III  этап. Развитие фонационного выдоха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III  этап. Развитие фонационного выдоха



Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Этап включает в себя упражнения, в ходе выполнения которых, внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.

Упражнение 1.

Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч. «Сейчас будем пропевать звук А (позже ис‑ пользуются звуки О, У, И, Э).Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: “нюх­нюх” и поем: “А­А­А”. Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красивее и дольше всех.Следите за моими руками».

Упражнение 2.

Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот ). «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».

Упражнение 3.

Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение. «Сейчас мы тихо­ тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.Затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою..А теперь давайте споем вместе».

Упражнение 4.

Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса: «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз. Послушайте, как это у меня получится. вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поем звук У.)

А теперь вместе погудим, как большой паровоз». «А теперь погудим тихо­ тихо, как маленький паровоз.

 

 

Упражнение 5.

Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса. «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как у меня это получится вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И.)А теперь вместе порычим, как большой медведь». «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом.

Пропевание других гласных звуков проходит аналогичным способом

 

Упражнение 6.

Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией (вопроса, удивления, радости и т.д.)

 «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно пропеваем ряд гласных: А‑О‑У.)

А теперь поем вместе».

 Например: Давайте попробуем спросить на волшебном языке: “Как дела?, пропевание с вопросительной интонацией ряд гласных: А‑О‑У?

Затем тот же ряд гласных пропевается с интонациями удивления, радости, жалобы

 

 

IV  ЭТАП. Развитие речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания.

Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания.Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее — из трех‑четырех слов, короткие стихотворные тексты. На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.

Упражнения 1–2.

Выполнение ротового вдоха и произнесение нараспев слога на выдохе.

Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми. (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.) И слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.)

 «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги.

Волшебные они потому, что из них образуются слова.

Послушайте, как я произнесу волшебный слог».

 

                                            

 

Упражнение 3.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам) МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д. «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, МА­А­МА­А.)

Упражнение 4.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам)                                                                 Слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д

Упражнение 5.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.                                                                                   Фразы, включающие двусложные и трех‑ сложные слова, например: МАМА МЫЛА, МИЛА ШИЛА, МАША ЕЛА, ДЕТИ ЗАПЕЛИ и т.д. «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово — и образуется фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе».

Упражнение 6.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов. Фразы, включающие двусложные слова, например: МАМА МЫЛА МИЛУ, МАМА МЫЛА КОЛЮ, МИЛА ЕЛА КАШУ и т.д.

  «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики­слова». Каждое слово -«вагончик». (на доске схема):указываем рукой на каждый «вагончик», проговариваем фразу:

МАМА      МЫЛА      МИЛУ

                                                                                                 

 

 

Упражнение 7.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ»и т.д.

 

Упражнение 8.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов с соединительным союзом И

МИЛА ЕЛА КАШУ И ГРУШУ (МИЛА ЕЛА КАШУ И ЯБЛОКО)и.т.д 

Вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская руку, произносим: «МИЛА ЕЛА КАШУ И…», показываем на картинку и заканчиваем фразу: «…ГРУШУ».)

        

и

          

 

 

Упражнение 8.

Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме

Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.

 

 НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ

 УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК

 ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ

«Рассмотрите схему. Теперь посмотрите на меня. Я покажу, как мы будем выполнять упражнение». Поднимаем руку и на выдохе произносим, опуская руку.Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обратите внимание на то, что теперь у нас четыре паровозика, и они едут друг за другом.»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.013 с.)