Социалистическая правовая семья: основные социально-экономические, политические и иные параметры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социалистическая правовая семья: основные социально-экономические, политические и иные параметры



 

1. О полноценной социалистической правовой семье можно говорить лишь в плане ее существования и признания со стороны отечественных и западных авторов в прошлом, после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, освобождения от фашизма всей цивилизованной Европы и формирования "социалистического лагеря" - Союза стран социалистического содружества.

В силу того, что Советское государство занимало в этом союзе центральное место, то, соответственно, его право играло в образованной социалистическими странами правовой семье ведущую роль.

После разрушения в 90-е гг. XX в. СССР и социалистического лагеря ситуация, как известно, в корне изменилась. В настоящее время можно говорить лишь об остатках социалистической правовой семьи в виде правовой системы Китая, Вьетнама, Северной Кореи, Кубы и некоторых других социалистически ориентированных стран.

Что же касается социалистической правовой семьи в целом как о возникшем на базе социалистического общества, интегрированном государственно-правовом феномене, то в настоящее время о ней можно говорить, опираясь на опыт ее существования в прошлом, лишь в теоретико-методологическом плане.

2. В отечественной и зарубежной литературе сложилось несколько представлений об особенностях социалистической правовой семьи, равно как и о породившем ее социалистическом обществе, о социализме. Обратившись к советским или к современным, постсоветским источникам, можно обнаружить, что социализм (от лат. "socialis" - общественный) - это: а) первая (низшая) фаза коммунистической общественно-экономической формации; б) научная теория, обосновывающая историческую необходимость установления коммунистической формации, пути ее создания и принципы ее организации; в) различные учения, в которых в качестве цели и идеала выдвигается установление социализма, но в которых представления о социализме как способах их достижения отличается от научного социализма*(640).

Характерными признаками социализма, точнее - социалистического общества, на основе которого возникает и развивается соответствующий тип государства и права, являются: 1) преобладание "общественной собственности на средства производства при планомерном развитии всего народного хозяйства"; 2) отсутствие "эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком"; 3) сосредоточение власти в руках только тех, кто трудится, - "диктатура пролетариата" в переходный период от капитализма к социализму и "общенародное государство в период развитого социализма"; 4) государственные гарантии права на труд (полная ликвидация безработицы), на отдых, на медицинское обслуживание, на образование, на социальное обеспечение и др.*(641)

Несколько по-иному трактуется социализм, а вместе с ним, соответственно, и социалистическая система в зарубежных источниках. Например, в известном словаре Вебстера "социализм" понимается как: а) "теория, согласно которой право собственности, право управления ею и распоряжения средствами производства и произведенной продукцией принадлежит не частным лицам, а всему обществу или же различным сообществам"; б) "политическое движение", ставящее своей целью построение социалистического общества; в) соответствующие доктрины, методы, идеи и проч., взятые на вооружение социалистическими партиями; г) стадия развития общества, находящегося, "согласно коммунистической доктрине", на переходном этапе "от капитализма к коммунизму" и характеризующаяся упразднением частной собственности и установлением принципа "от каждого по способности, каждому по труду"*(642).

Социализм, согласно воззрениям западных авторов, - "это скорее экономический, нежели политический феномен". Он имеет весьма растяжимый и относительный характер "и теоретически может быть установлен почти в любой стране". Например, указывается в одном из американских социологических словарей, что в настоящее время "бесчисленные и самые разнообразные социалистические предприятия" в виде государственных школ, дорог, армии и флота, почтовых отделений и другие "уже существуют и функционируют в рамках экономической системы Соединенных Штатов"*(643).

Следует добавить, что социалистическими называют себя некоторые западные, "чисто" буржуазные, с точки зрения существовавших и существующих в России представлений, политические партии. Например, традиционно именует себя социалистической лейбористская партия Великобритании, хотя в практическом плане между ней и "чисто" буржуазной, консервативной партией страны разницы не больше, чем между двумя политическими близнецами.

К приверженцам социалистической политики и идеологии причисляют себя не только "традиционные" социалистические государства (Китай, Куба, Северная Корея), но и некоторые "традиционные" капиталистические государства, например Португалия, в Конституции которой, наряду с другими целями Учредительного собрания, "одобрившего узаконившего" ее 2 апреля 1976 г., ставится цель "открыть пути к социалистическому обществу"*(644). Социалистических воззрений придерживаются и некоторые другие страны, партии и политические движения.

