Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 Способы графической обработки информации: таблицы, кластер, интеллект - карты, денотатный граф

Поиск

Существует множество способов графической организации материала: графики, схемы, таблицы, карты. Среди них самыми распространенными являются таблицы. С одним видом таблицы «Толстые и тонкие вопросы» мы уже знакомы. Рассмотрим еще несколько табличных форм.

 

Таблица 8 «Что? Где? Когда?»

 

Российские Нобелевские лауреаты (кто?) Область знания (где?) Открытие (что?) Год открытия и год получения премии (когда?) Дополнительные сведения. (как применяется?)
         

 

Таблица 9 «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

 

Знаю Хочу узнать Узнал (или осталось узнать)
     
     

Эта таблица нужна, если нужно собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Таблица состоит из трех колонок. В первую колонку записывают все известные по данной теме понятия. Во вторую колонку вносятся непонятные или неизвестные факты, а так же спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы. Третья колонка заполняется по мере работы над темой.

Концептуальная таблица

  Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения
Факты        

 

используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Этот метод учит рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию, находить и анализировать отличительные признаки объектов.

 

Таблица 10 Пример концептуальной таблицы

 

Функция и ее свойства у=х у=х2 у=х3 у=1/х у=√х
Область определения          
Множество значения          
Четность, нечетность          
Монотонность          
Нули функции          

Сводная таблица - помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Они помогают не только 3увидеть отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее.

запоминать информацию. Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым

предполагается сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Таблица 11 Пример сводной таблицы

извозчик конка омнибус Линия сравнения трамвай автобус такси
      маршруты      
      популярность      
      Внешний вид      

Таблица синтез - используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания. При первом восприятии текста заполняются две графы, а третья при осмыслении первых двух.

 

Таблица 12 Пример таблицы синтез

 

Ключевые моменты текста На чем остановилось внимание Почему именно на этом остановилось внимание?
     
     
     

«Инсерт» – один из приемов технологии развития критического мышления, его часто называют технологией эффективного чтения. Он используется при работе с текстом, с новой информацией.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

· I –interactive (интерактивная).

· N –noting (познавательная).

· S –systemfor (система).

· E –effective (для эффективного).

· R –reading (чтения).

· T –thinking (и размышления).

Методика использования метода инсерта состоит в следующем:

1 Прочитать текст, маркируя его специальными значками:

V – я это знаю;

 + – это новая информация для меня;

 - – я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

 

 

2 Заполнение таблицы

V + ?
Здесь записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, то, что идет вразрез с уже полученными знаниями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Пример заполнения таблицы Инсерт по теме "Реформы Петра I"

V + ?
Петр I — первый российский император. Издал "Табель о рангах" Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. Почему? Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

 

3.Повторное прочтение текста и работа с таблицей.

При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Прием требует не пассивного чтения, а внимательного, заставляет вспомнить то, что уже известно, позволяет вычленить из текста новое, обратить внимание на трудные места, сконцентрироваться на каждой строке текста, предполагает самостоятельный анализ информации. Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой теоретический материал.

Графические схемы

Общепринятые в настоящий момент графические схемы – ментальные карты, диаграммы «Рыбьи кости», кластеры, денотатные графы, а также ряд других, реже используемых видов.

«Кластер» происходит от английского «cluster» – рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

Грозди – графический прием, заключающийся в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно было бы получить при обычной письменной работе. Она может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Основная задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями.

Правила очень простые. В центре рисуем круг – это наша тема, вокруг нее круги поменьше – крупные смысловые единицы, соединяемые прямой линией с большим кругом, затем круги поменьше и т. д. Таким образом, заголовки смысловых блоков располагаются вокруг основной темы. Большой потенциал имеет этот прием и на стадии рефлексии: на этой стадии можно внести исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнить их на основе новой информации, установить причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками.

 

Рис. 4 Примеры кластеров

 

Денотатный граф – [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Данный приём перекликается с Синквейном, но в отличие от Синквэйна, приём Денотатный граф необходим, прежде всего, для осмысления учебного материала. Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

 

 

Угол

 

 

образован   измеряется  

бывает

 

двумя лучами выходящими из одной точки   транспорти-ром   острым  

прямым

  тупым   развернутым
           

 

       
    в градусах, в радианах   меньше 90°  

равен

90°

  больше 90°   равен 180°
                       

 

Рис. 5 Пример денотатного графа

 

1 Суть данного приёма заключается в том, выделяет ключевое понятие (существительное).

