Общее понятие о предпринимательском договоре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о предпринимательском договоре



Партнерские связи предпринимателя развиваются по двум основным направлениям: отношения с поставщиками по поводу того, что необходимо для нормальной организации процесса производства; отношения с потребителями по поводу того, что производится предпринимателем. Такие отношения осуществляются предпринимателем на основе соблюдения собственных прав и стремления выполнить те обязательства, которые предприниматель дает своим партнерам при установлении с ними каких-либо конкретных форм сотрудничества. Такие права и обязанности закрепляются в договоре, подписываемом самим предпринимателем и его партнерами.

Договор - контракт, соглашение - форма закрепления (чаще письменная, документальная) партнерских отношений, а именно предмета договоренности, взаимных прав и взаимных обязательств, а также тех последствий, которые вытекают из факторов нарушения договоренности. Письменная форма договора является основой рассмотрения возникающих претензий.

В предпринимательстве необходимо различать учредительных договор и предпринимательский договор.

Учредительный договор - письменный документ, свидетельствующий о волеизъявлении физических или юридических лиц по образованию, учреждению новой организационно-правовой структуры для реализации конкретной предпринимательской идеи.

 

 

Предпринимательский договор - волеизъявление сторон по поводу не организации, а осуществления самого предпринимательского процесса, не предполагающее слияние договаривающихся сторон в какую-либо организационно-правовую структуру.

Договор может носить произвольный характер, хотя имеются и типовые формы договоров (они служат в качестве основы). Тем не менее, на практике осуществляют определенные требования, которые стороны стараются соблюсти при подготовке и подписании любого договора. Любой договор состоит из: преамбулы (введения) основной части заключительной части.

Преамбула - это введение в договор, где указывается название договора (купли-продажи, поставки и т.д.), времени и места заключение договора, фиксирование факта заключения договора, наименование сторон.

Основная часть - договора состоит из общих и специфических условий. К общим относятся те положения, которые включают все договора: арбитражная оговорка (арбитраж - разрешение спорных сторон), форс-мажор - обстоятельства непредсказуемой силы, положение контракта, которое предусматривает перенос сроков исполнения контракта или освобождение сторон от выполнения обязательств в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Форс-мажорные обстоятельства могут быть длительными (война, запрет экспорта или импорта) или кратковременными (стихийное бедствие, пожар). Форс-мажорные обстоятельства должны быть   засвидетельствованы нейтральной организацией, при этом ни одна из сторон не может требовать возмещения убытков при наступлении обстоятельств форс-мажора. К специфическим условиям договора относятся: предмет договора, количество товара, качество товара, цена товара, возможные скидки или надбавки к цене, форма платежа, условия платежа, условия поставки, срок поставки, маркировка, упаковка товара, сдача, приемка товара, ответственность сторон, запретительные оговорки (например, о запрете перепродажи товара третьей стороне).

В заключительной части указываются: юридические адреса сторон, все приложения, подписи сторон.

Классификация договоров

Содержание прав и обязанностей сторон зависит в основном от предмета договора, а им может быть купля-продажа, кооперация, аренда, посредничество и т.д. Исходя из предмета договора, он приобретает конкретную форму. Обычно выделяют следующие типы договоров: договор купли-продажи, агентское соглашение, лизинговое соглашение, бартерное соглашение, договор подряда, договор о производственной кооперации, договор о финансировании.

При подготовке к подписанию договора предприниматель сосредотачивает свое внимание на следующих моментах:

· выявление на основе анализа ситуации цели осуществляемой сделки для стратегии фирмы. Если сделка для него является важной, то он будет стремится создать благоприятную обстановку для ведения переговоров, даже если потребуются какие-либо издержки;

· определение психологического сопровождение процесса ведения договора. Под психологическим сопровождением понимается готовность идти на какие-либо уступки в ходе переговоров ил наоборот твердо стоять на своих позициях. Это  в свою очередь определяется желанием привязать к себе партнера (покупателя), с которым готовится сделка, или стремление "не упустить" этого партнера (поставщика), то есть в любом случае установить с ним деловые контакты.

В период подготовки к переговорам, прежде всего, то или другую сторону интересует цена следки. С этой целью предприниматель определяет для себя три ценовые отметки: максимальную, минимальную и объективную.

