Глава седьмая: приезд духовной миссии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава седьмая: приезд духовной миссии



 

1

 

Миссия быстро собралась и выехала в Сибирь. Путь по хорошо укатанному сибирскому тракту на лошадях прошел без особенных приключений. Дорога нелегкая, утомительная, по диким местам, где только изредка попадаются небольшие селения. Городов почти нет. Сотни, тысячи верст остаются позади. Наконец, столица Восточной Сибири, торговый центр края – Иркутск. В Иркутске отдохнули и дальше, сначала лодками по Лене до Якутска, две тысячи верст незабываемого пути, а потом верхами по местам нехоженым, не тронутым человеком, по горам, где только медведи хозяевами бродят и лениво задирают зазевавшуюся косулю.

Довольно образно описывает архимандрит Иоасаф свои впечатления о пути. Письмо отправлено из Охотска в Валаамский монастырь 13 июля 1794 года:

«Я из Москвы отправился 1794 года января 22 дня. Святую Пасху отпраздновали в Иркутске. Тут был с месяц. Из Иркутска Леною рекою более 2000 верст плыли покойно, во всяком довольстве. От Якутска до Охотска более 1000 верст ехали верхами с братиею; а все имущество наше везли 100 лошадей; хотя рекою было и весело, но верхами и того лучше: по лесам, горам, буеракам – всего насмотрелись… Время веселое – май, июнь, июль; пасутся одни медведи; довольно навидались: хотя они и смирны, но лошадей пестовать мастера»…

Тяжелый путь через всю Сибирь пройден. Погружаются в Охотске иноки на корабль, который должен их доставить на Кадьяк. Здесь впервые монахи столкнулись с той обстановкой, с теми людьми, с кем им придется жить годы в американских колониях.

Полон корабль, нагружен человеческими отбросами. Это так называемое пополнение, посылаемое Шелиховым на Кадьяк для культурного внедрения в толщу невежества и неверия. С этими людьми иноки должны будут нести факел просвещения и Христовой веры вглубь американского материка.

Вместо вольных промышленных людей, нанимающихся по контракту, корабль забит ссыльными преступниками, которых Шелихов выторговал у сибирского губернатора. Обе стороны сделкой довольны. Губернатор избавился от группы бесполезных и опасных каторжан‑головорезов, а Шелихов приобретает рабочие руки для своего правителя Баранова. Насколько полезны эти «рабочие руки» – это другой вопрос, но факт остается фактом – Шелихов посылает группу обещанных работников.

Пьянство, сквернословие, богохульство и разухабистые песни встречают святых отцов на борту корабля. Приходится с этим мириться как с неизбежным злом, потому что даже стены корабля, все его переборки как будто дышат зловонием этих человеческих отбросов, сами стены, кажется, изрыгают день и ночь непечатную брань.

Единственное средство заглушить это похабство, барабанящее в уши, глубже уткнуться в божественные книги, и в унисон, всей братией, на старинные распевы, петь церковно‑служебные песнопения.

Упруго надуваются, выпирают паруса, влекут судно вперед, к Америке; пляшет корабль на гребнях высоких волн во время штормов, легко скользит по гладкой поверхности успокаивающегося океана. Все ближе и ближе заветные острова. Временами кажется инокам, что они душу отдают Богу, настолько свирепо треплет и швыряет корабль разбушевавшийся океан; в другие же дни они громко славят Бога за наступивший покой и спасение их от верной смерти.

И все это время по необозримому водному пространству разносится то разухабистое многоэтажное сквернословие, то звуки церковного пения, как бы вступающего в единоборство с ним. Вечная борьба добра и зла, никогда не ослабевающее соревнование. Чем громче крики и ругань, тем сильнее повышают голоса монахи… Устают люди, засыпают, стихает и монашеское пение или чтение молитв.

Закончен, наконец, трудный путь. Показываются очертания острова Кадьяка. Корабль входит в новую Павловскую гавань, построенную Барановым во имя апостола Павла после того, как вспенившийся вдруг океан в 1792 году кинул на берег громадную приливную волну и смыл до основания селение в бухте Трех Святителей.

