Условия и порядок назначение почерковедческой экспертизы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и порядок назначение почерковедческой экспертизы.



 

Данный вид экспертизы целе­сообразно назначать в следующих случаях:

1. Установление конкретного исполнителя рукописного текста, отдельных фраг­ментов записей и реквизитов: подписей, дат и т.д.;

2. Установление, что рукописные тексты в нескольких документах выполнены од­ним и тем же лицом;

3. Установление отдельных личностных данных исполнителя, обстоятельств и ус­ловий письма.

Для ответа на первый вопрос на экспертизу должен быть представлен исследуемый (спорный) документ (на почерковедческую экспертизу должны направляться только оригиналы документов, а не копии), сравнительные образцы почерка предполагаемого исполнителя. Для решения второго и третьего вопросов на экспертизу направляются только исследуемые документы.

Различают свободные, экспериментальные и условно-свободные образцы. Свобод­ными называются такие тексты (подписи), которые выполнены до возбуждения уголовно­го дела и не в связи с ним. Происхождение этих текстов, т.е. подлин­ность их выполнения именно данным лицом должна быть несомненной, что следователь удостоверяет своей подписью на этом образце. Более ценны те свободные образцы, кото­рые сопоставимы по содержанию, вы­полнены во временной период, близкий к исследуемому документу, и в сходных условиях. Для экспертизы подписей необходимо найти их разные варианты.

Экспериментальные образцы отбираются следователем по специальной методике. При этом должны соблюдаться специально разработанные экспертами рекомендации получения данного вида образцов. содержания документа или другие, связанные с ним обстоятельства).

При наличии объективной невозможности предоставить свободные или экспериментальные образцы об этом сообщается в постановлении о назначении эксперти­зы.

Условно-свободные образцы - это те документы, которые собственноручно состав­лены данным лицом в период расследования преступления. Они предоставляются как дополнительные, при отсутствии или недостаточном количестве одного из первых видов.

Особую сложность представляет решение вопросов о состоянии исполнителя текста. Данный вид почерковедческих исследований получил название диагностических. Установление алко­гольного, наркотического опьянения может быть осуществлено в рамках почерковедче-ской экспертизы. Для установления психического состояния исполнителя текста необходимо назначение ком­плексной психолого-почерковедческой экспертизы.

В вопросах, сформулированных в постановлении, должны указываться точное наиме­нование исследуемого документа и его реквизиты, точное расположение тех почерковых объектов, которые необходимо исследовать в этом документе (например, наименование граф, строк, где расположены подписи, другие записи), топография документа (в какой части, углу, выше, ниже, ос­новного текста и др.). В отношении предполагаемых ис­полнителей в вопросах обязательно должны быть указаны их фамилии и инициалы (не заменять ссылками на другие части постановления, где эти фамилии уже названы).

В постановлении следует перечислить все направляемые образцы для сравнения.

В постановлении также должны быть сообщены сведения о тех лицах, образцы почерка и подписей которых представлены для сравнительного исследования: возраст, род занятий, состояние здоровья (например, пользуется ли очками), перенесенные в иден­тификационный период заболевания органов зрения, головного мозга, двигательных функций руки, нервной системы и т.д.

                 4. Научные основы судебного автороведения.

Судебное автороведение изучает закономерности формирования письменной речи и разрабатывает на их основе методы установления кон­кретного автора или конкретных его личностных данных (пол, возраст, образование, профессия и т.д.)

Письменная речь как способ выражения мыслей отражает смысловую сторону письма [5]. Ее формирование, т.е. образование устойчивого и индивидуального комплекса особенностей, подчиняется общим законам формирования любого навыка. Письменно-речевой навык складывается под воздействием внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов. Из числа внутренних факто­ров, для формирования индивидуальной письменной речи, опре­деляющее значение имеют особенности протекания нервных процессов внутри трех типов человека (художественного, мыслительного, среднего), выделяемых в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в работе головного мозга. Другими значимыми внутренними факторами являются сте­пень глубины и быстрота протекания психических процессов, уровень интеллектуального развития, культурный уровень и т.д. К внешним факторам, участвующих в формировании особенностей письменной речи, относятся языковая среда, образователь­ный и культурный уровень обучающих в школе, в семье, друзей, сослуживцев, влияние средств массовой культуры и т.д.

Постепенно под влиянием личностных данных и вешних условий складывается устойчивая, наиболее удобная, приемлемая для данного лица система условных связей - дина­мический стереотип. В процессе дальнейшей практики в письменную речь вносятся особенности, обусловленные профессией, научной или другими видами деятельности. Все это формирует индивидуальность письменной речи.

Динамичность навыка письменной речи обусловлена некоторыми изменениями внутри норм языка, изменениями в ком­плексе внутренних факторов и т д. Эти изменения вносят новые особенности в письменную речь, степень устойчивости которых определяется временем воздействия новых факторов: кратковре­менным или длительным.

       4.1. Идентификационные признаки письменной речи.

В письменной речи отображаются особенности трех групп навыков: стилистического, языкового, грамматического. Идентификацион­ные признаки письменной речи в каждом из этих навыков делятся по сложившейся в криминалистике традиции на общие ичастные. Общие характеризуют свойства, присущие в целом письменной речи, частные - отдельные стороны этих свойств.

 К общим признакам относятся:

- уровень владения письменной речью (высокий, средний, низкий), определяемый по культуре, развитости речи, уровню развития мышления, богатству средств речи, словарного запаса, отсутствию избитых фраз, сравнений и т.д.;

- степень развития грамматических навыков (высокая, средняя, низкая) - определяется по количеству и характеру орфо­графических, пунктуационных и синтаксических ошибок;

- степень развития стилистических навыков (высокая, сред­няя, низкая) определяется по умению использовать в соответст­вии с целями разные стили (деловой, бытовой, научный, публи­цистический, разговорный), наличию или отсутствию стилисти­ческих ошибок, например, разностильность, смешение прямой и косвенной речи, неправильное употребление местоимений, гла­голов и т.д.;

- особенности навыка использования языковых средств, т.е. длина, тип предложений, употребление союзов, обособлении, фразеологии;

- построение (архитектоника) изложения: разбивка рукопи­си на части, последовательность изложения тезисов и аргументов и т.д.

- лексические особенности и объем словарного запаса. Объем может быть обширным и ограниченным. Лексические особенности определяются употреблением различных выражений и слов (диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, архаизмов, неологизмов, варваризмов и неправильным употреблением слов, смешением разных языков).

Наиболее распространенными частными признаками явля­ются следующие:

- наличие орфографических ошибок (одинаковых в одних и тех же словах и аналогичных в разных);

- наличие пунктуационных ошибок;

- наличие стилистических ошибок и своеобразное построе­ние предложений;

- навыки использования определенных слов и выражений (профессионализмов, диалектных, жаргонных сленгов, различных субкультур и т.д.);

- навыки употребления определенных слов в несвойствен­ном их значении.

     



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.006 с.)