Даны последовательности слов: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Даны последовательности слов:



был быть быть есть
был есть есть был
буду есть есть есть
был буду был было

Отметьте те из них, которые могут встретиться в правильном тексте на русском языке при условии, что внутри них не стоят никакие знаки препинания, включая кавычки, и ни одно слово не называет само себя (как во фразе «Слово — это существительное из пяти букв на букву С»), и составьте предложения с ними.

Слово “последовательность” подразумевает, что слова идут подряд и между ними нет никаких других слов. Подберите примеры предложений для этих последовательностей.

8. Прочитайте текст и выполните задания. (20 баллов)

Культура личности – это синоним просвещённости. Ведь образованный человек – это ещё не значит культурный. Образованный человек – это человек, получивший определённую сумму знаний, и только. Но он может быть и хамом, и кем угодно. А просвещённый человек? Он, как правило, и образованный… Просвещённый человек опирается не на сумму полученных знаний, а на сумму этических норм. Он себе не позволяет каких-то дурных поступков, потому что у него есть жизненные принципы. Это и есть культура личности, когда человек не может отказаться от этических норм, которые он исповедует. (Е. Носов)

Задания и вопросы

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

3. Каким типом речи является текст? Докажите.

4. Объясните, что такое этика, этически нормы. (2 б.)

5. Запишите ряд словосочетаний со словом культура. Докажите, что это слово многозначное.

6. Используя материал текста, докажите, что синонимы образованный, просвещённый – это, как отмечал учёный-филолог А. Реформатский, очень часто «то же, да не то же».

7. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста.

8. Составьте схему последнего предложения.

III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 15 б. за содержание +15 б. за языковое оформление =30 баллов)

9. Напишите сочинение-миниатюру (90-100 слов).

К Году русского языка в Республике

Грамотным быть модно?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.

Ø Человек чести. Человек долга. Кто он и какой он?

Ø За что я люблю свой край?

Ø Телевидение помогает человеку формировать вкус?

Ø Сделаем мир лучше! А каким образом?

Ø Мой современник… Какой он?

Длительность ораторского выступления – 2 минуты.                           P. S. Всего 100 баллов


ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А. Вяземский

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Ответьте на вопрос. В каких предложениях слово свой – лишнее, а в каких – необходимо? Ответ обоснуйте. (3 балла)

А. Русская литература прошла длительный путь своего развития.

Б. Вдруг Софья теряет свое сознание.

В. Во время летних каникул он мог целями днями заниматься своей историей.

2. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания. (4 балла)

А. Столовая – стая

Б. Портной – герой

В. Рыбачий – рабочий

Г. Лекторий – лисий

3. Выдающийся филолог ХХ века В.В. Виноградов в фундаментальном труде «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947 г.) назвал местоимение особой частью речи в современном русском языке. Как вы думаете, почему учёный так охарактеризовал местоимения? (Ответ до 20 слов) (5 баллов)

4. Прочитайте приведенные ниже предложения. В чем разница между значениями формы творительного падежа существительных в данных фрагментах? Ответ поясните. (8 баллов)

1. Брат работает директором завода.

2. Экспедицию снабдили всем необходимым оборудованием.

3. Долго я шёл берегом реки.

4. Он сделал ход конем.

 

5. Выполните задание (5 баллов).

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Составьте небольшой текст-пример композиционного стыка (до 15 слов). Пример.

На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты, звоны и свисты лесной ночи. Соединила, оживила и сделала их понятными и близкими всем. (Н. Сладков).

 

6. Выполните задание (5 баллов). Писатель С. Елпатьевский, вспоминая о Л.Н. Толстом, пишет, что «ему было чуждо и несвойственно употреблять слова поработать, подумать, а нужно было сильно работать, много думать — над тем, что приходило к нему изо дня в день в виде бесчисленных писем и расспросов, над постоянными, никогда не прерывающимися запросами его духа, над своей проповедью и над художественными образами, старыми и новыми, которые неотступно стояли перед ним, от которых он никогда не мог уйти...». Кратко (до 20 слов) запишите вашу версию, почему же Толстому не нравились глаголы поработать, подумать, чем они его не удовлетворяли?

II-й уровень (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)

Даны две группы существительных:

I. Балбес, волокно, газель, голодранец, карамель, кораблик, миграция, половина, полоса, тарабарщина

II. Алчность, дырокол, имя, кабаре, карусель, континент, молокозавод, овраг, омела, оригинал, спортплощадка, флейтист

Слова, входящие в группу I, обладают некоторой редкой особенностью, которой нет у слов группы II, равно как и у абсолютного большинства других русских слов.

А. В чём особенность существительных группы I?

Б. Какие из данных существительных относятся к группе I: доклад, канцелярия, колкость, колода, ломтик, получение, фаталист, эллипс? Обоснуйте.

В. Придумайте ещё два существительных, входящих в группу I.

8. Прочитайте текст и выполните задания (комплексная работа с текстом). (20 баллов)

(1)…Прибывшая знаменитость поразила всех своим невиданным по длине фраком дивного покроя и тем что явилась в чёрной полумаске. (2)Но удивительнее всего были двое спутников чёрного мага длинный клетчатый в треснувшем пенсне и чёрный жирный кот который войдя в уборную на задних лапах совершенно непр..нуждённо сел на диван щурясь на оголё..ые грим..ровальные лампионы.

(3)Римский постарался изобразить на лице улыбку (от) чего оно..делалось кислым и злым и раскланялся с бе..молвным магом сидящим рядом с котом на диване. (4)Рукопожатия не было. (5)Зато развязный кле..чатый сам отрекомендовался финдиректору назвав себя «ихний помощник». (6)Это обстоятельство удивило финдиректора и опять (таки) (не) приятно в контракте решительно ничего не упоминалось (ни) (о) каком помощнике.

(7)Весьма принуждённо и сухо Григорий Данилович осведомился у свалившегося ему на голову клетчатого о том где а(п,пп)аратура артиста…(По М. Булгакову).

Задания к тексту.

1. Определите стилевую принадлежность текста.

2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

3. Укажите номер (а) предложения (ий), где прилагательное употребляется в значении имени.

4. Из предложений 1-3 выпишите словосочетания(ие), в состав которых(ого) входят причастия(ие) и существительные(ое).

5. Выпишите примеры словосочетаний с типом связи «управление» и типом связи «примыкание».

6. Выпишите и разберите словосочетание с типом связи «согласование».

7. Какую окраску речи в тексте придаёт словосочетание «ихний помощник»?

8. Определите значение слова лампион.

9. Укажите номер предложения с обобщающим словом.

10. Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид (союзные или бессоюзные), выделите в них грамматические основы.

11. Укажите номер простого осложнённого предложения.

12. Укажите предложения, в которых встречаются обособленные определения и обособленные обстоятельства.

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 б. за содержание + 15 б. за грамотность = 30 баллов)

9. Напишите небольшое эссе (130-150 слов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.013 с.)