Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронология жизни и творчества Мольера

Поиск

 

1621. 27 апреля. Венчание родителей Мольера: Жана Поклена и Мари Крессе.

1622. 15 января. Жана‑Батиста Поклена (будущего Мольера) крестят в церкви святого Евстахия.

1623. Рождение Луи Поклена, брата Мольера.

1624. Рождение Жана Поклена, брата Мольера.

1625. Рождение Мари Поклен, сестры Мольера.

1626. 13 апреля. Смерть Жана Поклена, деда и крестного отца Мольера.

1627. Рождение Никола Поклена, брата Мольера.

1628. Рождение Мари‑Мадлены Поклен, сестры Мольера.

1630. Смерть Мари Поклен, сестры Мольера.

1631. Жан Поклен, отец Мольера, выкупает у своего брата Никола должность придворного обойщика и камердинера короля.

1632. Смерть Мари Крессе, матери Мольера; ее хоронят 11 мая.

1633. Смерть Луи Поклена, брата Мольера. 30 мая Жан Поклен, их отец, женится второй раз – на Катрине Флёретт.

1634. Рождение Катрины Поклен, единокровной сестры Мольера.

1635. Жан‑Батист Поклен (Мольер) поступает в Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого).

1636. Катрина Флёретт, вторая жена Жана Поклена, умирает в родах.

1637. Жан‑Батист Поклен, еще учась в Клермонском коллеже, вступает в цех обойщиков как преемник дела своего отца и его должности королевского камердинера.

1638. Смерть Луи Крессе, деда Мольера с материнской стороны.

1639. Жан‑Батист Поклен заканчивает ученье в Клермонском коллеже.

1640–1641. Жан‑Батист Поклен изучает право и получает звание адвоката.

1642. Жан‑Батист Поклен в качестве королевского обойщика сопровождает Людовика XIII в Нарбонну.

Вероятно, рождение Арманды Бежар, будущей супруги Мольера; однако эта дата до сих пор окончательно не установлена.

1643. Поворотный год в судьбе Жана‑Батиста Поклена. 6 января он отказывается от должности королевского обойщика в пользу брата Жана. Жан‑Батист получает свою долю материнского наследства – 630 ливров – и поселяется в квартале Маре, рядом с Мадленой Бежар. 30 июня он вместе с Бежарами и пятью другими актерами подписывает контракт об основании Блистательного театра. 12 сентября труппа снимает зал для игры в мяч у Нельских ворот и на время работ по перестройке помещения отправляется в Руан, где в октябре Жан‑Батист знакомится с Пьером Корнелем и его братом Тома.

1644. 1 января на улице Мазарини открывается Блистательный театр. Его ждет провал за провалом. 28 июня Жан‑Батист впервые подписывается: Мольер.

1645. Крах Блистательного театра. Мольер за долги попадает на несколько дней в тюрьму Шатле. Те из актеров, кто не покинул Мольера, уезжают вместе с ним в провинцию и присоединяются к бродячей труппе Дюфрена, которой покровительствует герцог д'Эпернон.

1646. Мольер с труппой Дюфрена играет в Бордо, Ажане и Тулузе.

1647. Труппа Дюфрена в Тулузе, затем в Альби и Каркассоне.

1648. Мольер ездит с труппой Дюфрена: Нант, Пуатье, Ангулем, Шатору и Лимож.

1649. Мольер в Тулузе, Монпелье, Нарбонне, Кагоре и Пуатье.

1650. Мольер в Тулузе, Ажане и Нарбонне. Он становится главой труппы, которая теряет покровительство герцога д’Эпернона.

1651. Труппа Мольера путешествует, ездит по Провансу.

1652. Труппа Мольера играет в Гренобле. Ее пополняют Луи Бежар и Дебри.

1653. Актер Дюпарк женится на Маркизе де Горль, которая вступает в труппу Мольера. Принц де Конти берет труппу под свое покровительство. Актеры Мольера играют в Монпелье и Пезенасе.

1654. Труппа Мольера ставит пьесы «Летающий доктор», «Ревность Барбулье».

1655. Мольер встречается в Лионе с итальянскими актерами. Премьера комедии «Шалый, или Все невпопад». Мольер выступает в роли Маскариля. В феврале он со своей труппой в Нарбонне; в марте – в Монпелье; в апреле – в Лионе и в октябре – в Пезенасе.

1656. Труппа Мольера в феврале играет в Нарбонне; в августе – в Бордо, в декабре – в Безье, где ставит «Любовную досаду».

