Жизнь народа в сельской местности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь народа в сельской местности



 

1 Хуайнань-цзы, гл. 11, с. 185. О философской традиции Шень Нуна читайте у Грэма в Disputers of the Тао («Споры по поводу Дао»), с. 64—74; Грэм, The Nung-chia School of the Tillers and the Origins of Peasant Utopianism in China («Школа землепашцев Нунцзя и происхождение утопических воззрений земледельцев в Китае»).

2 Бодль, Festivals in Classical China («Праздники в классическом Китае»), с. 223-241, 263-272.

3 Люй ши чунь цю цзяо ши, гл. 26, с. 1731—1732, 1756; Су Чуюнь, Han Agriculture («Земледелие во времена правления династии Хань»), с. 7—9; Су, Han Agriculture, с. 109—128, 298—299, 300, 307.

4 Су, Han Agriculture, с. 297—298, 300.

5 Льюис, Construction of Space, с. 101—104.

6 Толковый обзор трудовой повинности во времена правления династий Цинь и Хань на основе самых последних находок предлагает Барбьери-Лоу в Artisans in Early Imperial China, гл. 5, разд. 1 The Conscripted Artisan («Призванные на службу государству мастеровые»).

7 Льюис, The Han Abolition of Universal Military Service («Отмена всеобщей воинской повинности во времена правления династии Хань»), с. 34—39.

8 О задачах магистрата и его сотрудников читайте у Биленштей-на в книге The Bureaucracy of Han Times («Бюрократия времен династии Хань»), с. 99—104.

9 Гао, Хань бей цзи ши, с. 489.

10 Хелсевё, Remnants of Ch’in Law, с. 26—27.

11 Там же, с. 162—163.

12 Нисидзима, The Economic and Social History of Former Han,  c. 552—553; Лоевё, The Structure and Practice of Government («Структура и практическая деятельность правительства»), с. 484—486; Лоевё, The Order of Aristocratic Ranks in Han China («Порядок аристократического ранжирования в Китае при династии Хань»).

13 Хань-шу 24а, с. 1132; Су, Han Agriculture, с. 160—163.

14 Хоу Хань-шу 49, с. 1644; Су, Han Agriculture, с. 214.

15 Хелсевё, Remnants of Ch’in Law, с. 52—53; Ши-цзи ЗО, с. 1441.

16 Мао ши нжэньи, гл. 1.2, #2; Гэ тань, с. 2b; гл. 2.1, #27, Лу и, с. 4b; гл. 4.2, #75; Дзь/ и, с. 4b; гл. 5.3, #107; Тэ лу, с. 2b; гл. 8.1, #154; Ци юэ, с. lib—14а; гл. 8.2, #156; Дун шань, с. 7а; гл. 15.2, #226; Цайлу, с. 6а– 6b; Льюис, Construction of Space, с. 104—105. Изображение на произведениях искусства из склепов женщин за сбором листьев тутового дерева и изготовлением полотна смотрите у Лима в Stories from China’s Fast («Рассказы из прошлого Китая»), с. 95—98, 152, 155; Финстербуш, Verzeichnis und Motwindex, т. 2, илл. 33, 594, приложение 5; Хаяси, Chugoku kodai по seikatsu shi, с. 75—78; У, Monumentahty in Early Chinese Art («Монументальность в древнем китайском искусстве»), с. 233. Притом что роль женщины в текстильном производстве стала общим местом, женщины к тому же упорно трудились на поле и во многих ремесленных мастерских. Читайте у Барбьери-Лоу в Artisans in Early Imperial China («Ремесленники в Древнем императорском Китае»), гл. 2, разд. 8, Female Artisans («Мастеровые женщины»).

17 Сюньцзы цзиши, гл. 18, с. 316—317.

18 Лунь хэн цзи цзе, гл. 27, с. 543. Более подробное изложение материала, посвященного великим семьям Китая времен династии Хань и подтвержденного более обильным документальным массивом, читайте у Льюиса в Construction of Space, гл. 4, разд. 3, Regions and the Great Families («Религиозные воззрения и великие семьи»).

19 Yan tie lun, с. 118.

20 Льюис, Construction of Space, c. 215—216.

21 Хоу Хань шу 43, с. 1467—1468, n. 1. См. к тому же Лунь хэн цзи цзе, гл. 27, с. 537; Хоу Хань шу 43, с. 1474—1475, п. 2.

22 Льюис, Construction of Space, с. 217—218.

23 Уэйкфильд, Феньцзя; Янь, The Flow of Gifts («Движение даров»), с. 39—42, 109, 115—119, 178—209, особое внимание с. 196; Кипнис, Producing Guanxi («Создание,,гуаньси“»), с. 87—90, 99, 138; Ма, Мавандуй гу и шу каоши, с. 1008; Харпер, Early Chinese Medical Literature, с. 423. О ссорах между свекровями и снохами говорится выше в абзаце, посвященном династии Цинь, с приведением свидетельств Цзя И. Эбрей, Early Stages («Древние стадии»), с. 18—29; Гользман, The Cold Food Festival in Early Medieval China («Праздник холодного угощения на заре средневекового Китая»), с. 51—79; У, The Wu Liang Shrine («Алтарь У-лян»), с. 30—37.

24 Хоу Хань шу 32, с. 1119—1120.

25 Льюис, Sanctioned Violence, гл. 2.

26 Хоу Хань шу 8, с. 330; 48, с. 1598-1599; 67, р. 2189; Чжи 10, с. 3221; Хань шу 60, с. 2660.

27 Льюис, Construction of Space, с. 219—220.

28 Хань шу 90, с. 3647; 92, с. 3700; Ши-цзи 122, с. 3133.

29 Хоу Хань шу 31, с. 1114; 33, с. 1155, в п. 2 приводится рассказ о Се Чэне; 70, с. 2281; Сань го чжи 11, с. 343; 36, с. 947.

30 Льюис, Construction of Space, с. 221—222; Эбрей, The Economic and Social History of the Later Han («Экономическая и социальная история поздней Хань»), с. 637—640; Эбрей, Later Han Stone Inscriptions («Письмена на камнях времен поздней Хань»), с. 325– 353.

31 Льюис, Construction of Space, с. 220—221.

32 Там же, с. 222—223.

33 О фулао времен династии Цинь читайте в Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 143, 193, 230. О Хань читайте в Ши-цзи 8, с. 362; Хань шу  24а, с. 1139; 71, с. 3046; 89, с. 3629. По поводу женщин читайте в Хань шу 45, с. 2166; Хоу Хань шу 43, с. 1457.

34 Лунь хэнцзи цзе, гл. 7, с. 164.

35 Хань шу 71, с. 3040. Читайте также Дунгуань Хань цзи цзяо чжу, гл. 15, с. 598—599; Хоу Хань шу 82а, с. 2720—2721. Списки сведенных в одну группу селян и родственников по мужской линии, а иногда с включением слуг или иждивенцев читайте в Хань шу 21, с. 792; Хоу Хань шу 41, с. 1395; 81, с. 2690, 2696; Сань го чжи 11, с. 341.