Если монахи думали, что путь их был тяжел, что общество на корабле хуже некуда и что, прибыв в главную колонию компании, они отдохнут наконец и смогут заняться своей плодотворной просветительской работой, то велико же было их разочарование, когда, сойдя на берег, они увидели кучку небольших изб, ничего общего не имеющих с фантастическим городом Шелихова.

Баранов находился на берегу, когда корабль прибыл из Охотска. Вначале он был искренне рад встретить братию духовной миссии и ее главу архимандрита Иоасафа, к которому он смиренно подошел под благословение. Не виноват он, что члены миссии ожидали увидеть большое селение, описанное им в радужных красках Шелиховым.

Не видно ни благоустроенных келий для монахов, ни добротных изб… ничего… только приземистые хибарки там и здесь, утопающие в грязи, да унылые землянки алеутов. Никто не бросился помогать монахам сойти с корабля, снести их нехитрый скарб.

Архимандрит Иоасаф, стоявший на палубе рядом с Барановым, посмотрел на берег, на унылую картину селения и, с плохо скрытым чувством раздражения буркнул:

– Где будет братия устраиваться‑то?..

Баранов сразу почувствовал недовольную нотку у отца‑архимандрита, и вдруг горячая волна недоброжелательства и даже враждебности ударила ему в голову. Он внутренне весь закипел и против Шелихова, и против всей компании, кормившей его больше обещаниями, чем поддержкой. С покрасневшим лицом Баранов отвернулся от архимандрита и зло посмотрел на присмиревшую группу монахов – на тех тоже подействовал унылый вид селения. Отвернулся управляющий в сторону, отдал какое‑то резкое приказание и буркнул невнятно:

– Устраиваться значит надо…

Позвал Кускова:

– Отведи‑ка, Иван, отцов в казарму, пусть располагаются там…

И сам быстро зашагал в свою избу, не сказав больше ни слова отцу‑архимандриту.

Иноки взвалили вещи на плечи и пошли следом за Кусковым. Им все еще казалось, что вот сейчас, наконец, они подымутся на бугор и за ним увидят опрятные домики из свежесрубленного леса для миссии, все еще пахнущие смолой, что они теперь смогут обосноваться в приготовленных для них помещениях, смогут наконец отдохнуть от мучительной, бесконечной качки, которая так измотала их.

 

2

 

Подошли к длинной, низкой грубосколоченной избе с низкой же дверью. Нужно сгибать голову, чтобы не удариться о косяк, когда входишь в помещение. Это – так называемая казарма, о которой говорил Баранов.

Кусков широко распахнул дверь и вошел внутрь. Следом за ним двинулись монахи. Тяжелый, спертый воздух встретил пришельцев. Остро ударил в нос удушливый запах десятков потных, немытых людских тел с явной примесью сивушной вони. Видно было, что алкоголь в казарме не переводился. Вся казарма в виде одной огромной низкой комнаты была тесно заставлена койками, большая часть которых была занята телами промышленных. Кое‑кто спал, тяжело развалившись на койке, кто‑то храпел во всю мощь, кто‑то громко разговаривал, и весь этот шум и гам беспрерывно сопровождался визгом и взрывами женского смеха. Промышленные развлекались с «девками»‑алеутками.

Возмущенный архимандрит остановился на пороге:

– Что это значит? Вы не ошиблись, господин Кусков? Туда ли вы нас привели?! – крикнул он.

Тот спокойно оглядел монахов:

– Трудно ошибиться, отец, других помещений у нас нету! Вот располагайтесь на свободных койках, кладите на них свой скарб.

Иоасаф повернулся:

– Я буду жаловаться Александру Андреевичу. Вы не можете заставить нас жить в одной избе с этими пьяными людьми и гулящими девками. Это безобразие. Вам нужно было бы иметь побольше уважения к нашему монашескому сану…

Кусков пожал плечами и вышел.

– Располагайтесь, как можете! – крикнул он с Порога.

Монахи вышли на двор.

– Подождите здесь, братие, – остановил их отец Иоасаф. – Я пойду к управляющему и выясню, в чем тут дело!

Он быстро зашагал к конторе правителя, размахивая широкими рукавами и полами черной монашеской рясы.

Прошло с полчаса. Наконец, архимандрит быстро вышел из конторы, и по его красному, возмущенному лицу было видно, что понимания у Баранова он не встретил.