Максимальная цена - тот показатель, с которого можно было бы начинать переговоры, но на которую нельзя надеяться. Минимально допустимая цена - это предельный ценовой показатель, ниже которого предприниматель не может опуститься. Определяется он издержками производства и минимальной прибылью. Наиболее сложным моментом представляется определение объективной цены - она базируется на установившейся средней цене данного или аналогичного товара.

Цена товара представляет собой предмет договора. Она зависит от объема связанных с выполнением сделки обязательств, которые берет на себя каждая сторона: чем больше обязательств берет на себя продавец, тем выше будет цена и наоборот. К таким обязательствам можно отнести: гарантийное обслуживание или ремонт поставленных товаров, поставка запчастей и т.д. Однако чаще всего при распределении обязательств речь идет о том, какая из сторон берет на себя расходы, связанные с транспортировкой товара и со страхованием товара во время транспортировки. Эти два обязательства носят название базисными условиями поставки. Существует международно принятая система условных обозначений базисных условий поставки. Во внутренних отношениях такая система применяется пока редко. Чаще во внутренних договорах присутствуют следующие формулировки:

· условия поставки товара: самовывозом, место поставки товара;

· условия страхования товара в таких формах на период транспортировки не присутствуют, в отличие от международной системы.

                                

Условия договора

На подготовительной стадии предприниматель старается сформулировать условия договора не только в наиболее выгодной для себя форме, но и в приемлемой для партнера. Условия могут быть следующими:

· предмет договора - предметом договора может быть количество товара, его качество. При формулировании требования о качестве товара могут быть использованы следующие формулировки: товар должен иметь такую-то торговую марку; качественные характеристики должны быть стандартными); качество товара должно соответствовать образцу, в этом случае перед подписанием договора предоставляется образец; качество товара должно соответствовать техническим условиям изготовителя. Документом, удостоверяющим качество товара является сертификат качества, который выдается или изготовителем или продавцом. Вторым документом свидетельствующим о качестве фактически поставляемого по договору товара, является санитарно-гигиеническое свидетельство;

· цена товара. Назначение цены зависит от принятой предпринимателем стратегии (внедрение на рынок, стадия роста, продление стадии зрелости товара, ликвидация товара). Здесь же могут быть сформулированы возможные скидки (за плату наличными, за количество, премиальная или постоянная скидка постоянным партнерам);

· форма платежа. Формулирование этого условия договора имеет для
предпринимателя важное значение, независимо от того, в какой роли он выступает - в роли продавца или покупателя - хотя каждый из них преследует свои собственные цели. Предприятие-продавец заинтересован в своевременном получении от покупателя платежей, а предприятие-покупатель - товаров. Так как платеж соединяет эти две противоположные цели двух различных субъектов отношений, то при выборе формы платежа, включаемой в договорные условия, необходимо найти компромиссный вариант решения, чтобы каждая из сторон получила достойные гарантии достижения своих целей.

Если продавец неуверен в платежеспособности покупателя, то он будет стремится включить в договор условие о полной (частичной) предоплате -  то есть товар будет поставлен в срок, если он будет предварительно оплачен.

Если покупатель неуверен в способности продавца поставить товар, или поставить его в оговоренный срок, то он будет стремиться включить в договор условие о платежах по факту - то есть оплачиваться будет только поставка такого количества товара, которое фактически поставлено и получено покупателем.

Формы платежа могут быть следующими:

· кредитная, когда стороны договариваются о поставке товара в какой-то определенный срок и об оплате поставленного товара по истечении какого-либо времени после состоявшегося факта поставки товара. В этом случае цена включает как рыночную стоимость товара, так и % за пользование кредитом;

· наличная, когда стороны договариваются. Что платеж должен предшествовать или следовать за поставкой товара.

Срок поставки. При формулировании этого условия предприниматель исходит из своей собственной целевой установки - для какой цели ему необходим товар, представляющий собой предмет сделки.

Предприниматель при подготовке договора может применять следующие формулировки этого условия:

· товар поставляется немедленно - под немедленной поставкой, по международным стандартам, понимается поставка товара с 3 по 14 дней с момента подписания договора. В условиях современной российской экономики пока нет общепринятого толкования немедленной или срочной поставки товара, поэтому
обычно указывается, в течение какого срока будет поставлен товар (не позднее, например, 7 дней);

· срок поставки не позднее конкретной даты;

· срок поставки в какой-то месяц, квартал;

· может применяться конкретная календарная дата. В России применяется редко (Япония - сроки точного времени);

· может применяться специфическая формулировка (товар поставляется по снятии урожая, товар поставляется по открытии навигации).

