Целительство. Том 2. Введение в анатомию: структурный массаж 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целительство. Том 2. Введение в анатомию: структурный массаж



Авессалом Подводный

Целительство. Том 2. Введение в анатомию: структурный массаж

 

Введение

 

В этой книге вниманию читателя предлагаются некоторые концепции и приемы массажа, не предполагающие подробного знакомства с анатомией. Говоря о теле, автор, конечно, будет упоминать различные анатомические подробности – руки, ноги, суставы, фаланги и т. п., – однако главным образом лишь те, которые можно встретить в не специальной литературе.

Основными для всей концепции целительства, описываемой ниже, являются два принципа. Первый из них можно назвать принципом сотрудничества: целитель и его клиент вместе работают над той или иной проблемой последнего и делят между собой труд и ответственность за ее решение. Другими словами, встречаясь с позицией клиента, считающего себя пациентом, больным: «Вот вам моя болезнь, займитесь‑ка ею вплотную, а я пока покурю в сторонке», – целитель не должен предпринимать никаких усилий, пока не договорится с клиентом о характере сотрудничества, взаимных обязательствах и взаимной ответственности. Это может оказаться непростой задачей, но иначе, по мнению автора, говорить об эффективном целительстве не приходится.

Второй принцип целительства заключается в том, что оно всегда производится силой мысли. Какими бы приемами целитель ни пользовался, главную роль играют его мыслеобразы: то, как он воспринимает клиента, и то, что он клиенту посылает. Это относится и к работе целителя‑массажиста: любое соприкосновение с физическим телом клиента должно сопровождаться вполне определенными мысленными образами массажиста, а движения его рук по существу лишь конкретизируют эти образы. Информация от тела клиента, поступающая через тактильные (осязательные) ощущения массажиста, является очень важной для исцеления, хотя осознается им далеко не полностью, но чем лучше и богаче это осознание, тем точнее его действия.

Нередко, глубоко массируя клиента, массажист включается в его проблемы: эмоциональные, ментальные, жизненные, даже мировоззренческие. Это может происходить в различных формах, и порой массажист не сразу понимает, что с ним происходит: например, неизвестно откуда возникают чувства обиды, тоски, уныния или агрессии, иногда перед мысленным взором вспыхивают определенные образы, жизненные ситуации и т. п. (это, кстати говоря, может происходить и после целительского сеанса и даже до него). Такого рода влияния могут быть довольно сильными, и целитель должен уметь с ними справляться – в первую очередь с помощью внутренней работы и различных методов очищения собственных тонких тел (от голодания до покаяния). Однако, такие «наведенные» мысли и переживания целителя могут быть очень важны для клиента, и какую‑то часть их следует с ним обсудить – в конечном счете корни любой сколько‑нибудь серьезной физической и эфирной проблемы связаны с явными или скрытыми противоречиями в убеждениях и ценностях человека.

 

* * *

 

На кого рассчитана эта книга? Автор стремился сделать изложение возможно более популярным, чтобы пользу от него мог получить любой, у кого возникают импульсы как‑то помочь другому (или самому себе), воздействуя на его физическое тело. Главное качество, необходимое каждому массажисту, даже сугубому дилетанту, по мнению автора, заключается в способности ведения диалог с телом клиента как с живым и отчасти сознательным существом – конечно, сознающим мир и себя не как человек, но, скажем, как кошка или собака. Существуют умения, дающиеся только массажной практикой, – например, способность различать «спящие», «бодрствующие» и «обморочные» мышцы, «открытые» и «закрытые» руки и суставы и т. д., и начинающий массажист‑целитель может порой не ощутить разницы между «открытым» и «закрытым» телом клиента – но у него обязательно должно быть внутреннее стремление войти с этим телом в неформальный контакт, услышать его поначалу невнятный голос, смутные жалобы, мелкие и крупные обиды на жизнь и своего хозяина, и помочь телу в том, в чем оно действительно в первую очередь нуждается. Способность к подобному контакту определяется не чувствительностью рук человека (она легко развивается), а его глубоким искренним желанием вступить в диалог с телом, и именно такому читателю адресована эта книга.

