Параметры единиц анализа личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметры единиц анализа личности



 

1. Динамическая природа единиц структур анализа личности. Динамическими образованиями по своей природе являются влечения, мотив, потребность, диспозиция, установка. Динамические образования побуждают личность к активности.

2. Интенциональная содержательная характеристика единиц структуры личности. Выявление интенционального аспекта, направленности личности позволяет раскрыть предметное содержание единиц структуры анализа личности. Так, например, в психоанализе «влечение» наполняется содержанием только после фиксации на объекте; в понимающей психологии Э. Шпрангера диспозиция наполняется смыслом только через отношение к ценности.

3. Осознаваемая и неосознаваемая форма отражения содержания в единицах анализа структуры личности. Например, мотивы – цели и мотивы – смыслы по А. Н. Леонтьеву.

4. Генезис единиц структуры личности. Социальная детерминация возникновения единиц личности и их связь с онтогенезом личности, историей развития общества филогенезом человеческого вида. Например, аналитическая психология К. Г. Юнга, выявившая в структуре личности такие образования как «эго», комплексы индивидуального бессознательного и архетипы коллективного бессознательного.

5. Тип структурных связей между единицами анализа личности. В разных подходах к исследованию структуры личности выступила идея о существовании иерархической уровневой взаимосвязи между ними. В качестве примера А. Г. Асмолов приводит представление о трех иерархических уровнях организации личности в психоанализе. («Оно», «Я» и «сверх‑Я») и об иерархии потребностей в гуманистической психологии.

6. Саморазвитие динамической организации личности, предполагает выделение механизма, обуславливающего собственную динамику этой организации.

7. Взаимосвязь мотивационной и познавательной сфер в единицах анализа личности. В «единицах» анализа личности по мнению А. Г. Асмолова, должно быть преодолено традиционное расщепление личности на мотивационную, волевую и познавательную сферы. В качестве примеров вариантов такого рода единиц анализа могут быть: переживания (Л. С. Выготский), личностный смысл (А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов), конфликтный личностный смысл (В. В. Столин), поступок (С. Л. Рубинштейн), направленность (Л. И. Божович), внутренняя позиция личности (Д. В. Лубовский).

8. Операционализация единиц анализа психики. По мнению А. Г. Асмолова должны существовать процедуры, позволяющие выявить феноменологические проявления этой единицы и тем самым в конкретном экспериментальном и клиническом исследовании раскрыть представления о ее природе.

9. Целостность единиц анализа психики. По мнению А. Г. Асмолова единицы анализа психики должны обладать всеми свойствами целого.

Факторный и структурно‑динамический подход представлены в виде психодиагностических методов исследования личности. Факторный подход представлен в виде опросников личностных черт. Структурно‑динамический – в виде методов, позволяющих объектизировать единицы анализа личности в экспериментальной ситуации (как, например, в школе К. Левина) или при обследовании с помощью проективных техник.

 

6.3.5. Основные варианты теорий личности

 

При всем многообразии теорий личности их типология состоит из небольшого числа вариантов, представляющих собой определенную модель личности. За основу моделей принимают дихотомию «структурные модели – функциональные модели».

В структурных моделях наряду со структурой представлена взаимосвязь между ее отдельными структурными элементами. В моделях некоторых теорий данный вид связей является динамичным, как, например, в классическом психоанализе, транзактном анализе Э. Берна, психосинтизе Р. Ассаджиоли. Функционирование личности обусловлено взаимоотношениями между структурными элементами. Например, в теории классического психоанализа эго находится под воздействием ид и супер‑эго. Данный вариант моделей, создан психотерапевтами как теоретическая схема процесса психотерапии.

В других теориях структурные компоненты представлены как относительно независимые параметры. Например, юнгинианская типология, модель Р. Кеттелла, Г. Айзенка. Выраженность параметров обуславливает индивидуальное своеобразие человека или его принадлежность к тому или иному психологическому типу. Данный вид моделей используется как основа для проектирования многофакторных личностных опросников.

В функциональных моделях личности за основу принимается некоторое центральное функциональное свойство, обуславливающее модус жизни человека и/или динамику его личностного развития. Примером такого свойства может быть совокупность ведущих мотивов личности.

К функциональным относят теоретические модели личности, предложенные в гуманистической психологии и психоанализе (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.). В отечественной психологии (В. Н. Мяснищев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов и др.).

 

ЗАКОНЫ ИСКУССТВА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Закон научных исследований Мэрфи

В защиту своей теории всегда можно провести достаточное количество исследований.

 

Закон Майерса

Если факты не подтверждают теорию, от них надо избавиться.

Следствия

1. Теория тем лучше, чем она многословнее.

2. Эксперимент можно считать удавшимся, если нужно отбросить не более 50 % сделанных измерений, чтобы достичь соответствия с теорией.

 

Теория Эдингтона

Число гипотез, объясняющих данное явление, обратно пропорционально объему знаний о нем.

 

Четвертый закон проверки

Как бы кропотливо и тщательно вы ни готовили выборку, вам всегда могут сказать, что она неправильна и неприменима к данной проблеме.

 

Правило точности

Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.

 

Закон Янга

Все великие открытия делаются по ошибке.

 

Закон больших задач Хоара

Внутри каждой большой задачи сидит маленькая, пытающаяся пробиться наружу.

 

Закон лаборатории Фетта

Никогда не пытайтесь повторить удачный эксперимент.

 

Закон Купера

Если вам непонятно какое‑то слово в техническом тексте, не обращайте на него внимания. Текст полностью сохраняет смысл и без него.

 

Шестой закон Паркинсона

Прогресс науки обратно пропорционален числу выходящих журналов.

 

Принцип полноты картины

Ученые настолько ушли с головой каждый в свое, что они не видят ни одного явления в целом, включая собственные исследования.

 

Закон Мескимена

Всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время находится.

 

Притча про крыс и котов

У одного человека в доме развелось много крыс, и ему посоветовали нанять кота боксера – чемпиона. Впустили к крысам, через 5 минут заглянули – от боксера одни кости. Погоревали и пригласили каратиста‑черный пояс. Но с ним случилось все то же самое. И тогда неизвестно откуда взялся рыжий, облезлый, грязный кот с хриплым голосом. Зашел на час в дом – крысы расступились и навсегда исчезли. И все тогда подошли к коту и сказали: «До тебя здесь были боксер, каратист‑черный пояс и все они были съедены крысами. А как тебе это удалось?»

«Просто я знаю, что они крысы, а я кот».

 

Трагедия жизни в том, что ты можешь понять её только в ретроспективе, а жить должен в перспективе.

С. Кьеркегор

 

Умение общаться с людьми – это товар, который можно купить так же, как мы покупаем чай или кофе, и за этот товар я готов заплатить больше, чем за что– либо другое.

Дж. Д. Рокфеллер

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.012 с.)