36 Ши-цзи 129, с. 3271—3272; Скотт, The Moral Economy of the Peasant («Нравственная экономика земледельцев»), гл. 6.

37 Льюис, Construction of Space, с. 225—226; Лим, Stories from China’s Past, c. 110—111, цветная иллюстрация № 25. «Подробная летопись» династических судеб императоров Хань богата ссылками на дары владыки своим сановникам и нищим подданным.

38 Льюис, Construction of Space, с. 226—227.

39 Ли ши, гл. 7, с. 5b—7b; 11, с. 4а—6а; Ли сю, гл. 12, с. 5b—18b.

40 Льюис, Construction of Space, с. 228.

41 Ли-цзи чжу шу, гл. 12, с. 16а—16b. О применении данного раздела к местным культам в конце династии Хань читайте у Ина в Пен су тун и, с. 325.

 

Глава 6

Внешний мир

 

1 Барфильд, The Perilous Frontier («Опасная граница»), гл. 1; Латтимор, Inner Asian Frontiers of China («Внутренние азиатские рубежи Китая»), гл. 15—16; Винс, China’s March to the Tropics («Продвижение Китая к тропикам»).

2 Ди Космо, The Northern Frontier in Pre-Imperial China («Северный рубеж Китая до перехода в империю»); Он же, Ancient China and Its Enemies («Древний Китай и его враги»), гл. 1.

3 Ди Космо, Ancient China and Its Enemies, гл. 2.

4 Там же, с. 131—138.

5 Льюис, Warring States Political History, с. 629—630; Ди Космо, Ancient China and Its Enemies, c. 138—158; Вальдрон, The Great Wall of China («Великая стена Китая»), гл. 2.

6 Наиболее убедительную модель такого развития событий предлагает Барфильд в своем труде The Perilous Frontier.

7 Такой вывод оспаривает Ди Космо в Ancient China and Its Enemies, особенно на с. 167—174.

8 Ши-цзи 6, с. 252; 88, с. 2565-2566; 110, с. 2886, 2888.

9 Ши-цзи 110, с. 2890-2891.

10 О населении бассейна реки Тарим и его связях с окружающими странами читайте у Маллори и Майра в The Tarim Mummies («Таримские мумии»), гл. 1—2, 8—9; Барбер, The Mummies of Urumchi  («Мумии из Урумчи»), гл. 6—10.

11 О политике хэ-цинь читайте у Ди Космо в Ancient China and Its Enemies, c. 190—227; Барфильд, The Perilous Frontier, c. 45—67; Юй, Trade and Expansion in Han China («Торговля и территориальные приобретения Китаем при династии Хань»), с. 10—12, 36—43; Юй, Нап Foreign Relations («Внешняя политика династии Хань»), с. 386—389, 394—398; Хань шу 48, с. 2265, п. 3; Цзяцзы синь игу цзяо ши, гл. 4, с. 433-478.

12 Хань-шу 94а, с. 3762—3763.

13 Ши-цзи 110, с. 2896, 2902; Хань-шу 94а, с. 3756-3757, 3762-3763.

14 Хань-шу 49, с. 2281—2293; Льюис, The Han Abolition of Universal Military Service, c. 45—48.

15 Ши-цзи ПО, c. 2879, 2892; 112, c. 2954; Ди Космо, Ancient China and Its Enemies, c. 267—281. Доказательства отсутствия у северных народов гордости до прихода к власти династии Цинь см. в Цзо чжу-ань цзу, 8, год эпохи Си, с. 322.

16 Ши-цзи 110, с. 2879; Ди Космо, Ancient China and Its Enemies, c. 274-276.

17 Ди Космо, Ancient China and Its Enemies, c. 304—311. Хань-шу  49, c. 2284.

18 Ши-цзи 27, c. 1305-1306, 1326, 1328

19 Ди Космо, Ancient China and Its Enemies, c. 216—227.

20 Барфильд, The Perilous Frontier, c. 56—60.

21 Хоу Хань шу 89, с. 2952.

22 Подробности того, что случилось дальше, читайте у Льюиса в The Han Abolition of Universal Military Service.

23 Ши-цзи 123, с. 3157; Хань-шу 61, с. 2687.

24 Хань-игу 61, с. 2692.

25 Рашке, New Studies in Roman Commerce with the East («Новые исследования римского торгового обмена с Востоком»).

26 Ши-цзи 123, с. 3172.

21 Хань-шу 22, с. 1060—1061.

28 Юй, Han Foreign Relations, с. 381—383, 394—398.

29 Хоу Хань-шу 88, с. 2931.

30 Хань-шу 96а, с. 3886, 3893.

31 Читайте, например, в Хань-шу 96b на с. 3928; Юй, Han Foreign Relations, с. 417—418; Хань-шу 96b, с. 3908—3909; Хоу Хань-шу 88, с. 2931; Цзинь-шу 122, с. 3055.

32 Хань-шу 69, с. 2979, 2986; 87, с. 2883.

33 Хоу Хань-шу 87, с. 2869; Хань-шу 69, с. 2972.

34 Хоу Хань-шу 87, с. 2876; 2878—2879; Цзинь-шу 56, с. 1533.

35 Хань-шу 94b, с. 3804; Хоу Хань-шу 87, с. 3878.

36 Юй, Han Foreign Relations, с. 427—428; Льюис, The Han Abolition of Universal Military Service, c. 59, 63—64; Хоу Хань-шу 87, c. 2876– 2878; Хань-шу 69, c. 2985.

37 Льюис, The Han Abolition of Universal Military Service, c. 57—61.

38 Юй, Han Foreign Relations, c. 428—430; Хоу Хань-шу 4, c. 185; 87, c. 2880, 2898.

39 Хоу Хань-шу 65, c. 2138.

40 Хоу Хань-шу 87, c. 2898-2899; 4, c. 170; 5, c. 206, 211, 237; Чжи  23, c. 3514, 3515, 3521.

41 Хоу Хань-шу 90, c. 2981-2982.

42 Юй, Han Foreign Relations, c. 439—440.

43 Хоу Хань-шу 7, c. 310, 315; 38, c. 1286; 73, c. 2353.

44 Хоу Хань-шу 8, c. 354, 356; 73, c. 2353-2354; 90, c. 2984.

45 Юй, Han Foreign Relations, c. 446—460.

46 Ши-цзи 117, c. 3025. Перевод из книги Ватсона Chinese Rhyme-Prose («Китайская поэзия и проза»), с. 41.

47 Ван Чун, Лунь хэн цзецзи, гл. 19, с. 387—398.

48 Цюань Хоу Хань вень, гл. 25, с. 4а; Хоу Хань-шучжи 13, с. 3272.

