Анатомия и физиология как медицинские науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомия и физиология как медицинские науки.



Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека.

Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела. Термин «анатомия» произошел от греческого слова — anatеmno — разрезать, рассекать. Основная задача анатомии человека — раскрытие структуры человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения анатомии является человек. По методам исследования анатомия делится на макроскопическую (изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов), и микроскопическую (с использованием микроскопа и других оптических приборов).

Изучение строения тела человека по системам (костной, мышечной, и др.), называется систематической или описательной анатомией.

Топографическая (хирургическая) анатомия изучает строение тела человека с учетом положения (топографии) органов по отношению к полостям тела (голотопия), скелету (скелетотопия) и взаиморасположение органов друг по отношению к другу (синтопия).

Пропорции и внешние формы тела человека изучает пластическая анатомия. При изучении строения тела человека широко используются данные сравнительной анатомии, изучающей строение животных в филогенезе (в процессе эволюции). Функциональная анатомия рассматривает структуры организма в связи с выполняемыми ими функциями.

Из микроскопической анатомии выделились гистология (учение о тканях) и цитология (учение о клетке).

Возрастная анатомия изучает развитие организма после рождения — постнатальный период развития, в котором выделяют науку о старении — геронтологию.

Современную анатомию называют функциональной, так как она рассматривает строение человека в связи с его функциями.

Основными методами исследования в анатомии являются: секционный, препаровочный, инъекционный, коррозионный, рентгеновский, эндоскопический, томографический, макромикроскопический, биометрический и другие методы.

Физиология человека изучает функции человеческого организма, на которых основывается современная медицина. Необходимо отметить, что функции организма человека невозможно понять без знания его анатомии, равно как нельзя представить себе закономерности строения человека без изучения функций. Физиологию, как и другие науки, характеризует ее предмет и методы. Предметом физиологии является изучение общих и частных механизмов деятельности целостного организма.

Метод физиологии — экспериментальный. Это означает, что физиолог не ограничивается простым наблюдением за течением жизненного процесса, он активно вмешивается в этот процесс.

Воздействуя на организм теми или иными способами, физиолог исследует реакции различных систем организма на эти воздействия, делая свои выводы в точном соответствии с фактическими данными, полученными в результате опыта.

Основные методы исследования в физиологии:

· метод экстирпации (удаление) органа;

· фистульный метод (введение в полый орган трубки и закрепление ее на коже);

· метод перерезки нерва (денервация);

· инструментальный метод (применение электрокардиографа, электроэнцефалографа, вживление электродов и др.);

· методы острого и хронического физиологического эксперимента;

· метод перфузии питательных веществ изолированных органов;

· вариационно-статистические методы с применением компьютерной техники.

Функциональные изменения в больном организме изучает патологическая физиология, а морфологические — патологическая анатомия. Анализируя особенности строения тела человека и его функции, анатомия и физиология являются не только науками аналитическими, но и синтетическими, составляя фундамент медицины.

Периоды онтогенеза.

Онтогенез — это индивидуальное развитие человека. В онтогенезе различают два основных периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный).

Пренатальный период протекает внутри организма матери, его продолжительность составляет в среднем 280 суток (9 месяцев). В пренатальном периоде выделяют эмбриональное и плодное развитие. Первые восемь недель развития называют эмбриональным, а сам зародыш — эмбрионом. Начиная с девятой недели зародыш приобретает черты строения, характерные для человека, и называется плодом.

В эмбриогенезе выделяют пять последовательных этапов:

1. оплодотворение и образование зиготы;

2. дробление;

3. гаструляция;

4. образование третьего зародышевого листка;

5. органогенез.

Оплодотворение - это процесс слияния половых клеток. В результате слияния ядер возникает одна клетка, которая называется зиготой. Зигота содержит диплоидный набор хромосом.

Одноклеточный зародыш - зигота - это новое образование, содержащее наследственные признаки от материнской и отцовской клеток.

