Формирование связного высказывания у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование связного высказывания у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.



Формирование связного высказывания начинается с понимания, повторения и выполнения простых поручений по словесной инструкции, которая может сопровождаться показом, совместной деятельностью с детьми. Дети учатся использовать в речи часто употребительные этикетные слова, обращения: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; - повторять за взрослыми фразы: «Можно войти (выйти)», «Можно идти» и пр.

На уроках организуются учебные диалоги на определённую тему, как уже говорилось, близкую к социально-бытовому опыту учащихся. Дети учатся не только отвечать на вопросы, но и задавать их.

Изучаемые слова вводятся в речевой контекст сначала в виде простых, малораспространённых предложений, затем проводится работа по распространению фразы. Наиболее доступная форма – подражание образцу речи учителя, одноклассника, владеющего речью. Поощряется любая речевая активность ребёнка.

Постепенно воспитывается внимание детей к окончаниям слов, к предлогам, которые меняют смысл высказывания. Сначала дети учатся понимать различия, затем педагог добивается правильно использования форм слов в речи учеников. Эта работа, как правило, продвигается крайне медленно и требует постоянных систематических усилий со стороны учителя. Нельзя забывать о необходимости соблюдения принципа доступности и дозированности учебного материала.

Одним из приёмов овладения фразовой речью является заучивание наизусть потешек, пестушек, коротких стихотворений, колыбельных песенок, коротких сказочек.

Слушание сказок также служит для стимуляции речи учащихся. Обычно требуется многократное возвращение к одной и той же сказке: рассказывание сказки учителем с показом кукол, картинок, рассказывание сказки с использованием медиа-презентации, рассказывание сказок с показом действий детьми, драматизация сказки (дети могут пользоваться жестами, мимикой, а учитель оречевляет их действия, другие дети говорят сами). Работа над сказками помогает сформировать последовательность не только действий, но и речевого сообщения. Развивается диалогическая речь детей.

В процессе работы по развитию речи дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У детей расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении.

 

Заключение

В процессе составления методической разработки был проведен анализ научно-методический литературы по вопросам обучения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, особое внимание было уделено изучению проблемы развития речи у данной категории учащихся. В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью значительно возрос. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними. Вопросы, касающиеся исследования речевой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью и развития их речи рассмотрены более подробно, нежели детей с тяжёлой умственной отсталостью. Характеристика речевого развития детей с тяжёлой умственной отсталостью практически отсутствует в изученных мною источниках. Наиболее полная характеристика состояния речи детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью приводится в работе Гуровец Г.В. и Давидович Л.З.

 Баряева Л.Б., Луцкина Р.К., Маллер А.Р., Г.В. Цикото, Шипицина Л.М.  отмечают большие трудности в развитии речи детей данной категории и придают огромное значение обучению в становлении их речевой деятельности. Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, и даже самых тяжёлых, можно целенаправленно учить, используя специфические методы, приёмы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения. Работа над развитием речи очень важна, поскольку речевая деятельность способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфере ребёнка, улучшает его социально-коммуникативные возможности, что способствует повышению уровня социализации и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью не являются исключением.

В процессе анализа научно-методической литературы удалось выявить основные методологические подходы к обучению детей с выраженными нарушениями развития, а также методические подходы к развитию речи этих детей. Практически все авторы признают необходимость коммуникативной направленности обучения, опору на опыт практической жизни ребёнка, взаимосвязь работы над развитием речи с продуктивными видами деятельности, многократность подкреплений приобретённых навыков, важность работы над сознательностью речи и улучшением качества понимания обращённой речи. Ряд авторов (например, Л.Б. Баряева, Л.М. Шипицына, М. Пишчек и др.) обращают пристальное внимание на приёмы работы, способствующие стимуляции речевой деятельности как импрессивной, так и экспрессивной.

Анализ программ обучения показал, что для детей с умеренной умственной отсталостью разработана учебная программа «Развитие речи, предметные уроки и экскурсии» под редакцией А.Р. Маллера. Она имеет значительное сходство с программой В.В. Воронковой «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», предназначенной для обучения учащихся с лёгкой умственной отсталостью. В первой программе приводятся некоторые методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи детей с глубокой умственной отсталостью. Коммуникативная направленность обучения наиболее ярко выражена в программе развития устной речи (А.К. Аксёнова, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской), но в этой программе недостаточно представлен содержательный аспект речевой деятельности, доступной учащимся начальной школы СКОУ VIII вида (приводится лишь небольшое количество примерных тем и общие указания на направление работы над дикцией, аудированием, диалогической речью).

