Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
З. Промышленность: спасению не подлежит?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникший в ходе Первой мировой войны экономический кризис не мог не коснуться промышленности. С самого начала войны стагнация или падение производства наблюдались во многих отраслях, не связанных непосредственно с обороной. Таковы горная и горнозаводская промышленность, деревообработка, производство пищевых продуктов, обработка хлопка, производство бумаги и др. [1] Вместе с тем, в таких тесно связанных с военными нуждами сферах, как металлообработка, химическая промышленность и т. д. до 1916 года наблюдался вызванный войной рост, часто весьма значительный – в металлообработке до 300 процентов от довоенного, в химической промышленности – 252 [2]. Как мы помним, в первый и отчасти второй годы войны выявилась катастрофическая неготовность промышленности Российской империи обеспечить армию необходимыми объемами оружия. Все силы были брошены на исправление этой ситуации, и в целом к 1916 году кризис вооружений был преодолен – например, выпуск пулеметов возрос со 165 в месяц в 1914 году до 1200 в декабре 1916 года [3]. Стремительное догоняющее развитие военной составляющей промышленности, с одной стороны, принесло в жертву многие иные сферы производства, с другой – обеспечило общий промышленный рост, который в 1915 году составил 12,5 процента от уровня 1913 года. Правда, уже в 1916 году темпы роста существенно, в полтора раза, упали – до 7,8 процента от довоенного уровня [4]. Общеэкономические проблемы, такие, как расстройство транспортного сообщения, сложности с доставкой топлива и сырья, вывозом готовой продукции, постепенно нарастали. В конце 1916 – начале 1917 годов наступил перелом, за которым последовало стремительное общее падение объемов производства – до 77,3 процента в 1917 году по отношению к довоенному уровню [5]. В целом ситуация в промышленности характеризовалась серьезными финансовыми трудностями значительной части предприятий, не связанных с военными заказами. С 1914 года были остановлены или закрыты тысячи и тысячи мелких и средних фабрик, на фоне роста до 1916 года оборонных производств. После 1916 года кризис охватил и оборонную промышленность, являвшуюся ранее локомотивом экономики. Идеи рабочего контроля вызревали именно в такой обстановке. Но сам рабочий контроль, – не в версии большевиков, а так, как понимали его работники конкретных заводов и фабрик, – его стихийное введение после Октября, нанес по промышленности удар, по масштабам, видимо, сравнимый со всей предыдущей царской политикой. Еще больше усугубила проблему не прекращающаяся транспортная разруха и галопирующая инфляция. Национализация вначале отдельных предприятий, а затем и массовая, являлась вынужденной мерой, попыткой спасти промышленность от уничтожения. Как мы помним, крупные национализированные предприятия автоматически передавались в безвозмездную и неограниченную аренду прежним владельцам. Однако эта мера не давала желаемого результата – в условиях Гражданской войны и голода владельцы предпочитали бежать, нежели поддерживать жизнь своих заводов. К началу 1919 года в руки государства перешли практически все производства с числом наемных рабочих более тридцати. К 1920 г. в частных руках оставались 8‑10% предприятий [6]. Произошло огосударствление промышленности. Руководство национализированными предприятиями было возложено на Всероссийский совет народного хозяйства и осуществлялось через отраслевые главные комитеты (главки) и центральные управления (центры). ВСНХ через эту структуру спускал плановые задания, ведал снабжением, финансированием, распределением продукции. Предприятия сдавали произведенную продукцию централизованно, в таком же порядке происходило их снабжение сырьем, топливом и т. д. В промышленной сфере Советская власть также, как и в железнодорожной, выстраивала четкую иерархию подчинения, стремясь к единоначалию и централизму. Справедливости ради отметим, что первый опыт вышел откровенно неудачным – уже в 1920 году насчитывалось до 50 главков: Главнефть, Главцемент, Главодежда, Главмука и др. [7], с неизбежным размыванием полномочий и взаимным пересечением сфер интересов. К осени 1918 года 3/4 территории Советской России оказалось в руках интервентов и белогвардейцев. Война потребовала мобилизационных мер, вся жизнь была подчинена интересам обороны. 