Кусков, облокотясь о косяк двери, стоял и спокойно ожидал главу духовной миссии, искоса наблюдая за ним. Иоасаф таким же размашистым шагом с развевающейся рясой подошел к инокам и только молча развел руками, не в силах сказать что‑либо от возмущения.

Наконец он обрел дар речи:

– Делать нечего, отцы. Нужно мириться с тем, что есть. Обещает правитель, что скоро построит наши кельи, если мы сами поможем. А сейчас не спать же нам под открытым небом. Уже ночь надвигается. Будем пока что в казарме устраиваться. Спаси, Господь, это злачное место.

Он широко перекрестился и шагнул к двери, которую Кусков нарочито услужливо открыл перед ним. Отец Иоасаф вошел внутрь, и за ним, как послушное стадо, заторопились остальные.

Архимандрит мрачно оглянулся по сторонам.

– Где устраиваться‑то? – спросил он, не глядя на Кускова.

Тот молча указал рукой на пустые койки.

– Ну ладно, братие, давайте‑ка располагаться, переспим ночь, а там – утро вечера мудренее, может, что завтра и придумаем.

Визг и хохот в углу прервали слова инока. Он брезгливо поморщился.

– Ты, отец Ювеналий, устраивайся вон там, – Указал он высокому, уже полнеющему, спокойному иеромонаху. Тот поклонился, тряхнул русыми волосами и, ничего не сказав, потащил свой мешок в угол казармы.

– Эта вот койка будет для отца‑иеромонаха Афанасия. Отец иеромонах Макарий займет койку рядом с отцом Афанасием. Здесь будет отец иеродиакон Нектарий…

Нектарий опустил яркие, жгучие, как угли, черные глаза, горящие на тонком аскетическом лице и, низко поклонившись архимандриту, пошел к своему месту.

– Отец Стефан, вон туда, – приказал Иоасаф маленькому, худенькому иеродиакону. Тот нервно одернул свою порыжевшую ряску и бочком, точно боясь зацепиться за оскверненные грехом койки и стены казармы, прошел на свое место.

Иоасаф оглянулся на оставшихся двух монахов.

– А, вы еще, – вспомнил он смиренно стоявших в стороне иноков Иоасафа и Германа. – Вам придется устраиваться вон на тех двух койках, отцы!

Монахи низко, в пояс, поклонились ему и пошли к назначенным им койкам.

Скромный на вид Герман ничем не отличался от других монахов, однако привлекал внимание всех какой‑то особенной, исключительной простотой, а главное – своими яркими, лучистыми глазами, из которых как будто исходило какое‑то магическое сияние. Вот такими тихими, излучающие святость, писали древние иконописцы изображения святых угодников, отцов церкви.

Из всех восьми монахов Герман был самый простой, самый смиренный, готовый услужить всем вместе и каждому в отдельности.

Духовная миссия, возглавляемая архимандритом Иоасафом, состояла из восьми человек. Из них шестеро были завербованы в Валаамском монастыре, а двое – иеромонах Макарий и иеродиакон Стефан – были взяты из Коневского монастыря. Нужно сказать, что все члены духовной миссии, положившей начало русской миссионерской деятельности в Америке, искренне стремились в Русскую Америку и мечтали о приведении в православие местных туземцев. Не их вина, что, прибыв на Кадьяк, они нашли: все нужно начинать сначала. То, что им было обещано в Петербурге, оказалось пустыми словами. Естественно, они были возмущены, и это явилось началом трений и невыносимых отношений между ними и Барановым: тот никак не мог взять в толк, как могут монахи требовать него бы то ни было у него в тех условиях, в которых он жил со своими промышленными.

Группа монахов состояла из лиц самого разного происхождения. Иеромонах Ювеналий, в прошлом офицер, и иеродиакон Стефан – тоже из офицеров – были образованными и начитанными людьми. Остальные в основном из духовных семей. Судьба их была различна, и дольше всех прожил в Русской Америке смиренный монах Герман, доживший до преклонных лет на островах и умерший отшельником на Еловом острове, недалеко от Кадьяка, в 1837 году.

