Год русского языка в Донецкой Народной Республике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Год русского языка в Донецкой Народной Республике



Год русского языка в Донецкой Народной Республике

Уважаемые участники муниципального/межлицейского этапа

Республиканской олимпиады учащихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики

по русскому языку!

    Поздравляем вас с праздником – Днём олимпиады юных филологов! Днём великого русского языка и великой русской литературы! Днём любования словом! Днём квалифицированного читателя! Днём демонстрации всего того, что вы знаете и умеете!

Мы подготовили для вас интересные задания на определение уровня коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и произносить ораторскую речь!

    Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам презентовать риторические тексты, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, интересными работами и яркими ораторскими спичами.

Продолжительность ораторского выступленияот 1-й до 3-х минут. Оцениваются: остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора).Помните, что хороший ритор – это человек, защищающий свою точку зрения эффективно, уверенно и убедительно, решительно и ответственно.

На выполнение письменных заданий олимпиады и их самопроверку отводится три часа (180 минут).

На сайтах ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» http://www.donippo.org/ и отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Олимпиады» будут размещены варианты эталонных ответов на задания муниципального/межлицейского этапов Республиканской олимпиады учащихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку.

Вы сможете вместе с педагогом-наставником провести совместный анализ ошибок, допущенных в ходе выполнения заданий, и составить перспективный план самообразования.

Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями Республиканской олимпиады школьников по русскому языку!

Итак, начинаем!


ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

 
  • Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова (3 балла).

2. Вставьте, где это необходимо, пропущенный согласный (5 баллов).

Ис …ку…ство, интел…игент, кавал...ерия, колон…а, гал...ерея, драм...атический, гум...анизм, кол...ичество, пьес...а, интел...ект.

3. Ответьте на занимательные вопросы, используя знания о русском языке (6 баллов).

а) Какое русское слово состоит из трех слогов и указывает на 33 буквы? (2 б.)

б) Мама пришла с работы и, увидев на кухонном столе стопку чистой посуды, спросила: «Чистые ли эти тарелки и чашки?» Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими?

в) Какзовут двух девочек, чьи имена образовали с помощью одной гласной и одной согласной букв?

4. Прочитайте отрывок из автобиографической книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки» и ответьте на вопрос: как именно девушка переврала фамилию? (2,5 балла).

«Вошли две девушки, одна покрупней, другая мелкая, обе расфуфыренные, как будто собрались на вечеринку, и с порога начали искать кого-то глазами. Я почувствовал, что меня.

Так и оказалось.

— Алеша здесь? – спросила которая покрупней, переврав, конечно, фамилию. – Алеша здесь?

— Да, да, я.»

5. Выполните задания (4 балла). Даны четыре группы глаголов с приставкой за-. Объясните принцип выделения групп.

а) забастовать, замаячить, засмеяться, заболевать;

б) засеять, застроить, заплевать, заштриховать;

в) затушевать, заровнять, затушить, заштопать;

г) закинуть, закатиться, заползти, засовывать.

6. Выполните задания (9,5 баллов). Распределите по группам, определённым в 5 задании, следующие глаголы: заблестеть, заглянуть, заделать, задуть, закапать, закидать, заклеить, заплакать, засыпать, затоптать. Приведите необходимые примеры. Если какие-то глаголы можно отнести к разным группам, отметьте это. Приведите примеры двух глаголов с приставкой за-, не относящихся ни к одной из данных групп.

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу, выполнив задания последовательно: от 1 -го до 9 -го. (10 баллов)

1) Найдите предлог со значением отсутствия чего-либо 2) Подберите антоним к слову «лень» 3) Выберите одну из отрицательных частиц. 4) Составьте слово, взяв приставку из слова «выкройка», корень из слова «ловля», окончание любого глагола второго спряжения в форме 2-го лица единственного числа 5) Подберите слово со значением обитателя водоема с уменьшительным суффиксом 6) Подберите предлог со значение извлечения чего-либо откуда-либо. 7) Замените слово-украинизм «ставок» соответствующим русским эквивалентом. 8) Запишите полученное предложение. 9) В чем особенность данного изречения?

8. Прочитайте текст и выполните задания. (20 баллов)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(И.С. Тургенев, июнь 1882 г.)

Задания

1. Говоря о стихотворении в прозе «Русский язык», поэт XX века Л. Озеров пишет: «Во все хрестоматии вошёл тургеневский гимн русскому языку. Эта песнь сопровождает человека от школьных лет до глубокой старости». В каких значениях употребляются в этом высказывании слова гимн, песня?

2. Укажите в тексте предложение, которое является риторическим вопросом.

3. Составьте схему последнего предложения. (3 б.) Определите его тип по цели высказывания.

4. Объясните орфограммы.

III-й уровень. Творческое задание (30 баллов: 15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление)

9. Напишите сочинение-миниатюру (70 слов).

Грамотным быть модно?

 

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Кратко ответьте на вопрос: почему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое? (6 балла)

2. Выполните задание (4 балла). Укажите, в каких из предложенных слов согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

а) [чн];

б) [шн];

в) возможны два варианта произношения [чн – шн], поясните.

Грамотным быть модно?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Каждое слово языка, каждая его форма

есть результат мысли и чувства человека,

через которые отразились в слове природа страны и история народа.

К. Ушинский

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Подберите к устаревшим словам современные синонимы. (5 баллов)

Рамена, дружина, позор, плеск, урод.

2. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах. (4 балла)

А. Мать любила и гордилась своим сыном.

Б. Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 ноября.

В. Мемориальный памятник установлен на площади.

Г. С ним произошел неприятный инцидент.

