Теории личности в зарубежной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории личности в зарубежной психологии



Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности.

Структура личности указывает на более стабильные и устойчивые аспекты личности. Есть структурные понятия: реакция (бихев-м), поступок, привычка, черта (используется чтобы показать согласованность, устойчивость инд. действий, поступков, черта – мотив поведения), тип (раскрывает обединение, систему черт, показывает обобщенность и повторяемость поведения). Рассматривается динамическая характеристики личности или процесс. Используется понятие мотивация. Раскрывает причины поступков личности. Используктся 3 класса мотивационных понятий: 1-мотивы удовольствия (Фрейд); 2-мотивы роста, самоактиализации (гум. теории); 3-когнитивные мотивы, связанные с познавательной сферой. Важная характеристика личности – факторы развития. Что является детерминантой? Есть теории, которые подчеркивают генетические и средовые (культура, соц. роль, семья, общение).

Проблема личности имеет прямое отношение к проблеме ч-ка. Сформировалось несколько образов ч-ка. Когнитивная: идея ч-ка размышляющего, принимающего решения, активного. Психоанализ: ч-к ведет себя иррационально, является вместилищем нужд, потребностей, инстинктов. Бихевиаризм: ч-к – своеобразный механизм, окторый реагирует на различные стимулы. Гуманистическая: подчеркивает активность ч-ка, гуманные начала, большие возможности. Отечественная: образ ч-ка деятеля, личность – субъект деятельности, рассматривается как соц. существо и подчеркивается соц. природа личности.

Проблема личности одна из наиболее сложных и неоднозначных в психологии. Содержание понятия «личность» с позиций различных теоретических представлений чрезвычайно многогранно. Однако можно выделить некоторые общие положения, которые относятся к определению личности:

1. Личность всегда связывается с индивидуальностью, с теми качествами, свойствами, которые отличают одного человека от другого.

2..Понятие «личность» — это скорее гипотетический конструкт, абстракция, которые отражают системный интегрированный подход к человеку, его многообразным проявлениям.

3. Личность рассматривается в социальном контексте в соотношении с жизненной историей индивида или перспективами его развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов.

4. Личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность, как таковая, относительно неизменна, постоянна во времени и меняющихся ситуациях. Она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

З.Фрейд. Согласно 3.Фрейду, личность представляет собой динамическую систему мотивов, влечений, инстинктов, которые борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. Именно поэтому его теория была названа психодинамнческой. Придерживался принципа историзма: личность развивается с 2 до 5 лет.

  Влечения. Особенность психоанализа Фрейда состоит, в частности, в том, что он все многообразие бессознательного свел к сексуальности, к действию либидо. При этом сознание по его мнению выполняет исключительно функции торможения (своеобразной цензуры). Основные побудительные силы человеческого поведения находятся в сфере бессознательного, которая является вместилищем либидо (или сексуальной энергии). Последняя является источником главных влечений, а также влечений к творчеству. Их природа иррациональна, поскольку они возникают в сфере подсознания. Ведущими из них являются влечение к жизни (Эрос) (как реализация либидо) и влечение к смерти (Танатос). Последнему сопутствует влечение к разрушению.

З.Фрейд полагал, что все проявления человеческой активности детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальными и агрессивными инстинктами. Тем самым он считал, что человеком управляют те же самые законы природы, которые применимы к поведению других организмов. В его понимании личности нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная ответственность, воля, самоопределение. Согласно З.Фрейду, во-первых, жизнь человека, в большой степени обусловлена бессознательными влечениями, над которыми у человека нет сознательного контроля; во-вторых, личность взрослого человека предопределена его детским опытом и, следовательно, не поддается реальным и устойчивым изменениям.

З.Фрейд выделил три основные сост-ие структуры личности: ид, эго и супер-эго.

Слово «ид» или «оно» означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и выражает первичный принцип всей человеческой жизни: немедленную разрядку психической энергии биологических побуждений. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере.

Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности. Принцип реальности дает возможность человеку тормозить или отсрочить во времени выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений.

Супер-эго — компонент личности, который представляет собой усвоенные человеком общественные нормы и стандарты поведения. Супер-эго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, стремится направлять человеческое поведение к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Динамика личности, ее мот-я зависит от того, какой контроль над Е получили её структуры. Количество Е ограничено, структуры соревнуются за обладание этой Е. Динамика личности состоит во взаимодействии сил побуждения (катексис) и сил сдерживания (антикотексис). В основе всех внутренних конфликтов лежит оппозиция этих систем. Продолжительное напряжение связано с противодействием сил сдерживания и побуждения: 1) Эго (антик-с) – Ид (к-с); 2) СуперЭго (антик-с) – Эго (к-с).