1657. Труппа Мольера играет в Лионе и Дижоне.

Принц де Конти лишает Мольера своего покровительства. Труппа возвращается под покровительство герцога д’Эпернона.

В Авиньоне Мольер знакомится с художником Пьером Миньяром, который напишет с него несколько портретов.

1658. Мольеровская труппа, чья слава непрестанно растет, выступает в Лионе, Гренобле, Руане. Но главное событие года для Мольера, Мадлены Бежар и их товарищей – возвращение в Париж. Подготавливая его, Мадлена снимает 12 июля на полтора года зал театра Маре; Мольер несколько раз ездит в столицу и добивается покровительства Месье, единственного брата короля. Актеры Мольера теперь называются Труппой Месье. 24 октября – «день удачи» для Мольера: его труппа играет в Гвардейском зале Лувра перед королем и придворными. Ставят трагедию Корнеля «Никомед» и мольеровского «Влюбленного доктора». Совершенно покоренный, Людовик XIV отдает Мольеру зал дворца Пти‑Бурбон, где Труппа Месье будет играть в очередь с Итальянцами.

2 ноября – открытие театра комедией «Шалый, или Все невпопад» в Большом зале дворца Пти‑Бурбон. 9 декабря – «Любовная досада».

1659. Когда Труппа Месье играет трагедии, успех весьма скромный; зато в комедийном репертуаре («Шалый», «Любовная досада») она неизменно нравится публике. В труппе происходят изменения: чета Дюпарк переходит в театр Маре. Апрель. Популярный комик Жодле и актер Л’Эпи вступают в труппу Мольера. Появляются новые лица – Лагранж и Дюкруази.

28 апреля Лагранж начинает вести свой «Реестр» – дневник труппы, документ поистине бесценный для мольеристов.

25 мая. Смерть Жозефа Бежара.

5 июля. После отъезда Итальянцев труппа Мольера – единственный хозяин театрального зала Пти‑Бурбон.

18 ноября. Премьера «Смешных жеманниц» – полный триумф. Мольер исполняет роль «маркиза» Маскариля.

1660. Март. Супруги Дюпарк возвращаются в мольеровскую труппу.

26 марта. Смерть актера Жодле.

Первое издание комедии Мольера «Смешные жеманницы». Ожесточенные нападки на пьесу.

Смерть Жана Поклена, брата Мольера. Мольер снова вступает (по крайней мере формально) в должность королевского обойщика.

30 мая. Премьера комедии «Сганарель, или Мнимый рогоносец». Мольер – Сганарель.

11 октября. Суперинтендант королевских строительных работ господин де Ратабон велит снести Пти‑Бурбон, мешающий постройке луврской колоннады. Труппа Мольера по указанию короля переходит во дворец Пале‑Рояль, построенный Ришелье.

1661. 4 февраля. Премьера «Дона Гарсии Наваррского, или Ревнивого принца». Провал. Мольер – Дон Гарсия.

24 июня. Постановка «Урока мужьям». Блестящий успех. Мольер – Сганарель.

17 августа. Премьера «Докучных» на празднестве в замке Во, данном суперинтендантом финансов Фуке в честь короля. Мольер – исполнитель нескольких ролей. 14 сентября. Постановка «Вязальщика хвороста» – первой версии «Лекаря поневоле».

1662. 23 января. Мольер подписывает брачный контракт с Армандой Бежар. 20 февраля их венчают в церкви Сен‑Жермен‑л’Осеруа.

Май. Труппа играет при дворе.

26 декабря. Премьера «Урока женам». Огромный успех. Мольер – Арнольф.

В труппу вступают Брекур и Латорильер.

1663. Спор об «Уроке женам». Людовик XIV назначает Мольеру ежегодную пенсию в 1000 ливров. Мольер пишет стихотворение «Благодарность королю».

1 июня. Постановка «Критики „Урока женам“».

Труппа Мольера играет в Версале и в замке принца Конде.

13 октября. Постановка «Версальского экспромта». Выходят «Сочинения» Мольера в двух томах.

1664. 19 января. Рождение Луи Поклена, первенца Мольера и Арманды.

29 января. В Лувре ставят «Брак поневоле», комедию с балетом (на музыку Люлли), в котором танцует король.

28 февраля. Крещение Луи Поклена в церкви Сан‑Жермен‑л’Осеруа. Крестный отец – Людовик XIV, крестная мать – супруга Месье, Генриетта Английская.

