Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее эмоциональное состояние; «голос».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Физическое страдание и представление о том, что это – наказание, сопровождаются у А отсутствием эмоций, бесчувственностью: Я знаю, что будет дальше, и я должна бы бояться, но я ничего не чувствую. Это само по себе кажется странным. Однако дальше выясняется, что А смотрит на себя стороны: Наблюдаю за болью со стороны, отмечаю изменения, выношу приговор. То есть внутренняя бесчувственность тесно связана с раздваиванием А на того, кто терпит боль, и того, кто наблюдает за ним. Какое-то время А еще может думать о делах: Из-за приступа пропадает день подготовки к следующему экзамену. Неприемлемо. Однако эмоций по этому поводу она не испытывает. При этом А думает о смерти – страдание настолько невыносимо, что она хочет умереть: Когда она <боль> дойдет до апогея, я буду мысленно молить воздух о смерти. В другом месте: Начинается: снова все мысли на одну тему. Меня уже всю колотит. Мне очень сильно хочется умереть. И пока этот приступ не кончится, это будет моей единственной мыслью. Такое состояние, когда физическая боль доводит человека до желания смерти и он уже просто не может испытывать никаких чувств, не имеет никаких мыслей, вполне понятно. Но это состояние парадоксальным образом сочетается у А с возможностью во время приступа сдавать ЕГЭ, приезжать на важные пары, сдавать зачеты, когда она неким мысленным приемом может «отстраняться от своего болящего тела». Через несколько дней у А уже нет не только эмоций, но и мыслей и желания умереть. Уже несколько дней я ничего не делаю. Посижу на кухне, глядя перед собой, потом так же в комнате родителей и так же в своей комнате. И далее в том же духе. Я ничего не чувствую, ничего не желаю и ни о чем не думаю. Последнее, пожалуй, самое важное. Пустота в голове. Но эту пустоту А ощущает (и описывает) совсем необычно: Никаких бессознательных мыслей. Я мыслю осознанно. А когда нет того, о чем я должна подумать, я не думаю. В языке выражено представление о том, что мысли, хотя и являются продуктом деятельности ума, но как бы приходят к субъекту извне и существуют независимо от его воли. Ср. Мысль пришла в голову, Мысль лезет в голову, Мысль мелькнула, Мысли текут, Мысли (о лете) бродят в голове, Мысль вертится (в голове) и т.п. Человек обычно не следит за такими мыслями и не отдает себе в них отчета, но нормальное состояние субъекта предполагает их наличие. У А безотчетных мыслей нет, и она ощущает ненормальность этого и даже считает это самым важным. Она думает, когда это нужно, причем отдает себе отчет в своих мыслях. С точки зрения обычного человека такое состояние возможно разве что при очень тяжелой болезни, когда человек чрезвычайно слаб и даже думать ему трудно.
Впрочем, иногда я все же ною мысленно, не сказать, что специально. Значит, какие-то не вполне контролируемые мысли у А все же есть. Здесь обращает на себя внимание слово ныть: будучи глаголом речи, оно предполагает адресата. Выходит, что А к кому-то мысленно обращается. И собеседник у нее действительно есть, причем А уже его знает: И тогда подключается другой голос, её. При этом А четко отличает себя со своими мыслями и нытьем от этого собеседника. Это может напоминать то «раздвоение», которое было выявлено при анализе предыдущей части текста. Однако здесь мы сталкиваемся с чем-то совершенно другим. При раздвоении, которое представлено в анализируемом тексте выше, субъект ощущает себя сразу в двух противоположных ролях или ощущает два противоречащих «знания», причем отдает себе в этом отчет. В данном случае речь идет о наличии в сознании голоса какой-то сущности, внеположной субъекту, но воздействующей на субъекта: она резко меня осаживает. При этом А не только не отождествляет себя с этой сущностью, но и противопоставляет ее себе: Она резко меня осаживает. И правильно делает. Ее голос чистый и звонкий, а мой глухой и шумный. Шум ни о чем. Ясно, что А одобряет «ее», подчиняется «ей», ставит «ее» безусловно выше себя. Итоги. Высокие требования, предъявляемые А к себе, неприемлемое отношение к своим слабым сторонам – это черта гордой личности. Присваивание себе роли высшей силы, которая судит и карает, - это уже «сверхгордость». Гордость в целом оценивается в языке отрицательно – эта черта роднит человека с темной силой, ср. бесовская гордость, сатанинская гордыня в противоположность ангельскому смирению, ангельской кротости. Предъявление к себе столь высоких требований, что им невозможно соответствовать, присваивание себе роли судьи предполагают вполне осознанное отношение субъекта к себе и к миру, где он хочет быть «на высоте». Как бы ни было это отношение связано с болезнью, субъект сам его выбрал. Даже жестокая кара за несоответствие некоему вымышленному идеалу как будто выбрана самой А. Этим внутренняя жизнь А отличается от ее парадоксальных ощущений, в которых она не властна. Это отношение к себе и к миру может быть отправной точкой, с которой начинается «самоуничтожение себя».