3. Однако независимо от разнообразия взглядов и подходов, касающихся данной приверженности тех или иных стран, институтов и политических движений, а вместе с ними представлений об особенностях социалистической правовой семьи, основные постулаты и исходные положения при этом остаются следующие:

Первое. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникает не эволюционным путем, в силу постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а в результате совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов, говорилось в "Манифесте Коммунистической партии", является "ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти". А "первым шагом в рабочей революции" выступают "превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии"*(645).

В трудах классиков марксизма-ленинизма обстоятельно разработана теория социалистической революции - ее цель, формы осуществления, основные направления, методы. Еще в ранних произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса развивались, например, идеи о необходимости соблюдения последовательности и непрерывности социалистической революции. Наши интересы и наши задачи, писали они, заключаются в том, "чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти"*(646).

В более поздних их работах проводилась мысль о необходимости использования в процессе осуществления социалистической революция различных - мирной и немирной - форм. Восстание было бы безумием там, доказывал, в частности, Ф. Энгельс, "где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем". И далее "Мы, ниспровергатели", больше "преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота"*(647).

На основе марксистского тезиса о непрерывности революции В. Ленин разработал доктрину о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. "От революции демократической, - писал он, - мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата... к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию"*(648).

Второе. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата, а вместе с ним и буржуазного права. Все перевороты, писал в связи с этим К. Маркс, лишь усовершенствовали старую государственную машину "вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе"*(649).

Развивая эту мысль, В.И. Ленин убеждал, что "революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины"*(650). На вопрос, как это сделать и все ли в старом государственном аппарате нужно разбивать, Ленин отвечал, что к слому старого, буржуазного аппарата нужно подходить строго дифференцированно, разнопланово. Дело в том, что в каждом буржуазном государстве, наряду с преимущественно угнетательскими органами и институтами в виде армии, полиции, жандармерии и проч., которые подлежат немедленному слому, есть такие органы, которые связаны с банками и синдикатами, выполняют учетно-регистрационные функции, "этого аппарата разбивать нельзя и не надо"*(651).

Третье. Сущностью нового государства и права, функционирующих в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.

Марксист лишь тот, писал В.И. Ленин, "кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжины мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма"*(652).

Что представляет собой диктатура пролетариата и что она означает? Если перевести это "историко-философское понятие" на более простой язык, разъяснял Ленин, то она означает то, что "только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов"*(653). Диктатура пролетариата "есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся"*(654).

Четвертое. В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько этапов или ступеней эволюционного изменения.

В советской и зарубежной марксистской литературе длительное время велись споры о количестве проходимых им этапов, их последовательности, сущности и содержании каждого из них - их качестве, наконец, о соотношении каждого этапа в развитии государства с соответствующими этапами в развитии общества. Возобладала и получила широкое распространение, а затем и официальное закрепление в СССР точка зрения, согласно которой вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы развития: этап существования государства диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, этап развития общенародного государства. Каждый из них соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. И наконец, этап развития общенародного государства соотносился с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества.

Данная концепция развития социалистического государства и права, находящаяся в неразрывной связи с теорией становления и развития социалистического общества, получила свое прямое отражение в конституционных актах соцстран и в их текущем законодательстве. Так, в Конституции СССР 1977 г. утверждалось, что, "выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным". Одновременно указывалось на то, что в обществе произошли огромные изменения, и оно превратилось в "развитое социалистическое общество", в "общество зрелых социалистических общественных отношений". Характерными особенностями общенародного государства являются: выражение интересов не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и "трудящихся всех наций и народностей страны"; сохранение их классовой сущности; развитие "подлинной" демократии в условиях нового общества и государства; усиление роли компартии и др.

Пятое. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Касаясь данного вопроса, Ф. Энгельс писал: "Маркс и я в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой", однако она, "как всякая другая форма правления, определяется своим содержанием"*(655). В переводе на язык политической практики это означает, что для социалистического государства приемлемой формой правления является лишь та республика, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием. Что же касается любой иной, несоциалистической формы, в частности республиканской формы буржуазного государства, то она, по словам Энгельса, "также враждебна нам, как любая монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)". В силу этого, делался вывод, "принимать ее за форму по существу социалистическую или доверять ей, пока она во власти буржуазии, социалистические задачи - это ничем не обоснованная иллюзия"*(656).