Рабочие программы по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для классов, в которых обучаются дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, целесообразно составлять на основе всех вышеназванных программ. Рабочая программа должна учитывать такие направления работы, как расширения круга представлений учащихся, обогащение чувственного опыта, формирование предметно-практической деятельности, стимулирование речи детей, работа над осознанностью импрессивной и экспрессивной речи, расширение репертуара лексико-грамматических средств, которыми владею учащиеся в коммуникативных ситуациях.

В данной работе рассмотрены особенности реализации дидактических принципов обучения на уроках развития устной речи в классах для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, приведена структура комбинированного урока с описанием коррекционно-развивающих и речевых задач каждого этапа урока.

Анализ научно-методической литературы и практическая деятельность по обучению детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обнаруживают отсутствие обоснованной системы работы по формированию речевой деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, среди которых немало «безречевых» детей. Мною сделана попытка использовать структуру речевой деятельности для систематизации приёмов речевой работы с данной категорией детей. В данной работе не удалось показать последовательность действий по развитию речи детей, которая бы основывалась на той или иной теории порождения речи.

Тем не менее цель и задачи данной разработки достигнуты:

- разработаны методические рекомендацию по формированию речевой деятельности на уроках устного развития речи;

- проведён анализ 33 источников научно-методической литературы по данной проблеме;

- приведена характеристика речевой деятельности детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью;

- проанализированы программы по развитию устной речи для учащихся с лёгкой и умеренной умственной отсталостью.

Данная работа может быть полезна для учителей и логопедов, работающих с данной категорией детей.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аксёнова, А.К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. [Текст] / А.К. Аксёнова. – М.: Просвещение, 1994.

2.Алгоритмы построения уроков по развитию речи: Методические рекомендации. – Ставрополь: Издательство СГПИ,2008. – 156с.

3.Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб: «Союз», 2001

4.Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 288с.:ил.

5.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Под ред. Канд. Псих. Наук проф. И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007

6.Гуровец Г.В. Давидович Л.З. К вопросу изучения болезни Дауна// Дефектология, 1999.№6.

7.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993. – 112с., ил. – (Науч. – попул. Мед. Литература).

8.Забрамная С.Д. Некоторые особенности эмоциональной сферы детей с болезнью Дауна// Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.:1978.

9.Исаев Д.Н. умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с., илл.

10.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 208с.

11.Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. Программно-методический комплекс. Под ред. Проф. Л.Б. Баряевой. СПб: КАРО, 2006

12.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с.

13.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002.

14.Маллер А.Р.Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

15.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: «Педагогика», 1988

16.Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М: «Смысл». СПБ: «Речь», 2003.

17.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.

18.Постовская В.А. Предметные уроки и экскурсии в 1 – 4 классах вспомогательной школы. Издательство Академии педагогических наук РСФСР, М.: 1962.

19.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0 -4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. – 220с.

20.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 -4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; М.: Просвещение.

21.Петрова В.Г Развитие учащихся вспомогательной школы. М.: «Педагогика», 1977.- 200с.

22.Петрова В.Г практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., «Просвещение», 1968. – 160с.

23.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 191с.

24.Речевое развитие младших школьников. Сборник статей. Под ред. Н.С. Рождественского, М., «Просвещение», 1970. – 222с.

25.Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. Под научной ред. М. Пишчек. СПб: Речь, 2006

26.Рубинштейн С.Я. психология умственно отсталого школьника. Учеб. Пособие для студентов дефектолог. Фак-тов пед.ин-тов. М., «Просвещение», 1970. – 199с.

27.Учащиеся вспомогательной школы: (Елинико-психологическое изучение)/ под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской; Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад. пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1979. – 232с.,ил

28.Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов родителей. М.: Генезис, 2005

29.Соботович Е.Ф «Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции» г. Москва, 2003.

30.Слепович Е.С Формирование речи дошкольников с задержкой психического развития г. Минск, 1989.

31.Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника (раннего и дошкольного возраста). Изд.3-е, испр. И доп. М.: «Просвещение», 1967.

32.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Спб: издательство «Дидактика плюс». М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002

33.Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз», 2004.

 

 


Приложение 1. Программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3б классе (группа «Особый ребёнок»)

Пояснительная записка.

