Тема 6. Криминалистические методы работы с документами – вещественными доказательствами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Криминалистические методы работы с документами – вещественными доказательствами



1. Понятие, содержание и задачи криминалистического документоведения.

2. Понятие, задачи и значение технико-криминалистического исследования документов.

3.   Судебное почерковедение.

   

Литература:

1. Криминалистика: Учебник / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. Спб., 2001. Гл. 13, 14.

2. Курс криминалистики: В 3.т. Т. 1. Общетеоретические вопросы. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика/ Под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. - Спб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004 г. - Гл. 18.

3. Современные возможности судебных экспертиз: Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. М., 2000. Гл. 1-3.

 

 

1. Понятие, содержание и задачи криминалистического документоведения

Криминалистическое документоведение – это одна из отраслей криминалистической техники, изучающая понятие, содержание, способы изготовления, практику использования документов в преступных целях, а также судебно-следственную, оперативно-розыскную и экспертную деятельность по их собиранию, исследованию и оценке для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Объектом документоведения является следующий комплекс взаимосвязанных элементов:

1. документы;

2. практика их использования в преступных целях;

3. судебно-следственная, оперативно-розыскная и экспертная деятельность по собиранию, исследованию и оценке документов для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений;

4. информация, порождаемая предыдущими документами.

Предметом документоведения являются:

5. Закономерности подделки и использования в преступных целях документов;

6. Закономерности собирания, исследования и оценки документов для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Общая задача криминалистического документоведения состоит в создании и развитии теоретических основ этой отрасли криминалистической техники и разработке практических средств, приёмов и методов исследования документов для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

 

Документ – это материальный объект, содержащий зафиксированную в соответствующем виде информацию об определённых сведениях, юридических фактах или обстоятельствах и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве. Термин «документ» происходит от латинского «documentum», означавший в Древнем Риме все то, что может служить свидетельством чего-либо, уроком, примером.

Носителем информации может быть бумага, перфокарта, фотоплёнка, магнитофонная лента и т.п. Документы могут содержать информацию на естественном или формализованном языке, могут представлять собой изображение, звуковую информацию и др.

 

Документы попадают в сферу криминалистического исследования прежде всего в том случае, когда они являются средством подготовки, совершения или сокрытия преступления.

Противоправное использование документов образует в ряде случаев самостоятельные составы преступлений. К их числу, в частности, относятся изготовление или сбыт поддельных банковских билетов центрального банка Российской Федерации (ст. 186 УК РФ), изготовления или сбыт поддельных кредитных либо расчётных карт и иных платёжных документов (ст. 187 УК РФ), незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), внесение должностным лицом, государственным служащим органа местного самоуправления в официальные документы заведомо ложных сведений – служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и др.

Документы как объекты криминалистического исследования классифицируются по разным основаниям:

1.По способу фиксации информации:

7. письменные акты (тексты, цифровые записи).

8. графические изображения (чертежи, рисунки, схемы).

9. фото-кино-видеоматериалы (негативы, позитивы, киноленты, видеокассеты).

10. объекты-носители закодированной информации (магнитные ленты ЭВМ и магнитофонов, магнитные диски компьютеров, перфоленты, перфокарты и т.п.).

2.По значению в уголовном деле:

11. документы – письменные доказательства.

12. документы – вещественные доказательства.

13. образцы для сравнительного исследования.

 

При обнаружении, изъятии и исследовании документов –вещественных доказательств их необходимо:

-хранить в конвертах большого размера;

-сгибать только по имеющимся сгибам, складкам;

-сохранять в неприкосновенности и не делать посторонних надписей;

-если они являются повреждёнными, хранить между стеклянными пластинами или из другого прочного прозрачного материала, края которых окантовывать липкой лентой;

-брать и рассматривать с использованием специального освещения, увеличительных линз, свето-фильтров, пинцетов и других средств.

Если для уголовного дела существенное значение имеют не только обстоятельства его выполнения (кем выполнен, нет ли в нём изменений), но и его содержание, такой документ является одновременно письменным и вещественным доказательством.