17 августа при ВСНХ была образована Комиссия по производству военного снаряжения, реорганизованная 2 ноября в Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной Армии. На военных заводах было увеличено производство. В частности, ружейных патронов в августе было выпущено 5 млн., в дек. 1918 – 19 млн. [8] 30 ноября ВЦИК образовал высший военно–политический и военно‑ хозяйственный орган – Совет рабочей и крестьянской обороны во главе с В. И. Лениным. В декабре Совет Труда и Обороны запретил местным властям вмешиваться в деятельность центральных органов по руководству национализированными предприятиями. Территориальное размещение промышленности России характеризовалось крайней неравномерностью, оторванностью обрабатывающих отраслей от источников сырья. Основными крупными промышленными районами являлись: Центрально–промышленный, Уральский, Донецко‑Приднепровский, Петербургский, Прибалтийский, Бакинский. Развитую промышленность имели также юго–западная часть Украины и Поволжье [9]. Нетрудно заметить, что основные промышленные районы страны оказались непосредственно в зоне боевых действий Гражданской войны. Особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь. В ходе противостояния были разрушены многие фабрики, шахты, рудники. Оставшиеся предприятия в испытывали острейшую нехватку топлива и сырья. И если в военной промышленности еще удавалось поддерживать жизнь, то остальные сферы просто умирали. В 1919 г. промышленность получила только 10% необходимого топлива. 60% паровозов были выведены из строя. Возникал замкнутый круг: нехватка топлива вела к остановке железных дорог, а паралич транспорта не позволял подвезти уголь предприятиям. Заводы работали в среднем лишь 210 дней в году [10]. Национальный доход снизился за 1917‑1920 гг. почти втрое: с 11 млрд. до 4 млрд. руб. Производство готовой промышленной продукции составило в 1920 г. 12,9% от уровня 1913 года [Кацва]. В целом добыча сырья и промышленное производство в 1920 году по отношению к 1913 году характеризовалось следующими цифрами: Железная руда – 1,6%, чугун – 2,3%, уголь – 27%, Нефть – 41%. Несколько меньше пострадала мелкая и кустарная промышленность. В 1920‑21 годах ее производство составило 49% довоенного [11]. В этой ситуации на первый план выходила уже не проблема сохранения промышленности, а проблема голода, физического выживания людей. Ленин писал: «когда страна разорена войной и доведена до края гибели, то главным, основным, коренным «экономическим условием» является спасение рабочего. Если рабочий класс будет спасен от голодной смерти, от прямой гибели, тогда можно будет восстановить разрушенное производство» [12].
Примечания: [1] А. Сидоров «Экономическое положение России в годы Первой мировой войны» М.: Наука, 1973. С.657 (стр. 351‑352). [2] Там же, стр. 350. [3] Д. Лысков «Сумерки Российской империи», стр. 137. [4] А. Сидоров «Экономическое положение России в годы Первой мировой войны» М.: Наука, 1973. Стр. 353. [5] Там же. [6] Л. Кацва «История России. Советский период (1917‑1991)» [электронный источник] – 1 файл fb2. [7] «Главкизм» // Большая советская энциклопедия (БСЭ) [электронный источник] – 1 оптический носитель (CDROM). [8] Гражданская война и военная интервенция 1918‑20 гг. // Большая советская энциклопедия (БСЭ) [электронный источник] – 1 оптический носитель (CDROM). [9] «Определение промышленности и ее роль в мировом развитии» // Индустриальный портал Metaprom URL: http://www.metaprom.ru/pub436.html (дата обращения 14.03.12). [10] Л. Кацва «История России. Советский период (1917‑1991)» [электронный источник] – 1 файл fb2. [11] Там же. [12] В. И. Ленин «Герои Бернского Интернационала» // В. И. Ленин, ПСС Т.38 URL: http://leninism.su/index.php?option=com_content&view=article&id=1331:geroi‑bernskogo‑internaczionala&catid=77:tom‑38&Itemid=53 (дата обращения 14.03.12).
