Социальная стратификация и мобильность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная стратификация и мобильность



План лекции:

1. Социальная стратификация

2. Социальная мобильность и миграция

3. Социальный конфликт

1. Социальная стратификация

Необходимо подходить к идее понимания структуры не как статического образования, а как динамического целого. Такой подход способствует созданию теорий структурной организации общества по самым разным критериям. Описание населения как субъекта социологического анализа предполагает его группировку по каким-либо признакам. Проблема выбора этих признаков является очень важной в социальной теории. В социологии существуют различные школы со своими подходами к решению этой проблемы. Для структурирования населения используется метод социальной стратификации.

Социальная стратификация – распределение членов общества по различным иерархическим уровням в зависимости от социального происхождения, профессии, доходов, круга общения, прав и обязанностей, возможностей.

Социальная страта – совокупность семей и индивидов, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти, образованию и престижу.

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии (расположение однородных пластов различных пород по вертикали) и предложил учитывать в стратификации четыре критерия:

- профессию, отраслевая принадлежность труда, уровень требуемой квалификации, физической напряженности и вредности труда для здоровья, его наукоемкости и креативности. Профессия прямо связана с культурно-образовательным уровнем, опытом и профессиональной квалификацией человека или социальной группы;

- доход, понимаемый как распределение денежной массы и прочих материальных ценностей во времени, т.е. регулярное пополнение бюджета;

- власть показывает положение человека в системе управления; определяется количеством и статусом людей, на которых распространяются властные полномочия человека или социальной группы, к которой он относится;

- престиж, понимаемый как общественное признание значимости рода занятий, и имеющий существенные различия в разных социокультурных системах.

Первые три шкалы стратификации имеют объективные единицы измерения, а престиж – этот субъективный, исторически постоянно изменяющийся показатель. В соответствии с этими шкалами в социологии выделяют три базисных вида стратификации: экономическую, политическую и профессиональную.

Социальная стратификация ранжируется: верхние слои всегда находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои.

Стратификация – общая черта всех обществ. Это система разного уровня благ, власти и престижа. Общество мотивирует людей выполнять определенную роль и занимать определенные позиции посредством санкционируемой системы неравномерного распределения благ и поощрений в зависимости от разделения труда. Т.е. социальное неравенство является функциональным источником стратификации общества.

Социальное неравенство исторически рассматривалось с двух точек зрения:

- как несправедливость, ущемление естественных прав человека, неравноценность условий развития, создание искусственных социальных барьеров;

- как условия естественной конкуренции, механизм закрепления завоеванного социального положения и сопровождающих его привилегий, система стимулирования (вознаграждения и наказания) социальной активности, творчества, инновации.

При анализе исследований социального неравенства в социологии рассматриваются четыре типа стратификации: (1) рабство, (2) касты, (3) сословия, (4) классы.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма, закрепляющая людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две формы рабства: патриархальную, когда рабы обладали правами младшего члена семьи, жили в одном доме с хозяином, могли вступать в брак со свободными, наследовали имущество хозяина, их было запрещено убивать; и классическую – рабы жили в отдельном помещении, не имели никаких прав, в т.ч. не могли иметь семью, их разрешалось убивать, они считались собственностью хозяина.

Каста – социальная группа, членство в которой определяется рождением. Кастовое положение закреплено в индусской религии.

Сословия – это социальные группы, обладающие закрепленными обычаями и законами, передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы характерна жесткая иерархия как между, так и внутри сословий. Права и обязанности сословий помимо юридического закрепления еще освещались церковью.

Классы – в широком смысле – это большие социальные группы, занимающие определенное место в системе общественного разделения труда; в узком – любой социальный слой современного общества. Принадлежность к классу никак не оформляется.

Характерной чертой XX – XXI вв. является наличие в стратификации среднего класса. Этот класс выполняет в обществе стабилизирующую функцию. Он состоит из индивидов, которые создали свое положение собственными усилиями, поэтому заинтересованы в сохранении того порядка, при котором достигли успеха, который предоставил им такие возможности. В средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, достаточным профессионализмом.

Средний класс в социальной структуре современного общества является самым многочисленным и очень неоднородным и по профессиональным, и по идеологическим, и по политическим показателям.

Таким образом, в современном обществе сохраняется социальное неравенство, поэтому социальная дифференциация происходит постоянно и требует глубокого анализа. Существует два принципиальных подхода к нему:

- классовый, где при анализе социального ранжирования вскрываются его причины и истоки, но не поддается анализу многообразие;

- стратификационный, где анализируется многообразие социальной дифференциации, но не исследуются ее истоки.

В совокупности они компенсируют слабости друг друга и дают добротный анализ социальной структуры общества.

2. Социальная мобильность и миграция

В динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества.

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 г. П. Сорокиным, понимавшим под социальной мобильностью любое перемещение индивида, семьи от одной социальной позиции к другой.

Общество находится в постоянном развитии. Оно сопровождается постоянным перемещением людей в социальном пространстве – социальной мобильностью.

Понятие «социальная мобильность» является родовым и по отношению к таким понятиям, как социальное перемещение, социальный рост, миграция, профессиональная мобильность и т.д. Все они отражают близкие, но не тождественные социальные процессы, каждое из них – ту или иную сторону, форму, вид общего процесса социальной мобильности.

Различают: (1) вертикальную, (2) горизонтальную, (3) индивидуальную, (4) групповую и (5) межпоколенную мобильность.

Вертикальная мобильность: (1) возвышающаяся – социальный подъем, повышение в знании, в должности и (2) падающая – социальный спуск движение вниз (лишение статусов, деградация, банкротство) мобильность связанна с переходом из одного слоя в другой.

Горизонтальная мобильность, мобильность при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, т.е. перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (международный и межрегиональный туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жительства).

Различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции войны.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества.

Особую разновидность представляет межпоколенная или межгенерационная мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей (дети либо достигают более высокой социальной позиции, чем родители, либо опускаются на более низкую ступень). Масштаб межпоколенной мобильности свидетельствует о том, до какой степени в том или ином обществе неравенство переходит от одного поколения к другому.

Социальный конфликт

Конфликт, с точки зрения социологии – это, прежде всего, модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов, целей. Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.

Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.

Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержена конфликтам.

Существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям.

С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:

1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);

2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);

3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);

4) межгрупповой.

Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на:

1) Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти.

2) Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

3) Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными. В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:

1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;

2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Социальный конфликт проходит через определенные стадии:

1) скрытая стадия, на которые противоречия между участниками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией;

2) формирование конфликта – четкое осознание претензий, которые, как правило, высказываются противоположной стороне в виде требований;

3) инцидент – событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий;

4) активные действия сторон, которые способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль;

5) завершение конфликта (не всегда осуществляется путем удовлетворения притязаний сторон).

На любой из указанных стадий конфликт может прекратиться либо самостоятельно, либо по соглашению сторон, либо с участием третьей стороны.

Можно выделить два типа успешного завершения конфликта: (1) компромисс и (2) консенсус.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства:

1) естественную готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам;

2) позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления;

3) ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.

 

Лекция 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.223 (0.022 с.)