После оплодотворения начинается процесс дробления зиготы на клетки бласто­меры. Этот процесс продолжается 3-4 суток и совершается во время движения зародыша по маточным трубам в матку. К концу первой недели после оплодотворения насчитывается более 100 000 клеток, которые образуют комочек клеток - морулу. Затем в моруле появляется полость с жидкостью, возникает пузырек - бластула. В бластуле различают два слоя клеток: поверхностный, мелкие светлые клетки, трофобласт и внутренний, крупные темные клетки - эмбриобласт.

Первый слой дает начало оболочке, которая участвует в питании зародыша и во внедрении его в слизистую оболочку матки, а из второго слоя образуется тело зародыша и внезародышевые органы, выполняющие защитную и трофическую функции.

Через 5 суток бластула попадает в полость матки, где на 7-е сутки происходит ее внедрение в слизистую оболочку матки. На наружной поверхности трофобласта образуется масса выростов-ворсинок, которые врастают в слизистую оболочку матки, образуя вместе с нею новый орган — плаценту (детское место).

На втором этапе эмбриогенеза — гаструляции — происходит образование многослойного зародыша. В течение 2-й недели развития клетки эмбриобласта делятся на два слоя: наружный - эктодерма, и внутренний - энтодерма. В результате образуется двуслойный зародыш - гаструла. Таким образом, к концу 2-й недели длина зародыша составляет всего 1,5 мм.

С 3-й недели развития в зародыше совершаются важные и сложные процессы усиленного размножения клеток, их дифференцировки и перемещения. В результате этих перегруппировок в средней части зародышевого щитка возникает валик - первичная полоска, вытянутая в направлении оси зародыша с небольшим возвышением в передней ее части — первичным (гензеновским) узелком. Первичная полоска определяет двустороннюю симметрию тела зародыша, т. е. его правую и левую стороны, а первичный узелок указывает на головной (краниальный) конец тела зародыша. Вследствие усиленного роста клеток первичной полоски и узелка и их смещения (иммиграции) к центру и вглубь между эктодермой и энтодермой образуется средний зародышевый листок — мезодерма и зародыш приобретают трехслойное строение.

На 17-е сутки строение зародыша усложняется, в нем формируется осевой комплекс зачатков. Часть клеток мезодермы образуя головной (хордальный) отросток, который проникает между эктодермой и энтодермой от головного до хвостового конца зародыша, формируя клеточный тяжспинную струну (хорду). Головная часть зародыша растет быстрее, чем хвостовая. В конце 3-й недели развития кпереди от первичного узелка в эктодерме выделяется полоска активно растущих клеток — нервная пластинка, которая вскоре прогибается, образуя продольное углубление — нервную бороздку. По мере углубления бороздки ее края увеличиваются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нервную бороздку в нервную трубку, из которой развивается в дальнейшем вся центральная нервная система. Эктодерма смыкается над образовавшейся нервной трубкой и теряет с ней связь.

С 20-21-х суток начинается период обособления тела зародыша посредством глубокой борозды туловищной складки. Зародыш становится выпуклым и начинает изгибаться в поперечном и продольном направлениях. Энтодерма образует в теле зародыша трубку - первичную кишку.

Начиная с 4-й недели развития зародыша, происходит дифференцировка зачатков и зародышевых листков, из которых происходит формирование тканей и органов.

К концу 1-го месяца внутриутробного развития уже сформированы зачатки всех тканей. На 2-м месяце завершается закладка всех органов. Из эктодермы образуется эпидермис кожи и ее производные, эпителий ротовой полости, анального отдела прямой кишки и влагалища. Из энтодермы образуется эпителий и все железы пищеварительной системы и дыхательных путей. Из мезодермы развиваются внутренние органы, сердце и сосуды, кости, мышцы, суставы, собственно кожа.

С конца 2-го месяца до момента рождения зародыш называют плодом.

В течение 3-го месяца происходит усиленное развитие всех органов и систем плода. Весь плод принимает характерные человеческие формы, его длина около 70 мм и масса 100 - 125 г. В этот же период (6-12 недель) происходит окончательное формирование детского места, или плаценты.

Плацента является внезародышевым органом, за счет которого устанавливается связь зародыша с организмом матери. Она выполняет следующие функции: трофическую, экскреторную, защитную, эндокринную.

С третьего месяца начинается интенсивный рост всех отделов и частей тела плода, продолжающийся и после рождения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.012 с.)