Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная стратификация и мобильностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План лекции: 1. Социальная стратификация 2. Социальная мобильность и миграция 3. Социальный конфликт 1. Социальная стратификация Необходимо подходить к идее понимания структуры не как статического образования, а как динамического целого. Такой подход способствует созданию теорий структурной организации общества по самым разным критериям. Описание населения как субъекта социологического анализа предполагает его группировку по каким-либо признакам. Проблема выбора этих признаков является очень важной в социальной теории. В социологии существуют различные школы со своими подходами к решению этой проблемы. Для структурирования населения используется метод социальной стратификации. Социальная стратификация – распределение членов общества по различным иерархическим уровням в зависимости от социального происхождения, профессии, доходов, круга общения, прав и обязанностей, возможностей. Социальная страта – совокупность семей и индивидов, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти, образованию и престижу. Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии (расположение однородных пластов различных пород по вертикали) и предложил учитывать в стратификации четыре критерия: - профессию, отраслевая принадлежность труда, уровень требуемой квалификации, физической напряженности и вредности труда для здоровья, его наукоемкости и креативности. Профессия прямо связана с культурно-образовательным уровнем, опытом и профессиональной квалификацией человека или социальной группы; - доход, понимаемый как распределение денежной массы и прочих материальных ценностей во времени, т.е. регулярное пополнение бюджета; - власть показывает положение человека в системе управления; определяется количеством и статусом людей, на которых распространяются властные полномочия человека или социальной группы, к которой он относится; - престиж, понимаемый как общественное признание значимости рода занятий, и имеющий существенные различия в разных социокультурных системах. Первые три шкалы стратификации имеют объективные единицы измерения, а престиж – этот субъективный, исторически постоянно изменяющийся показатель. В соответствии с этими шкалами в социологии выделяют три базисных вида стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация ранжируется: верхние слои всегда находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Стратификация – общая черта всех обществ. Это система разного уровня благ, власти и престижа. Общество мотивирует людей выполнять определенную роль и занимать определенные позиции посредством санкционируемой системы неравномерного распределения благ и поощрений в зависимости от разделения труда. Т.е. социальное неравенство является функциональным источником стратификации общества. Социальное неравенство исторически рассматривалось с двух точек зрения: - как несправедливость, ущемление естественных прав человека, неравноценность условий развития, создание искусственных социальных барьеров; - как условия естественной конкуренции, механизм закрепления завоеванного социального положения и сопровождающих его привилегий, система стимулирования (вознаграждения и наказания) социальной активности, творчества, инновации. При анализе исследований социального неравенства в социологии рассматриваются четыре типа стратификации: (1) рабство, (2) касты, (3) сословия, (4) классы. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма, закрепляющая людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две формы рабства: патриархальную, когда рабы обладали правами младшего члена семьи, жили в одном доме с хозяином, могли вступать в брак со свободными, наследовали имущество хозяина, их было запрещено убивать; и классическую – рабы жили в отдельном помещении, не имели никаких прав, в т.ч. не могли иметь семью, их разрешалось убивать, они считались собственностью хозяина. Каста – социальная группа, членство в которой определяется рождением. Кастовое положение закреплено в индусской религии. Сословия – это социальные группы, обладающие закрепленными обычаями и законами, передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы характерна жесткая иерархия как между, так и внутри сословий. Права и обязанности сословий помимо юридического закрепления еще освещались церковью. Классы – в широком смысле – это большие социальные группы, занимающие определенное место в системе общественного разделения труда; в узком – любой социальный слой современного общества. Принадлежность к классу никак не оформляется. Характерной чертой XX – XXI вв. является наличие в стратификации среднего класса. Этот класс выполняет в обществе стабилизирующую функцию. Он состоит из индивидов, которые создали свое положение собственными усилиями, поэтому заинтересованы в сохранении того порядка, при котором достигли успеха, который предоставил им такие возможности. В средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, достаточным профессионализмом. Средний класс в социальной структуре современного общества является самым многочисленным и очень неоднородным и по профессиональным, и по идеологическим, и по политическим показателям. Таким образом, в современном обществе сохраняется социальное неравенство, поэтому социальная дифференциация происходит постоянно и требует глубокого анализа. Существует два принципиальных подхода к нему: - классовый, где при анализе социального ранжирования вскрываются его причины и истоки, но не поддается анализу многообразие; - стратификационный, где анализируется многообразие социальной дифференциации, но не исследуются ее истоки. В совокупности они компенсируют слабости друг друга и дают добротный анализ социальной структуры общества. 2. Социальная мобильность и миграция В динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 г. П. Сорокиным, понимавшим под социальной мобильностью любое перемещение индивида, семьи от одной социальной позиции к другой. Общество находится в постоянном развитии. Оно сопровождается постоянным перемещением людей в социальном пространстве – социальной мобильностью. Понятие «социальная мобильность» является родовым и по отношению к таким понятиям, как социальное перемещение, социальный рост, миграция, профессиональная мобильность и т.д. Все они отражают близкие, но не тождественные социальные процессы, каждое из них – ту или иную сторону, форму, вид общего процесса социальной мобильности. Различают: (1) вертикальную, (2) горизонтальную, (3) индивидуальную, (4) групповую и (5) межпоколенную мобильность. Вертикальная мобильность: (1) возвышающаяся – социальный подъем, повышение в знании, в должности и (2) падающая – социальный спуск движение вниз (лишение статусов, деградация, банкротство) мобильность связанна с переходом из одного слоя в другой. Горизонтальная мобильность, мобильность при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, т.е. перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (международный и межрегиональный туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жительства). Различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции войны. Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества. Особую разновидность представляет межпоколенная или межгенерационная мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей (дети либо достигают более высокой социальной позиции, чем родители, либо опускаются на более низкую ступень). Масштаб межпоколенной мобильности свидетельствует о том, до какой степени в том или ином обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Социальный конфликт Конфликт, с точки зрения социологии – это, прежде всего, модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов, целей. Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия. Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержена конфликтам. Существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям. С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов: 1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями); 2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным); 3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы); 4) межгрупповой. Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на: 1) Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти. 2) Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ. 3) Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными. В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов: 1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации; 2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Социальный конфликт проходит через определенные стадии: 1) скрытая стадия, на которые противоречия между участниками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией; 2) формирование конфликта – четкое осознание претензий, которые, как правило, высказываются противоположной стороне в виде требований; 3) инцидент – событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий; 4) активные действия сторон, которые способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль; 5) завершение конфликта (не всегда осуществляется путем удовлетворения притязаний сторон). На любой из указанных стадий конфликт может прекратиться либо самостоятельно, либо по соглашению сторон, либо с участием третьей стороны. Можно выделить два типа успешного завершения конфликта: (1) компромисс и (2) консенсус. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства: 1) естественную готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам; 2) позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления; 3) ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.
Лекция 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.01 с.) |