3.По правовой природе содержащихся:

-подлинные документы;

-поддельные документы.

Подлинными являются такие документы, в которых реквизиты и содержание соответствуют действительности. Они должны быть выданы уполномоченным на то лицом с соблюдением установленных правил оформления и с соблюдением формальных требований.

Подлинные документы могут быть действительными (действующими), имеющими юридическую силу и недействительными, не получившими юридической силы или утратившими её (просроченное удостоверение, доверенность и т.д.).

Документ называется подложным (поддельным), если он неправильно отражает фактическую или формальную стороны (или обе одновременно), т.е. содержание и (или) реквизиты которых не соответствуют требуемым.

Различают интеллектуальный и материальный подлоги.

При интеллектуальном подлоге документ содержит все необходимые реквизиты (формальная сторона), но его содержание искажено. Например, изготовление документа от имени не существующей организации и т.д.

Материальный подлог выражается в изменении содержания подлинного документа путём внесения в него ложных сведений.

Криминалистическое документоведение как развитая система научных знаний состоит из следующих разделов:

1. Технико-криминалистическое исследование документов;

2. Судебное (криминалистическое почерковедение;

3. Криминалистическое автороведение.

 

 

 2. Понятие, задачи и значение технико-криминалистического исследования документов.

 

В процессе расследования и раскрытия преступлений иногда возникает необходимость решения вопросов, связанных с установлением способа изготовления документов, прочтением залитых или замазанных текстов, обнаружения признаков изменения содержания документов и ряда других вопросов. Такие задачи решаются с помощью технико-криминалистического исследования документов.

Сведения о подлогах документов (к их числу относятся и подделка документов, печатей, штампов) были известны со времен Древнего Рима, а в России уже в Псковской судной грамоте (ХIV- XV) имелась специальная статья о подлогах. Исследования таких документов проводилось сначала дьяками и подъячими, затем секретарями, письмоводителями и другими канцелярскими чиновниками, а позже аптекарями, граверами и каллиграфами.

В середине Х1Х века ряд исследований проводили даже такие видные ученые как Д.И.Менделеев, А.А.Захарьин и другие.

Только в конце Х1Х века экспертиза документов производится в научно-экспертных учреждениях России, и, в частности, в судебно-фотографической лаборатории Санкт-Петербурга, созданной Е.Ф.Буринским.

Технико-криминалистическое исследование документов – раздел криминалистического документоведения, изучающий способы изготовления документов, их бланков, реквизитов; изменения содержания документов и разрабатывающий средства, приемы, методы обнаружения изменения первоначального содержания документов, выявления невидимых и слабо видимых записей, а также отождествления конкретных предметов по их отображению на документах, лиц, изготовивших документ, целого документа по его части.

Задачи, решаемые с помощью технико-криминалистической экспертизы документов, подразделяются по своему характеру на идентификационные и диагностические (неидентификационные).

I. К идентификационным задачам относятся:

1. идентификация по материально-фиксированным отображениям конкретных объектов (штампов,печатей,пишущих машин, кассовых аппаратов, принтеров, пишущих приборов и т.д.);

2.   установление целого документа по его части;

3. лиц, выполнивших документ (по особенностям навыка).

II. К диагностическим задачам относятся:

1) установления способа изготовления документа или его части (бланки документа, способы изготовления и подделки);

2) установление сведений о пишущих машинках (неидентификационного характера), и других печатающих устройствах;

3) установление выполнения и подделки оттисков печатей и штампов;

4) установление способов технической подделки подписей;

5) установление факта изменения первоначального содержания (травление, подчистка, дописка и допечатка, переклейка фотографии, замена листов);

6) установление содержания документа (выявление залитых, зачеркнутых, слабо видимых записей, по вдавленным штрихам, на копировальной бумаге, сожженных и других поврежденных документов);

7) установление иных обстоятельств (времени изготовления документа, природы красящих, клеящих и других веществ, родовой принадлежности материалов документов – чернил, бумаги и др.).