Продовольственная диктатура
С началом кризиса в России общественное мнение высказывалось за создание национального регулирующего продовольственного органа. В том же направлении действовало и царское правительство. Эволюция государственной системы снабжения привела к созданию в августе 1915 года Особого совещания по продовольствию, которое в ноябре того же года получило право административного контроля цен на хлеб. В Феврале 1917 года страна стояла на пороге голода, а в ряде местностей голод уже наступил. «Наследие, которое мы получили, – вспоминал И. Шингарев, – заключалось в том, что никаких хлебных запасов в распоряжении государства не осталось». Первыми действиями Временного правительства стали реквизиции хлеба у крупных земельных собственников и арендаторов всех сословий, у торговых предприятий и банков. Параллельно выстраивались новые органы заготовки и снабжения – продовольственные комитеты. В хаосе революции создать полноценную замену структуре Особого совещания не удалось. Однако в деятельности Временного правительства четко прослеживались все те же тенденции, что и ранее – стремление к централизации и установлению единовластия в вопросе заготовок продовольствия. 25 марта 1917 года был принят закон о государственной монополии на хлеб, который полностью упразднял хлебный рынок, запрещал частную торговлю, вводил нормы потребления крестьянского хозяйства. Весь хлеб вне нормы подлежал сдаче государству по твердым ценам. Летом Временное правительство начало борьбу с черным рынком – спекулянтами–мешочниками, подрывающими хлебную монополию и ставящими под сомнение твердые цены на хлеб. Были установлены заградительные кордоны и приняты другие меры, препятствующие деятельности торговцев [1]. В августе 1917 года положение с продовольствием в стране достигло точки, которая представлялась критической: хлебный паек в Москве и Петрограде составлял около 200 граммов в день, подмосковные города митинговали с плакатами: «Мы голодаем», «Наши дети голодают». Министр продовольствия распорядился всеми средствами – вплоть до применения оружия – взять в деревне хлеб. После Октября Советы провели достаточно мягкую реформу продовольственных органов. На базе Министерства продовольствия Временного правительства был создан Народный комиссариат продовольствия. 21 декабря 1917 года из центра была разослана всем Советам телеграмма, которая предписывала образовать при Советах продовольственные комиссии, которые должны взять под свой контроль продовольственные комитеты Временного правительства, ввести в них своих представителей, постепенно переводя деятельность комитетов в полное ведение Советов [2]. В первые недели революции СНК и Наркомпрод, как и ранее Временное правительство, пытались решить продовольственную проблему чрезвычайными мерами. Д. Рид писал: «В Петрограде оставалось хлеба всего на три дня, а новых запасов не подвозилось. Армия на фронте голодала… Отряды матросов и красногвардейцев обыскивали торговые склады, железнодорожные вокзалы и даже баржи, стоявшие в каналах, открывая и отбирая тысячи пудов продовольствия, припрятанного частными спекулянтами. В провинции были посланы эмиссары, которые с помощью земельных комитетов реквизировали склады крупных хлеботорговцев» [3]. Практически одновременно предпринимались попытки наладить товарообмен с деревней: «Из Петрограда двинулось на восток тринадцать поездов, груженных железом и мануфактурой, для товарообмена с сибирскими крестьянами. Эти товары были собраны фабрично–заводскими комитетами. С каждым поездом ехал особый комиссар, прилагавший все усилия, чтобы выменять у сибирских крестьян как можно больше хлеба и картофеля…» [4] Чуть позже в хлебные районы стали направлять рабочие продовольственные отряды – продотряды. Цель их формирования изначально была чисто агитационной. Троцкий, выступая в Москве с докладом на народном собрании в Сокольниках 9 июня 1918 года говорил: «Действительно, на местах необходимы отряды из голодающих мест… Когда голод где‑то далеко – в другой губернии, то там, на сытых местах, его по–настоящему не сознают, не чувствуют. Представление о нем исчерпывается тем, что в газетах читают: в Москве голод! Ведь, мы тоже, прочитав, например, что где‑то носится холера или чума, подумаем и забудем… И поэтому необходимо, чтобы туда, в богатые хлебом губернии, отправлялись рабочие отряды из голодных городов, питерцы и москвичи… Наши отряды, поехав из Москвы и из Петрограда, прихватят с собой работниц, пролетарских