2 Ниже он подбираются глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием.

3 Для денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.

4 На следующем уровне подбираются глаголы к предыдущим существительным.

5 Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки».

«Фишбоун» - дословно переводится с английского как «рыбная кость» или «скелет рыбы ». В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Суть данного приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы, ранжировать факторы по степени их значимости.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Рис. 6 Пример фишбоуна.

 

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

· Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

· Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

· Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

· Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими.

Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего в том, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Правила создания ментальных карт.

Ø Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.

Ø От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.

Ø Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям под ветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.

· Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты. Это сначала кажется непривычным, – у вас может возникнуть опасение, что вы забудете остальные слова. На самом деле не забудете, если выберете в качестве ключевых слов наиболее характерные, яркие, запоминаемые слова.

· Располагайте лист горизонтально – так удобнее читать.

· Пишите ключевые слова печатными буквами, черным цветом, как можно яснее и четче.

· Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.

· Длина линии должна быть равна длине слова – не делайте линии длиннее слов. Не прерывайте линий.

· Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.

· Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.

· Располагайте ветви равномерно, не оставляйте пустого места и не размещать ветви слишком плотно.

· Используйте рисунки и символы (как минимум – для центральной темы, лучше – для всех основных ветвей).

· Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организацию и читаемость карты.

Ментальные карты наиболее творческий вид графической обработки информации.(см рис.7). Их можно использовать:

ü В самообучении. Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты. Даже если вы просто читаете книгу, сделайте ментальную карту и вы увидите, насколько это удобный способ осмыслить прочитанное (не говоря уже о том, что эта карта может вам очень пригодиться, если вы впоследствии захотите быстро освежить в памяти содержание книги).

ü Для создания идей. Напишите задачу в центре и располагайте на ветках идеи или ассоциации, от них — следующие ассоциации, все время задавая себе вопрос, как это может решить вашу задачу.

ü Чтобы разобраться в новой области. Бывают ситуации, когда вы чувствуете, что тема ускользает от понимания. Напишите ее в середине и располагайте на исходящих из центра ветвях все, что к ней относится. Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных.

ü Чтобы представить большое количество информации в емкой форме. Вы можете делать это для большей наглядности, например в ходе презентаций, или для себя самого (например, чтобы не забыть что-то важное во время выступления).

 

Рис. 7 Пример ментальной карты по физике

Старайтесь получать удовольствие от самого процесса рисования ментальной карты. Сделайте свою карту красивой, ведь для этого ведь нужно совсем немного — аккуратный текст печатными буквами, ровные линии той же длины, что и ключевые слова, разные цвета для ветвей, чтобы они не путались между собой, самые простые рисунки-символы, обозначающие важные для вас моменты. После определенной практики его будет уходить совсем немного.

 

Контрольные вопросы

1 Какие виды графической организации материала вам известны?

2 Что представляют собой различные виды таблиц. По какому принципу они создаются?

3 Что представляет собой Инсерт-метод? Для чего он нужен? Опишите правила использования этого метода?

4 Расскажите, что представляют собой и как создаются графические схемы.

5 Какую из этих схем вы считаете для себя предпочтительной?

Тема 10 Общие правила по оформлению письменных работ: эссе, сообщений, рефератов

Сообщения, эссе, реферат – это виды небольших научных работ, каждая из которых имеет свои особенности и свои правила написания и оформления.

Сообщение

Сообщение – это краткая форма предоставления информация на заданную тему. Оно может быть письменным или устным.

Для написания сообщения возможно использование одного или нескольких источников, оно не предполагает размышлений или высказывания собственного мнения, должно быть кратким, и вся представленная в нем информация должна быть понятна. Обычно сообщение пишется по определенному плану или правилу.

Для создания сообщения можно использовать планы-рассказы (например, план рассказ о явлении или законе) и уже известные вам приемы работы с текстом: выписки, тезисный план, таблицу «что? где? когда? когда?», а также кластер или ментальные карты.

Эссе

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского, его можно буквально перевести как опыт, проба, попытка. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы, в нем проявляется установка на откровенность и разговорную интонацию.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-

следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Хорошее эссе отличают самобытное мышление, образность, чувство стиля и эффективная организация.