 

Глава 7

Родственные связи

 

1 Ли цзи чжу шу, гл. 37, Юэ-цзи, с. lib—12а; Ши-цзи 24, с. 1187. Посмотрите к тому же в Ли цзи чжу шу, гл. 37, с. 14а, 19а. Более подробное изложение системы родства на заре имперского Китая, подкрепленное документами, читайте у Льюиса в Construction of Space, гл. 2, с. 105—106.

2 Ле нюй чжуань, гл. 1, с. 10а—lib. О трех формах повиновения читайте в Ли цзи чжу шу, гл. 26, с. 19b; Да Дай ли цзи цзе гу, гл. 13, с. 254.

3 Брет Хинч, Women, Kinship, and Property as Seen in a Han Dynasty Will («Женщины, родственные связи и собственность на примере завещания времен династии Хань»), с. 1—21; Ли-ши, гл. 15, с. 10b—lib. Некоторые подробности описания этого завещания, приведенные в заметке Хинча, получены посредством толкования текста, впоследствии претерпевшего исправления.

4 Сянь Цинь Хань Вей Цзинь Наньбейчао-ши, с. 256, 283—286, 270– 271.

5 Янь ши цзя сюнь хуэй чжу, с. 8b– 10а. У Хун, Private Love and Public Duty, Images of Children in Early Chinese Art («Сокровенная любовь и общественный долг, Образы детей в произведениях древнего китайского изобразительного искусства»), с. 79—110; У, The Wu Liang Shrine  («Алтарь У Лян»), с. 256-258, 264-266, 278-280, 291-292.

6 Ле нюй чжуань, гл. 5, с. 6а—6b.

7 Там же, с. 5а, 9а—9b.

8 Ши-цзи 6, с. 262.

9 Ли цзи чжу шу, гл. 26, с. 18b– 19а.

10 Ле нюй чжуань, гл. 4, р. 9а.

11 Янь ши цзя сюнь хуэй чжу, гл. 4, с. 9а—9b. Ли цзи чжу шу, гл. 63, с. 12b; Да Дай ли цзи цзе гу, гл. 73, с. 253; Ле нюй чжуань, гл. 5, с. 5а.

12 У, Private Love and Public Duty, c. 86, 90—91, 94; Льюис, Sanctioned Violence, c. 70—78.

13 Хань-шу 40, c. 2038; Хоу Хань-шу 81, c. 2684, 2685—2686; Янь ши цзя сюнь хуэй чжу, гл. 3, с. 6b—7b; гл. 3, с. 6b—7b.

14 Чу, Han Social Structure («Структура общества во времена правления династии Хань»), с. 57—62, 77—83, 168—174, 110—229, 237– 240.

15 Ван, An Outline of the Central Government of the Former Han Dynasty  («Внешнее представление о центральном правительстве времен первой династии Хань»), с. 166—173; Чу, Han Social Structure, с. 179– 171, 216-217, 234-235.

16 Бойд, Chinese Architecture and Town Planning, c. 48; Брей, Technology and Gender («Техника и половая принадлежность»), с. 52—53.

17 Торп, Origins of Chinese Architectural Style («Происхождение китайского архитектурного стиля»), с. 26—31; Су и Линьдуф, Western Zhoy Civilization («Цивилизация Западного Чжоу»), с. 289—296; Чан, The Archaeology of Ancient China («Археология Древнего Китая»), с. 353—357; Роусон, Western Zhou Archaeology («Археология Западного Чжоу»), с. 390—393; Кнапп, China’s Old Dwellings («Старинные жилища китайцев»), с. 30—32.

18 У, Monumentality, с. 84—88; фон Фалькенхаузен, Issues in Western Zhou Studies («Задачи исследователей Западного Чжоу»), с. 148—150, 157-158, 162, 166, 170-171.

19 Финстербуш, Verzeichms und Motwindex der Han-Darstellungen, т. 2, илл. 34, 311, 508s-t, 593, 594; Лим, Stories from China’s Past, c. 104—105; Льюис, Construction of Space, c. 116—117; Ли цзи чжу шу, гл. 24, с. 12а, 17b; гл. 26, с. 22а; Лунь-юй чжэньи, гл. 22, с. 409; Харпер, Warring States Natural Philosophy and Occult Thought, c. 841, 847—852; Калиновский, The Single Text from Mawangdui («Единственный текст из Мавандуя»), с. 125—201; Йетс, The Yin-Yang Texts from Yinqueshan («Тексты Инь-Ян из Иньцюэшаня»), с. 81—84, 88—90, 93; Мажор, The Meaning of Hsing-te [Xingde] («Значение синдэ»), с. 181—191; Он же, Heaven and Earth in Early Han Thought («Представление о небесах и земле у философов ранней Хань»), с. 86—88; Хуайнаньцзы, гл. 3, с. 40.

20 Лунь-юй чжэньи, гл. 20, с. 363—364.

21 Льюис, Construction of Space, с. 114—115.

22 Кинней, Representations of Childhood and Youth in Early China  («Представление о детстве и юности в Древнем Китае»), гл. 1; Он же, Dyed Silk («Окрашенный шелк»), с. 17—44.

23 Де Воскин, Famous Chinese Childhoods («Детство знаменитых китайцев»), с. 57—76.

24 Кинней, Representations of Childhood and Youth, гл. 2.

25 Луньхэн цзи цзе, гл. 30, с. 579—580; Кинней, Dyed Silk, с. 37—38.

26 Хань-шу 24а, с. 1121; Бо ху тун, гл. 4, с. 16b.

27 Хелсевё, Remnants of Ch’in Law, с. 139; Хоу Хань-шу 7, с. 301, 319; Гао, Хань бей цзи ши, с. 127; Герц, Death and the Right Hand  («Смерть и правая рука»), с. 84.

28 Или чжу шу, гл. 31, с. 14а—14b; Ли цзи чжу шу, гл. 19, с. 14b—20b; гл. 32, с. 9b; ch. 43, с. 2b; У, Private Love and Public Duty, c. 80.

29 Сяо цзин чжу шу, гл. 5, с. 4b—6а; Кинней, Representations of Childhood and Youth, c. 15, 25; Хань-шу 7, c. 223; 12, c. 299; 71, c. 3039; Хоу Хань-шу 32, c. 11225-11226.

30 Ли-ши, гл. 12, с. 16a.

31 Цай, Цай Чжунлан вень цзи, гл. 4, с. lib.

32 Хелсевё, Remnants of Ch’in Law, с. 125, 141, 147, 148—149, 195– 197.

33 Гулян чжуань чжу шу, гл. 8, 15-й год Си, с. 12b; Хань-шу 22, с. 1050; Эбрей, The Economic and Social History of Later Han, c. 633—635.