жен, матерей, которые лучше всех знают, что такое голод в семье, где есть много детей. Явившись в Уфимскую губернию или в Западную Сибирь, такая женщина–хозяйка тамошнему кулаку скажет настоящее слово» [5]. Продотрядам разрешалось вести заготовку продовольствия по твердым ценам с тем, что половина заготовленного хлеба поступала в распоряжение пославшей отряд организации, другая половина – в фонд Наркомпрода [6]. Революция, первые чрезвычайные меры и реформа продовольственных органов создали естественную неразбериху на местах. Положение усугублялось непоследовательными действиями СНК – так, до мая 1918 года Советское правительство никак не обозначало своей позиции по отношению к хлебной монополии Временного правительства. Формально монополию никто не отменял. Но на практике в нее не вписывались те же рабочие продовольственные отряды, которые направлялись в деревню хоть и с одобрения центральных властей, но все же не от имени государства–монополиста, а от лица своих предприятий. В мае 1918 года началась очередная, третья по счету с начала Первой мировой войны, кампания по централизации продовольственного аппарата в стране. Причем нужно отметить, что каждая последующая кампания проходила в неизмеримо более сложных условиях, чем предыдущая. Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 года (и совместным декретом ВЦИК и СНК от 13 мая) [7] Народному комиссару продовольствия предоставлялись чрезвычайные полномочия. Эти меры – по аналогии другими инициативами Советов по централизации управления, в частности, на железнодорожном транспорте («диктаторские полномочия» народного комиссара путей сообщения), получили название «Продовольственной диктатуры». «Борьба с продовольственным кризисом требует применения быстрых и решительных мер, – говорилось в декрете, – …наиболее плодотворное осуществление этих мер требует в свою очередь централизации всех распоряжений продовольственного характера в едином учреждении и …таким учреждением является Народный комиссариат по продовольствию». Наркомпроду предоставлялись полномочия, во многом сходные с теми, что имело ранее Особое совещание. Среди них – издавать постановления по продовольственному делу, в том числе, выходящие за рамки компетенции комиссариата – т. е. задействовать в своих целях другие учреждения. Требовать от них неукоснительного соблюдения требований Наркомпрода (за исключением ВСНХ и Комиссариата путей сообщения). Отменять продовольственные постановления других учреждений и т. д. Декретом подтверждалась «незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами–мешочниками»; обязанность «каждого владельца хлеба весь избыток, сверх количества необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам» заявить к сдаче государству. Новых норм не устанавливалось, количество хлеба, необходимое для хозяйств, определялось законом о хлебной монополии от 25 марта 1917 года. Вместе с тем вводились куда более строгие, чем ранее, репрессивные меры по отношению к нарушителям закона. Сохранялась угроза реквизиций, но теперь хлеб у «отказников» предписывалось отбирать бесплатно, а причитающиеся по твердым ценам деньги распределять так: половину тому, кто укажет на сокрытие, и половину сельскому обществу. Одновременно декрет предписывал «Всех имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку» объявить «врагами народа, передавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к тюремному заключению на срок не менее 10 лет, изгонялись навсегда из общины, все их имущество подвергалось конфискации, а самогонщики, сверх того, присуждались к принудительным общественным работам». Наркомпрод также получал полномочия «Увольнять, смещать, предавать революционному суду, подвергать аресту должностных лиц и служащих всех ведомств и общественных организаций», дезорганизующих работу продовольственных органов, а также «Применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов». 