Решая данные задачи, эксперт не устанавливает подлинность или подложность документа, о чем часто спрашивает следователь. На данный вопрос может ответить только следователь, а специалист вправе решить вопросы, связанные с изготовлением, изменением документов и др.

 

                                3. Судебное почерковедение.

                

                3.1. Научные основы судебного почерковедения

Судебное (криминалистическое) почерковедение изучает закономерности формирования почерка и разрабатывает на их основе методы его исследования в целях идентификации исполнителя рукописи.

Объектом его изучения является почерк, определяемый как фиксируемая в рукописи индивидуальная и устойчивая система движений пишу­щего, основанная на зрительно-двигательном навыке.

Главной задачей исследования почерка в практической деятельности является идентификация конкретного исполнителя рукописи. Возможность реализации этой задачи обусловлена такими свойствами почерка как индивидуальность и устойчивость. Эти свой­ства закладываются в почерк самим механизмом его формирования уже в период обуче­ния письму и выработки навыка.

Индивидуальность почерка определяют как его своеобразие, обусловленное сово­купностью особенностей, присущих только почерку одного лица и неповторимой у друго­го. В процессе обучения и последующей практики формируется привычная, удобная для каждого пишущего система движений, что обусловлено воздействием на процесс формирования навыка большого комплекса внутренних (субъективных) и внеш­них (объективных) факторов.

К первым относятся анатомические, биомеханические, фи­зиологические, психические особенности личности. Например, типологические особенно­сти нервной системы (прежде всего подвижность, уравновешенность), ее состояние; со­стояние органов зрения, особенности зрительного восприятия и памяти; волевые качества; целевая установка на обучение и т.д.

Ко второй группе, т.е. внешним факторам относятся методика обучения письму, обстановка, в которой проходит обучение, дальнейшая практика и др. Набор внутренних и внешних факторов (т.е. конкретных особенностей) строго индиви­дуален для каждого человека и не повторим у другого (даже у близнецов).

Иден­тификация конкретного исполнения по почерку возможна только в том случае, если сло­жившаяся индивидуальная система движений устойчива. Под устойчивостью почерка по­нимается повторение, воспроизведение его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выпол­нении рукописей в разных условиях. Свойство устойчивости почерка обусловлено осо­бенностями формирования письменно-двигательного навыка, который как и любой зрительно-двигательный навык, формируется по общим психофизиологическим законам. Слаженная система движений является отражением слаженности системы внутренних процессов, называемой динамически стереотипом.[4]

Однако, с изменением условий, целевой установки письма, состояния нервной системы и т.д. возникают изменения и в почерке. Такие изменения могут быть значительными при глубоких изменениях в состоянии нерв­ной системы, психики, например, в преклонном возрасте, при перенесенных серьезных заболеваниях головного мозга, органов зрения, двигательных функций руки и др. Но для идентификации важно то положение, что уже сформировавшийся динамический стерео­тип не разрушается под действием новых факторов, таким образом сохраняется возможность идентификации лица по рукописям, выполненным с большим разрывом во времени, в разных условиях.

Постоянное действие разных условий письма (или других отдельных факторов) формирует вариационность почерка, под которой пони­мают наличие в почерке одного и того же лица несколько устойчивых способов написания одноименных букв, буквосочетаний или общей картины письма. Возможность существо­вания нескольких вариантов почерка у одного и того же лица должно обязательно анализироваться и учитываться при проведении идентификационного исследования.

 

                    3.2. Идентификационные признаки почерка.

 Идентификационные признаки почерка получили детальную раз­работку в судебном почерковедении. Каждый, взятый в отдельности идентификационный признак, может встретиться и у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.

Признаки, характеризующие почерк в целом, называются общими, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными. К общим относятся следующие признаки:

- выработанность - это приспособленность навыка к современной технике письма – скорописи. Различают несколько степеней выработанности: низкую, среднюю, высокую.

