Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионально важные качества руководителя. Тип руководителя
В основе взаимоотношений «руководитель – исполнитель» лежит парный субординационный контакт, сущность которого состоит в том, что один обладает правом отдавать приказы и распоряжаться. В основе субординационного контакта находится дисциплина, то есть необходимость выполнения принятых решений и отданных распоряжений. С этого следует, что, отдавая распоряжение, руководитель должен дать исполнителю необходимую информацию о предлагаемом действии, его условиях и ситуациях. Как вид коммуникации, распоряжение подчинено основным законам восприятия внешнего воздействия и его превращения в факт сознания получателя. Распоряжение должно быть понятно и базироваться на определённых установках, ценностных ориентациях и интересах получателя. Руководитель должен не просто отдать приказ, а разъяснить его, показать общность установок и ориентаций распоряжения и исполнителя, то есть превратить приказ в обсуждение. Процесс осуществления своей деятельности руководитель должен очень хорошо ориентироваться не только в производственных вопросах организации, но и в других моментах психологического характера. Следовательно, мы можем сделать вывод, что должность руководителя может занимать личность, наделенная особыми свойствами. Далее мы уделим внимание требованиям, которые выдвигает профессиональная деятельность к личности руководителя. Изначально отметим, что они, прежде всего, зависят от характера деятельности, в котором обычно выделяют следующие моменты: - авторитарность при распределении ответственности между подчиненными и при оценке их труда; - чёткая ориентация в направлениях работы (в какой мере деятельность руководителя направлена на выполнение производственных заданий, а в какой на работу с людьми); - высокий и профессиональный и организационный уровень управления труда, что определяется в точном, понятном для подчинённых определении и формировании заданий, правильном их распределении; - уверенность в своих силах, которая проявляется в чётких действиях во время решения сложных ситуационных заданий; - умение правильно определить соотношение между перспективными и оперативными заданиями управленческой деятельности и пути их решения;
Забота о повышении собственного профессионального уровня; Чешский исследователь Ириш Ружичка привёл существенные качества, которые должны быть присущи руководителю и поддаются психологическому анализу: - интеллектуальный уровень, причём не только уровень умственных способностей, но и способность к синтезу и концептуальная направленность мышления; - организаторские способности; - трудовая и социальная адаптация, способность решать задания управленческой деятельности; - необходимый уровень личного доминирования, наличие необходимой твёрдости, решительности и ответственности в направлении деятельности трудового коллектива; - личностная уравновешенность; - способность выдерживать нервно-психические нагрузки; - инициативность мышления и действий, готовность к принятию новых концепций и методов; - высокая работоспособность; - ориентация в отношении направлений в сфере руководства; необходимые моральные качества (ответственность, последовательность, самокритичность, культура). Всё отмеченное нами выше, даёт право утверждать, что все качества, принадлежащие руководителю, можно разделить на две группы: врождённые и социальные (другими словами – приобретённый опыт). Врождённые качества, задатки, являются первоосновой психических качеств, которые в свою очередь бывают двойного характера: психические качества, которые слабо или вообще не поддаются коррекции (стремление к лидерству, склонность к риску, темперамент, особенности ощущения) и те психические качества, которые поддаются усовершенствованию (уровень и структура интеллекта, адаптабельность, внимание). Усовершенствуются психические качества под влиянием опыта, который человек приобретает в процессе жизни и деятельности. Важной составляющей приобретённого опыта являются «управленческие умения» и «ориентированность на социальную коньюктуру». К основным управленческим умениям естественно относят умение принимать правильное решение, ставить задачи, распределять функции, контролировать исполнение и так далее. Ориентировка на социальную коньюктуру – это умение сравнивать интересы и задания своей организации с состоянием дел в обществе. Это умение ориентироваться на политические решения, законодательные акты, рынок, общественную мораль, традиции и моду и так далее.
Обращая особое внимание в своей теоретической концепции на управленческие умения, К. Л. Вилсон выделяет их в качестве базовых и главных в «пирамиде» качеств, обеспечивающих успешную деятельность руководителя (см. рис. 5). Рис. 5 Цикл управленческих умений
Если же касаться личности самого руководителя, то в этом направлении существует много интересных разработок. Одна из них, принадлежит, нашему современному отечественному психологу Калину И.В. Он предложил, структуру психологического потенциала руководителя, которая выглядит следующим образом: 1. Надёжность - работоспособность - оперативность - ответственность 2. Готовность к решению задач - предметная - общая эрудиция - умение работать с информацией - навыки в профессиональной деятельности - умение консультировать коллектив 3. Готовность к работе с людьми - знание психологии людей, - внимательность, - доброта, умение управлять другими, - умение располагать к себе, компетентность в межличностных отношениях. 4. Перспективность – выраженность самоактуализации - высокий уровень интеллектуальных способностей (развитый внутренний план-действие) - хорошая способность к обнаружению проблемных ситуаций - высокий уровень интеллектуальной активности - коммуникация, компетентность, трудолюбие - самоконтроль, саморегуляция. Естественно, предложенная выше структура психологического потенциала руководителя находится в тесной связи и зависимости от личностных качеств самого руководителя. И они совместно определяют его конкретный тип. Отечественные психологи, работающие в этом направлении, определяют тип руководителя, как синтез таких понятий: общественная согласованность, «тайное Я» как последствие его и стереотипы поведения. Его формирование зависит от политической системы общества, производственных отношений, общественных ценностей, сюда также можно отнести и религию, традиции и так далее. Существенное место в ряду этих факторов занимает и такой фактор как психологическая природа человека, которая обусловлена самим способом существования индивида как части природной системы. Отметим, что любого рода система, даже временно стабильная, сформировала определённые «положительные» и «негативные» управленческие ориентации. К положительным ориентациям относят: законопослушность, личную ответственность, альтруизм, бескорыстность, служение идее, коллективизм и другие. А к негативным – безапелляционное исполнение распоряжений высших органов в ущерб интересов человека и природы, коллективную безответственность, принцип «не спеши исполнять приказ, потому что может быть скоро придёт команда его отклонить». При характеристике процессов, происходящих в современных реально функционирующих организациях, особую актуальность приобретает также проблема лидерства и руководства. Прежде всего, нам необходимо сделать терминологические уточнения и развести понятия «руководитель» и «лидер» организации. В русском языке для обозначения этих двух понятий существует два специальных термина и определены и определены различия в содержании этих понятий. О них мы поговорим позже, а сейчас выделим общие черты: и лидер, и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать её на решение определённых задач и заботится о средствах их достижения.
Далее мы в последовательном порядке укажем на различия, которые существуют у этих двух понятий. Термину «руководитель» более соответствует понятие Organizational leadership — организационный лидер. Различия неформального лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими основными положениями: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа); руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно; руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив — целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем гораздо более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе. Таким образом, совокупность устойчивых отличительных черт (свойств), характерных для целой группы людей, осуществляющих одну и ту же деятельности и определяет тип руководителя.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.011 с.) |