Каждый ч-к проходит в своем развитии психосексуальные стадии, которые неизменны и не зависят от культуры. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Регрессия – это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии).

 Если опыт ребенка деструктивный, что признаки этой стадии не исчезают полностью, оказывая влияние на дальнейшее развитие (фиксируются). Стадии психосексуального развития:

  1. Оральная стадия (до 18-месяцев). В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей.
  2. Анальная стадия (от18 месяцев - до 3 лет). В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника.
  3. Фаллическая стадия (от 3 – до 6 лет). На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры).
  4. Латентный период (от 6-7 лет до начала подросткового возраста). Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, – такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

5.Генитальная стадия (от 12 лет). Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение половой активности

Внутренние проблемы – отголоски секс конфликтов детства. Личный рост связан с сублимацией.

Психосоциальные стадии развития по Э. Эриксону:

Разделил жизнь чела на 8 стадий психосоц развития. Эпигенет концепция развития основана на представлении о том, что каждая стадия жизн цикла наступает в опр для нее время (критич период), полноценно функц-щая л-ть формир-ся только путем прохождения в всех стадий. Кажд стадия сопровожд опр кризисом – поворот моментом в жизни чела, возник вследствие достижения опр ур-ня развития и соц требований. Если конфликт разрешился положит, то л-ть вбирает в себя новый позитив компонент, если отр – то в л-ть встраивается негат комп-т.

1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие (1 год жизни)

В этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия. Младенец, имеющий базальное чувство доверия, воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных.

2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение (2-3 годы жизни)

Ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения..

3. Возраст игры: инициативность – вина (от 4 до 7 лет)

В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Инициатива добавляет к самостоятельности способность принимать на себя обязательства, планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед.

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность (от 6 до 12 лет)

Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от школьной успеваемости. Психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

5. Юность: самотождественность Я – ролевое смешение (от 12-13 до 19-20 лет)

Подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде самотождественности Я, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и объединить, включить эти многочисленные образы себя в свою самотождественность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Неспособность юных достичь своей самотождественности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом самотождественности. 

6. Ранняя зрелость: близость – изоляция (от 20 до 25 лет)

Раннее достижение своей самотождественности и начало продуктивной работы – то, что знаменует собой период ранней зрелости – дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится близость, а на противоположном – изоляция. Эриксон использует термин "близость" как многоплановый и по значению, и по широте охвата. Прежде всего, он имеет в виду близость как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. 

7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность (от 26 до 64 лет).

Основная проблема этой стадии – выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. 

8. Поздняя зрелость: цельность Я – отчаяние (от 65 лет до смерти)

В это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. 

Представления о структуре личности в аналитической психологии К.Г. Юнга. К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Личность и душа отождествляются (функциональный комплекс).

 Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) ЭГО – "Я", центр сознания, обеспечивает приспособительные реакции души и адаптацию. Персона – это маска, которую надевает ч-к по требованию группы на те соц. условности, которые существуют в обществе с целью произвести впечатление. Если Эго идентифицируется с персоной, то личность не осознает своих истинных чувств, играет роль. 2) индивидуальное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.   3) "коллективное бессознательное ", состоящее из психических первообразов, или "архетипов". Коллективное бессознательное – в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) – идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие "дух времени".Коллективное бессознательное (следы прошлого)состоит из мощных первичных образов – архитипов (врожденные идеи, образы, символы, которые предрасполагают ч-ка воспринимать, переживать; эмоционально насыщены, побуждают ч-ка к определенным действиям. Выражаются в сновидениях, произведениях культуры, искусства, религии в виде символов).

Персона –соц роль чела, маска проистекающ из из общест ожиданий и усвоения норм пов-я.

Анима - представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону.

Анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

Тень – содержит животные инстинкты, которые ч-к унаследовал от более низших форм в ходе эволюции. Эти мысли, представления могут укрываться личностью от общественного позора.

Самость – центр личности, вокруг которого группируются все системы, благодаря чему существуют вместе. Обеспечивает равновесие, стабильность. С другой стороны это цель жизни, этот путь – индивидуация. Самость мотивирует личность. В понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни.

Личностный рост – стремление ч-ка стать собой (Индивидуация – развитие целостной личности, самости). Проявляется в интеграции различных черт души. С. т.з. Эго интегрирование нового сознания в знание, сознательного и бессознательно в единую структуру самости. Путь состоит из определенных шагов:

1) Ч-к должен раскрыть перед собой персону, которая раскрывает самость. Персона – компромисс между собой и обществом.

2) Встреча с тенью: узнать свою тень, признать, что есть в себе негативные силы.

3) Встреча с анимой или анимусом: осознать, что они автономны.

4) Развитие самости – жизненная цель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.018 с.)