34 Ван, Цянь фулунь цзянь, гл. 12, с. 120, 130, 133—134; Хань-шу 67, с. 2908; Хоу Хань-шу 39, с. 1314; Гуаньцзы цзяо чжэн, гл. 17, с. 290; Пу, Ideas Concerning Death and Burial in Pre-Han China («Мысли относительно смерти и похорон в Китае до прихода к власти династии Хань»), с. 25—62; Нилан, Confucian Piety and Individualism in Han China («Конфуцианское благочестие и индивидуализм в Китае во времена правления династии Хань»), с. 1—27; Пауэрс, Art and Political Expression,  с. 136—141; Лоевё, The Conduct of Government and the Issues at Stake  («Поведение правительства и задачи на кону»), с. 300—301; Цянь, Confucian, Legalist, and Taoist Thought in Later Han («Теоретическая мысль конфуцианцев, легистов и даосов в период поздней Хань»), с. 802—804. О практических приемах и затратах на изготовление погребальных монументов, а также о расстояниях, с которых могли доставлять рабочих и материалы, читайте у Барбьери-Лоу в Artisans in Early Imperial China, гл. 2, разд. 5, Stone Funerary Workshops («Мастерские по изготовлению каменных погребальных предметов») и гл. 3, раздел 2, «Marketing Territory» («Территория сбыта товара»).

35 Эбрей, The Economic and Social History of Later Han, c. 633—635.

36 Лунь юй чжэн и, гл. 6, с. 127.

37 Мэнцзы чжэн и 1А, гл. 1, с. 33—35.

38 Бодде, Festivals in Classical China («Праздники во времена классического Китая»), с. 361—380; Лоевё, The Wooden and Bamboo Strips Found at Mo-chu-tzu (Kansu) («Деревянные и бамбуковые плашки, найденные в Мочуцзу (Кансу)»), с. 13—26; Хань-шу 6, с. 156; Бо ху тун шу чжэн, с. 208, 314, 520; Хелсевё, Remnants of Han Law, с. 298—302.

39 Цзяо, Цзяо ши и линь, гл. 1, с. 38. О физическом изнеможении в преклонном возрасте читайте к тому же у Вана в Лунь хэн цзи цзе,  гл. 2, с. 32.

40 Сянь Цинь Хань Вей Цзинь Наньбейчао ши, с. 331—332.

41 Ли цзи чжу шу, гл. 8, с. 21а—21b.

42 Хань-шу 22, с. 1043; Лао-цзы дао дэ цзин, гл. 1, #33, с. 19; Сяо цзин чжу шу, гл. 8, с. 2а; Юй, Life and Immortality in the Mind of Han China («Жизнь и бессмертие в представлении китайцев времен династии Хань»), с. 83, 87, 111, 121—122; Брашиер, Longevity like Metal and Stone («Долголетие как у металла и камня»), с. 214—217.

43 Хань-шу 73, с. 3118; Кейтли, The Quest for Eternity in China («Поиск пути к бессмертию в Китае»), с. 18—21.

44 Хань-шу 73, с. 3126. Противоположную позицию ищите в Хань-шу 75, с. 3156-315-7.

45 Хоу Хань-шу, чжи 9, с. 3197; Цай, Цай Чжунлан вень цзи, гл. 8, с. 5а—5b.

46 Ли-ши, гл. 7, с. 16b.

 

Глава 8

Религиозные воззрения

 

1 Тейзер, Introduction («Предисловие»), Religions of China in Practice  («Религии Китая на практике»), с. 21—36, особое внимание обратите на с. 32—36.

Хань-шу 22, с. 1046; Сянь Цинь Хань Вей Цзинь Наньбейчао ши,  с. 145.

3 Мао ши чжэн и, гл. 16.3, с. 6а—10b; 17.2, с. la—8а; 15а—20b.

4 Валей, The Nine Songs («Девять песен»), Introduction («Предисловие»); Хоке, The Songs of the South («Песни юга»), с. 38, 42—51, 95– 101; Льюис, Writing and Authority, с. 184—185.

5 Ши-цзи 28, с. 1384-1391, 1399-1400.

6 Лоевё, Chinese Ideas of Life and Death («Китайские представления о жизни и смерти»), гл. 10; Чу, Han Social Structure, с. 55, 375; Пу, In Search of Personal Welfare («В поисках личного благополучия»), с. 185– 200; Хань-шу 6, с. 2003; Хоу Хань-шу 11, с. 479, 480; 41, с. 1397, 1413; 47, с. 1573; 57, с. 1841; Дун гуань Хань цзи цзяо чжу, гл. 21, с. 863; Ин, Фен су тун и, с. 338—339; Ли цзи чжу шу, гл. 9. с. 18b.

7 Эриксон, Money Trees of the Eastern Han Dynasty («Денежное дерево династии Восточная Хань»), с. 1 – 116; Льюис, Construction of Space, с. 157—158; Мажор, Heaven and Earth in Early Han Thought,  c. 102, 158, 196, 204. Изображения см. у Елисеева в «Новых открытиях в Китае», с. 91; Роусон, Mysteries («Загадки»), с. 177—178, 190, 192; У, Mapping Early Taoist Art («Путеводитель по ранним даосским произведениям искусства»), с. 84—88; Баглей, Ancient Sichuan («Древняя область Сычуань»), с. 272—277.

8 Лоевё, Divination, Mythology and Monarchy in Han China («Предсказания будущего, мифология и монархия в Китае во времена династии Хань»), гл. 8, 10; Харпер, Warring States Natural Philosophy and Occult Thought, c. 843—866; Пу, In Search of Personal Welfare, c. 44—52, 69—101; Лоевё, Chinese Ideas of Life and Death, гл. 9; Льюис, Dicing and Divination in Early China («Гадание на костях и пророчество в Древнем Китае»).

9 Хорпер, Warring States Natural Philosophy and Occult Thought, c. 839– 843; Лоевё, Divination, Mythology and Monarchy, гл. 3, 9; Ши-цзи 27.

10 Чиксентмихаии, Material Virtue: Ethics and the Body in Early China,  («Материальное благо: Этика и тело в Древнем Китае»), с. 130—141; Льюис, Construction of Space, с. 63—65; Кноблок, Сюньцзы, т. 1, с. 196– 200; Стерке, The Animal and the Daemon in Early China («Зверь и демон в Китае ранней поры»), с. 155.

11 Толкование снов на английском языке и их интерпретацию в Древнем Китае читайте у Онга в The Interpretation of Dreams in Ancient China («Толкование снов в Древнем Китае»); Браун (под редакцией), Psycho-Sinology: The Universe of Dreams in Chinese Culture («Психологическое китаеведение: Вселенная снов в китайской культуре»), особенно у Онга, Image and Meaning: The Hermeneutics of Traditional Dream Interpretation  («Видимость и значение: Герменевтика традиционного толкования сновидения»); Стрикманн, Dreamwork of Psycho-Sinologists: Doctors, Taoists, Monks («Толкование снов психологами-китаеведами: Врачеватели, даосы, монахи»); Мофетт, Prediction in the Zuo-zhuan («Предсказания из Цзо-чжуань»). Все эти труды содержат переводы многочисленных толкований сновидений из трактата Цзо-чжуань, считающегося богатейшим источником подобных рассказов о Китае его ранней поры; Диени, Le saint пе reve pas, с. 127—128, у него перечислены основные труды по данному предмету на китайском и немецком языках.