Упаковка и маркировка. Цель упаковки сводится к рекламе, защите товара и удобству транспортировки, а также разгрузочных работ. Необходим о различать внешнюю упаковку (тару) от товарной упаковки (коробки, сумки, пакета и т.д.). Маркировка наносится на упаковке и включает в себя согласование сторонами сведения. Обычно к ним относятся: наименование производителя наименование покупателя; номер заказа; номер упаковочной единицы, место назначения; точные габариты; условные обозначения правил обращения с данным товаром; страна происхождения товара.

Штрафные санкции. В этом разделе стороны договариваются о санкциях,  которые накладываются на сторону, не исполнившую или исполнившую в ненадлежащем виде свои обязываются в % к конкретной стоимости (по международным стандартам эта сумма колеблется от 5 до 8%). Претензии на уплату штрафа должны быть предъявлены не позднее, чем в течение 3 месяцев.

Споры, связанные с нарушением сторонами договорных обязательств,
разрешаются арбитражными судами. До передачи спора в арбитражный суд
сторона, имущественные интересы которой нарушены, должна предъявить другой стороне претензии, подписанные руководителем предприятия или его
заместителем; или принять другие возложенные меры к непосредственному
урегулированию спора. Если такие меры не принимаются, арбитражный суд
составляет иск без рассмотрения.

Арбитражный суд рассматривает споры, возникшие в процессе предпринимательской деятельности (экономические споры). Он действует в соответствии с законом РФ. Решения арбитражного суда подлежат обязательному исполнению всеми предприятиями, организациями, учреждениями. При неисполнении его решения суд вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам предприятия.

 

Планирование бизнеса

Бизнес - это стиль поведения и образ действия в условиях экономики рыночного типа, отсюда следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием. Некоторые публицисты утверждают, что план не совместим с рыночной экономикой (план или рынок). Однако, противопоставление плана и рынка лишено логики и смысла. Внутрифирменное планирование на уровне отдельных хозяйственных ячеек, самопланирование, не по указу сверху, а в силу необходимости, чрезвычайно распространено в рыночной экономике и составляет ее неотъемлемую часть.

Не обходится без планирования и солидный бизнес. Каждая бизнес-операция нуждается в постоянном плане или программе его проведения с рассмотрением всех этапов и процедуре осуществления, согласованием целей и ресурсов, составлением баланса доходов и расходов. Если бизнесмен проводит ряд операций, связанных друг с другом, то надо планировать их совместно, во взаимодействии. В этом случае приходится иметь дело с планированием всей предпринимательской деятельности, как непрерывного процесса.

Планы осуществления деловых проектов, получили название бизнес-планы. Они обычно составляются при создании коммерческой организации, основании крупных проектов.

Рассмотрим бизнес-план применительно к отдельным бизнес-операциям

Бизнес план предпринимателя.

Бизнес-план можно рассматривать как сочетания экономического обоснования бизнес операции и программы ее проведения. В бизнес-плане основное внимание сконцентрировано на финансово-экономических показателях. Ориентируясь на них, надо поставить дело так, чтобы обеспечить получения прибыли. Лишь в тех случаях, когда непосредственным объектом бизнеса является научно-технические достижения, инновации, особое качество товара, главным в бизнес-плане становится технико-технологические показатели. Бизнес-план нужен предпринимателю не как формальный документ, а как свидетельство обоснованности, надежности, реализуемости сделки. Так что больше всего он необходим самому бизнесмену и его непосредственным коллегам. Важно, что сделка глубоко продумана, рассчитана, планомерно организованно. Бизнес-планы требуется всегда, когда необходимо получить деньги от банка, или от других организаций.

Для того, чтобы вызвать к себе интерес, Ваш бизнес-план должен быть: ясным, кратким, логичным, правдивым, подтверждаться цифрами.

Человек, который читает план, очень занят, и по этому он судит о Вас по тому, как Вы выражаете свои мысли. В связи с этим пишите просто и ясно, избегайте попыток высказать много идей в одной фразе, стройте речь так, чтобы каждое последующее предложение было логически связанным с предыдущим, не злоупотребляйте эпитетами, приводите таблицы везде, где это возможно.

Сокращайте в плане все второстепенное, оставляйте только те важные сведения, которые непременно должны быть сообщены. Исключите подробные описания.