В предлагаемой автором концепции противопоказанием к целительству является внутреннее состояние клиента, которое он сам характеризует как болезнь. Тогда он – пациент, больной, и ему лучше обратиться к врачу‑специалисту, который полностью возьмет на себя ответственность за течение его болезни. Описываемый массаж или, говоря более широко, целительская концепция, вообще не предусматривает понятий «болезнь», «патология» или «нарушение функции» в медицинском смысле этих слов, то есть чего‑то антагонистического нормальной природе человека. Ключевым понятием, оценивающим состояние организма, является уровень его (динамического) равновесия, и то, что человек воспринимает как болезненность, недомогание, недостаток здоровья и т. п., в предлагаемой терминологии можно назвать низким (по сравнению с желаемым) уровнем равновесия. Так, гимнаст на турнике находится на более высоком уровне равновесия, чем бегун; еще ниже располагается идущий человек, затем стоящий, сидящий, спящий и лежащий с высокой температурой и в бреду.

Таким образом, предлагаемая целительская концепция рассматривает клиента как человека в принципе здорового, но своим здоровьем (уровнем равновесия) не удовлетворенного и желающего определенной помощи от целителя. При этом отрицательная с точки зрения клиента симптоматика может оказаться любой тяжести – у него могут быть какие угодно «болезни» с точки зрения официальной медицины, – но его внутренняя установка должна быть, так сказать, оздоровительной: «У меня есть какое‑то здоровье, и я хочу его улучшить; если при этом отрицательные симптомы уйдут, я буду рад, но я не ставлю это в качестве главной цели: меня устроит их ослабление или замена на менее противные».

Предлагаемые массажные приемы и непременно сопровождающие их мысленные образы автор не считает ни образцовыми, ни единственно правильными, ни самыми эффективными. Более того, по мнению автора, любой серьезный массажист должен хотя бы поверхностно ознакомиться со всеми доступными ему массажными системами (а с некоторыми из них – глубоко) и в ходе своей практики постепенно составить, так сказать, личный арсенал диагностических и манипулятивных приемов и средств, который постороннему наблюдателю может показаться несколько эклектичным, но главное здесь – это внутренняя оценка самим массажистом качества его работы и, конечно, целительский эффект – в частности, с точки зрения клиента. Однако, каждая массажная система имеет свою внутреннюю логику и энергетические возможности, и постигать то и другое лучше всего целиком, методом «погружения», а не выхватывая отдельные симпатичные приемы. К предлагаемой ниже массажной системе сказанное относится вдвойне, так как она довольно сильно отличается от распространенных в настоящее время. Обширный обзор современных по большей части нетрадиционных массажных методик представлен в книге «Исцеляющие руки. Практическая энциклопедия массажа», перевод с английского («Пластик‑информ», 1992); основные приемы традиционного массажа хорошо описаны в книге А. А. Бирюкова «Баня и массаж» (Минск, «Полымя», 1989).

 

Глава 1

Глава 2

Разновидности спин

 

Могучая спина бывает у клиентов с сильным, но грязноватым эфирным телом, что часто встречается у спортсменов (в том числе бывших) и вообще у людей тяжелого физического труда. Здесь эфирное тело совершенно здорово и хорошо развито, но нуждается в чистке, которая может потребовать от массажиста существенных силовых затрат, когда в течение сеанса в ход идут не только пальцы, но и кулаки и локти, а также колени и ступни массажиста. Могучая спина нуждается в первую очередь в открывающих  поглаживаниях, при которых ладонь не слишком плотно прижата к спине и движется в направлении, перпендикулярном пальцам (они должны быть сведены вместе, исключая большой, который, наоборот, отводится в сторону, то есть располагается по направлению движения руки или же против него).