 

3

 

Баранов, получив сообщение Шелихова об отправлении к нему духовной миссии, искренне этому обрадовался. В своем ответном письме Шелихову он писал: «Радуясь от души вводимому здесь благовестию святой евангельской веры… от усердия моего отдал для пользы церкви и духовных особ 1500 рублей за себя и 500 за разных служителей».

Строительство церкви, однако, к приезду миссии еще не началось, так как Баранов был слишком занят другими неотложными делами, для чего требовалась каждая свободная пара рук. В результате сооружение церкви все откладывалось и откладывалось. Это и то, что для монахов не было даже построено келий, сразу восстановило их против Баранова, который прямо сказал в ответ на жалобы:

– Стройте сами, у нас нет лишних людей, а не хотите – живите в казарме с промышленными.

С самого приезда на Кадьяк у архимандрита Иоасафа обострились отношения с Барановым. Оба с каждым днем все более и более озлоблялись друг на друга. Первый – потому, что не нашел в колонии того, чего он ожидал и что ему было обещано, а второй – от постоянных и, как ему казалось, бессмысленных требований монахов, а они должны были бы видеть: он физически не в состоянии выполнить их требования. Заняты люди тяжелыми работами для компании, нужна каждая пара рабочих рук для рыбной ловли и охоты на тюленей, нет никакой возможности было выделить рабочих для постройки жилищ монахам.

Не только это, но и сам порядок жизни русских промышленных, не исключая и самого Баранова, вызывал в монахах отвращение. Все промышленные совершенно открыто жили с алеутками. У большинства из них остались жены и дети где‑то далеко на родине. У многих появились отпрыски их греховного сожительства. Первым и самым неотложным делом иноков миссии было скорейшее приведение в лоно православной церкви девиц, живших с русскими, а потом – оформление их сожительства законными церковными браками. Промышленные, однако, не торопились с этим, так как по приказу Шелихова их жены‑алеутки и дети‑креолы не допускались в Россию. Таким образом, нужно было бросать новоприобретенные семьи или же оставаться навсегда на Кадьяке.

Баранов также совершенно открыто жил с молодой дочерью крупного вождя индейского племени кенайцев. Правда, свой брак с молодой, гордой красавицей он оформил по индейским обрядам. Так как у него до сих пор еще была жива жена в России, то монахи смотрели на его «брак» просто как на греховное сожительство.

В тот вечер, 24 сентября 1794 года, когда духовная миссия прибыла на Кадьяк, долго сидел Баранов у стола в своей каморке и перечитывал письмо от Шелихова, переданное ему архимандритом. Тот, как обычно, писал ему пространные инструкции с указанием детальных фантастических планов: «…ежели можно, то хотя построить батареи редутами и между оными обнести хорошим и высоким заплотом… растянуть ее укрепления кругом всего селения, аноипаче стех сторон где более опасно, адля входа или въезда вделать большие крепкие ворота, кои наименовать поприличеству русския ворота…»

Баранов протер глаза:

– Что за чертовщина! Уж не мерещится ли мне?.. ведь час поздний… Какие там батареи… да пушки! Где же эти пушки?

Взял письмо и стал читать дальше:

«…насих батареях поставить хотя додвадцати пушек так, чтоб оныя вовсе стороны действовать могли, «одну пушку иметь внутри селения у гоубвахты навсякой случай нужды»…

Повертел письмо Баранов в изумлении, посмотрел на него со всех сторон и принялся читать дальше, с трудом разбирая почерк Шелихова…

«… святым отцам отпустили мы особо всего наих содержание довольно и покрайней мере года натри с бережливостью»…

Шелихов, видно, думал держать монахов на подножном корму, потому что в конце он приписал… «хлебных семян уделите и им наразвотку и наземледелие»… Очевидно, он считал, что монахи должны были заняться хлебопашеством для прокормления миссии.

Нужно сказать, что несмотря на абсурдность инструкций Шелихова, которые, как Баранов уже понял, предназначались главным образом для высших сфер в Петербурге, Александр Андреевич тем не менее по мере возможности старался эти инструкции выполнять, если это вообще было физически выполнимо.

В частности, Шелихов еще раньше писал, что для расширения деятельности компании и продвижения дальше в глубь американских земель, настоятельно рекомендует Баранову ни больше ни меньше как начать постройку… морских кораблей!