Избегайте серий логически не взаимосвязанных параграфов, даже если они хорошо написаны. Убедитесь, что все, что вы написали в данном разделе не противоречит тому, что сказано в других частях плана.

Не переоценивайте свои возможности.

Приводите только достоверные цифры. Банкир или инвестор, читающий ваш план, всегда оперирует цифрами. Вы должны представить максимально точные расчеты.

На уровне фирмы документ (план) желателен, а то и необходим. Бизнес-план позволяет предпринимателю заранее видеть и модель, и образ будущей операции. Благодаря этому можно сконцентрировать внимание на узловых вопросах. Бизнес план определяет, какие контракты, сделки необходимо заключить, чтобы обеспечить проведение операции. Одновременно бизнес-план необходим предпринимателю, как внешний документ. Те лица и организации, с которыми придется вступать в контакты, заключать договоры, от которых бизнесмен ожидает получение кредитов, помощи, содействия, будут интересоваться, насколько подумана, просчитана, обоснована операция. Бизнес-план, как внешний документ, призван убедить заинтересованных лиц в том, что в запланированной операции все тщательно выверено, продумано и рассчитано. Бизнес-план могут запросить и официальные государственные органы.

Круг лиц и организаций, которых бизнесмен знакомит с планом своих операций, подлежит ограничивать. Правила ведения бизнеса предусматривают, что знакомится с бизнес-планом, можно только с разрешения предпринимателя. Чаще всего бизнес-план состоит из следующих разделов: сведения о фирме и ее бизнесе; описание продукта, товара, услуги, являющегося предметом бизнеса в данной операции; анализ намечаемого рынка сбыта товаров и услуг; мероприятия в области маркетинга; организация и управление производством, получением необходимого товара; планы дальнейшего продолжения операций; выводы.

Бизнес-план должен дать заинтересованным лицам представление о фирме, занимающейся данным видом бизнеса, об истории ее зарождения, развития, приобщения к бизнесу. В характеристике фирмы желательно отметить организационные и структурные принципы ее построения, описать, как управляется фирма. Неплохо отметить на каких рынках фирма уже проявила себя, с помощью какого рода товаров и услуг ей удалось овладеть этими рынками и каковы перспективы расширения рынка сбыта.

Конечная цель предпринимательской операции состоит в выгодной продаже покупателю продукта предпринимательской деятельности. Поэтому любой бизнес-план отталкивается от того товара, который подлежит продаже покупателю, приносящий наибольшую прибыль. Необходимо четко знать, что получает покупатель за свои деньги (товар, духовный продукт, работы, услуги и так далее). Продавать «кота в мешке» порядочный бизнесмен не станет, это подорвет его престиж. Желательно заранее запланировать, предусмотреть, зафиксировать основные характеристики товара. Многое зависит от вида предпринимательской деятельности (характеристики опытного образца, образцы ценных бумаг, описание посреднических услуг и так далее). Важно отразить в написании целевое назначение продукта и область его применения, использования. План призван наглядно демонстрировать, в чем заключаются преимущества, уникальные свойства продукции, товаров, услуг, работ фирмы в сравнении с аналогичными видами товаров и услуг, предлагаемых иными фирмами. В плане должен быть представлен прогноз платежеспособного спроса на товар, данные в регионах, группах населения, организациях, которые, предположительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара. Желательно располагать данными о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменения потребностей в данном товаре.

В связи с либерализацией цен в России и ощутимым уровнем инфляции при планировании и расчете бизнес-операций необходимо учитывать инфляционный фактор, прогнозировать изменение цен во времени.

Чтобы прогнозируемые оценки предпринимателя наиболее соответствовали реальной ситуации будущего спроса и объема продаж, надлежит тщательно исследовать, изучать, анализировать рынок сбыта предпринимательского продукта.

Поэтому результаты исследования и анализа рынка занимают весомое место в бизнес-плане, выделяются в специальный раздел плана. Главное, чему посвящен анализ – установить объем продаж за определенный период времени, который обеспечен спросом и найдет своего покупателя. Необходимо определить виды рынков, их расположение, размер рынка, то есть количество товаров, которые можно продать на данном рынке за день, месяц, год.

При этом важно выделить свой сегмент рынка. Желательно выяснять размер, емкость рынка данного товара, а уже затем – свою долю на этом рынке с учетом возможностей конкурентов. Анализ рынка должен привезти к выводам о том, где, кому, в каком объеме предприниматель сможет продавать продукт своей деятельности и что придется сделать для обеспечения намеченного объема сбыта.