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

· философскими;

· литературно-критическими;

· историческими;

· художественными;

· художественно-публицистическими;

· духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

· рецензии;

· лирической миниатюры;

· заметки;

· странички из дневника;

· письма и др.

Различают также эссе:

· описательные;

· повествовательные;

· рефлексивные;

· критические;

· аналитические и др.

Некоторые признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса.

· как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чем-либо, в содержании эссе проявляются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

· небольшой объем.

Структура и план эссе

Процесс создания эссе, в общем, состоит из следующих этапов: понимание задания, определение темы, сбор информации, организация собранной информации, выработка главного утверждения, написание черновика Мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов и подкрепляются доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

(Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.)

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

· вступление;

· тезис, аргументы;

· тезис, аргументы;

· заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1 Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении, как правило, резюмируют все, о чем было сказано в эссе). Под «введением» и «заключением» можно подразумевать первый и последний абзац. Первый абзац или первая часть текста вводит читателя в курс дела, подводит его к проблеме, которой посвящено эссе. Не нужно долгого вступления – одного-двух абзацев будет вполне достаточно.

2 Важно, чтобы основная часть была построена по законам логики. Можно идти от простого к сложному, можно проводить анализ или синтез, использовать метод дедукции и индукции. Для того, чтобы построить логичный текст:

— зафиксируйте тезисы;

— подберите к каждому тезису несколько аргументов;

— выстройте тезисы в логической последовательности: одна мысль должна вытекать из другой.

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3 Стиль изложения должен быть эмоциональным, экспрессивным, художественным, отражать особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

«Пример: эссе 16-летнего Эйнштейна. «Мои планы на будущее»

Счастливый человек слишком поглощен настоящим, чтобы много размышлять о будущем. Но с другой стороны, именно молодые люди любят строить смелые планы. Кроме того, для молодого человека, естественно составить по возможности точное представление о своих целях и желаниях.

Если мне посчастливится успешно выдержать экзамены, я поступлю в Федеральный институт технологии в городе Цюрихе. Четыре года буду изучать там математику и физику. В мечтах я вижу себя профессором этой области естественных наук, предпочитая их теоретическую часть. Вот причины, побудившие меня избрать этот план. Прежде всего, способность к абстрактному и математическому мышлению, отсутствие фантазии и практической хватки. Мои желания и склонности ведут меня к такому решению. Это вполне естественно. Человеку всегда нравится делать то, к чему у него есть талант. К тому же профессия ученого дает человеку известную долю независимости, что очень привлекает меня. [7, с. 52].

Почему можно считать данную работу эссе?

Какие признаки эссе можно здесь выделить?

Понравилась ли вам эта работа? Почему?

Реферат – научное изложение по определенной теме. В отличие от эссе реферат имеет строгую структуру, он как правило, должен содержать следующие структурные элементы и примерный объем страниц:

§ титульный лист - 1 страница;

§ содержание - 1 страниц;

§ введение – 1-3 страницы;

§ основная часть – 12-15 страниц;

§ заключение 1-3 страницы;

§ список используемых источников 1-2 страницы;

§ приложения.

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяются цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, дается краткий анализ используемых литературных источников.

Основная часть обычно делится на главы. Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический (описание опыта) и аналитический (доказательства и выводы) характер. Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. А также наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

В заключении излагаются выводы, которые вы делаете в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата. Обязательно надо выразить свое отношение к излагаемой теме, указать чему научились, с какими трудностями встретились.

Обязательным для реферата является использование нескольких источников, самостоятельное изложение темы, наличие ссылок на используемые источники. Изложение необходимо вести от третьего лица, либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов, фотографии, рисунки, чертежи и т.п.).

При оформлении реферата необходимо соблюдать строгие правила:

• текст пишется на одной стороне листа белой бумаги формата А-4, без использования сокращений;

•  размер шрифта-14; Times New Roman, цвет – черный;

•  междустрочный интервал – одинарный;

• поля страницы: размер левого поля - 2см, правого - 2см, верхнего - 2см, нижнего - 2см;

•  отформатировано по ширине листа;

•  на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы;

•  в конце работы указать источники использованной литературы и интернет – источников;

• нумерация страниц внизу текста.

Список использованных источников группируется в списке в такой последовательности: нормативно-методические документы и материалы, специальная научная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.), справочная литература и в конце списка указываются интернет ссылки с указанием точного адреса. Часто список источников формируется в алфавитном порядке по фамилии авторов. В любом случае необходимо указать название книги (журнала, энциклопедии и т.д.), откуда был взят материал, автора книги (статьи), название издательского центра и дату издания.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа пишется слово «Приложение» и его номер.