Баранов только руками развел… на складе ни гвоздя, не только парусов, тряпки лишней нет, – а строй корабль…

Он смачно выругался:

– Что я, свои портки повешу на мачты вместо парусов, что ли?..

Поругавшись, однако строить корабль решил, тем более что надежды на регулярное сообщение с Охотском у него не было. Нужно самому строиться и устанавливать связь. Не на Шелихова же уповать.

 

4

 

В начале сентября 1793 года, за год до приезда духовной миссии, корабль, названный «Фениксом» был спущен на воду в гавани Трех Святителей, а в конце 1794 года, к приезду духовной миссии, «Феникс» совершил свое первое путешествие вокруг острова Кадьяк и вошел в Павловскую гавань. Не обошлось, конечно, без инцидентов. Старые, дряхлые канаты рвались. Паруса обрывались. То там, то здесь корпус судна давал течь. Поистине чудо, что корабль смог вообще совершить даже такое короткое путешествие.

В то же самое время из Охотска пришел новый, прекрасно оснащенный корабль «Орел» под командой английского капитана Шильдса. Шелихов поручил ему построить судно в Охотске, и англичанин – старый морской волк – добросовестно выполнил задание и привел на Кадьяк хорошее, добротное судно.

Базируясь на факте постройки кораблей как доказательстве продуктивности работы его компании, Шелихов продолжает энергично бороться за получение монопольных прав. Он организовывает Северо‑Восточную компанию и начинает ходатайствовать о разрешении его кораблям торговать уже не только с Америкой, но и с далекими Кантоном, Макао, Батавией, Филиппинскими и Сандвичевыми островами. Больше того, он проектирует даже обследование устья Амура – за пятьдесят лет до того как эта работа была наконец предпринята.

Каждый человек занят. Рук не хватает, а с монахами отношения все хуже и хуже. Баранов зубами скрежещет, когда вспоминает при Кускове о монахах. У тех же нет более бранного слова, чем имя Баранова, которого сравнивают чуть ли не с антихристом.

Зима 1794 года оказалась суровой как для ветеранов борьбы со стихией на севере – Баранова и его приспешников, так и для новичков – монахов. Конечно, никаких трехлетних запасов, как писал Шелихов, монахи не привезли, и жить им пришлось впроголодь. Ко всему были готовы "монахи, собираясь в суровую Америку, но то, с чем им пришлось встретиться, им даже не снилось.

Несмотря на все лишения, нужду и голод, группа монахов упорно вела свою миссионерскую работу среди туземного населения, и, конечно, основной их опорой был глава миссии архимандрит Иоасаф. Похудел отец архимандрит от трудов, почернел лицом – стал похож на аскета, но работы не бросал и все время призывал свою братию, не покладая рук, просвещать алеутов.

Наступила весна. Потеплело… и решил Баранов отправить груз пушнины Шелихову на своем новом, самодельном судне «Феникс». Воспользовавшись случаем, оба они – и Баранов, и архимандрит – написали длинные письма с жалобами друг на друга. Отношения между ними к этому времени дошли до крайних пределов вражды.

Баранов в своем письме Шелихову жалуется на постоянные невыполнимые требования монахов и на то, что они подстрекают как туземцев, так и русских промышленных к непослушанию. Пишет Баранов, что прибывшую с монахами на корабле партию крепостных из России, отправленных в колонию в виде пробы для основания здесь земледельческих колоний, монахи открыто призывают к неповиновению, рассказывая им ужасы об Якутате, где Баранов намеревался их поселить.

Не менее обличительно и письмо архимандрита Иоасафа, датированное 18 мая 1795 года, в котором он порицает открытый разврат в колонии и противодействия Баранова всем своим мероприятиям. Пишет отец архимандрит:

«Отправясь Августа 13‑го из Охотска, на Кадьяк прибыли мы Сентября 24 благополучно; чрез зимовку здесь всех приезжающих добровольно кадьецких жителей также аляскинцев, кинайцов и чугачь крестили немалое число; церкви унас походной и теперь еще нет; просил угоспод прикащиков и Александра Андреевича наполатку, нониоткуда не получил, а хотя ивызывался сам Александр Андреевичь вскоре зделать местную здесь малую церковь, которую ноября 21‑го числа изаложили 4‑х саженей церков и полторы сажени трапеза, ноона итеперь еще истены недорублены; япринужден остаться нерепертовать к Преосвященному Митрополиту опоходной церкве ничево»…