Мысленный образ, соответствующий открывающему поглаживанию, заключается в чистке границы эфирного тела (которая на физическом теле символизируется кожей): эфирная рука массажиста как бы собирает всю отработанную и негативную энергию, скопившуюся на границе эфирного тела клиента. Эта энергия выходит через другую руку массажиста, направленную вниз, и через целительский канал направляется существам (не обязательно человеческим), которые в ней нуждаются – это могут быть животные, растения или вовсе существа тонкого мира, но заботу о правильном распределении лишней и грязной для данного клиента, но необходимой и живительной для кого‑то еще энергии берет на себя упоминавшийся выше Универсальный Целительский Эгрегор, и массажист может об этом не думать. Если открывающее поглаживание исполняется сразу двумя руками, отработанная энергия выходит через стопы массажиста.

Простое открывающее поглаживание (рис. 2.6) заключается в попеременном движении ладони в направлении отведенного большого пальца и обратно, зигзагообразное открывающее поглаживание (рис. 2.7) исполняется так же, но с небольшим дополнительным движением руки против направления сомкнутых пальцев.

 

Рис. 2.6. Простое открывающее поглаживание.

 

 

Рис. 2.7. Зигзагообразное открывающее поглаживание.

 

Хилая спина во многих отношениях противоположна могучей, и в первую очередь ее отличает недостаточная эфирная энергетика: ее эфирное тело на границе очень слабо и еле‑еле выступает за пределы физического, что часто сопровождается бледным, анемичным видом кожи и вызывает у постороннего, но доброго человека чувство острой жалости: хозяина хилой спины хочется накормить, приласкать, одеть потеплее, дать возможность отдохнуть и т. д. Хилая спина нуждается в уплотнении границы эфирного тела, что и достигается приемом закрывающего поглаживания. Оно производится расслабленной ладонью с (неплотно) сомкнутыми пальцами, включая и большой; ладонь движется в направлении от кончиков пальцев руки к ее запястью (рис. 2.8).

 

Рис. 2.8. Закрывающее поглаживание.

 

 

Рис. 2.9. Эскалаторное закрывающее поглаживание.

 

Наиболее эффективно эскалаторное закрывающее поглаживание (в традиционном массаже оно называется попеременным), производимое поочередно обеими руками: когда правая рука массажиста заканчивает свой путь, его левая рука начинает движение по тому же отрезку тела (рис. 2.9). Мысленный образ при закрывающем поглаживании заключается в том, что руки массажиста как бы выстилают поверхность тела клиента дополнительной эфирной пленкой, играющей защитную роль. Соответствующая энергия идет через руки массажиста, а к ним – через его целительский канал; конкретные особенности необходимого телу клиента слоя эфирной защиты подсказывает ангел‑целитель клиента. Закрывающее поглаживание производится до тех пор, пока соответствующий участок тела не покроется минимальным защитным эфирным слоем. У клиента при этом возникает приятное чувство защищенности, как будто на его кожу положили мягкую теплую подушку, у него пропадает страх прикосновения к этому месту и появляется несколько неопределенное желание более глубокого проникновения энергии массажиста внутрь тела (вообще для хилой спины характерна нелюбовь к любым прикосновениям). У массажиста возникает чувство, что соответствующий участок тела ожил, слабо улыбнулся и не просит более милостыни, взывая к жалостливому сердцу случайных прохожих: «Подайте бывшему члену Государственной Думы!»

Спина, далеко не благополучная с точки зрения массажиста, может не причинять клиенту особых болей и неудобств; насколько тяжело ему было с ней жить, он иногда понимает лишь после цикла массажей. Это связано с тем, что подсознание обладает богатой системой компенсаторных приемов, защит и блокировок, при определенных условиях не допускающих до сознания сигналов тела о его бедственном положении. Ниже описаны две типичные больные спины, строго говоря, нуждающиеся в услугах массажиста‑профессионала, а не любителя, на которого рассчитана эта книга. Однако и в практике любителя могут встретиться подобные случаи, и тогда ему следует быть очень осторожным и ограничиться в массаже простейшими поверхностными приемами или вовсе отказаться от него, переадресовав клиента более опытному коллеге или врачу.