27 мая был предпринят следующий шаг по централизации продовольственных органов – увидел свет декрет «О реорганизации Комиссариата продовольствия и местных продовольственных органов», в соответствии с которым, в частности, рабочие продовольственные отряды были введены в состав Наркомпрода. При комиссариате было образовано Управление по формированию и укомплектованию всех продотрядов. Впоследствии оно было переименовано в Управление Продовольственно‑ реквизиционной армии (Продармии). Декретом перед комиссариатом ставилась новая нетривиальная задача – не только обеспечить сбор хлеба в государственные закрома, но и «объединить в одном органе (Наркомпроде) снабжение населения», причем – «всеми предметами первой необходимости и продовольствия». В документе говорилось о необходимости «организовать в государственном масштабе распределение этих товаров и подготовить переход к национализации торговли предметами первой необходимости» [8]. Декретами от 9 и 27 мая вся полнота власти в этой сфере сосредотачивалась в руках Комиссариата продовольствия и его местных органов. Была создана вертикально интегрированная структура, ответственная за продовольствие и снабжение населения товарами. Для выработки планов распределения, заготовки, товарообмена и для согласования действий организаций, ведавших снабжением, при Комиссариате продовольствия был учрежден особый совещательный орган – Совет снабжения из представителей ВСНХ, других ведомств и Центрального союза потребительских обществ (Центросоюза) – наследника созданного еще в 1898 году Московского союза потребительских обществ. 1 июля Наркомпрод приказал продовольственным органам произвести учет хлеба и назначить сроки сдачи излишков урожая 1918 года. Руководствоваться в выявлении излишков вновь следовало нормами, определенными законом о хлебной монополии от 25 марта 1917 года. Но были и некоторые изменения. Так, предпринимались первые попытки нормировать количество зерна, предназначенное на корм скоту. Например, зерно в хозяйствах разрешалось оставлять только для тех лошадей, что заняты на работах, и не более, чем для двух [9]. 21 августа были введены уже советские нормы потребления для крестьянских хозяйств. Для семенного фонда без изменений оставались объемы по указу от 25 марта. Для продовольствия предписывалось оставлять в хозяйствах по 12 пудов зерна или муки и 1 пуд крупы на душу (с возможной заменой 25% картофелем из расчета 6 пудов картофеля за 1 пуд зерна). Для скота были установлены следующие нормы: для рабочей лошади – не более 18 пудов на голову; жеребятам до 1 года – 5 пудов; крупному рогатому скоту – 9 пудов, молодому скоту до 1 года – 5 пудов; свиньям – не более 5 пудов; подсвинкам и поросятам – не более 5 пудов. Сверх этих норм на каждое хозяйство с числом едоков до 5 оставлялось дополнительно 5 пудов зерна, а на каждого едока свыше 5 душ – дополнительно по пуду [10]. «Основной принцип продовольственной политики… у Советской власти остается тот же, что был и у Временного правительства, – констатирует Н. Д. Кондратьев [11]. – И Советская власть сталкивается с теми же задачами и затруднениями по учету хлебов и нормировке потребления производителя. Номинально остаются прежними и дополнительные стимулирующие меры политики: это твердые цены, угрозы реквизиции и реквизиции, запреты частных перевозок, агитация, снабжение населения предметами первой необходимости…» «Но…, – продолжает Кондратьев, – насколько при Временном правительстве был гипертрофирован момент свободы и уговоров, настолько при Советской власти получает небывало преувеличенные размеры момент принуждения… Начинается кровавая борьба за хлеб… Для успеха этой борьбы организуются… специальные уборочные и уборочно‑реквизиционные отряды, …продовольственные отряды рабочих организаций. В связи и в соответствии с поставленной им задачей «каждый отряд должен состоять не менее как из 75 человек при 2‑3 пулеметах». На вооруженное насилие деревня, наводненная вернувшимися после стихийной демобилизации армии осенью–зимой 1917/18 г. солдатами, ответила вооруженным сопротивлением» [12].
Примечания: [1] Н. Д. Кондратьев «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции», стр. 308. [2] Там же. [3] Д. Рид «10 дней, которые потрясли мир» [4] Там же. [5] Л. Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир» 4.1. «Первоначальный период организации сил» URL: http://lib.rus.ec/b/169687/read (дата обращения 15.12.11). [6] «Продотряды» // Большая советская энциклопедия (БСЭ) [электронный источник] – 1 оптический носитель (CDROM). [7] «Декрет ВЦИК и СНК о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию» // Декреты Советской власти 1917‑1918 гг. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/index.html (дата обращения 14.03.12). [8] Л. Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир» 4.1. «Первоначальный период организации сил» URL: http://lib.rus.ec/b/169687/read (дата обращения 15.12.11). [9] Н. Д. Кондратьев «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции», стр. 222. [10] Там же. [11] Там же. [12] Там же, стр. 222‑223.