Отложил перо архимандрит и задумался. Многое, очень многое можно написать. Ничего‑то ведь не было здесь приготовлено из того, что было обещано Шелиховым. И Баранов, в сущности, тут ни при чем. Он ничего не знал о планах Шелихова… Правда, груб Баранов, несдержан… Отец Иоасаф пододвинул бумагу и стал опять писать:

«Сприезда моего вгавань ничего почти неустраиваю, чтоб было ученено всходственность ваших добрых намерений, удовольствие мое втом только состоит, что американцы отовсюду стекаются креститца, аруские нетолько нестараются приводить их ктому, новее способы употребляют разъстраивать их, апричина тому та, что жизнь их развратная начала уличаться добрыми поведениями американцев, я едва мог убедить некоторых промышленных жениться апротчие ислышать отом нехотят… квеликой обиде американцев». А девок держат публично. Да еще не по одной»…

Снова вспомнил архимандрит Баранова, и горечь затопила ему сердце:

«Я немогу ипоныне узнать приезд‑ли мой или ваши колкие выговоры господину Баранову писанные взбесили ево; всех как видится промышленных разстраивает и вооружает против нас; завел писменные кляузы, всех убеждает подписываться»…

Взглянул на свои похудевшие, тощие руки, подумал о полуголодном существовании в течение всей зимы и приписал:

«… сприезду нашева голодуха всю зиму была, 3‑х летнюю гнилую юкалу начисто очистили… селди повесне также подходили, нонеболее 2‑х или 3‑х раз ловили палтусину, удить алеут незаставлял иприговаривал всегда: яде для поселщиков неработник промышлять корм»…

Никакой помощи Баранов не дал членам миссии – считал, что люди нестарые, больше молодых, что нужно, сами достанут. К зиме холодно стало – пусть сами дрова и заготавливают. И об этом пишет архимандрит: «… мы для себя таскали излесу на плечах (дрова), всего смешнее, что ипрохозяина небывает вцелой год ни полена заготовлено; унего, когда чайник греть так ибегут или вкруг строения углы колоть, или где ссарая жердь стащат, а иногда искузницы возмут уголья, так ичайник готов, я разу невидал ево, чтоб вышел похозяйской посмотреть что, сидит дни иночи и составляет разныя крючкотворения… День наступает так – думаем о корме… Ходим верст по пяти за улитками и ракушками… Надобно и дров изготовить, также сшить рубашку с портками и вымыть… А братию определил в казарму, где промышленные с б… живут, устраивают собрания, игрушки… врасуждении его развратов хотя и должен бы… отнестись к преосвященному митрополиту или в Святейший Синод, но любов и почтение мое квам убеждают меня воздержатца отътово»…

Пишет дальше Иоасаф, что с весной зародились у него планы пополнить запасы провизии овощами, остановить цинготные заболевания:

«… мне хочется хотя бы немного картофелю капусты и еще кой чево из огородных овощей завести; давот главное препятствие что было необучены, просил было хотя заступов или мотык несколько зделать, но незнаю добьюсь‑ли толку, атеперь кое‑как роем землю деревянными чурками завостря»…

Устал писать архимандрит столь длинное письмо, да и час поздний, пора идти спать. Размашисто подписал: «Иоасаф с братиею» и аккуратно сложил.

 

5

 

На следующий день, 19 мая, и отец Иоасаф, и Баранов опять были заняты писанием писем, спешили изложить на бумаге все то, что у них накопилось на душе за это время. Спешили закончить свои письма до отхода «Феникса» в Охотск.