Существует два вида оформления библиографических ссылок.

· Оформление сносок внизу страницы (постраничные). В этом случае библиографические сведения о цитируемом источнике располагают на той же станице, что и цитату. В конце цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной странице (или порядковый номер сноски в работе в случае сквозной нумерации).

Внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об источнике. Зачастую требуется, также указание номера цитируемой страницы.

Для оформления сноски используется более мелкий размер шрифта, чем в тексте работы.

Пример оформления сноски:

«Текст цитаты в тексте работы.»1 __________________________________________ 1 Иванов И.И. Теоретические основы.-М.:, 2000.-С.25.

При повторном цитировании того же источника на той же странице вместо полных сведений об источнике указывают: «Там же. И номер цитируемой страницы».

Пример оформления сноски:

«Текст цитаты в тексте работы.»1 «Текст цитаты в тексте работы.»2 __________________________________________ 1 Иванов И.И. Теоретические основы.-М.:, 2000.-С.25. 2 Там же. - С.25.

· Оформление сносок в конце работы (концевые). Сразу после цитаты в квадратных (иногда круглых) скобках указывают порядковый номер цитируемого источника по списку литературы и, если это требуется, номер цитируемой страницы.

В конце работы оформляют список литературы, в котором дают полные библиографические сведения об источнике.

Пример оформления ссылки:

«Текст цитаты» [1.25], (т.е. источник указанный в списке литературы под номером 1, 25-я страница этого источника)

Для того, чтобы подготовить реферат надо действовать по плану.

1 Подберите литературу по изучаемой теме, ознакомьтесь с ее содержанием.

2 Пользуясь закладками, отметьте наиболее существенные места или сделайте выписки.

3 Составьте развернутый план реферата.

4 Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напишите реферат, в заключении которого обязательно выразите свое отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5 Прочитайте текст и отредактируйте его.

6 Правильно оформите реферат.

Доклад – публичное сообщение (устное выступление), представляющее собой развернутое изложение темы реферата. Для его осуществления можно сделать тезисы или выписки из реферата. О защите реферата речь пойдет далее. Но, иногда доклад может выступать, как самостоятельная работа, тогда он строится по принципу отчета по изучаемой теме. Он тоже состоит из трех частей: введение, основная часть, заключение, которые строятся так же, как и соответствующие части реферата.

 

Контрольные вопросы.

1 Что такое эссе? В чем отличие эссе от сообщения по теме? Эссе - от сочинения?

2 Каковы общие правила составления и оформления реферата?

- структура реферата;

- содержание частей реферата;

- как оформляются сноски;

- каков план составления реферата.

Тема 11 Исследовательские проекты. Кейс метод

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обязательное обоснование

актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов.

Особенностью исследовательского проекта является: определение объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы исследования, определение методов исследования, подтверждение или опровержение гипотезы, получение нового опытным путем.

Цель такого проекта – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Гипотеза – это предвидение событий.

Гипотезы могут начинаться со слов:

· Возможно…

· Может быть…

· Допустим…

· Предположим…

· Что, если…

· Вероятно…

· Я думаю, что…

· Мне кажется,..

· Наверное…

Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

Такие проекты требуют:

v Хорошо продуманной структуры.

v Четко обозначенных целей.

v Доказанной актуальности для всех участников проекта.

v Социальной значимости, продуманных методов (эксперименталь-ных и теоретических исследований, методов обработки результатов).

Исследовательский проект бывает двух видов: теоретический и экспериментальный.

Теоретическим исследовательским проектом можно считать проект, результатом которого является обнародование каких-то ранее неизвестных широкой аудитории сведений. Такой проект предполагает работу с документами семейного или государственного архива, поиск и систематизацию сведений из Интернета, периодической печати, научных источников, анкетирование и запись воспоминаний людей, причастных к событиям, о которых идет речь в материалах проекта. Получение неизвестных следствий из уже известных научных законов - тоже исследовательский теоретический проект. Следствия получают в данном случае в результате математических преобразований.

Если для осуществления проекта необходим эксперимент и его обработка, то это уже экспериментальный исследовательский проект.

Любой эксперимент начинается с наблюдения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 2224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.018 с.)