать квалификационные экзамены в 1541 году. В том же году он женился и поселился у моста святого Мишеля на левом берегу Сены, где купил лавку и занимался практикой в качестве опытного цирюльника-хирурга. Когда спустя годы его финансовое положение улучшилось, он приобрел ряд зданий по соседству (сегодня это площадь св. Мишеля) и в Медоне, в нескольких милях к юго-западу от Парижа. Любопытно, что кюре Медона в то время был не кто иной, как деспотичный Франсуа Рабле. Трудно поверить, что Паре и блестящий врач-священник не знали друг друга, однако никаких письменных свидетельств об их знакомстве обнаружено не было.

В 1542 году Паре вернулся в армию, на этот раз в качестве хирурга М. де Рогана, великого лорда Бретани. Речь идет об осаде Перпиньяна, еще одном приключении, о котором Паре часто рассказывал. Маршал де Бриссак был ранен выстрелом из мушкета в область правой лопатки, и трое или четверо «самых опытных хирургов армии» не смогли определить местонахождение пули. Паре попросил маршала принять позу, в которой он получил ранение, после чего легко нашел и удалил снаряд. Такой простой и логичный маневр, насколько известно, никогда раньше не упоминался ни в одном медицинском трактате. Похоже, это была еще одна совершенно новая идея.

К тому времени Паре имел завидную профессиональную репутацию. После окончания военных действий он вернулся в Париж, где был приглашен на встречу с великим преподавателем медицинского факультета Жаком Дюбуа, которого также называли Сильвий (тот самый Сильвий, который был первым учителем и другом Андреаса Везалия, а позже его самым жестоким критиком). Сильвий предложил Паре написать о своем опыте лечения ранений, в результате чего тридцатипятилетний хирург опубликовал в 1545 году свою первую книгу «Способ лечения ран, нанесенных аркебузами, другими огнестрельными орудиями, стрелами и т. п.; а также ожогов, особенно полученных от пушечного пороха».

Некоторые из побудительных причин для создания сочинения любого автора легко распознаются его читателями, другие идентифицируются с трудом, а часть остается скрытой, даже от самого писателя. Среди вполне определенных и понятных стремлений Амбруаза Паре очевидно его желание помочь молодым начинающим хирургам в процессе накопления профессионального опыта. Ниже приводится предисловие к этой первой из книг Паре в переводе Уоллеса Б. Хамби:

 

МОЛОДЫМ ХИРУРГАМ ДОБРОЙ ВОЛИ

 

Мои друзья и собратья по хирургической профессии, действуя в соответствии с вашей просьбой, я написал для вас этот небольшой трактат, где описал метод, которому следовал сам и убедился в его работоспособности для эффективной хирургической практики, как на поле боя (что происходит довольно часто), так и в любом другом месте при лечении ран, полученных от огнестрельного оружия, стрел, копий и иных подобных орудий, а также ожогов, особенно от пушечного пороха. Я не считаю возможным в моем нынешнем качестве учить вас (для этого потребовалось бы больше инструкций), но хочу этой работой частично удовлетворить ваше желание, а также стимулировать ваш интерес, чтобы все мы уделили этой теме больше внимания. Теперь я прошу покорно прочитать эту маленькую книгу, и если вы отнесетесь к моему труду благосклонно, я напишу что-то большее, насколько мне позволят мои скромные способности. Поэтому, собратья и друзья, я молю Творца всесторонне поддержать нашу работу Его милостью, все время увеличивая нашу доброту, чтобы мы могли совершить что-то плодотворное и полезное для поддержки хрупкой человеческой жизни в честь Единого Вечного Бога, в ком скрыты все сокровища науки.

 

Насколько Паре преуспел в своих попытках обучать других, свидетельствует, во-первых, широкое распространение этого трактата и его более поздних произведений, которые были переведены на другие языки для удовлетворения потребности в знаниях хирургов по всей Европе; и, во-вторых, весьма плачевное состояние сохранившихся до наших дней книг, которые можно обнаружить в собраниях библиофилов, что является естественным следствием, как объяснили мне хорошо осведомленные антиквары, постоянного использования этих томов в течение двух столетий после их публикации, до выхода в свет знаменитых работ Джона Хантера (1728–1793), содержащих более специфическую практическую информацию для хирургов, особенно в отношении лечения огнестрельных ранений. Историк медицины Филдинг Х. Гаррисон писал: «До Джона Хантера первенство в хирургии было целиком за французами, а Париж был единственным местом, где этот предмет преподавали должным образом». Так произошло во многом благодаря широко распространенному непреходящему влиянию Амбруаза Паре.