12 Хань-шу 27а, с. 1331—1332.

13 Хань-шу 27а-е; Куин, From Chronicle to Canon («Из летописи в догматы»), гл. 5, 9.

14 Бельский, The State Religion of Ancient China («Государственная религия Древнего Китая»), с. 14—16, 58—60, 66, 126—127, 162—169, 183-190, 135-146, 274-276, 296-308, 318-324.

15 Льюис, The Feng and Shan Sacrifices of Fmperor Wu of the Han  («Жертвоприношения фэн и шань императора У династии Хань»).

16 Ши-цзи 28, с. 1358, 1360, 1364, 1365, 1378; Хань-шу 15а, с. 1196, 1199; Льюис, Feng and Shan Sacrifices, с. 55.

17 Ли, Formulaic Structure in Chu Divinatory Bamboo Slips («Шаблонная структура на бамбуковых плашках для гадания царства Чу»), с. 84; Он же, An Archaeological Study of Taiyi (Grand One) Worship («Археологическое исследование молитвы Тай И (Величайшему)», с. 1—39; Хуайнаньцзы, гл. 3, с. 39; гл. 7, с. 111; гл. 8, с. 119; гл. 9, с. 127; гл. 14, с. 235 (2); гл. 21, с. 369; Чжуанцзы цзи ши, гл. 32, с. 453; гл. 33, с. 473; Сюньцзы цзи цзе, гл. 13, с. 236.

18 Хань-шу 25b, с. 1254—1259; Льюис, The Feng and Shan Sacrifices, c. 67; Лоевё, The Concept of Sovereignty («Концепция суверенитета»), с. 735-737.

19 Лоевё, Chinese Ideas of Life and Death, c. 140—141.

20 Пу, In Search of Personal Welfare, c. 165—167; Ван, Han Civilization («Ханьская цивилизация»), гл. 8—9; У, Art and Architecture of the Warring States Period («Искусство и архитектура периода Сражающихся царств»), с. 707—744; У, Monumentality, с. 110—121; фон Фалькен-хаузен, Sources of Taoism («Истоки даосизма»), с. 1 – 12. Более подробно читайте у Льюиса в The Construction of Space, гл. 4, разд. 5, Household and Tombs («Домашнее хозяйство и усыпальницы»); Сюньцзы цзи ши, гл. 13, с. 243—246.

21 Ван, Лунь хэн цзи цзе, гл. 23, с. 467.

22 Лим, Stories from China’s Past, с. 109 (илл. 3), 126—131, 138, 139 (фотография по центру внизу), 141, 143, 144, 189, 190; Пауэрс, Art and Political Txpression, с. 51, 288, 291, 293. 306; Джеймс, Guide («Путеводитель»), с. 163, 202, 226—230; Финстербуш, Verzeichnis und Motivindex, т. 2, #191, 192, 212, 261, 268, 277, 310, 338, 363, 508а, 508q, 508s, 508t, 538, 552, 594, 641, 786, 793.

23 У, Beyond the Great Boundary («По ту сторону великой границы»), с. 90, 101; У, The Wu Liang Shrine, с. 246—247; Льюис, Writing and Authority, c. 190—209; фон Глан, The Sinister Way («Зловещий путь»), с. 58—59. В последнем труде речь идет о демонической природе Царицы-Матери в традиции некоторых народов.

24 Фон Фалькенхаузен, Sources of Taoism, с. 3—5; Роусон, Western Zhou Archaeology, с. 364—365, 433—440.

25 Ван, Han Civilization, с. 206—210.

26 Ли цзи чжи шу, гл. 9, р. 18b; Сейдель, Post-mortem Immortalityor the Taoist Resurrection of the Body («Посмертное бессмертие, или Даосское возрождение тела»), с. 223—237; Сейдель, Traces of Han Religion in Funeral Texts Found in Tombs («Следы ханьской религии в надгробных текстах, обнаруженных в захоронениях»), с. 21—57.

27 Икеда, Chugoku rekidai boken ryakko, с. 273, no. 7. Рассуждения по поводу данного текста и относящихся к нему текстов, а также о том, что в них открывается нового о ханьских представлениях касательно загробной жизни, читайте у фон Глана в The Sinister Way, с. 49—57; Цзянсу Гаоюй Шаоцзягоу Хань дай ичжи-дэ цинли, с. 20—21; Ли ши, гл. 12, с. 16b—17а.

28 У, Beyond the ‘Great Boundary, с. 93—98.

29 Хань-шу 53, с. 2428—2430. Читайте также Цзин-фа, с. 61; Ван, Лунь хэн цзи цзе, гл. 4, с. 84—84; гл. 10, с. 214; гл. 21, с. 434.

30 Моцзы нань гу, гл. 8, с. 139—141, 142—143, 143—144; Ван, Лунь хэн цзи цзе, гл. 22, с. 449—450: гл. 24, с. 461 (3), 464 (4); гл. 25, с. 505; Коэн, Avenging Ghosts and Moral Judgment in the Ancient Chinese Historiography: Three Examples from Shi chi («Мстящие оборотни и нравственное суждение в древней китайской историографии: Три примера из Ши-цзи»), с. 97—108.

31 Люй ши чунь цю цзяоши, гл. 10, с. 535—536.

32 У, Art in Ritual Context: Rethinking Mawangdui («Искусство в ритуальном контексте: К переосмыслению Мавандуя»), с. 111—144.

33 Джеймс, Guide, с. 4—13, 23—27, в разных местах Финстербуш, Verzeichnis und motivindex, илл. 32а, 45, 101—102, 106, 127, 137, 150, 158, 161, 167, 172; Хэбэй, приложения 3—4; У, Beyond the «Great Boundary», с. 88—90; Лим, Stories from China's Past, c. 20—21, 34—35, 155—156, 158—181; Лоевё, Ways to Paradise («Пути в рай»), гл. 2, 4 и 5; У, The Wu Liang Shrine, гл. 3—4. О небесном путешествии из могилы читайте у Кука в Death in Ancient China («Смерть в Древнем Китае»).

34 Пу, In Search of Personal Welfare, c. 167—170; Сейдель, Traces of Han Religion, c. 28—30; Харпер, Resurrection in Warring States Popular Religion («Воскресение из мертвых в массовой религии Сражающихся царств»), с. 13—28.

35 Брашер, Han Thanatology and the Division of «Souls» («Ханьская танатология и отделение,,душ“»), с. 152—153, п. 100; Хоу Хань-шу 4, с. 167; 5, с. 205; 6, с. 250; 7, с. 288; 61, с. 2029-2030; Чжи 9, с. 3197; Цай, Ду дуань, гл. 2, с. 58—70; Дун Гуань Хань цзи цзяо чжу, с. 165– 166; Цай, Цай Чжунлан вень цзи, гл. 8, с. 4а—5а.

