Цель: Познакомить педагогов с дыхательной гимнастикой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: Познакомить педагогов с дыхательной гимнастикой.



Цель: Познакомить педагогов с дыхательной гимнастикой.

                        ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1. Вступительное слово (знакомство-приветствие).

Сегодня я с вами хотела бы провести мастер-класс по тренировке речевого дыхания с использованием элементов дыхательной гимнастики по Стрельниковой

 Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных в онтогенезе с развитием устной речи, ее звукопроизносительной и интонационной сторон. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит— семантическому и лексико‑грамматическому наполнению высказывания.

У детей с речевыми нарушениями физиологическое дыхание имеет существенные отклонения от нормы. Это отрицательно влияет на становление у них речевого дыхания, которое не может развиваться спонтанно, без применения направленных здоровьесберегающих логопедических технологий.

 

Здоровьесберегающая логопедическая технология развития речи у детей с речевыми нарушениями (формирование речевого дыхания), включает следующие этапы:

» I этап — подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике;

» II этап — развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой;

» III этап — развитие фонационного выдоха;

» IV этап — развитие речевого дыхания;

» V этап — развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

 

1. Становление грудобрюшного типа дыхания.

 

Диафрагма играет особую роль в процессе дыхания. Во многих исследованиях подчеркивается, что она является основной дыхательной мышцей, которая изменяет объем грудной клетки. Мышечная активность диафрагмы включена в течение всей фазы вдоха и продолжается до начала фазы выдоха.

По признаку участия диафрагмы в речевом процессе диафрагмальную мышцу считают речевой.

Упражнение 1.

 Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается зрительно и сопровожлается рифмованными текстами.

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох) ,                                    

То вниз (выдох),

Плывет по мне.                       

Упражнение 2.

Инструкция: «Положите ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуйте, как живот поднимается, когда делаем вдох, и опускается, когда мы делаете выдох».

Бегемотики лежали, бегемотики дышали:

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение 3.

Положение стоя, кладем ладонь на область диафрагмы. визуально контролируем выполнение упражнения в этом положении. Вырабатываем грудобрюшной тип дыхания в положении стоя.

Упражнение 4.

  Положение сидя, кладем ладонь на область диафрагмы. Контролируем ладонью вдох-выдох.

Сели бегемотики,

 Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

Может, справа, под кустом?

                                    Может, слева, за бревном?

                                                

Упражнение 4.

Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»). «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух.

Упражнение 5.

Выполнение пары «быстрых» вдохов при поднятии подбородка. «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: “нюх­нюх”. Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: “нюх­нюх”. Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)

                                            

 

Упражнение 6.

 

Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу. «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: “нюх­нюх”.

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.)

Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: “нюх­ нюх”.

Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)

 

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.

Усвоение ранее дыхательных упражнений при увеличении физической нагрузки.

Для регуляции темпа и ритма движений используется хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп.

Упражнение 1.

На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых осуществляется непроизвольный выдох

Упражнение 2.

На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

                                          

« На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: “нюх­нюх”.Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем.А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, ню­ хаем воздух: “нюх­нюх” Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем.Все движения выполняем под мои хлопки в ладони».

Упражнение 3.

На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

«На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух как собачка: “нюх­нюх”. Затем опускаем руку, делаем три шага и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки.

Упражнение 4.

На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

 

Упражнение 5.

На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох

 

 

Упражнение 6.

 

На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение, и следуют три шага, во время которых трижды хлопаем в ладони и спонтанно выдыхаем воздух.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

. Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема Третий комплекс, состоящий из трех упражнений, заключается в использовании приемов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки легких.

Упражнение 1

Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки. «Представим, что мы в лесу. Стало совсем холодно и надо согреться. Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы согреться, обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение и не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение. Согрелись? Помните, что та рука, которая у вас сейчас сверху, должна и потом находиться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть «мягкими», не напряженными. Локти не опускайте и руки шире, чем я показываю, не разводите»

«А теперь сделаем это упражнение вместе. На счет “раз” — быстро обняли плечи, сделали два вдоха и вернули руки в исходное положение. Опускаем руки и отдыхаем на счет “два, три, четыре”».

 

 

 

Упражнение 2.

Выполняются «быстрые вдохи» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение. И осуществляется непроизвольный выдох.

                   

Упражнение 3.

Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шины)«Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперед —“нюх­нюх” —“раз”.Теперь выпрямились, отдыхаем — “два, три, четыре”».

Упражнение 1.

Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч. «Сейчас будем пропевать звук А (позже ис‑ пользуются звуки О, У, И, Э).Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: “нюх­нюх” и поем: “А­А­А”. Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красивее и дольше всех.Следите за моими руками».

Упражнение 2.

Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот ). «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».

Упражнение 3.

Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение. «Сейчас мы тихо­ тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.Затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою..А теперь давайте споем вместе».

Упражнение 4.

Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса: «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз. Послушайте, как это у меня получится. вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поем звук У.)

А теперь вместе погудим, как большой паровоз». «А теперь погудим тихо­ тихо, как маленький паровоз.

