Принцип развития как параметры развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип развития как параметры развития



 

Развитие характеризуется, прежде всего, качественными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их месте новых. Х. Вернер, Л. С. Выготский и др. описали основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

Одной из важнейших методологических проблем является четкое разделение его параметров: формы, хода, специфики, условий, источников и движущих сил.

Формой развития называют наиболее общие представления о сущности процесса развития. Развитие понимается как приспособление индивида к

существующим условиям, либо как присвоение – перенесение из внешнего плана во внутренний культурно‑исторических средств (орудий, знаков, символов и др.) или вращивание их во внутренний план человека. Существенным, по выражению В. П. Зинченко является и то, что «вращивание» означает и выращивание внутреннего плана.

Ходом развития называют обобщенные представления о векторе процесса развития – от индивидуального к социальному или наоборот. Примером первого могут служить классический психоанализ и теория А. Фрейд, где развитие понимается как процесс адаптации самобытно‑ассоциального индивида к условиям социума. Примером второго вида представлений о ходе развития является культурно‑историческая теория Л. С. Выготского.

Спецификой развития называют представления о том, действию каких законов подчинено развитие – биологических или социально‑исторических.

Условиями развития называют непременные атрибуты, без которых оно невозможно. Для многих зарубежных исследователей это наследственность и среда. В традиции культурно‑исторической психологии условиями развития называют морфофизиологические особенности субстрата психических процессов, т. е. мозга, и общение человека с другими людьми. Они выполняют, по выражению В. П. Зинченко, роль медиаторов, т. е. посредников между индивидом и культурой.

Источниками развития называют те условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют наиболее важную роль. Другими словами, источники – то, откуда человек берут ресурсы для построения своего интрапсихического плана. «Источники в природе индивида» означает разное их понимание, в зависимости от концепции психического развития. Например, первичные инстинкты (влечения) в психоанализе или тенденция к поддержанию гомеостаза в основе развития познания (Ж. Пиаже). Человек есть социальное существо (К. Маркс, Л. С. Выготский) и вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате эволюции всего человечества.

Движущей силой (движущими причинами, по А. В. Запорожцу) названы те процессы, в ходе которых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе. Это развертывание в онтогенезе того, что является запрограммированным в силу самой природы (Ст. Холл, К. Бюлер), конвергенция двух факторов – биологического и социального (В. Штерн и другие представители теорий конвергенции).

 

КОНВЕРГЕНЦИЯ (от лат. convergo – приближаюсь, схожусь), в биологии – возникновение сходства в строении и функциях у относительно далеких по происхождению групп организмов в процессе эволюции. Результат обитания в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

 

В отечественной психологии движущей силой психического развития признавалось либо обучение (Л. С. Выготский), либо активность человека в различных трактовках – ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), общение как ведущая деятельность любого возраста (М. И. Лисина, Г. А. Цукерман), свободное действие (В. П. Зинченко), надситуативная активность человека (В.А. Петровский).

В отечественной психологии разработаны деятельностные концепции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). В отечественной психологии разработана теория развития В.П. Зинченко, как представление о духовной вертикали развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.005 с.)