Кровавая борьба за хлеб
В нормальных условиях экономика сбалансирована. В Российской империи в результате непродуманных мобилизационных мер в ходе Первой мировой войны был разрушен частноторговый аппарат, транспортное сообщение, последовал промышленный кризис. Товарообмен между городом и деревней к Февральской революции стремительно коллапсировал. Крестьянин, продавая зерно, заинтересован в покупке других продуктов и промышленных товаров. Однако введение твердых цен в условиях инфляции влекло за собой резкую диспропорцию между средствами, получаемыми с продажи сельхозпродукции, и средствами, потребными для покупки иных товаров. Происходило существенное снижение покупательной способности крестьянского населения. Уже после Февральской революции 1917 года Временное правительство, в борьбе с продовольственным кризисом, предприняло попытку сбалансировать товарный рынок. Впервые была проведена оценка покупательной способности крестьянина. За основу расчетов был взят натуральный эквивалент– пуд хлеба и его «покупательная сила». И хоть материалы для анализа были крайне скудны [1], вчерне удалось установить, что разрыв составляет 60‑70 процентов – настолько следовало либо повысить твердые цены, либо понизить цены потребляемых деревней товаров [2]. Твердые цены 25 марта 1917 года были повышены на 60 процентов. Но к осени продовольственный кризис настолько обострился, что Временное правительство было вынуждено удвоить твердые цены. Между тем, все ускоряющиеся темпы инфляции сводили эти попытки сбалансировать рынок на нет. Административное повышение твердых цен физически не могло угнаться за ростом цен «вольных», цен черного рынка. Возникла ситуация, которая с легкой руки Троцкого гораздо позже, уже во времена НЭПа, получила название «ножницы цен». Промышленные товары, если рассчитать их стоимость в пудах пшеницы, оказывались многократно дороже, чем до войны. Ножницы цен не могли заинтересовать деревню в сдаче хлеба государству. Но и альтернативы хлебной монополии и твердым ценам уже не существовало. Положиться на свободное ценообразование можно было только в том идеально чистом случае, если бы государство решило полностью уйти из экономики. Следовало остановить эмиссию и дать отношениям спроса и предложения постепенно стабилизировать ситуацию. Однако вольные цены на хлеб в этом случае просто лишили бы государство возможности вести заготовки: никуда не делась ситуация, при которой уменьшение или приостановка эмиссии неизбежно вели к невозможности оплачивать государственные расходы. Между тем страна находилась в состоянии войны, требовалось снабжать фронт и поддерживать производство. Остановка эмиссии в таких условиях была бы изощренным способом самоубийства. С другой стороны, отказ от хлебной монополии, введение рынка с продолжающим работу печатным станком привели бы к гиперинфляции и краху денежного обращения не в 1920, а к концу 1917 года. Инфляционный мультипликатор сделал бы свое дело – после полного обесценивания денег торговля вернулась бы к натуральному обмену, а теоретически выжившее в эти месяцы государство – к политике насильственных хлебозаготовок. Собственно, уже первые попытки Временного правительства весной 1917 года провести в стране учет наличного хлеба вызвали эксцессы, часто кровавые. Н. Д. Кондратьев отмечал: «произвести учет… произвести его явно в целях отчуждения избытков хлеба при крайне недоброжелательном отношении населения оказалось невозможным» [3]. «На первых же днях революционная власть в регулировании заготовок использовала реквизицию как прямой путь получения хлеба», – пишет исследователь о положении марта 1917 года. Главная проблема в сфере продовольственного обеспечения (как и в других сферах) в России заключалась в слишком медленном и непоследовательном введении мобилизационных мер и единовластного, если угодно «диктаторского», планового управления экономикой и хозяйством в условиях Первой мировой войны. Отрасли подвергались мобилизации по частям, где‑то действовали рыночные факторы, а где‑то административные, на смену выведенным из гражданского обращения или пришедшим в упадок в связи с войной структурам, не создавались новые. Так, нечем было заменить выбитый политикой «лицом к производителю» частноторговый аппарат, который постепенно деградировал до мешочничества. Введение твердых цен, а затем и монополии хлебной торговли не сопровождалось государственной программой снабжения деревни товарами первой необходимости. Когда сложилось относительно централизованное управление продовольственной сферой, «провисла» экономика