Составление раздела плана, посвященного рынку сбыта и объему продаж, представляет самую трудную часть предпринимательского планирования.

Существует несколько способов предвидения рынков будущих продаж и оценки объемов продаж: практическое изучение реальных рынков, спроса покупателей, выявления сложившихся объемов продаж данного товара на отдельном рынке. В результате оценивается спрос на товар, с учетом планируемых цен, качества товара и уровня конкуренции; более надежный и активный способ заключается в предварительной договоренности с клиентами, покупателями. Часто предприниматели прибегают к сбору заявок, предварительных заказов на товар или заключают контракты о будущих поставках; третий способ опирается на использование прогнозирования. Изучив сложившиеся на рынке тенденции, исследовав, как меняются потребности в товарах и услугах, зная факторы определяющие рыночный спрос, специалисты способны составить прогноз рынка, который позволит судить о возможностях продажи предпринимательского продукта, который намерена предложить фирма.

Предприниматель должен сделать все возможное, чтобы планируемый им объем продаж оказался реальным. Требуется предусмотреть в бизнес-плане меры, обеспечивающие продвижение товара на рынок и приобретение его покупателями. Иначе прогноз объема продаж может не оправдаться, произойдет затоваривание и, в результате, потеря прибыли. Действия предпринимателя, направленные на активизацию процесса продажи товаров, именуются маркетингом. Этот раздел бизнес-плана, посвященный маркетингу, содержит программу действий предпринимателя, фирмы по обеспечению продвижения товаров на рынки сбыта и расширенного круга покупателей. Основные виды маркетинговых усилий, который принято отражать в бизнес-планах: привлечение покупателя можно с помощью рекламы, выставок, распространения информации о товаре, услугах. Большую роль играет известность фирмы, наличие товарного знака, расположение рынка; варьирование цен, гибкая политика ценообразования, так же относится к маркетингу. Предпринимателю следует варьировать не только среднюю цену товара, но и всевозможные отклонения. При падении спроса и более низких ценах у конкурентов допустимо и даже целесообразно снижать цены до предельно низкого уровня, при котором цена продажи приближается к себестоимости товара. Иногда снижение цены не уменьшает общей прибыли, если при этом увеличивается объем продаж. В то же время бизнес-план призван предусматривать и повышение цен в условиях роста спроса или наличия инфляции; способ доставки товара на рынок и его продажа, так же может активизировать торговлю, так как от них зависят сроки нахождения товара в пути, мера доступа к нему покупателя. Бизнес плане следует отразить как, какими видами транспорта товар доставляется в торговые точки, продается оптом или в розницу, реализуется самим предпринимателем, фирмой или через торговых посредников; гарантийное и сервисное обслуживание относится к весьма эффективным инструментам маркетинга и по этому должно найти отражение в бизнес-плане. Бизнес-план содержит мероприятия в области гарантийного ремонта, устранения неисправностей, текущего обслуживания, замены товара и его частей, осуществляемые предпринимателем. В плане желательно отразить виды сервиса? Сопровождающие продажу, такие как, проверка, упаковка, погрузка товара, доставка его покупателю. Следует оговорить платность или бесплатность послепродажного обслуживания и описать его конкретные формы.

Раздел организации и управления производством  особенно необходим при планировании производственного предпринимательства. В разделе содержатся следующие сведения: местоположение объектов производства или приобретения товаров, и преимущества выбора этих мест; перечень оборудования для производства, транспортировки, хранения и доставки товаров; данные о технологии производства и используемых материалах; методы достижения необходимого качества, средства технологического контроля и проверки качества; источники снабжения сырьем, материалами, энергией, оборудованием; количество и качество требуемой для выполнения работ силы; данные об организационной структуре управления и управленческом персонале фирмы, излагаются принципы руководства предпринимательской деятельностью фирмы в процессе выполнения намеченного бизнес-плана.

Финансовый раздел бизнес-плана призван дать представление о потребностях планируемых предпринимателем операций в финансовых ресурсах, источниках и способах их получения. При составлении этого раздела широко используются методы расчета затрат, исходя из денежных средств. Прежде всего, определяется величина стартового денежного капитала, необходимого для развертывания планируемого бизнеса. Затем устанавливаются источники и условия получения стартового капитала, способы и сроки возвращения заимствованных денежных средств.