Программа по «Развитию речи» имеет полифункциональную направленность, так как решает многочисленные коррекционно - развивающие задачи. На занятиях идёт обучение детей по следующим направлениям:

-обогащение предметно-практического, чувственного опыта;

-обогащение опыта взаимодействия с предметным миром и окружающими людьми;

-развитие навыков общения;

-гармонизация эмоциональной сферы;

-формирование навыков саморегуляции;

-повышение общего психического тонуса и целенаправленной активности;

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие пространственной ориентировки;

-формирование интеллектуальных операций и умений;

-обогащение представлений об окружающем мире;

-развитие процессов слушания и говорения;

-расширение словаря, называние предметов, их характеристика по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу;

-построение коротких связных высказываний на доступные темы;

- развитие диалогической речи;

-овладение некоторыми грамматическими категориями на практическом уровне;

- усложнение деятельности по восприятию речи и её пониманию.

На занятиях расширяется социальный опыт детей, развивается воображение, мышление, произвольная деятельность. Дети учатся отвечать и действовать в практических и разных игровых ситуациях сначала под руководством и совместно со взрослым, постепенно инициатива всё больше переходит в их руки.

Также на занятиях используется драматизация сказок, произведений для детей. Самостоятельное театральное творчество благотворно влияет на эмоциональное развитие детей, позволяет детям переживать различные настроения, чувства, особенности взаимоотношений героев, смену событий. Дети могут опосредованно отыгрывать собственные тревоги, страхи, агрессию.

При проведении занятий по развитию речи важна повторяемость сюжетных линий, ритуалов. Это обеспечивает детям чувство безопасности, уверенности и защищённости.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- следовать инструкциям учителя;

- называть (показывать по слову) предметы, их части; характеризовать (делать выбор, показывать) их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

-участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса (показывать то, о чём идёт речь в диалоге на картинках, предметах, практической деятельности;

-составлять простые малораспространённые предложения (ответы на вопросы, подписи к картинке, обращения к собеседнику и пр.);

-образовывать множественное число (показывать, где много, где один),

-согласовывать числительные и прилагательные с существительным в роде и числе (показывать на картинках);

- использовать в собственной речи некоторые виды управления (повторять за учителем фразу правильно)

 

Тематическое планирование уроков развития устной речи во 2б классе (группа «Особый ребёнок») - 68 часов

Тематика. Количество часов. Экскурсии. Практические работы.
Школа. 2ч. Экскурсия по школе.  
Сезонные изменения. 2ч. Экскурсия по школьному двору.  
Овощи. 2ч. Экскурсия по школьному огороду.  
Игрушки 2ч.   Наведение порядка в игровом уголке.
Фрукты. 2ч. Экскурсия по школьному саду. Сбор яблок.
Посуда. 2ч.   Мытьё своей чашки.
Одежда. 2ч.   Застёгивание и расстегивание пуговиц на жилетке. Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение).
Обувь 2ч.   Надевание ботинок на правую и левую ноги, завязывание шнурков. Уход за обувью (чистка щёткой, протирание тряпочкой).
Деревья. 2ч. Экскурсия по школьному саду. Уборка осенних листьев.
Дом. 2ч.    
Мебель. 2ч.   Наведение порядка в классной комнате.
Охрана здоровья. 2ч.   Уход за руками (мытьё рук).
Человек. 2ч.    
Дикие животные и их детёныши. 3ч.    
Домашние животные и их детёныши. 3ч.    
Домашние птицы. 2ч.    
Ягоды. 2ч.    
Пищевые продукты 2ч.   Накрытие стола к обеду.
Транспорт. 2ч.    
Папин праздник 1ч.   Изготовление кораблика из цветной бумаги.
Весна. Мамин праздник 1ч.   Нанизывание бус.
Семья. 2ч.    
Птицы. 2ч. Экскурсия по территории школы.  
Растения 2ч. Экскурсия по территории школы. Полив и рыхление цветов.
Насекомые. 2ч.    
Комнатные растения. 1ч.   Полив комнатных цветов.
Рыбы. 2ч.    
Профессии. 2ч.    
Головные уборы. 2ч.   Завязывание бантика на шапке.
Лето. 2ч. Экскурсия по школьному двору.  
Школа. 2ч.    
Итого . 8ч. 14 практических работ.

Поурочное планирование уроков развития устной речи во 2б классе (группа «Особый ребёнок») - 56 ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.048 с.)