Спина‑недотрога отвечает резкой болью на сколько‑нибудь существенное давление почти в любом своем месте. Чаще всего от нее идет чувство острой обиды на мир, столь безжалостный к ней, и эта эмоция распространяется также и на ее хозяина. В данном случае массажисту лучше всего начать с закрывающего эскалаторного поглаживания по направлению от головы к ногам, причем нажим должен быть таким, чтобы не причинять клиенту боли, – пусть вначале руки еле касаются кожи. Если контакт рук со спиной состоялся, то, вероятнее всего, ладони сильно разогреются и массажист почувствует, что через них идет сильная успокаивающая энергия, как бы утешающая спину и смазывающая целебным бальзамом ее эфирные и астральные раны. Поглаживание может продолжаться довольно долго (5–10 минут), и лишь постепенно у массажиста будет появляться ощущение, что негативные эмоции спины‑недотроги ослабевают, она смягчается и начинает пускать эфирное поле ладоней массажиста вглубь; тогда нажим рук можно очень постепенно усиливать, внимательно следя за тем, чтобы не причинить клиенту существенной боли. Критерии прекращения приема здесь примерно те же, что и в случае хилой спины, за исключением отдельных мест, где поставить эфирную защиту не удается, и они в дальнейшем массаже потребуют особого внимания, либо массажист поймет, что ему пока лучше их вовсе не касаться.

Обморочная спина может поставить начинающего массажиста в тупик, поскольку наладить с ней первоначальный контакт довольно трудно. На первый взгляд она может выглядеть и как могучая, и как хилая (или как‑то еще), но все они довольно быстро дают живой отклик на прикосновение, в то время как обморочная словно отделена от мира невидимой стеной и при прикосновении и поглаживании не подает признаков жизни, решительно отказываясь вступать с рукой массажиста в диалог. Для обморочной спины характерно, что даже при существенном нажиме на нее ладонью клиент не испытывает ни боли, ни какого‑либо приятного ощущения: ему кажется, что между рукой массажиста и его телом находится плотная, почти непроницаемая преграда. В таком случае можно попробовать провести плотно прижатой к спине рукой простое или зигзагообразное открывающее поглаживание, мысленно стараясь размягчить непроницаемый и как бы омертвевший эфирный слой, покрывающий спину. В результате успешно проведенного открывающего поглаживания поверхностный слой спины размягчится и в нем обнаружится болевая чувствительность – такая, что спина может стать похожей на спину‑недотрогу. Это, однако, следует считать успехом, так как обморочная спина ощущается клиентом как большая тяжесть и скованность, а при появлении болевой чувствительности, даже гипертрофированной, эти ощущения существенно слабеют.

Разумеется, приведенная выше классификация спин не является полной, и более того, каждое встреченное массажистом тело будет уникальным. Цель автора заключается скорее в том, чтобы показать, насколько разными, в зависимости от конкретного случая, могут быть приемы налаживания первичного контакта с телом клиента. Прежде всего массажист должен настроиться на его, тела, нужды и потребности и с самого начала продемонстрировать не только понимание его проблем, но и способность хотя бы частично их смягчить. Когда тело это чувствует, оно гораздо охотнее раскрывается и идет на контакт с массажистом – а без этого сколько‑нибудь эффективное целительство невозможно.

В ходе поглаживания спины массажист должен успеть (лучше всего – почти незаметно для клиента) заметить ее наиболее уязвимые и нуждающиеся в специальном внимании места – они как бы сами притянут его руки и попросят на себе задержаться; кроме того, следует, конечно, спросить хозяина спины, какие ее места его беспокоят, бывают болезненными, тяжелыми, скованными и т. п. Если никаких специальных просьб нет, можно сделать общеоздоровительный (общеукрепляющий) массаж, отмечая болезненные места, но особо на них не задерживаясь. Им лучше отвести следующие сеансы, когда спина в целом хотя бы один раз промассирована и отчасти привыкла к массажисту.

Разгрузка мышц. Этот прием следует выполнять сразу после поглаживания, предваряя им массаж в узком смысле слова, то есть непосредственное погружение рук массажиста в тело клиента и их движение в нем. Разгрузка способствует снятию напряжения с мышц, то есть ослабляет их тонус и благотворно сказывается на мышечных сухожилиях, но требует от массажиста значительной концентрации внимания и умения настроиться на клиента, прочувствовать работу его мышц и жизнь суставов.

