Профессионально важные качества руководителя. Тип руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально важные качества руководителя. Тип руководителя



   В основе взаимоотношений «руководитель – исполнитель» лежит парный субординационный контакт, сущность которого состоит в том, что один обладает правом отдавать приказы и распоряжаться. В основе субординационного контакта находится дисциплина, то есть необходимость выполнения принятых решений и отданных распоряжений. С этого следует, что, отдавая распоряжение, руководитель должен дать исполнителю необходимую информацию о предлагаемом действии, его условиях и ситуациях. Как вид коммуникации, распоряжение подчинено основным законам восприятия внешнего воздействия и его превращения в факт сознания получателя. Распоряжение должно быть понятно и базироваться на определённых установках, ценностных ориентациях и интересах получателя. Руководитель должен не просто отдать приказ, а разъяснить его, показать общность установок и ориентаций распоряжения и исполнителя, то есть превратить приказ в обсуждение.

Процесс осуществления своей деятельности руководитель должен очень хорошо ориентироваться не только в производственных вопросах организации, но и в других моментах психологического характера. Следовательно, мы можем сделать вывод, что должность руководителя может занимать личность, наделенная особыми свойствами.

Далее мы уделим внимание требованиям, которые выдвигает профессиональная деятельность к личности руководителя. Изначально отметим, что они, прежде всего, зависят от характера деятельности, в котором обычно выделяют следующие моменты:

    - авторитарность при распределении ответственности между подчиненными и при оценке их труда;

   - чёткая ориентация в направлениях работы (в какой мере деятельность руководителя направлена на выполнение производственных заданий, а в какой на работу с людьми);

  - высокий и профессиональный и организационный уровень управления труда, что определяется в точном, понятном для подчинённых определении и формировании заданий, правильном их распределении;

- уверенность в своих силах, которая проявляется в чётких действиях во время решения сложных ситуационных заданий;

- умение правильно определить соотношение между перспективными и оперативными заданиями управленческой деятельности и пути их решения;

Забота о повышении собственного профессионального уровня;

  Чешский исследователь Ириш Ружичка привёл существенные качества, которые должны быть присущи руководителю и поддаются психологическому анализу:

   - интеллектуальный уровень, причём не только уровень умственных способностей, но и способность к синтезу и концептуальная направленность мышления;

  - организаторские способности;

  - трудовая и социальная адаптация, способность решать задания управленческой деятельности;

  - необходимый уровень личного доминирования, наличие необходимой твёрдости, решительности и ответственности в направлении деятельности трудового коллектива;

  - личностная уравновешенность;

  - способность выдерживать нервно-психические нагрузки;

  - инициативность мышления и действий, готовность к принятию новых концепций и методов;

  - высокая работоспособность;

  - ориентация в отношении направлений в сфере руководства;

необходимые моральные качества (ответственность, последовательность, самокритичность, культура).

Всё отмеченное нами выше, даёт право утверждать, что все качества,

принадлежащие руководителю, можно разделить на две группы: врождённые и социальные (другими словами – приобретённый опыт).

Врождённые качества, задатки, являются первоосновой психических качеств, которые в свою очередь бывают двойного характера: психические качества, которые слабо или вообще не поддаются коррекции (стремление к лидерству, склонность к риску, темперамент, особенности ощущения) и те психические качества, которые поддаются усовершенствованию (уровень и структура интеллекта, адаптабельность, внимание).

Усовершенствуются психические качества под влиянием опыта, который человек приобретает в процессе жизни и деятельности.

Важной составляющей приобретённого опыта являются «управленческие умения» и «ориентированность на социальную коньюктуру».

К основным управленческим умениям естественно относят умение принимать правильное решение, ставить задачи, распределять функции, контролировать исполнение и так далее.

Ориентировка на социальную коньюктуру – это умение сравнивать интересы и задания своей организации с состоянием дел в обществе. Это умение ориентироваться на политические решения, законодательные акты, рынок, общественную мораль, традиции и моду и так далее.

    Обращая особое внимание в своей теоретической концепции на управленческие умения, К. Л. Вилсон выделяет их в качестве базовых и главных в «пирамиде» качеств, обеспечивающих успешную деятельность руководителя (см. рис. 5).

Рис. 5

Цикл управленческих умений

     

Если же касаться личности самого руководителя, то в этом направлении существует много интересных разработок. Одна из них, принадлежит, нашему современному отечественному психологу

Калину И.В. Он предложил, структуру психологического потенциала руководителя, которая выглядит следующим образом:

   1. Надёжность

        - работоспособность

        - оперативность

        - ответственность

  2. Готовность к решению задач

       - предметная

       - общая эрудиция

       - умение работать с информацией

      - навыки в профессиональной деятельности

     - умение консультировать коллектив

3. Готовность к работе с людьми

     - знание психологии людей,

     - внимательность,

     - доброта, умение управлять другими,

    - умение располагать к себе, компетентность в межличностных отношениях.

  4. Перспективность – выраженность самоактуализации

    - высокий уровень интеллектуальных способностей (развитый внутренний план-действие)

   - хорошая способность к обнаружению проблемных ситуаций

    - высокий уровень интеллектуальной активности

- коммуникация, компетентность, трудолюбие

- самоконтроль, саморегуляция.

   Естественно, предложенная выше структура психологического потенциала руководителя находится в тесной связи и зависимости от личностных качеств самого руководителя. И они совместно определяют его конкретный тип.       

Отечественные психологи, работающие в этом направлении, определяют тип руководителя, как синтез таких понятий: общественная согласованность, «тайное Я» как последствие его и стереотипы поведения. Его формирование зависит от политической системы общества, производственных отношений, общественных ценностей, сюда также можно отнести и религию, традиции и так далее. Существенное место в ряду этих факторов занимает и такой фактор как психологическая природа человека, которая обусловлена самим способом существования индивида как части природной системы.

Отметим, что любого рода система, даже временно стабильная, сформировала определённые «положительные» и «негативные» управленческие ориентации.

К положительным ориентациям относят: законопослушность, личную ответственность, альтруизм, бескорыстность, служение идее, коллективизм и другие.

А к негативным – безапелляционное исполнение распоряжений высших органов в ущерб интересов человека и природы, коллективную безответственность, принцип «не спеши исполнять приказ, потому что может быть скоро придёт команда его отклонить».

  При характеристике процессов, происходящих в современных реально функционирующих организациях, особую актуальность приобретает также проблема лидерства и руководства. Прежде всего, нам необходимо сделать терминологические уточнения и развести понятия «руководитель» и «лидер» организации. В русском языке для обозначения этих двух понятий существует два специальных термина и определены и определены различия в содержании этих понятий. О них мы поговорим позже, а сейчас выделим общие черты: и лидер, и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать её на решение определённых задач и заботится о средствах их достижения.

Далее мы в последовательном порядке укажем на различия, которые существуют у этих двух понятий.

Термину «руководитель» более соответствует понятие Organizational leadership — организационный лидер.

Различия неформального лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими основными положениями:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа); руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно; руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив — целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;

5) руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем гораздо более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

    Таким образом, совокупность устойчивых отличительных черт (свойств), характерных для целой группы людей, осуществляющих одну и ту же деятельности и определяет тип руководителя.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.011 с.)