36 Цуй, Сыминь уэ линцзиши, с. 1, 3, 25, 53, 68 (2), 84, 98, 104, 109.

37 Хоу хань-шу, чжи 9, с. 3197. См. также Ду дуань, гл. 2, с. 7а.

38 У, The Wu Liang Shrine, с. 30-37.

39 Цай, Ду дуань, гл. 2, с. 5а—b; Ван, Дуяь хэя цзе, гл. 23, с. 467.

40 Хуайнантцзы, гл. 9, с. 127.

41 Моцзы цзянь гу, гл. 6, с. 106.

42 Сюньцзы цзи цзе, гл. 19, с. 231, 233—234, 237—238, 239—241, 246, 247—248; Люй ши чунь цю цзяо ши, гл. 10, с. 536.

43 Ван, Han Civilization, с. 181—182; Лоевё, Жгу? to Paradise, с. 13– 14; Хоу Хань-шу 11, с. 483—484. См. также Хань-шу 99с, с. 4194.

44 У, 77/е Жя Liang Shrine; Лю, Найлен и Барбьен-Лоу, Recarving China's Past («К пересмотру прошлого Китая»).

45 Ин, Фэн су туньи цзяо ши, с. 333—334, 339, 350.

46 Брашир, 77/е А/я'пї Lord of Baishi Mountain («Призрачный господин горы Байши»), с. 159—231; Ли ши, гл. 3, с. 9b—11а.

47 Литтл и Эйхман, Taoism and the Arts of China («Даосизм и направления изобразительного искусства Китая»), с. 150—151; Ле сянь чжуан, гл. 1, с. 6, 8, 10, 11, 13—15, 17, 18; гл. 2, с. 4, 5, 6—8, 10, 12, 13, 15. Сходные культы в Сычуани описаны у Чана в Хуаян го чжи цзяо чжу. См. для примера с. 64, 77, 96—97, 124, 145, 181, 182, 200, 201, 242, 244, 279, etc.

48 Ши-цзи 28, с. 1394.

49 Харпер, A Chinese Demonography of the Third Century B.C. («Китайские представления о злых духах в III столетии до н. э.), с. 459– 498; фон Глан, The Sinister Way, гл. 2—4.

50 Барбьен-Лоу, Artisans in Early Imperial China («Ремесленники на заре имперского Китая»), гл. 2, разд. 6 Workshop Labor Environment  («Условия труда в мастерской»); разд. 7 Religious Beliefs of Artisans  («Религиозные верования ремесленников»).

51 Хань-шу 11, с. 342; 26, с. 1311-1312; 27, с. 1476-1477; 84, с. 3432; Лоевё, Ways to Paradise, гл. 4.

52 Клеман, Great Perfection («Предельное совершенство»), гл. 2; Гудман, Ts’ao P’i Transcendent («Божественность Цаопи»), с. 74—86.

53 Демьевиль, Philosophy and Religion from Han to Sui («Философия с религией от Хань до Суй»), с. 820—826.

54 Сянь Цинь Хань Вей цзинь Наньхейчао ши, с. 332.

 

Глава 9

Литература

 

1 Разъяснение значения (значений) термина жу читайте у Зуфферея в труде под названием То the Origins of Confucianism («Происхождение конфуцианства»); Чэн: What Did It Mean to Be a Ru in Han

Times? («Что значит быть Жу во времена династии Хань?»); Ено, The Confucian Creation of Heaven («Конфуцианская версия сотворения Небес»); Нилан, A Problematic Model: The Han ‘Orthodox Synthesis' Then and Now («Загадочный образец: „Традиционный синтез“ понятий тогда и сейчас во времена династии Хань»), с. 18—19. О расхождении между ханьским «конфуцианством» и его прежними вариантами читайте у Нилана и Сивина в The First Neo-Confucianism («Первые приверженцы неоконфуцианства»); Сивин, Medicine, Philosophy and Religion in Ancient China («Медицина, философия и религия в Древнем Китае»), с. 6; Воллакер, Han Confucianism and Confucius in Han  («Конфуцианство и Конфуций во времена династии Хань»). Об отсутствии философской традиции в дополнение к трудам, уже упомянутым, читайте у Керна в The Stele Inscriptions of Ch'in Shih-huang  («Письмена на стеле Цинь Шихуана»), с. 9; Нилан, Han Classicists Writing in Dialogue about Their Own Tradition («Ханьские классические письмена в споре об их собственной традиции»); Нилан, The Chin-wen/Ku-wen Controversy in Han Times («Разногласия между Цинь-вень и Ку-вень во времена династии Хань»).

2 Ши-цзи 140, с. 3290; Хань-шу 30, с. 1701, 1716-1717, 1728.

3 Сюньцзы цзи цзе, гл. 15, с. 258, 261—263. Читайте также в Хань Фейцзы цзи ши, гл. 19, с. 1067.

4 Ши-цзи 87, с. 2546-2547.

5 Ши-цзи 130, с. 3288-3293.

6 Льюис, Writing and Authority, с. 297—299.

7 Чжуанцзы цзи ши, гл. 33, с. 467; Гуаньцзы цзяо чжэн, с. 1—47 (см. также Гуаньцзы в переводе Риккета, т. 1, с. 4); Хань Фейцзы цзи ши, гл. 18, с. 996—1039; Грэм, Later Mohist Logic, Ethics and Science («Логика, этика и наука поздних моистов»), с. 22—24, 243—244.

8 Хань Фейцзы цзи ши, гл. 9—14. О таких принципах, как цзин, см. с. 526, 576, 621, 676, 715, 761; Шо вень цзе цзы чжу, гл. 8а, с. 25а; Ши минь шу чжэн, гл. 5, с. 13b; гл. 6, с. 7b, 13а.

9 Нилан, The Five «Confucian» Classics («Пять „конфуцианских“ классиков»).

10 Льюис, Writing and Authority, с. 77—79; Ши-цзи 85, с. 2510; Хань-шу 44, с. 2145; Хуайнаньцзы, с. 1.

11 Люй ши чунь цю цзяо ши, с. 648.

12 Там же, гл. 17, с. 1123-1124, 1132.

13 Хань-шу 62, с. 2735. По поводу аспектов данного утверждения читайте у Дюррана в The Cloudy Mirror («Мутное зеркало»), с. 124– 129; Ши-цзи 130, с. 3285; Го-юй, гл. 18, с. 559—564. О Ши-цзи как всеобъемлющей модели мироздания к тому же читайте у Харди в Worlds of Bronze and Bamboo («Слова на бронзе и бамбуке»); Льюис, Writing and Authority, с. 308—317.

14 Ши-цзи 130, с. 3319.