Прием мышечной разгрузки выполняется в два этапа. Вначале (первый этап) клиент совершает некоторое медленное движение своим телом, а массажист препятствует выполнению этого движения, нагружая тем самым определенные мышцы, связки и суставы клиента. При этом массажист активизирует восходящий канал от мышцы к ее архетипу, то есть архетип получает информацию о том, как именно работает данная мышца (сустав, сухожилие): где лучше, где хуже, где возникают сбои в ее работе и т. п. Задача массажиста на этом этапе – настроиться на восходящий канал к архетипу и быть максимально внимательным к работе мышц – даже если он не очень точно представляет себе их названия, расположение в теле и уровень сокращения в данный момент. В идеале массажист своим вниманием мысленно, а так же астрально и эфирно, полностью входит в работающие мышцы клиента и как бы идентифицируется с ними.

На втором этапе массажист настраивается на нисходящий канал, транслирующий лечебный и балансировочный информационно‑энергетический поток от архетипа к данной мышце; при этом он существенно уменьшает свое противодействие движению клиента или вовсе сводит его к нулю: в последнем случае клиент расслабляется, а массажист держит свои руки на нагружаемых на первом этапе мышцах, представляя себе, как в них поступают от архетипа необходимая энергия и информация.

Естественным для тела представляется такое чередование первого и второго этапов: при сокращении мышц клиента массажист усиливает свое сопротивление движению, включая восходящий поток, при удлинении, наоборот, несколько ослабляет сопротивление движению и включает нисходящий поток.

 

Рис. 2.10. Разгрузка надплечий.

 

Пример. Клиент сидит на полу, скрестив ноги перед собой, или, если это положение для него неудобно, вытянув их вперед. Массажист стоит на коленях или обычным образом за его спиной, положив руки на плечевые суставы, и нажимает на них в направлении к полу. Клиент медленно поднимает плечи вверх, стараясь коснуться ими своих ушей, а затем так же медленно опускает их вниз (рис. 2.10). При подъеме плеч массажист нажимает на плечевые суставы посильнее и мыслит восходящий поток, при спуске плеч нажим вниз ослабляется, но не до нуля, а массажист сосредотачивается на трансляции нисходящего потока. В заключение клиент опускает плечи и расслабляется, а массажист кладет свои руки на надплечья клиента, примерно посередине между его шеей и плечевыми суставами, и снова сосредотачивается на нисходящем потоке.

Уровень нагрузки, создаваемой массажистом при активизации восходящего потока, должен быть таким, чтобы клиент воспринимал ее как «существенную» или «тяжеловатую», но не «тяжелую», то есть заставляющую его выбиваться из сил. При активизации нисходящего потока нагрузка должна падать до уровня незначительной, но все же ощутимой для клиента. Правильное выполнение приема создает у клиента очень приятные ощущения расслабления и интенсивного разогрева в соответствующих мышцах – они словно загораются.

Схема движений должна быть достаточно разнообразной, чтобы клиенту не приходилось совершать одно и то же движение более 4–5 раз подряд. Например, описанный выше прием разгрузки надплечий можно разнообразить, предлагая клиенту разворачивать ладони вперед‑внутрь‑назад, сдвигать плечи несколько вперед и назад и т. п. – при всех этих модификациях разгружаются различные группы мышечных волокон, то есть разгрузка в итоге оказывается более полной.

 

Массаж пальцем

 

 

 

Рис. 2.11. Стрела

 

Стрела (рис. 2.11): совершенно прямой палец руки, направленный чаще всего перпендикулярно поверхности тела клиента.

 

Рис. 2.12. Бумеранг

 

Бумеранг (рис. 2.12): прямой палец с разогнутым до предела дальним суставом, расположенный так, что его подушечка (ладонная поверхность ногтевой фаланги) лежит на поверхности тел.

 

Рис. 2.13. Отягощенный бумеранг.