Развивая идеи о республиканской форме правления социалистического государства применительно к России, Ленин признавал в качестве таковой лишь Советы. На первых этапах развития государства это были "Советы рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху"*(657), а на последующих - Советы народных депутатов и Советы депутатов трудящихся. Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксисткой политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма. При этом, как утверждал Ленин, демократический централизм "не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т.п., а, напротив, необходимо требует и того и другого"*(658).

Выдвигая на первый план унитарное государство, теоретики марксизма-ленинизма в то же время не отрицали возможности существования при определенных условиях и федеративной формы социалистического государства. В практическом плане попытки реализации федеративной формы организации государства предпринимались в СССР, Югославии и России.

Шестое. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством ближайших и стратегических задач.

Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Если государство, по мнению основоположников научного коммунизма, "есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы", та "форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы - как вовне, так и внутри страны - взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы", то право есть средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.

На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право, в соответствии с марксистской доктриной, выражают интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества - интересы всего народа.

Седьмое. Государство и право, согласно марксистскому пониманию, не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также отмирают.

Особенность марксистского представления о государстве и праве, в отличие от других представлений, заключается в том, что оно связывает напрямую с классами процесс не только возникновения и развития государственно-правовых институтов, но и их отмирания. Последнее не следует понимать вульгарно, как искусственно формируемый или насильственный процесс. Это, с марксистской точки зрения, естественный процесс, обусловленный такими же процессами развития экономики, общества, а вместе с ними - государства и права. Нам не следует подхлестывать, искусственно форсировать данный процесс, подчеркивал Ленин. Мы вправе говорить "лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания"*(659).

Что требуется для отмирания государства и права? Какие условия для этого необходимы? Отвечая на эти вопросы, сторонники марксизма указывают, прежде всего, на необходимость создания соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также к формированию высокого уровня общественного сознания. Весьма важно для марксистов, в частности, научить людей работать на общество "без всяких норм права", без всяких принуждений; создавать все необходимые условия для того, чтобы "основные правила человеческого общежития" со временем стали для всех людей привычкой*(660).

Эта благородная по своей природе, но и утопическая цель - освободить будущее человечество от государства и права, от любых форм государственно-правового давления и принуждения, сделать всех в высшей мере сознательными и свободными - не только объявлялась в теории, но и ставилась на практике. В Конституции СССР 1977 г. (в преамбуле) провозглашалось, например, что "высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление".

Развитое социалистическое общество объявлялось "закономерным этапом" на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и общенародное право, согласно марксистским теоретическим разработкам, считались важными вехами на пути отмирания государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей и других странах, называвших себя социалистическими, в течение ряда десятилетий. Однако иной была практика. Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, предоставляя их теоретически, государственная власть действовала совершенно по-иному практически. Политические репрессии конца 30-х гг., ссылки, незаконные осуждения тысяч невиновных свидетельствуют о глубоком противоречии в тот период социалистической государственно-правовой теории и практики.

Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и общенародного права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически находились в руках правящих кругов; государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле оставалось в значительной степени унитарным.

Что же касается непосредственно социалистической правовой семьи в целом, то среди характерных для нее признаков, черт и особенностей наиболее отчетливо проявлялись такие, как: а) формирование и функционирование ее не только на принципах формально-юридического, но и в значительной степени социально-экономического, политического и иного равенства граждан СССР и других социалистических государств; б) защита в приоритетном порядке интересов трудовых, пролетарских масс по отношению к интересам той части общества, которая жила за счет нетрудовых доходов; в) акцентирование основного внимания на социально-экономических правах и свободах граждан, нередко оставляя "на периферии" их политические права и свободы; г) политизация социалистического права в целом и его отдельных институтов, особенно на переходном этапе, в период строительства социализма - изначально в СССР, а в послевоенный период, после Великой Отечественной войны - во вновь образованных социалистических государствах - в странах народной демократии; д) идеологизация социалистической правовой семьи в целом и входящих в нее отдельных национальных правовых систем.

Кроме названных, существуют и другие характерные черты и особенности социалистической правовой семьи, идентифицирующие ее как относительно самостоятельное явление и выделяющие ее среди других правовых семей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.017 с.)