Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие органами чувств внешнего мира.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Одна из парадоксальных особенностей анализируемого текста состоит в том, что у А информация, предоставляемая ей органами чувств, и реальность во многих случаях не соответствуют друг другу, причем А отдает себе полный отчет в несоответствии восприятия и знания. Через какое-то время мне стало казаться, что кто-то шкрябает мое окно. «Ты живешь на девятом этаже!» - напомнила я себе. Но это не помогло. И я все же посмотрела. Такие реакции и поведение были бы обычными, если бы, например, субъект оказался в незнакомой обстановке, чего-то боялся и т.п. В анализируемом тексте описана другая ситуация: А прекрасно понимает, что в окно никто не царапается, она не испытывает в этом сомнений, она не испытывает и страха, поскольку не думает, что до девятого этажа можно подняться по водосточной трубе или каким-то подобным способом. Но при этом органы чувств, слух, сообщают ей, что в окно кто-то царапается, и значит это истинно. У А сохраняется понимание того, что слух может предоставлять ей неверную информацию. Действительно, она пишет: мне стало казаться, что кто-то шкрябает мое окно, а не: Я услышала, что кто-то шкрябает мое окно. Тем не менее, информация, предоставляемая ей слухом, не координируется с имеющимся у нее априорным знанием так, как это происходит у обычных людей: даже не сомневаясь в том, что никто не может царапаться в окно, А должна посмотреть в окно, чтобы убедиться, что там никого нет. Можно предположить, что в данном случае слух предоставляет А информацию, которая каким-то своим качеством отличается от той, которую получает обычный человек. Благодаря этому качеству, данная информация воздействует на сознание субъекта особым образом, спорит с имеющимся у него знанием. Аналогичный пример из текста: Я лежала себе, как у меня появилось навязчивое ощущение, что на моей постели кто-то сидит. Я сказала себе, что это чушь и нечего проверять. Но ощущение не пропадало. В итоге я все же повернулась и посмотрела. Успокоившись, я снова закрыла глаза. В этом случае субъект также не испытывает ни страха, ни сомнений в том, что на его кровати никто не сидит. При этом информация, предоставляемая ему органами чувств, спорит с его априорным знанием, не координируется с этим знанием, вступает с ним в противоречие.
В обоих случаях субъект проверяет априорное знание, воспринимая объект зрительно. Тем не менее в сознании субъекта не возникает единого образа происходящего: Всегда два мнения. В обычном случае высказывание Всегда два мнения уместно, когда речь идет о двух человеках, двух субъектах мнения. В данном случае в качестве обоих субъектов как будто выступает один и тот же человек – это А. Но сама А идентифицирует себя лишь с одним из них («Ты живешь на девятом этаже!» - напомнила я себе. Но это не помогло; Я сказала себе, что это чушь и нечего проверять. Но ощущение не пропадало). Второе мнение, которое она сама считает «чушью», как будто навязано ей через зрение или слух. В результате сознание А раздвоено: в нем вполне на равных правах присутствуют два мнения (о раздвоенности сознания А речь еще будет идти в р.3). Такое необычное, неполное координирование восприятия и знания, приводящее к «раздвоению сознания», по-видимому, можно расценить как нарушение базовых функций сознания. В данном случае А отдает себе в этом отчет, такое нарушение деятельности сознания вызывает у нее сильный дискомфорт: Раздражают такие вещи. Знаю одно, а ощущаю другое. Никаких внутренних связей. Всегда два мнения. Что никого нет, не исключает того, что кто-то есть. И наоборот. Субъект не знает, чему доверять – знанию или восприятию, у него «два знания», исключающие друг от друга. В этом отношении показателен следующий фрагмент: По телу ходят волны и мурашки, похожие на мурашки, когда замерзшие на морозе руки оттаивают. Только мне кажется, что все наоборот – тело становится отчужденным, не моим. Описание волн и мурашек – как и само это ощущение – не кажется необычным. Необычно продолжение: Только мне кажется, что все наоборот – тело становится отчужденным, не моим. Непонятно, что здесь может быть «наоборот». Объяснить эту часть текста можно так. В высказывании Все кажется мне наоборот, речь идет о том, что субъект знает одно, а по его ощущениям имеет место противоположное – в результате субъект не может доверять своим ощущениям. В подтверждение этому он сообщает, что тело становится чужим. В целом: «волны и мурашки – это нормально; но все кажется мне наоборот, потому что я не могу доверять своим ощущениям – вот и тело становится отчужденным, не моим».
В случаях, разобранных здесь, А все-таки подвергает сомнению свое неверное восприятие действительности. Можно предположить, что так бывает не всегда. Перейдем в связи с этим к восприятию А ее собственных глаз.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.146.89 (0.01 с.) |