 

Отягощенный бумеранг (рис. 2.13): на ноготь пальца в позиции Бумеранг навстречу или под углом 90° накладывается (с нажимом вниз) палец другой руки.

 

Массаж несколькими пальцами

 

 

 

Рис. 2.14. Клюв орла.

 

Клюв орла (рис. 2.14): все пять пальцев руки собраны в щепоть так, чтобы ни один не выступал ни вперед, ни назад. Большой палец прямой, остальные полусогнуты.

 

Рис. 2.15. Клюв голубя.

 

Клюв голубя (рис. 2.15): то же, но в щепоть собираются лишь три пальца – большой, указательный и средний. Безымянный и мизинец тоже полусогнуты, но не касаются ладони.

 

Рис. 2.16. Ковшик.

 

Ковшик (рис. 2.16): указательный, средний и безымянный пальцы ставятся рядом, слегка сгибаются и соединяются ногтевыми фалангами (средний палец, как более длинный, сгибается больше).

 

Массаж ребром ладони

 

 

 

Рис. 2.17. Серп.

 

Серп (рис. 2.17): ладонь с неплотно сомкнутыми, выпрямленными или немного согнутыми пальцами перпендикулярна поверхности тела и прижата к нему ребром ладони и мизинцем.

 

Массаж кулаком

 

 

 

Рис. 2.18. Массажный кулак.

 

Массажный кулак (рис. 2.18): отличается от обычного тем, что дальние суставы всех пальцев разогнуты.

 

Рис. 2.19 а. Гребень. Вид с тыльной стороны ладони

 

 

Рис. 2.19 б. Гребень. Вид со стороны большого пальца

 

Гребень (рис. 2.19 а и 2.19 б): позиция Массажный кулак, при которой массаж производится ближними суставами пальцев, которыми массажист нажимает на тело.

 

Рис. 2.20. Шпалы.

 

Шпалы (рис. 2.20): Массажный кулак прижимается к телу примыкающими к ладони фалангами пальцев.

 

Рис. 2.21. Вилы.

 

Вилы (рис. 2.21): массаж производится суставами, соединяющими указательный и средний пальцы с ладонью (в анатомии они называются пястнофаланговыми).

 

Массаж полусогнутым коленом

 

 

 

Рис. 2.22. Молот.

 

Молот (рис. 2.22): строго говоря, массажной поверхностью в данном случае является передняя поверхность верхней части голени (бугристость большеберцовой кости), располагающаяся по ноге чуть ниже коленной чашечки. Массажист встает на четвереньки так, что его голень параллельна поверхности массируемого участка тела, и нажимает коленом вниз.

 

Массаж предплечьем

 

 

 

Рис. 2.23. Томагавк.

 

Томагавк (рис. 2.23): кисть массажиста располагается в вертикальной плоскости мизинцем вниз, а большим пальцем вверх; массажным инструментом при этом служит нижняя часть предплечья, которая опускается сверху на выпуклую часть тела клиента, например, надплечье, бедро и т. п.

 

Массаж полусогнутым локтем

 

 

 

Рис. 2.24. Копье.

 

Копье (рис. 2.24): рука массажиста согнута в локтевом суставе на 90°, так что плечо (плечевая кость) перпендикулярно телу клиента, а предплечье почти параллельно ему. Нажим осуществляется локтевым суставом и прилежащей к нему частью предплечья.

 

Массаж острым (согнутым до предела) локтем

 

 

 

Рис. 2.25. Бур.

 

Бур (рис. 2.25): локоть отводится несколько в сторону от туловища массажиста, а кисть соответствующей руки находится на уровне его груди. При этом наиболее острая часть локтя направлена вниз и опускается на тело клиента.

 

Рис. 2.26. Клин. Вид спереди.

 

 

Рис. 2.27. Клин. Вид сбоку.

 

Клин (рис. 2.26 и 2.27): локоть приближается к боку массажиста, а кисть отводится в сторону и ладонью вверх. При этом нижняя часть локтя, опускающаяся на тело клиента, имеет форму не очень острого клина.

 

Рис. 2.28. Утюг. Вид спереди.

 

 

Рис. 2.29. Утюг. Вид сбоку.