Баранов написал целый большой список жалоб Шелихову и через него всей компании. Упомянул и фантастические обещания, и корабли продуктов из Охотска, обещанные, но не пришедшие, и отсутствие всего необходимого – и гвоздей, и топоров, и лопат. Отметил, что люди мрут, как мухи, от голода, от цинги – в то время как Шелихов шлет ему пространные письма с невыполнимыми инструкциями или критикой действий Баранова, связанного в сущности по рукам и ногам: почему шлет мало пушнины, не строит кораблей больше, журит его, что не расширяет владений компании, не заводит на материке земледельческих колоний… Последнее письмо, присланное с архимандритом, было особенно колким и неприятным, и поэтому Баранов, воспользовавшись возможностью отправить свое письмо с отходящим кораблем, едко пишет Шелихову:

«Письмо безмесица и числа имел честь получить 24 Сентября на судне 3‑х Святителей с отцом Архимандритом… вы почли меня недругом и подлым по одним корыстям вам служащим рабом»…

Дав волю своему оскорбленному самолюбию, Баранов, весь год проживший впроголодь и добывавший меха для Шелиховской копании голыми руками и ценой жизней многих алеутов, закончил письмо требованием освободить его от обязанностей и позволить вернуться на родину – при таких обстоятельствах он работать не мог.

В то время как Баранов изливал свое возмущение, архимандрит Иоасаф тоже сидел у своего стола и писал другое письмо Шелихову, а кроме того, письмо с докладом о своей деятельности и игумену Валаамского монастыря Назарию.

В письме Шелихову он опять жалуется на Баранова:

«…он хотя иподписал нацерков также и на свиту вкнигу 1500, номнебы сноснее было ежели бы он сменя столько взял, да попорядочнее распоряжал здесь… Я слыхал от некоторых, что Баранов со своими бунтовщиками нередко проговаривает: нам бы де как отправить натот свет Архимандрита да Ювеналия, апротчих как мух придавим, хотя инедолжен я всем вракам верить но сумневаться могу; отстоль бесщеловечнаво скоро то может быть»…

Болеет душой и печется архимандрит о репутации, своих пасомых в американской колонии и пишет Шелихову об одном из промышленных, собравшемся возвращаться в Сибирь:

«Ежели Куликалов вывезет в Охотск ребенка, то, пожалуйста, постарайтесь его сюда прислать. У него есть в Иркутске законные дети, а сего незаконнорожденного вывоз будет уликою здешних развратных поступков промышленных, что служит к нашему безчестию. А я неминуемо принужден буду по сему поводу все здешние развратные поступки описывать моему правительству. А ежели здесь останутся дети, то и помолчать мне можно, а меж тем помаленьку Бог исправит. Многие уже прикрыли свой Грех, переженясь на тех же девках от каких прижили детей»…

В своем письме игумену отцу Назарию, архимандрит подробно пишет о просветительской и миссионерской деятельности своих людей несмотря на все препятствия и сопротивление Баранова и его единомышленников…

«Отец Герман у меня в хлебне с отцом Иоасафом. Отец Макарий весьма способен… почти один половину острова объехал и крестил и венчал… Афанасий туп учиться служить, так больше за огородами ходит, роет землю, а между тем учится и служит. Отец Нектарий так же доброй иеродиакон Ювеналий довольно рачителен и брат его произведенный в Иркутске во иеродиакона, отец Стефан хотя и молодой человек, но такой доброй человек, простонравной, скромной, услужной и умной, что хотя бы из Валаамского братства выбирать»… И дальше:

«Число новокрещенных на острове Кадьяке более 6000 человек и почти все, кроме оставшихся сумнительными, а именно: (1) Жупаны то‑есть мущины воспитанные с малолетства по женски и отправляющие все должности женские, так что американцы содержат их вместо жен, желают креститься, но не оставляют гнусного сего порока; (2) Во всех ордах здешних в употреблении многоженство: так же взявши девку держит сколько хочет, потом он или девка не захотев жить расходятся и берут свободно других… (3) Есть американцы, кои имеют блиских за собою сродниц, двоюродных сестер и племянниц, а некоторые и дочерей с коими уже прижили детей; (4) Из числа русских промышленных есть таковые кои живут лет по пятнадцати и более в Америке, оставив в России жен, а здесь держат наложниц… просят крестить их наложниц и венчать… Правитель оной компании каргопольской купец Баранов… к соблазну держит публично наложницу»…

Напишут письма архимандрит и правитель, изольют душу, смотришь, и полегчало, как‑то отношения направятся, и не злобятся больше друг на друга, а чаще просто‑напросто игнорируют один другого до… другого раза!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.079 с.)