страны. Выяснилось, что «ножницы цен» толкают деревню на сокрытие хлеба – хозяйства предпочитали хранить зерно, а не все более обесценивающиеся ассигнации. Попытка наладить товарообмен с деревней уперлась в проблему стагнирующей промышленности. Вопрос снабжения села товарами первой необходимости Временное правительство пыталось решить за счет импорта – в Америке, Швеции и Англии были заказаны 71 тысяча уборочных машин, другие орудия, большие объемы сноповязального шпагата [4]. Советы после Октября не имели даже такой возможности. Более того, нарастающий хаос на железных дорогах создавал проблемы с отправкой в деревню даже того немногого, чем располагала новая власть. Если в мае 1917 года погрузка и выгрузка железнодорожных вагонов составляла 76 362 вагона, то летом–осенью 1918 года, после введения военного положения на всех железных дорогах страны, этот показатель удалось увеличить с 9 223 в августе до 14 662 в ноябре [5]. В апреле–мае 1918 года планировалось отправить для снабжения деревни 182,5 млн. аршин мануфактуры, а отправлено по 17 августа было всего 11,7 млн. аршин – 6 процентов от назначенного. С марта по июль шерстяных и суконных тканей планировали отправить 18,7 млн. аршин, а реально получилось отправить 2,4 млн. – 12,9% запланированного [6]. Организация внерыночного товарообмена (снабжения) крайне запоздала и не могла быть налажена в условиях экономической, хозяйственной и государственной катастрофы. При этом правительство – любое правительство – остро нуждалось в хлебе. Абсурдны обвинения, что большевики осуществляли жесткую политику заготовок «для того, чтобы удержаться у власти». Как бы действовали на их месте любые другие силы, учитывая, что Наркомпрод был завален телеграммами о трагическом положении в городах: «Иваново‑Вознесенск. Хлеба нет. Население голодает…» «Рыбинск. Настоятельная просьба о высылке муки. Голод». «Нижний Новгород. Просьба немедленно отправить в Нижний маршрутными поездами хлеб для судовых команд, нужда крайняя, запас хлеба весь истощился…» «Клин <Московской губернии> совершенно без хлеба. Происходят частые голодные бунты и организованные восстания деревенского и фабричного населения, грозящие перейти в голодный бунт… При настоящем положении планомерная работа становится невозможной. Шлите немедленно возможное количество хлебных продуктов, спасите от голодной смерти, не дайте погибнуть завоеваниям революции» [7]. Весной 1918 года Петроград оказался на грани голодной смерти. 9 мая Ленин телеграфировал «всем–всем»: «В Петрограде небывало катастрофическое положение. Хлеба нет, выдаются населению остатки картофельной муки, сухарей. Красная столица на краю гибели от голода… Именем Советской Социалистической Республики требую немедленной помощи Петрограду…» [8] Но трагическая ситуация складывалась не только в городах. Анализ ситуации в деревне дает доктор исторических наук Т. В. Осипова на основе волостных документов того периода. С одной стороны хлеб на селе был и его действительно скрывали от учета и сдачи государству: «К весеннему севу <1918 года> государству удалось получить лишь 18% необходимых семян. Их пришлось брать с боем. Так, в Воронежской губернии, где имелось 7 млн. пудов хлебных излишков, из них 3 млн. обмолоченных, крестьяне скармливали хлеб скоту, изводили на самогон, но не давали заготовителям. В Бобровском уезде три дня шло сражение заготовителей с крестьянами, не дававшими вывозить хлеб с ссыпных пунктов на железнодорожную станцию, В результате боя было много убитых и раненых. Курская губерния из 16,7 млн. пудов излишков за четыре месяца 1918 г. поставила по нарядам центра только 116 вагонов (116 тыс. пудов), в то время как спекулянты и мешочники вывезли из губернии 14 млн. пудов хлеба» [9]. Но неверным было бы утверждать, что большевики (Временное правительство, царское правительство) своей политикой спровоцировали войну города и деревни. Такие обвинения звучали в адрес СНК и Наркомпрода со стороны «соглашателей», и сегодня повторяются рядом авторов. Война шла в самой деревне – не следует забывать, что Россия жестко делилась на потребляющие и производящие центры. Вот обратная сторона трагедии: «В г. Вельске (Смоленская губ.) голодной толпой был расстрелян уездный Совет. В Смоленской губернии толпы крестьян по 300‑400 человек производили насилия над продовольственными работниками. В голодающей Калужской губернии крестьяне получали не более 2‑3 фунтов хлеба в месяц. Во многих местах к весне были съедены семена и поля остались незасеянными. Петроградская губерния за четыре месяца получила лишь 245 вагонов