 

Утюг (рис. 2.28 и 2.29): локоть выдвинут вперед, ладонь находится над плечевым суставом и обращена назад‑вверх. Нажим осуществляется вниз; при этом с телом клиента соприкасается сравнительно ровная площадка. Ее легко ощутить, сев за стол и облокотив голову на руки, выдвинутые локтями вперед.

 

Суставный массаж

 

 

 

Рис. 2.30. Притирание в плечевом суставе.

 

Притирание (рис. 2.30): прием заключается в том, что массажист прижимает поверхности костей, образующих данный сустав, одну к другой, после чего в медленном темпе производит движения, свойственные суставу: сгибание, разгибание, вращение и т. п. в пределах подвижности сустава, то есть без напряжения суставной сумки; клиент расслаблен. При правильном выполнении приема внутри сустава появляется чувство тепла, свободы, энергетизации и т. п.

 

Рис. 2.31. Фрагмент критического конуса в пястнофаланговом суставе указательного пальца.

 

Критический конус (рис. 2.31): движение в суставе по предельно допустимой для него амплитуде – но без причинения клиенту существенной боли. Этот прием выглядит по‑разному в различных суставах, и соответствующие описания приведены при описании массажа рук и ног.

 

Рис. 2.32. Поперечное растяжение в запястье.

 

Поперечное растяжение (рис. 2.32): прием заключается в том, что кости, соединенные данным суставом, растягиваются массажистом в разные стороны так, что суставные поверхности максимально отходят одна от другой, не причиняя при этом клиенту сколько‑нибудь существенной боли. После этого массажист фиксирует положение одной из костей, а вторую, не ослабляя растяжения, смещает в направлении, перпендикулярном оси растяжения. Если, например, левой рукой массажист вытягивает левую кость влево, а правой – вправо и фиксирует левую руку, то поперечное движение правой руки идет в направлении вверх‑вниз. При этом нужно чередовать включение восходящего и нисходящего потоков, например, так: при движении правой руки снизу вверх массажист несколько увеличивает ее усилие вправо, то есть растяжение в суставе, и активизирует восходящий поток, а при движении правой руки в противоположном направлении, то есть сверху вниз, массажист ослабляет ее усилие вправо и сосредотачивает свое внимание на нисходящем потоке.

 

Погружение в тело

 

Это очень важный, даже принципиальный момент. Глубина проникновения массажиста в тело клиента в конечном счете определяет эффективность массажа и долговременный его эффект; однако возможность глубоко проникнуть в тело появляется лишь при условии, что оно доверяет массажисту, расслабляется под его руками, раскрывается им навстречу, словно приглашая войти внутрь. Конечно, для этого необходим определенный уровень психологического контакта между массажистом и клиентом, но ничуть не менее важную роль играет способ взаимодействия массажиста с телом, в частности, используемые им приемы погружения в плоть и его способ реагирования на жалобы (стоны, крики, вопли) клиента.

В предлагаемой читателю массажно‑целительской концепции никакие резкие воздействия на клиента не предусматриваются, а если и происходят, то расцениваются как небрежность массажиста. Все виды манипуляции с телом не должны причинять клиенту сильной боли – такой, которую ему приходится «терпеть», то есть переживать со значительным усилием воли. Причиняемая клиенту боль должна восприниматься им как «сладкая» или «необходимая», то есть на вопрос массажиста, стоит ли уменьшить нажим на тело, клиент должен отвечать в таком роде: «Нет, мне не больно» или «Нет, мне больно, но я чувствую, что эта боль не очень существенна и сопутствует выздоровлению». Другими словами, правильные движения массажиста не причиняют клиенту боли или вызывают такие ощущения, против которых он в целом не возражает. Однако, тело должно чувствовать, что с ним работают, как говорится, существенно; для включения восходящего канала ощущение в данном участке тела должно быть достаточно сильным, то есть приближающимся снизу к болевому порогу – и квалификация массажиста в большой мере зависит от его умения ощутить этот порог и держаться около него.