Исходя из прогноза объема продаж и рыночных цен на товары и услуги, определяется прогнозируемая выручка от продаж в целом и по отдельным периодам реализации бизнес-плана. Далее устанавливается расчетный уровень затрат на проведение планируемой бизнес-операции.

Сопоставление доходов и затрат отображает оборот и баланс денежных средств, что следует отобразить в бизнес-плане. Принято производить расчет ожидаемых доходов и расходов по месяцам, и оценивать на этой основе, как изменяется прибыль фирмы на протяжении всей бизнес-операции.

В итоговом разделе обобщаются результаты деятельности фирмы и делаются выводы о целесообразности, эффективности проведения в жизнь намеченного бизнес-плана. С этой целью анализируется прибыльность планируемых бизнес-операций и способы уменьшения риска, показывается, как осуществление проекта способно повлиять на будущую деятельность фирмы, так как  бизнес-план есть часть стратегического плана фирмы.

Бизнес-план может содержать краткое резюме, с которого обычно начинают изложение плана.

Внутрифирменное планирование.

Цель внутрифирменного планирования – обеспечить руководство предприятия и весь его коллектив программой деятельности на перспективу, это -  эффективный способ организации деятельности сложных систем. Планирование рационализирует и оптимизирует деятельность предприятия, делая ее более определенной и ясной, более контролируемой.

Само по себе планирование автоматически не гарантирует предприятию успех, но использование метода планирования в сочетании с эффективными действиями повышает возможность достижения успеха.

Основными элементами системы внутрифирменного планирования являются: прогнозирование, постановка задач, корректировка и конкретизация планов, составление бюджетов.

Прогнозирование  связано с изучением рынка и инвестиционного климата. Постановка общих задач происходит на базе прогноза и предполагает установление приблизительных сроков их выполнения и определение обеспечения ресурсами. Корректировка  плана означает более тесную увязку между отдельными его частями с учетом финансовых, производственных и сбытовых реалий, возможностей. Конкретизация плана предполагает выработку конкретных заданий по выполнению стратегических решений для низших звеньев. Обязательна необходимость взаимоувязки расчетов подразделений.

Виды планирования   определяется теми задачами, которые ставит перед собой предприятие на перспективу. Планирование бывает долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Важнейшими показателями хозяйственной деятельности, которые ставятся в центр планирования, являются объем продаж, доля на рынке и прибыль.

При разработке плана следует оценивать вероятное развитие внешних факторов: политических событий, действий государства, инфляции, колебаний кредитных ставок и т. д. Предугадать все невозможно. Поэтому полезно иметь еще и запасной план. Он должен быть составлен на основе трезвой оценки хозяйственной ситуации  и ее возможных изменений по наихудшим для предприятия условиям.

Долгосрочный план охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компаний. Он вырабатывается руководством компании. Долгосрочное планирование включает в основном различные инвестиционные и инновационные проекты, выполнение которых требует времени. Анализ и оценка результатов прошлой деятельности вскрывают имеющиеся проблемы и предоставляют информацию о возможных путях их решения. На стадии прогнозирования важен сопоставительный анализ возможностей фирмы с достижениями конкурентов, который выявляет сильные и слабые стороны деятельности планирующего предприятия. На стадии постановки проблем выявляется уровень претензий, т. е. желаемых достижений в деятельности фирмы. Сравнение желаемого с действительным позволяет найти резервы. Далее вырабатывается стратегия, позволяющая полнее использовать эти резервы.

Среднесрочный план составляется на 2-х или 3-х летние периоды и содержат вполне конкретные цели и количественные характеристики. На основе предусмотренного (в долгосрочном) изменения номенклатуры продукции, принятой стратегии конкурентной борьбы готовятся планы производства и его оснащения. Функциональные подразделения предприятия отвечают за разработку соответствующих им функциональных планов развития производственных мощностей, планов  по труду, прибыли. Процесс подготовки среднесрочного плана включает три этапа:   хозяйственные подразделения составляют прогноз своего развития, исходя  из собственных представлений; эти прогнозы подразделений сопоставляются между собой и выявляются основные расхождения между ними;   руководство предприятия разрабатывает общий план развития.

Этот метод планирования является наиболее надежным, так как учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки и обеспечивает высокую степень взаимодействия всех хозяйственных подразделений.