30 апреля – 22 мая. В Версале устраивается празднество под названием «Увеселения волшебного острова». Мольер – его ответственный постановщик (главный режиссер). Первый день: шествие четырех веков человечества и четырех времен года. Второй день (8 мая): «Принцесса Элиды». Третий день: балет «Дворец Альчины» и «Докучные». Шестой день (12 мая): постановка трех первых актов «Тартюфа». Мольер – Оргон. Запрещение пьесы. Седьмой день: «Брак поневоле».

17 мая. «Газет» восхваляет короля за то, что он запретил публичные представления «Тартюфа».

20 июня. Постановка труппой Мольера «Фиваид» – первой трагедии Расина.

4 августа. Чтение «Тартюфа» папскому легату, кардиналу Киджи, в Фонтенбло. Памфлет священника Пьера Руле, в котором он призывает предать Мольера огню.

31 августа. Первое послание Мольера к королю по поводу «Тартюфа».

25 сентября. Показ первых трех актов «Тартюфа» перед братом короля.

9 ноября. Премьера «Принцессы Элиды» в Пале‑Рояле.

10 ноября. Смерть Луи Поклена; ребенок прожил только десять месяцев.

29 ноября. Представление «Тартюфа» в пяти актах у курфюстины Пфальцской по указанию принца Конде. Между Армандой и Мольером начинаются раздоры.

1665. 15 февраля. Премьера «Дон Жуана». Успех. Пьеса снята с репертуара после пятнадцати представлений.

18 апреля. Памфлет Рошмона «Замечания о комедии „Дон Жуан“».

18 мая. Смерть Мари‑Мадлены, сестры Мольера.

1 (или 3) августа. Рождение Эспри‑Мадлены, дочери Мольера и Арманды. Ее крестят в церкви святого Евстахия; крестный отец – граф Эспри де Моден, крестная мать – Мадлена Бежар.

Эспри‑Мадлена – единственная из детей Мольера и Арманды доживет до зрелости, но умрет бездетной.

14 августа. Труппа получает привилегию именоваться Труппой Короля. Людовик XIV назначает актерам пенсию в 6000 ливров.

14 сентября. Премьера «Любви‑целительницы» в Версале.

4 декабря. Труппа Короля играет «Александра Великого» Расина, но 18 декабря Расин, не предупредив Мольера, ставит эту трагедию на сцене Бургундского отеля. Ссора Мольера и Расина.

1666. Отношения Мольера и Арманды ухудшились настолько, что супруги решают жить раздельно.

Мольер снимает загородный дом в Отейле.

4 июня. Премьера «Мизантропа». Мольер – Альцест.

6 августа. Премьера «Лекаря поневоле». Мольер – Сганарель.

2 декабря. Премьера «Мелисерты» в Сен‑Жерменском дворце во время празднества «Балет Муз».

Выходят Сочинения Мольера в двух томах с гравюрами Франсуа Шово.

1667. 5 января. Премьера «Комической пасторали».

Январь – февраль. Труппа – в Сен‑Жермен‑ан‑Лэ, загородной резиденции короля.

14 февраля. «Сицилиец, или Амур‑живописец».

4 марта. Премьера «Аттилы» Корнеля, которого Мольер сумел уговорить не отдавать пьесу в Бургундский отель.

29 марта. Актриса Дюпарк покидает труппу Мольера и переходит в Бургундский отель.

Мольер болен и пользуется этими двумя месяцами вынужденного бездействия, чтобы переработать «Тартюфа», который все еще под запретом.

5 августа. Представление «Обманщика» – смягченной версии «Тартюфа». Огромный успех.

6 августа. Президент Парижского парламента Ламуаньон запрещает пьесу.

8 августа. Лагранж и Латорильер отправляются в лагерь французских войск под Лиллем, чтобы вручить королю второе послание Мольера по поводу «Тартюфа».

11 августа. Архиепископ Парижский Ардуэн де Перефикс запрещает публичные чтения и представления «Тартюфа» под страхом отлучения от церкви.

Мольер, совершенно больной, уезжает в свой домик в Отейле.

1668. 13 января. Премьера «Амфитриона» в Пале‑Рояле.

Мольер – Созий.

18 июля. Премьера «Жоржа Дандена» в Версале.

Жорж Данден – Мольер.

9 сентября. Премьера «Скупого»; публика принимает комедию холодно. Гарпагон – Мольер.

9 ноября. Первое представление «Жоржа Дандена» в Пале‑ Рояле.

11 декабря. Смерть Маркизы Дюпарк.

