Социальная система и структура общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная система и структура общества



План лекции:

1. Сущность общества и типология

2. Системные характеристики общества

3. Характеристика социальной структуры общества

1. Сущность общества и типология

Понятие «общество» в широком смысле означает совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. В узком понимании это относительно самостоятельный элемент исторически определенной целостности. В обыденном сознании общества нередко отождествляются с государствами. Так, в эпоху Античности общество отождествлялось с жителями города-государства (в трудах Платона и Аристотеля). В эпоху Средневековья обществом считался христианский мир (в трудах Аврелия Августина и Фомы Аквинского), в Новое время философы понимали общество как совокупность жителей Европы (европейцев), у О. Конта – все люди с самого зарождения человечества. Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Каждое из приведенных определений отражает отдельные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества.

Общество – это самая крупная совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой.

Условия, при которых социальное объединение следует считать обществом: (1) постоянная территория – например, Россия в своих государственных границах; (2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению; (3) высокоразвитая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни; (4) политическая независимость – общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы.

Общество многообразно в своих конкретных проявлениях. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные. Сначала (первые 30-40 тысячелетий) это были простые общества первобытных людей, основанные на их кровно-родственных связях и родоплеменной организации общества, без имущественного расслоения, без классов и государства. Позднее (6-10 тыс. лет назад), с расслоением общества, появлением противоположных классов и государства образуются сложные общества.

По наличию письменности различают дописьменные и письменные общества.

По виду господствующей религии: общества исламские, православные, католические и т.п.

Одним из основных направлений в типологии общества является выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных, демократических и авторитарных обществ.

К. Поппер предложил свою типологию – закрытое общество (характерен коллективистский, уравнительный стиль жизни) и открытое общество (индивиды обладают высокой степенью социальной свободы и ответственности).

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ: (1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо; (2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности; (3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.

К. Маркс предложил типологию обществ, основанную на смене общественно-экономических формаций. Ключевые критерии формационной системы марксистов – форма собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяются пять типов обществ: (1) первобытное; (2) рабовладельческое; (3) феодальное; (4) капиталистическое; (5) коммунистическое.

Цивилизационный подход (А. Тойнби) основан на представлении об эволюции общества как смене и сосуществовании цивилизаций – своеобразных укладов жизни. Выделялись цивилизации: древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская, древнекитайская, варварская, византийская, германская и др.

Обобщающая модель всех типологий, которые используются в современной социологии, разработана Д. Беллом. Эта концепция отражает смену трех технологических стадий во всемирной истории и отталкивается от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника, технологии и организация производства, роль науки и знаний в обществе). Согласно теории трех стадий, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества: (1) доиндустриальное (определяющим фактором развития является сельское хозяйство); (2) индустриальное (главным фактором развития является производство); (3) постиндустриальное/информационное (определяющим фактором развития являются знания и информация). Для постиндустриального общества характерен процесс глобализации. Глобализация – это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации: (1) электронные средства коммуникации, способные «сжимать» до минимума разделяющее людей пространство; (2) технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию; (3) глобальные идеологии, например, экологические или правозащитное движение.

При смене одной стадии другой изменяются: способ производства, формы собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, социальная структура общества.

2. Системные характеристики общества

В современной социологии для определения общества часто используют системный подход. Использование этого метода обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих как одно целое. Общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов. Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе. Признаки общества как социальной системы: автономность, универсальность, управляемость, интегративность.

Американский социолог Э. Шилз предложил макросоциологический подход к социологическому анализу общества как социальной системы. При его использовании можно рассматривать общество в трех аспектах: (1) взаимосвязь множества индивидов; (2) совокупность социальных статусов и социальных ролей индивидов в рамках данной системы; (3) совокупность ценностей и социальных норм, определяющих поведение индивидов и их деятельность.

Большой вклад в разработку системной методологии в изучении общества внес А. А. Богданов, который в фундаментальной работе «Тектология. Всеобщая организационная наука» доказывал, что все проявления человеческой жизни (социальное общение, все формы поведения и образа жизни людей, социальная структура и трудовая деятельность, мышление) пронизаны организационными принципами. А. А. Богданов обосновал основные теоретические положения и принципы системного подхода: обратной связи, открытости (т. е. система взаимодействует с окружающей средой посредством обмена энергией и веществом).

Анализ подходов в рамках общесистемной методологии позволяет выделить следующие признаки общества:

1) целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого);

2) иерархичность (каждый элемент рассматривается как система по отношению к его составляющим и как подсистема по отношению к более широкой системе);

3) функциональность (система в целом и каждый ее элемент выполняют строго определенные функции, несводимые друг к другу);

4) устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

5) динамизм (смена поколений, преемственность, замедление или ускорение развития);

6) открытость (социальная система сохраняет себя, в то же время взаимодействуя с природой);

7) саморазвитие (такие функции, как производство, распределение, потребление, базируются на потребностях, интересах социальных общностей);

8) структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений между элементами внутри системы).

Как живая система общество организовано в двух измерениях: (1) в пространстве (большие массы людей работают вместе, сплочены общими задачами, нормами социальной жизни); (2) во времени (происходит смена поколений, и каждое новое поколение застает уже сложившиеся формы жизни, установленные отношения и продолжает их развивать).

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер. Понятия «область» и «сфера» позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда. Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.

Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.

Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:

1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, всех слоев населения;

2) совокупность организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.

Духовно-культурная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.

Все четыре сферы взаимосвязаны друг с другом и оказывают взаимное влияние. Экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества. Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества. Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.

Таким образом, общество – это сложная высокоорганизованная динамичная система, способная к саморазвитию, объединяющая в единое интегральное целое материальные и духовные подсистемы. Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Социальные связи и отношения, а также социальные институты и общности представляют основные виды организации социальной жизни, базовые элементы общества.

3. Характеристика социальной структуры общества

Общество – совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостный и социальный объект – социальную систему. Отдельные явления и процессы – элементы системы. Социальные связи и социальный состав системы представляют ее структуру.

Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов, социальных общностей людей, а также оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей.

Понятие «социальная структура общества» охватывает различные виды его деления на группы и направлено на раскрытие взаимосвязей между ними.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными ее элементами являются:

- индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли);

- объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в социальные группы, социально-территориальные, этнические и другие общности.

Элементы социальной структуры неравны, т.е. различаются по экономическим, культурным, политическим и др. параметрам. Все они находятся в разных отношениях друг с другом. Это позволяет определять социальную структуру как форму организации социальных отношений.

Понятие социальной структуры общества обычно употребляют в двух смыслах. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. Именно этот подход и позволяет определить социальную структуру как форму организации социальных отношений. В узком смысле социальная структура – это классовые и социально-групповые общности и отношения между ними.

Первый подход дает горизонтальную плоскость социальной системы, характеризуя состав общества.

Во втором – акцент делается на знание для общества функционального вклада каждого элемента системы, т.е. анализируется вертикальный порядок расположения элементов.

Итак, под социальной структурой, в основном, понимается система социальных групп населения, слоев и классов, и их отношения по поводу положения в обществе.

 

Лекция 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.027 с.)