 

 

Упражнение 5.

Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса. «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как у меня это получится вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И.)А теперь вместе порычим, как большой медведь». «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом.

Упражнение 6.

Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией (вопроса, удивления, радости и т.д.)

 «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно пропеваем ряд гласных: А‑О‑У.)

А теперь поем вместе».

 Например: Давайте попробуем спросить на волшебном языке: “Как дела?, пропевание с вопросительной интонацией ряд гласных: А‑О‑У?

Упражнения 1–2.

Выполнение ротового вдоха и произнесение нараспев слога на выдохе.

Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми. (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.) И слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.)

 «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги.

Упражнение 3.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам) МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д. «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, МА­А­МА­А.)

Упражнение 4.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам)                                                                 Слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д

Упражнение 5.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.                                                                                   Фразы, включающие двусложные и трех‑ сложные слова, например: МАМА МЫЛА, МИЛА ШИЛА, МАША ЕЛА, ДЕТИ ЗАПЕЛИ и т.д. «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово — и образуется фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе».

Упражнение 6.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов. Фразы, включающие двусложные слова, например: МАМА МЫЛА МИЛУ, МАМА МЫЛА КОЛЮ, МИЛА ЕЛА КАШУ и т.д.

  «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики­слова». Каждое слово -«вагончик». (на доске схема):указываем рукой на каждый «вагончик», проговариваем фразу:

МАМА      МЫЛА      МИЛУ

                                                                                                 

 

 

Упражнение 7.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ»и т.д.

 

Упражнение 8.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов с соединительным союзом И

МИЛА ЕЛА КАШУ И ГРУШУ (МИЛА ЕЛА КАШУ И ЯБЛОКО)и.т.д 

Вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская руку, произносим: «МИЛА ЕЛА КАШУ И…», показываем на картинку и заканчиваем фразу: «…ГРУШУ».)

        

и

          

 

 

Упражнение 8.

Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме

Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.

 

 НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ

 УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК

 ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ

«Рассмотрите схему. Теперь посмотрите на меня. Я покажу, как мы будем выполнять упражнение». Поднимаем руку и на выдохе произносим, опуская руку.Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обратите внимание на то, что теперь у нас четыре паровозика, и они едут друг за другом.»

 

Упражнение 2.

Произнесение трех-четырех фраз прозаического текста по схеме

ЭТО ЯБЛОКО.

ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.

ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ.

 

 

Упражнение 3.

Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет или предметную картинку

 «Сейчас вы будете подбирать слово и сами заканчивать фразу:

“НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ ЯБЛОКО И…”

  ,  ,

 

Итог.

Развитие речи у детей с речевыми расстройствами требует применения здоровьесберегающих технологий, к которым в первую очередь относится технология развития дыхательной функции.

Развитие дыхательной функции как для ребенка, не имеющего речевых нарушений, так и, в особенности, для ребенка с речевыми расстройствами является необходимым. Это связано с тем, что дыхание  является базовой функцией жизнедеятельности организма и обеспечивает работу голоса, а значит— в целом устную речь и ее интонационные и звукопроизносительные характеристики. Именно эти качества дыхания позволяют считать его здоровьесберегающей функцией речи.

Цель: Познакомить педагогов с дыхательной гимнастикой.

                        ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1. Вступительное слово (знакомство-приветствие).

Сегодня я с вами хотела бы провести мастер-класс по тренировке речевого дыхания с использованием элементов дыхательной гимнастики по Стрельниковой

 Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных в онтогенезе с развитием устной речи, ее звукопроизносительной и интонационной сторон. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит— семантическому и лексико‑грамматическому наполнению высказывания.

У детей с речевыми нарушениями физиологическое дыхание имеет существенные отклонения от нормы. Это отрицательно влияет на становление у них речевого дыхания, которое не может развиваться спонтанно, без применения направленных здоровьесберегающих логопедических технологий.

 

Здоровьесберегающая логопедическая технология развития речи у детей с речевыми нарушениями (формирование речевого дыхания), включает следующие этапы:

» I этап — подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике;

» II этап — развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой;

» III этап — развитие фонационного выдоха;

» IV этап — развитие речевого дыхания;

» V этап — развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

 

1. Становление грудобрюшного типа дыхания.

 

Диафрагма играет особую роль в процессе дыхания. Во многих исследованиях подчеркивается, что она является основной дыхательной мышцей, которая изменяет объем грудной клетки. Мышечная активность диафрагмы включена в течение всей фазы вдоха и продолжается до начала фазы выдоха.

По признаку участия диафрагмы в речевом процессе диафрагмальную мышцу считают речевой.

Упражнение 1.

 Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается зрительно и сопровожлается рифмованными текстами.

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох) ,                                    

То вниз (выдох),

Плывет по мне.                       

Упражнение 2.

Инструкция: «Положите ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуйте, как живот поднимается, когда делаем вдох, и опускается, когда мы делаете выдох».

Бегемотики лежали, бегемотики дышали:

То животик поднимается (вдох),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.075 с.)