1669. 5 февраля. Постановка «Тартюфа» в его нынешней версии (единственной, которая нам известна). Успех триумфальный.

25 февраля. Смерть отца Мольера.

15 марта. Получение права на печатание «Тартюфа».

23 марта. Публикация поэмы Мольера «Купол Валь‑де‑Грас».

17 сентября – 20 октября. Труппа в королевском замке Шамбор.

7 октября. Представление «Господина де Пурсоньяка» в Шамборе. Пурсоньяк – Мольер. 15 ноября пьесу переносят на сцену Пале‑Рояля, где она идет с большим успехом.

1670. Январь. Публикация «Эломира‑ипохондрика», сатиры Ле Буланже де Шалюссе против Мольера.

30 января – 10 февраля. Празднества в Сен‑Жермен‑ан‑Лэ. Их постановщик – Мольер.

4 февраля. Представление в Сен‑Жермен «Блистательных любовников».

23 марта. Луи Бежар выходит из труппы и удаляется на покой; товарищи будут выплачивать ему ежегодную пенсию в 1000 ливров.

14 октября. Премьера «Мещанина во дворянстве» в Шамборе.

23 ноября. Постановка пьесы в Париже. Журден – Мольер. В труппу Мольера вступают супруги Боваль.

1671. 17 января. Представление «Психеи» в Тюильри. Огромный успех.

Март – апрель. Большие работы по перестройке зала Пале‑Рояля.

24 мая. Представление «Плутней Скапена». Мольер – Скапен.

2 декабря. Представление «Графини д’Эскарбаньяс» в Сен‑Жермен; 8 июля 1672 г. пьеса будет поставлена в Париже.

1672. 17 февраля. Смерть Мадлены Бежар.

11 марта. Первое представление «Ученых женщин».

Март – апрель. Столкновения Мольера с Люлли из‑за привилегий, дарованных композитору Людовиком XIV. Мольер не пользуется больше благоволением короля, очарованного Люлли.

Здоровье Мольера ухудшается.

17 сентября. Рождение Пьера‑Жана‑Армана Поклена, третьего ребенка Мольера и Арманды. Мальчик умирает 10 октября.

23 сентября. Мольер переселяется на улицу Ришелье.

1673. 10 февраля. Премьера «Мнимого больного» в Пале‑Рояле (а не при дворе, как предполагалось). Шумный успех. Мольер – Арган.

17 февраля. Во время четвертого представления «Мнимого больного» у Мольера начинается кровохарканье. Его относят домой, на улицу Ришелье. Он умирает в 10 часов вечера, не дождавшись священника.

18–21 февраля. Арманда добивается у архиепископа Парижского и короля разрешения похоронить Мольера по обряду.

21 февраля. В девять часов вечера гроб Мольера, покрытый знаменем цеха обойщиков, отнесен на кладбище святого Иосифа.

24 февраля. В Пале‑Рояле возобновляются спектакли. Идет «Мизантроп».

21 марта. Людовик XIV отдает зал Пале‑Рояля Люлли. Труппа Мольера, которую теперь возглавляют Арманда и Лагранж и в которую влились актеры театра Маре, перебирается в помещение на улице Генего.

Выходят Сочинения господина Мольера в 17‑ти томах, с гравюрами Шово.

1674. По Парижу ползут слухи, что останки Мольера эксгумированы и брошены в общую могилу для некрещеных и отлученных от церкви.

1677. 29 мая. Арманда выходит замуж второй раз – за актера Генера д’Этрише.

1680. 21 октября. Специальным указом Людовика XIV труппа Мольера сливается с труппой Бургундского отеля. Объединенная труппа играет на улице Генего. Так рождается Комеди Франсез.

1682. Первое Полное собрание сочинений Мольера с рисунками П. Бриссара.

 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 

В книге использованы гравюры П. Бриссара к изданию Собрания сочинений Мольера 1682 года.

«ЖОРЖ ДАНДЕН, ИЛИ ОДУРАЧЕННЫЙ МУЖ».

«СКУПОЙ».

«ГОСПОДИН ДЕ ПУРСОНЬЯК».

«БЛИСТАТЕЛЬНЫЕ ЛЮБОВНИКИ».

«МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ».

«ПСИХЕЯ».

«ПЛУТНИ СКАПЕНА».

«ГРАФИНЯ Д’ЭСКАРБАНЬЯС».

«УЧЕНЫЕ ЖЕНЩИНЫ».

«МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.012 с.)