Недостатки: некоторая перегруженность плана информацией, поскольку одна и та же информация в различных аспектах территориальном, функциональном, товарном – повторяется и воспроизводится на разных уровнях.

Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полугодие, месяц и т. д. Краткосрочный план на год включает расчеты по объему производства, инвестиций, возможному объему сбыта, прибыли. Краткосрочное планирование предполагает увязку планов различных партнеров и поставщиков, а потому все эти планы могут либо постоянно согласовываться, либо отдельные моменты планов являются общими для всех партнеров.

Планирование бюджетов являются важным инструментом системы планирования. Бюджет в самом общем виде представляет план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и выпуска. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Обычно на предприятиях разрабатываются разные бюджеты, которые  и выражаются по разному: смета доходов и расходов; смета затрат времени; смета затрат материалов, бюджет капитальных затрат, кассовый бюджет, балансовая смета. Бюджеты должны соответствовать всем статьям плана и охватывать все стороны деятельности компании. Продолжительность бюджетного периода зависит от сроков планирования или от конкретных обстоятельств.

Общий бюджет включает все бюджеты по различным направлениям планируемой деятельности.

В различных компаниях бюджеты отличаются по структуре. Некоторые компании составляют только приблизительные прогнозы сбыта, т.е. бюджеты сбыта и общую смету производства. Большинство же компаний и фирм разрабатывают детализированные бюджеты, охватывающие все операции компании и используемые одновременно для планирования, координации действий и контроля.

Составлять бюджет и следить за его исполнением должен либо специальный работник (небольшое предприятие), либо специальная группа лиц, в состав которой входит руководство высшего и среднего звена, заведующие или представители финансового отдела и подразделения по планированию. В случае изменения бюджета руководство компании обязательно должно быть поставлено в известность.  

Качество бюджета может быть определено только в конце бюджетного периода, когда есть возможность сопоставить запланированные и результативные показатели. В действительности показатели бюджета и его выполнение должны уточняться в течение бюджетного периода. Приходится изменять бюджет с учетом возникновения новой ситуации.

Организация выполнения плана является  составной части плана и состоит в координации усилий каждого подразделения предприятия.  Организовать деятельность предприятия – значит определить цель деятельности, знать ресурсы предприятия и уметь их использовать для достижения цели. Организация и управление – важнейшие моменты предпринимательской деятельности, важнейшие факты ее успеха.

Бюджеты, регулярно проводимые совещания, оперативная связь всех подразделений, технические приемы координации, которые должны быть продуманы и осуществлены предпринимателем.

Достижение предприятием своих целей обеспечивается системой контроля. Контроль позволяет определить, насколько предприятие продвигается к осуществлению намечаемых целей, что способствует этому в наибольшей степени, что мешает, выявить существующие проблемы и скорректировать деятельность предприятия до того, как проблемы спровоцируют кризис. Контроль обеспечивает выполнение задач, поставленных перед всеми  подразделениями  предприятия.

Обычно в качестве критериев контроля выступает прибыль, объем продаж, стоимость материалов и т.д. Контроль делает планирование реальным и завершенным процессом.

Предпринимательской практике характерен стратегический и оперативный контроль. Стратегический контроль направлен на выявление возможных шансов и рисков внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия. Его результаты используются в стратегическом планировании. Оперативный контроль направлен на оценку результатов деятельности предприятия, его проведение необходимо для оперативного планирования.

В ходе своей деятельности предприниматель вступает в партнерские отношения. Партнерские связи - это такие договорные отношения, которые устанавливаются между несколькими предпринимателями и дают возможность каждому из них получить необходимый уровень прибыли за счет обмена результатами своей деятельности в товарной и денежной форме.

Каждый предприниматель заинтересован в установлении наиболее эффективных форм таких связей, которые выбирают, проводя сравнительный анализ всех возможных форм.

Сделка - действие, направленное на установление, изменение или прекращение партнерских отношений юридических лиц и физических лиц. Различают односторонние сделки (завещание, дарение, доверенность) и взаимные сделки (предполагающие участие двух и более лиц). Сделка представляет собой только воплощение (общий вид) партнерских связей, но не указывает на само их содержание, поэтому сделкой называют любую договоренность между предпринимателями, в основе которой лежит коммерческий интерес.

Сделка считается заключенной, если на каждую из сторон возлагаются какие-то определенные этой сделкой права и обязанности. Правовые последствия сделки наступают сразу после подписания договора о заключении сделки. Со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.064 с.)