15 Нилан, The Five «Confucian» Classics, гл. 6; Ши-цзи 14, с. 509—510.

16 Дюрран, Ssu-ma Chi’en’s Portrayal of the First Ch’in Emperor («Первый китайский император в изображении Сыма Цяня»), с. 35-46.

17 Хань-шу 62, с. 2737—2738; Хоу Хань-шу 40а, с. 1325—1327.

18 Хоу Хань-шу 40а, с. 1333-1334.

19 Льюис, Writing and Authority, с. 317—325; Кнехтгес, The Han Rhapsody («Оды времен династии Хань»), гл. 2; Роузер, Articulated Ladies («Шарнирные дамы»), с. 45—52, 121—122; Кнехтгес, Ssu-ma Hsiang-ju’s «Tall Gate Palace Rhapsody’» («„Ода дворца высоких ворот“ Сыма Сянжу»), с. 47—64; Харпер, Wang Yen-shou’s Nightmare Роет  («Стихотворение о ночном кошмаре Ван Еншоу»), с. 239—283.

20 Ян, Янцзы фа янь, гл. 2, с. 4—5. О данных отрывках и их контексте читайте у Кнехтгеса в The Han Rhapsody, гл. 5.

21 Ван Зоерен, Poetry and Personality («Поэзия и личности»), гл. 1—4; Льюис, Writing and Authority, с. 155—176.

22 Ши-цзи 7, с. 333. О как минимум одном примере «оды», написанной литературно образованным человеком, читайте в Хань-шу  73, с. 3110-3114.

23 Цай, The Matrix of Lyric Transformation («Матрица лирического преобразования»), гл. 2; Биррел, Popular Songs and Ballads of Han China  («Народные песни и баллады времен династии Хань в Китае»), предисловие; Френкель, The Development of Han and Wei Yueh-fu as High Literary Genre («Появление юэ-фу во времена Хань и Вэй как высокого литературного жанра»); Yueh-fu Poetry («Поэзия юэ-фу»). Наиболее всеобъемлющую критику мысли о том, что речь шла о народных песнях, читайте у Игана в Were Yueh-fu ever Folk Songs? («Были ли юэ-фу  когда-либо народными песнями?») и Reconsidering the Role of Folk Songs in Pre-Tang Yueh-fu Development («К пересмотру роли народных песен в развитии юэ-фу в период истории Китая до династии Тан»). Мнение автора по поводу стилистических особенностей таких песен во многом сформировалось на книге Цая, упомянутой в начале настоящего примечания. О принципе причисления этих якобы ханьских песен к собственному жанру и включения их в «историю» китайской литературы более поздними поэтами и составителями антологий читайте у Оуэна в The Making of Early Chinese Classical Poetry («К созиданию древней китайской классической поэзии»).

24 Сянь Цинь Хань Вэй Цзинь Наньбей чао ши, с. 256.

25 Там же, с. 257-258.

26 Там же, с. 192. О споре по поводу отнесения данной поэмы читайте у Биррела в Popular Songs and Ballads, с. 125.

27 Об использовании «чужого голоса» в качестве признака принадлежности к поэзии Музыкального управления читайте у Аллена в Ln the Voice of Others («С чужого голоса»). О том, как «древние песни» свели в отдельную категорию и отнесли к временам правления династии Хань, читайте у Оуэна в The Making of Early Chinese Classical Poetry, c. 33—41.

28 Хань-шу 30, c. 1701.

29 Льюис, Writing and Authority, c. 525—332.

30 Хань-шу 30, c. 1728, 1732, 1737, 1738, 1740, 1743, 1745, 1746, 1755-1756, 1762, 1765, 1769, 1771, 1773, 1775, 1780.

31 Хань-шу 30, c. 1756.

32 Там же, с. 1728, 1732, 1734, 1736, 1737, 1738, 1740, 1742, 1743, 1745, 1755, 1761, 1775, 1780.

33 Там же, с. 1704, 1706, 1708, 1710, 1715, 1717, 1719, 1728, 1732, 1734-1735, 1736, 1737, 1738, 1740, 1742, 1743, 1745, 1756, 1762-1763, 1765, 1767, 1769, 1771, 1773, 1776, 1778, 1779, 1780.

 

Глава 10

Отправление правосудия

 

1 Льюис, Sanctioned Violence, с. 43—50; Лю, Origins of Chinese Law  («Происхождение китайского права»), гл. 5.

2 Льюис, Writing and Authority, с. 20.

3 Льюис, Sanctioned Violence, с. 67—80.

4 Читайте перевод юридических документов у Хулсесвё в Remnants of Ch’in Law.

5 Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 281—293.

6 Там же, с. 26-27, 181, 182, 183, 261-262, 263.

7 Харпер, Warring States Natural Philosophy and Occult Thought,  c. 854—856; Он же, A Chinese Demonography, c. 470—498; Катрина Ma-клеод и Робин Йетс, Forms of Ch’in Law («Оформление права династии Цинь»), с. 57; Ло чжуань чжу, 5-й год Чэн, с. 822—823; Го-юй,  с. 405-406.

8 Хань Фейцзы цзи ши, гл. 6, с. 357.

9 Юньмынь Шуйхуди Цинь му, плашки 827 оборотная сторона – 814 оборотная сторона, 886—895; Хелсевё, The Wide Scope of Tao ‘Theft’ in Ch’in-Han Law («Расширенное толкование слова „вор“ в праве династий Цинь и Хань») с. 182—183; Йетс, Some Notes on Ch’in Law («Некоторые замечания по поводу циньского права»), с. 245.

10 Ши-цзи 122, с. 3148.

11 Макнайт, The Quality of Mercy («Качество милосердия»), гл. 2.

12 Хань-шу 56, с. 2500—2502; Хелсевё, Ch’in and Han Law («Право Цинь и Хань»), с. 522—523.

13 Хелсевё, Remnants of Han Law, с. 271—272; Льюис, Sanctioned Violence, с. 80—94.

14 Льюис, Sanctioned Violence, с. 49—50, 91—94.

15 Шан Цзюнь шу чжу и, гл. 5, с. 140—141.

16 О последствиях читайте у Льюиса в Writing and Authority, с. 23—26.

17 Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 92—94, 101—103, 136—147; Льюис, Sanctioned Violence, с. 61—64.

18 Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 97, 113—148; Хелсевё, Remnants of Ch’in Law, с. 14—18.

19 Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 247—249; Баошань Чуцзянь, с. 17—39.

20 Хелсевё, Remnants of Ch’in Law, с. 211—215; Сейдж, Ancient Sichuan and the Unification of China («Древняя Сычуань и объединение Китая»), с. 131-133.

21 Харпер, Resurrection in Warring States Popular Religion («Возрождение народной религии Сражающихся царств»), с. 13—28.

22 Ригель, Kou-mang and Ju-shou («Коуман и Цзюйшоу»), с. 57—66; Барнард, The Ch’u Silk Manuscript («Рукопись на шелке Чу»), с. 207– 210; Хуайханьцзы, гл. 8.