Вместо заключения. В указаниях по диагностике МКБ-10 к рубрике шизотипическое расстройство написано: «Эти расстройства… напоминают наблюдаемые при шизофрении, хотя ни на одной стадии развития характерные для шизофрении нарушения не наблюдаются» [4, стр. 96]. Приведенный семантический анализ текста больной ставит под сомнение это утверждение, т.к. наглядно демонстрирует главное, осевое расстройство, пронизывающее все сферы жизни больной, – расщепленность, двойственный характер ее психических феноменов (переживания боли, восприятия себя и окружающего, собственных суждений и оценок, поведения и пр.). Другой вопрос, что такой тонкий смысловой анализ может сделать только профессионал-лингвист. Клиницист же в своих суждениях опирается на клиническую картину в целом. Но об этом во второй части статьи.
Литература:
1. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г.М. Фридлендера; Сост. В.Е. Багно. – М.: Искусство, 1991. – 588 с. [Ortega-i-Gasset KH. Ehstetika. Filosofiya kulʹtury / Vstup. st. G.M. Fridlendera; Sost. V.E. Bagno. – Moscow: Iskusstvo, 1991. – 588 p. (In Russ.)] 2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М.: ЯСК, 1995. [Apresyan YU.D. Leksicheskaya semantika. Moscow: YASK, 1995 (In Russ.)] 3. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: аналогия в семантике. М.: ЯСК, 2011. [Uryson E.V. Problemy issledovaniya yazykovoy kartiny mira: analogiya v semantike. Moscow: YASK, 2011. (In Russ.)] 4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Под. ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. – Спб: АДИС, 1994. – 304 с. [Mezhdunarodnaya klassifikatsiya bolezney (10-y peresmotr). Klassifikatsiya psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroystv. Klinicheskie opisaniya i ukazaniya po diagnostike / Pod. red. YU.L. Nullera, S.YU. Tsirkina. – St.-Petersburg: ADIS, 1994. – 304 p. (In Russ.)] Сведения об авторах: Давтян Елена Николаевна: доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена). Врач-психиатр дневного стационара городского психоневрологического диспансера №5, Санкт-Петербург (СПб ГБУЗ ПНД №5). К.м.н. E-mail: elena.davtian@gmail.com Урысон Елена Владимировна: главный научный сотрудник сектора теоретической семантики Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской Академии Наук (ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН), Москва. Д.филол.н. E-mail: uryson@gmail.com Давтян Степан Эдуардович – доцент кафедры психиатрии и наркологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург. К.м.н. E-mail: stepandavtian@gmail.com [1] Введение, заключение и части II и III написаны Е.Н. Давтян и С.Э. Давтяном; часть I написана Е.В. Урысон. Один из авторов (Е.В.Урысон) благодарит за финансовую поддержку РФФИ (проект № 19-02-00291А). [2] Семантический анализ текста сделан в рамках Московской семантической школы [2,3].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.241.87 (0.011 с.) |