хлеба. В Псковской губернии к весне 50% детей опухли от голода. В поисках хлеба одна деревня нередко обыскивала другую, что приводило к кровопролитным столкновениям» [10]. Безо всякой политики хлебозаготовок вооруженные, обезумевшие от голода крестьяне обыскивали в поисках хлеба деревни друг друга в потребляющих губерниях, в то время, как производящие регионы отказывались сдавать зерно государству для распределения. Как воспринимала деревня инициативы Советской власти, в том числе ее политику хлебозаготовок? Вот лишь несколько примеров: во Владимирской губернии 80% волостных Советов признавали хлебную монополию и продовольственную политику Советской власти, в Ярославской – 50, Нижегородской – 43, Тверской – 22,6% [11]. В губерниях, располагавших хлебными запасами, ситуация была иной. Например, в Вятской губернии наиболее активно против хлебной монополии выступали волостные Советы четырех южных, самых хлебных уездов, где излишки хлеба имелись у 50% крестьян и определялись в 5,5 млн. пудов. В Уржумском уезде твердые цены на хлеб признавали лишь 3 волостных Совета, остальные 18 категорически отвергли их. В Малмыжском уезде из девяти Советов, по которым выявлены сведения, только два провели учет и реквизицию излишков. Уездный Совет не мог наладить снабжение шести голодающих волостей, в то время, как мешочники вывезли из уезда около 300 тыс. пудов хлеба. В Яранском уезде лишь 3 из 11 волостных Советов проводили продовольственную политику центра. Уезд, традиционно и ежегодно поставлявший на рынок 1,5 млн. пудов товарного хлеба, руководство Совета потребовало перевести из производящих в потребляющие [12]. Ситуация была разной, деревня резко разделилась. Голод понуждал крестьянскую бедноту создавать свои организации. Например, волостной Совет Константиновской волости Кашинского уезда, как сообщалось, «состоит сплошь из зажиточных мужиков». Приближение голода заставило демобилизованных солдат организовать свою секцию при Совете. В губернии получили распространение «комитеты голодных» – речь идет о весне 1918 года, до официального учреждения комбедов. Комитеты проявляли инициативу в учете и реквизиции хлеба. Такие же комитеты действовали во Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Тамбовской, Тульской, Рязанской губерниях [13]. Борьба принимала крайние формы, голодный шел на сытого (а часто и голодный на голодного, принимая его за сытого), бедный на богатого (или на того, кого полагал богатым, кого подозревал в сокрытии хлеба). И это была кровавая борьба. Но не следует упрощать эти трагические события до «войны города и деревни», которую, якобы, спровоцировали большевики. Н. Д. Кондратьев утверждает, что деревня ответила вооруженным сопротивлением на вооруженное насилие. Но это насилие не пришло извне. Это насилие возникло в том числе и в самой деревне.
Примечания: [1] Н. Д. Кондратьев «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции», стр. 260. [2] Там же. [3] Там же, стр. 210. [4] Там же, стр. 216. [5] «Гражданская война и военная интервенция 1918‑20» // Большая советская энциклопедия (БСЭ) [электронный источник] – 1 оптический носитель (CDROM). [6] Н. Д. Кондратьев «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции», стр. 225. [7] А. Ильюхов «Жизнь в эпоху перемен: материальное положение городских жителей в годы революции и гражданской войны» М.: РОССПЭН, 2007. [электронный источник] – 1 файл fb2. [8] Там же. [9] Т. Осипова «Российское крестьянство в революции и гражданской войне» М.: «Стрелец», 2001. С.400 (стр. 77). [10] Там же, стр. 77. [11] Там же, стр. 77‑78. [12] Там же, стр. 80. [13] Там же, стр. 78.
От заготовки к разверстке
До августа 1918 года без изменения оставались твердые цены на хлеб, назначенные еще Временным правительством. Между тем к осени 1918 произошел очередной резкий скачек «вольных» цен – в ряде губерний рост составил 13 037% [1]. 18 августа твердые цены были повышены в три раза. Спасти ситуацию это уже не могло: разрыв твердых и «вольных» цен становился катастрофическим. Пытаясь наладить снабжение деревни и стимулировать товарообмен, большевики пошли на декретирование твердых цен на предметы первой необходимости. До осени 1918 года они мало соответствовали хлебным ценам, затем началась их корректировка с учетом твердых цен на хлеб, причем последние брались за факт, а цены на другие товары в административном порядке устанавливались таким образом, чтобы приблизительно восстановить эквивалентно–меновое соотношение мирного времени [2]. В политик<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.015 с.) |