23 Лоевё, Records of Han Administration  («Хроники ханьской администрации»).

24 Уайт, Heracles' Bow, The Legal Imagination, Justice as Translation  («Лук Геракла, правовое воображение, юстиция как предмет толкования»).

25 Йетс, New Light on Ancient Chinese Military Texts («Древние китайские военные трактаты в новом свете»), с. 220—222; Ван и Чан, The Philosophical Foundation of Han Fei’s Political Theory («Философское обоснование политической теории Хань Фея»), с. 59—60; Мейкхам, Name and Actuality («Имя и действительность»), с. 69—75.

26 Льюис, Writing and Authority, с. 33.

27 Люнь юй чжэн и, гл. 7, с. 129, гл. 15, с. 271; гл. 16, с. 280—293; гл. 20, с. 364; Мейкхам, Name and Actuality, гл. 2—4.

28 Льюис, Writing and Authority, с. 139—144.

29 Ши-цзи 130, с. 3297; Хань-шу 30, с. 1714; Ши-цзи 122, с. 3139; Куин, From Chronicle to Canon, гл. 6—7.

30 Цжо чжуань чжу, 2-й год Сюань, с. 662—663; 25-й год Сян, с. 1099; Льюис, Writing and Authority, с. 130—131, 222—224.

31 Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 160, 238.

32 Хань-шу 2, с. 85; 50; Хоу Хань-шу 25, с. 886; 52, с. 1722; 60b, с. 1980.

33 Ши-цзи 122, с. 3131.

34 Там же, с. 3133, 3135, 3136, 3139, 3140, 3141, 3145, 3150, 3151, 3152.

35 Там же, с. 3137.

36 Там же, с. 3139, 3143.

37 Хань-шу 24, с. 1101.

38 Климан, Land Contracts and Related Documents («Земельные соглашения и относящиеся к ним документы»), с. 1—34; Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 224; Уилбур, Slavery in China during the Former Han Dynasty («Рабовладельческий строй в Китае на протяжении правления династии ранняя Хань»), с. 158—164.

39 Ши-цзи 122, с. 3150, 3153; Хань-шу 23, с. 1106.

40 Хелсевё, Ch’in and Han Law («Право Цинь и Хань»), с. 532—533.

41 Хань-шу 4, с. 125; 23, с. 1097, 1049-1101.

42 Хелсевё, Remnants of Ch’in Law, с. 14—18; Хелсевё, Ch’in and Han Law, c. 533.

43 Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 91, 92, 13, 143, 150, 177, 178, 204, 261, 276; Хелсевё, Remnants of Ch’in Law, с. 195.

44 Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 84—85, 91, 143, 152, 164, 178, 179, 200, 231. О Хань читайте у Хелсевё в Remnants of Han Law.  с. 205-214.

45 Хелсевё, Ch’in and Han Law, c. 528—530.

46 Хань-шу 90, c. 3673—3674; 92, c. 3705—3707; Цянь фу лунь цзянь, гл. 5, с. 173—197; Льюис, Sanctioned Violence, с. 90—91.

47 Хелсевё, Remnants of Ch’in Law, с. 200—201.

48 Шуйхуди Цинь му чжу цзянь, с. 246—247.

49 Чжанцзяшань Хань му чжу цзянь, с. 225—226. Историческая достоверность данного случая ставится под сомнение из-за его сходства со случаем, описанным в Хань Фейцзы цзи ши, гл. 10, с. 595—596.

50 Ши-цзи 6, с. 253; Хань-шу  6, с. 205; Чу, Han Social Structure, с. 328, 329, п. 21; Бодде, The State and Empire of Ch’in («Царство и империя Цинь»), с. 29, 38, 59, 65—66, 88.

51 Хань-шу 6, с. 193, 198, 200, 203, 205; 70, с. ЗОЮ, 3017; 76, 3208, 3214; Льюис, The Han Abolition of Universal Military Service, c. 54.

52 Хоу Хань-шу 4, c. 171; 43, c. 1470-1471; 58, c. 1871; 65, c. 2147; 67, c. 2192.

53 Хоу Хань-шу 23, c. 3533; 47, c. 1586.

54 Хоу Хань-шу 48, c. 1597—1598; Хоу Хань-шу 2, c. Ill; 18, c. 681; 20, c. 737; 47, c. 1576.

55 Хань-шу 23, c. 1109.

56 Хоу Хань-шу 46, c. 1544-1545.

57 Barbien-Low, Ln the final chapter of his Artisans in Early Lmperial China.

58 Там же.

59 Wilbur, Slavery in China during the Former Han Dynasty, c. 121 —126.

 

Послесловие

 

1 Хоу Хань-шу 41, с. 1415-1416.

2 De Crespigny, Northern Frontier, гл. 2—4, 7.

3 Хоу Хань-шу 69, с. 2985—2992; Хоу Хань-шу 97, с. 2877, 2885.

4 Хоу Хань-шу 87, с. 2887—2888, 2894; Wang, Qian fu lun jian, гл. 14.

5 Хань-шу 94b, с. 3826; Хоу Хань-шу ib, с. 64.

6 Льюис, The Han Abolition or Universal Military Service, c. 64—65.

7 Ван, Цянь фу лунь цзянь, с. 285.

8 Хоу Хань-шу 1, с. 109; 65, с. 2140.

9 Хоу Хань-шу 4, с. 189; 37, с. 1268; Ван, Цянь фу лунь цзянь, с. 288.

10 Цзяцзысюнь шу цзянь ши, гл. 3, с. 357.

11 те лунь, с. 63.

12 Хоу Хань-шу 14, с. 835.

13 Хоу Хань-шу 58, с. 1866.

14 Де Креспини, Northern Frontier («Северное пограничье»), с. 324– 326, 425-426.

15 Цянь фу лунь цзянь, с. 257, 258.

16 Хоу Хань-шу 73, с. 2354-2356; 74b, с. 2419-2421; 75, с. 2432-2433.

17 Хоу Хань-шу 71, с. 2308; Сань го чжи 12, с. 384.

18 Хоу Хань-шу 16, с. 609-610.

19 Хоу Хань-шу 72, с. 2322.

20 Хоу Хань-шу 24, с. 3563.

21 Хоу Хань-шу 70, с. 2258.

22 Чу, Han Social Structure, с. 133—134.

23 Хоу Хань-шу 24, с. 828.

 

 

Библиография

 

Allen, Joseph R. In the Voice of Others: Chinese Music Bureau Poetry. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1992.

Bagley, Robert, ed. Ancient Sichuan: Treasures from a Lost Civilization.  Seattle: Seattle Art Museum, 2001.

Baopuzi nei pian jiao shi (Annotated Elucidations of the “Inner Chapters of the Master Who Embraces Simplicity”). Annotated by Wang Ming. Beijing: Zhonghua, 1980.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.313 с.)