Много написано о ревностном благочестии и глубокой приверженности Паре христианской вере. И действительно, последнее предложение его предисловия к работе «Способ лечения ран, нанесенных аркебузами», как и то, что в его клинических отчетах часто повторяется смиренное «Я перевязал его, а Бог его исцелил», похоже, подтверждает этот факт. Может показаться несколько недостойным оспаривать его религиозность, но следует помнить, что Паре жил в то время, когда научные труды часто посвящались во славу Бога и высоких покровителей – проводников Его замысла на земле. Религия проникала во все аспекты повседневной жизни, и Божественное провидение читалось во всем.

Кроме того, в шестнадцатом веке было очень мало агностиков, а исповедание атеизма было сродни признанию в безумии. Те немногие выдающиеся ученые, которые вступали в конфликт с церковью, не отказывались от религиозных воззрений; они просто старались убедить епископов, что новые знания не противоречат догме. Галилео Галилей (1564–1642) является наиболее очевидным и самым выдающимся подтверждением этим словам.

Посвящение Богу содержало тонкий подтекст, указывающий, что благородный покровитель, как и сам автор, также является достойным и религиозным человеком. Изысканные комплименты, таким образом, адресовались великим сеньорам. Посвящение работы «Способ лечения ран, нанесенных аркебузами» выглядит следующим образом: «Весьма прославленному и очень могущественному лорду, монсеньеру Рене, виконту де Роган, принцу де Леон, графу Поре, Ла Гарнаш, Райуе-сюр-Мер и Карантана». Неуверенность в религиозности Амбруаза Паре ни в коем случае не опровергает нашу концепцию о его высокой нравственности и не умаляет значения многочисленных свидетельств его чрезвычайной доброты и милосердия.

Такой скептицизм становится особенно уместным, если принять во внимание его религиозную принадлежность. С относительной уверенностью можно утверждать, что он родился в гугенотской семье. Подтверждение этому находится в некоторых его трудах и работах других авторов. Паре каким-то образом удалось пережить гонения его единоверцев, сохранив при этом не только жизнь, но и свое положение. Многие высокопоставленные гугеноты были убиты во время резни в ночь святого Варфоломея, но его миновала их участь, вероятно, благодаря вмешательству Карла IX. Второй брак Паре в 1573 году был заключен в католической церкви. Более того, он служил хирургом в католической армии во время религиозных войн и, кажется, не чувствовал себя скомпрометированным этим обстоятельством. По тому, что нам известно о его открытости и честности, трудно представить, что Паре скрыл свою религиозную принадлежность от своих католических покровителей или что он каким-то образом скомпрометировал преданность своему вероучению ради продвижения по службе. Также нет никаких доказательств о его переходе в католицизм после Варфоломеевской ночи. Легче поверить, что он не сильно акцентировал свое внимание на официальной религии. Я полагаю, что формальная сторона вероисповедания не играла большой роли в его жизни. Он, несомненно, верил в Бога и, очевидно, поручал своих пациентов Божественному провидению после того, как сделал для них все, что было в его силах. Но Паре был, прежде всего, гуманистом, посвятившим свою жизнь упорному труду и прославлению этого мира.

Великодушие и доброта Паре чувствуются в каждой строке его сочинений. Он нисколько не стеснялся описывать те случаи, когда боялся за свою жизнь или за свою профессиональную репутацию, что также служит примером для подражания молодым хирургам. Одним из самых ценных скрытых преимуществ многолетних программ подготовки хирургов в наши дни является то, что у нас есть возможность видеть всех наших преподавателей-профессоров в минуты неуверенности, страха или несостоятельности. Мы были свидетелями того, как самые уважаемые нами авторитеты совершали технические, интеллектуальные или даже нравственные ошибки. Это помогало нам справиться с душевным смятением и оставаться в профессии, когда наши случайные неудачи оказывались слишком сильным ударом по самооценке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.23.147 (0.048 с.)