Проблема возможно более глубокого и при этом не слишком болезненного проникновения в тело является одной из основных для массажиста; поэтому автор придает ей существенное значение и предлагает несколько мягких способов погружения в плоть. Может быть, их освоение окажется не таким быстрым, как хотелось бы читателю, но оно принесет значительные плоды: ваш контакт с телом и умение понимать его язык и договариваться с ним возрастут.

В основе почти всех предлагаемых приемов лежит принцип, введенный в первой части серии «Целительство» (книга «О, Текучая!»):

Массаж в глубине тела

 

Итак, инструмент массажиста проник в тело на достаточную глубину. Как же производится сам массаж?

В основе всех предлагаемых приемов лежит, с одной стороны, представление о восходящем и нисходящем каналах, а с другой – принцип Капли.

Эллиптический массаж (рис. 2.38) является естественным продолжением зигзагообразного спуска и производится, когда этот спуск закончен, то есть на такой глубине проникновения в тело клиента, когда в нем возникает существенное сопротивление или начинает ощущаться боль. В этом случае массажист, сохраняя достигнутый уровень нажима в глубину тела, совершает пальцем (локтем) небольшое движение параллельно его поверхности, вызывая в своем воображении восходящий поток, затем несколько уменьшает нажим и двигает палец в противоположном направлении, активизируя нисходящий канал, после чего снова увеличивает давление, возвращая палец в исходное положение, и повторяет цикл. Строго говоря, кончик пальца при этом движется по прямоугольной траектории (вперед‑вверх‑назад‑вниз и т. д.), но ее следует несколько сглаживать по углам, так что в результате получается нечто вроде эллипса, расположенного в вертикальной плоскости.

 

Рис. 2.38. Эллиптический массаж (эллипс на рисунке изображен в вертикальной плоскости, как и палец массажиста).

 

Массаж «восьмеркой» (рис. 2.39) является естественным продолжением спирального спуска. Когда спуск закончен, палец (локоть) массажиста совершает движение по кругу с постоянной силой нажима, активизируя восходящий поток, затем сила нажима уменьшается, так что палец отчасти поднимается к поверхности тела и совершает второй круг, активизируя нисходящий поток, после чего сила давления снова увеличивается и цикл движений повторяется. Таким образом массирующий кончик пальца совершает движения по двум горизонтальным окружностям, расположенным одна под другой. Общее движение, с учетом по возможности плавного перехода с одной окружности на другую, отчасти напоминает восьмерку.

 

Рис. 2.39. Массаж Восьмерка.

 

Массаж «двойной перекат» (рис. 2.37) завершает качельный спуск, когда в качестве массажного инструмента используется ребро ладони (Серп) или предплечье (Томагавк), а массируемая поверхность выпуклая. Идея приема заключается в том, что сначала совершается перекат в одном направлении – например, вперед – с большей силой нажима на тело и при этом активизируется восходящий поток, а затем сила нажима уменьшается и совершается перекат в противоположном направлении и при этом включается нисходящий поток.

Массаж «двойной конус» (рис. 2.40) является естественным продолжением конического спуска. Исполнение «двойного конуса» предполагает два движения пальцем (локтем): первое, активизирующее восходящий поток, состоит в движении основания пальца по окружности в горизонтальной плоскости с большим нажимом и меньшим углом конуса, то есть палец меньше отклоняется в сторону от вертикального положения; второе движение, активизирующее нисходящий поток, похоже на первое, но сопровождается меньшим нажимом в глубину и большим отклонением пальца от вертикали.

 

Рис. 2.40. Массаж Двойной конус.

 

При массаже острым локтем Двойной конус может исполняться двояко: в плечевом варианте по горизонтальной окружности двигается плечевой сустав массажиста, захватывая в это движение весь его торс, в кистевом варианте торс и плечевой сустав массажиста неподвижны, а в горизонтальной плоскости движется лишь его кисть. Обязательно следует чередовать более сильный нажим и меньшую амплитуду движения, активизирующие восходящий поток, с меньшим нажимом и большей амплитудой движения, активизируя при этом нисходящий поток.

 

Выход из тела

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.156 с.)