Высокая степень выработанности почерка обусловлена, как правило, длительным процессом тренировки, необходимостью выполнения большого количества рукописных документов в процессе практической деятельности и т.д. но известны случаи, когда лица и при небольшой письменной практике имеют высокую выработанность почерка. При предварительном исследо­вании почерка необходимо учитывать, что из всех общих признаков почерка выработан­ность является наиболее устойчивым признаком неподдающимся развитию в течение очень короткого времени.

- темп письма, т.е. скорость выполнения письменных знаков. Разли­чают три степени темпа: быстрый, средний, медленный.

- общий тип (строение) почерка. Этим признаком выражается степень сложности почерка. Различают простой (близкий к прописям), упрощенный и усложненный почерки.

- преобладающая форма движения может быть прямолинейно-угловатой, петлевой, округлённой и т.д. Это определяется по способу соединения элементов букв;

- преобладающее направление движения. Различают левоокружное и правоокружное движения (против часовой и по часовой стрелке). Эти два направления присущи дуго­образным, округленным почеркам, при этом для русских почерков более характерно лево­окружное направление.

1. наклон почерка: различают правый, левый наклоны, вертикальную постановку букв.

2. связанность: по количеству непрерывно выполненных букв (без отрыва от бумаги пишущего прибора) различают три степени связности - малую (связано не более 2-3 букв), среднюю (не менее 4-5 букв), большую (6 и более букв).

- размер почерка: в зависимости от высоты букв различают крупные почерки (4 мм и больше), средние (2-4 мм), мелкие (до 2 мм);

- разгон почерка: соотношение высоты букв и их ширины и интервалов между ними. Различают размашистый (превышение ширины над высотой), средний (примерно равно), сжатый (превышение высоты над шириной);

- нажим: по степени общей выраженности выделяют сильный, средний, слабый. Он определяется по силе надавливания пишущим прибором на бумагу.

Топографические признаки - это привычное размещение текста рукописи, отдельных ее частей и реквизитов (заголовка, даты, подписи) на листе бумаги (бланка) и относительно друг друга. К таким признакам относят выделение полей и их расположение (слева, справа), наличие и вели­чина красной строки или других способов выделения абзацев (например, интервалами), расположение строк по отношению к типографическим линиям или краям листа (поднимающееся, опускающееся, параллельное); способы переноса слов; расположение заголовков подписей, дат относительно текста, друг друга и листа (при использовании не бланка, а чистого листа) и т.д.

При идентификации исполнителя общие признаки используются в сочетании с частными, т.е. особенностями выполнения отдельных элементов букв.. Наиболее распространенными группами частных при­знаков являются:

1. особенности форм движения при выполнении письменных знаков и их элемен­тов. Наиболее распространенными формами движения являются следующие: овальные, дуговые, петлевые, усложненные, упрощенные и т.д. В одном и том же знаке нередко сочетается несколько форм движения.

2. особенности направления движений при выполнении письменных знаков и их элементов: левоокружные, правоокружные, вертикальные, горизонтальные.

- наличие и степень связности элементов в письменных знаках. Может быть непре­рывное (слитное) выполнение, присоединение и интервальное расположение элементов письменных знаков;

- особенности расположения точек начала и окончания.движения при выполнении элементов письменных знаков относительно линии строки и других частей букв;

3. последовательность движения при выполнении письменных знаков и их элемен­тов. Наиболее частая последовательность - сверху вниз, слева направо, но может быть об­ратная. Особенно значимо, когда элементы одного и того же знака устойчиво выполняют­ся с разной последовательностью;

4. особенности соотношения элементов письменных знаков по размеру между ними (нисходящее, восходящее, ломанное строение линии вершин и оснований) и др.

До назначения экспертизы следователь (дознаватель) должен сам изучить рукописный текст или отдельные его рукописные реквизиты. Такое предвари­тельное исследование позволит правильно определить, какую экспертизу назначить, а также правильно подготовить мате­риалы, если будет принято решение о необходимости её проведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.029 с.)