3. Какое предложение из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» отличается от остальных по признаку двусоставности/односоставности? Выберите один ответ. (3 балла)

А. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

Б. Всё отвергал: законы! совесть! веру!

В. На всех московских есть особый отпечаток.

Г. И славно пишет, переводит.

Д. Все приведенные предложения не отличаются друг от друга по признаку двусоставности/односоставности.

4. Укажите, какие слова в предложениях избыточны. Ответ обоснуйте. Как называется такой оборот речи? (4 балла)

1. Площадь этого виноградника – около пяти квадратных гектаров.

2. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.

3. Ошибки чтеца неприятно режут слух.

4. Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

5. Выполните задание. Вставьте пропущенные буквы (6 баллов).

? ? ? ? ? ? ? ?
кожа…ый деревя…ый тополи…ый соломе…ый ветре…ый письме…ый скоше…ый отреза…ый овея…ый малева…ый кова…ый рисова…ый сказа…ый купле…ый ране…ый беше…ая жела…ый суше…ая воспита…а образова…ы организова… воспита…а образова…ы организова…

6. Выполните задание (8 баллов). Определите, по какому принципу сгруппированы слова в каждом столбце таблицы, данной в задании №5.Дополните столбцы (где можно) данными ниже словами.

Рассея …а, гости…ая, свяще…ый, невооруже…ый, кухо…ый, броше…ый, груже…ая.

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)

Грамотным быть модно?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А. Вяземский

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Ответьте на вопрос. В каких предложениях слово свой – лишнее, а в каких – необходимо? Ответ обоснуйте. (3 балла)

А. Русская литература прошла длительный путь своего развития.

Б. Вдруг Софья теряет свое сознание.

В. Во время летних каникул он мог целями днями заниматься своей историей.

2. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания. (4 балла)

А. Столовая – стая

Б. Портной – герой

В. Рыбачий – рабочий

Г. Лекторий – лисий

3. Выдающийся филолог ХХ века В.В. Виноградов в фундаментальном труде «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947 г.) назвал местоимение особой частью речи в современном русском языке. Как вы думаете, почему учёный так охарактеризовал местоимения? (Ответ до 20 слов) (5 баллов)

4. Прочитайте приведенные ниже предложения. В чем разница между значениями формы творительного падежа существительных в данных фрагментах? Ответ поясните. (8 баллов)

1. Брат работает директором завода.

2. Экспедицию снабдили всем необходимым оборудованием.

3. Долго я шёл берегом реки.

4. Он сделал ход конем.

 

5. Выполните задание (5 баллов).

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Составьте небольшой текст-пример композиционного стыка (до 15 слов). Пример.

На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты, звоны и свисты лесной ночи. Соединила, оживила и сделала их понятными и близкими всем. (Н. Сладков).

 

6. Выполните задание (5 баллов). Писатель С. Елпатьевский, вспоминая о Л.Н. Толстом, пишет, что «ему было чуждо и несвойственно употреблять слова поработать, подумать, а нужно было сильно работать, много думать — над тем, что приходило к нему изо дня в день в виде бесчисленных писем и расспросов, над постоянными, никогда не прерывающимися запросами его духа, над своей проповедью и над художественными образами, старыми и новыми, которые неотступно стояли перед ним, от которых он никогда не мог уйти...». Кратко (до 20 слов) запишите вашу версию, почему же Толстому не нравились глаголы поработать, подумать, чем они его не удовлетворяли?

II-й уровень (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)

Даны две группы существительных:

I. Балбес, волокно, газель, голодранец, карамель, кораблик, миграция, половина, полоса, тарабарщина

II. Алчность, дырокол, имя, кабаре, карусель, континент, молокозавод, овраг, омела, оригинал, спортплощадка, флейтист

Слова, входящие в группу I, обладают некоторой редкой особенностью, которой нет у слов группы II, равно как и у абсолютного большинства других русских слов.

А. В чём особенность существительных группы I?

Б. Какие из данных существительных относятся к группе I: доклад, канцелярия, колкость, колода, ломтик, получение, фаталист, эллипс? Обоснуйте.

В. Придумайте ещё два существительных, входящих в группу I.

8. Прочитайте текст и выполните задания (комплексная работа с текстом). (20 баллов)

(1)…Прибывшая знаменитость поразила всех своим невиданным по длине фраком дивного покроя и тем что явилась в чёрной полумаске. (2)Но удивительнее всего были двое спутников чёрного мага длинный клетчатый в треснувшем пенсне и чёрный жирный кот который войдя в уборную на задних лапах совершенно непр..нуждённо сел на диван щурясь на оголё..ые грим..ровальные лампионы.

(3)Римский постарался изобразить на лице улыбку (от) чего оно..делалось кислым и злым и раскланялся с бе..молвным магом сидящим рядом с котом на диване. (4)Рукопожатия не было. (5)Зато развязный кле..чатый сам отрекомендовался финдиректору назвав себя «ихний помощник». (6)Это обстоятельство удивило финдиректора и опять (таки) (не) приятно в контракте решительно ничего не упоминалось (ни) (о) каком помощнике.

(7)Весьма принуждённо и сухо Григорий Данилович осведомился у свалившегося ему на голову клетчатого о том где а(п,пп)аратура артиста…(По М. Булгакову).

Задания к тексту.

1. Определите стилевую принадлежность текста.

2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

3. Укажите номер (а) предложения (ий), где прилагательное употребляется в значении имени.

4. Из предложений 1-3 выпишите словосочетания(ие), в состав которых(ого) входят причастия(ие) и существительные(ое).

5. Выпишите примеры словосочетаний с типом связи «управление» и типом связи «примыкание».

6. Выпишите и разберите словосочетание с типом связи «согласование».

7. Какую окраску речи в тексте придаёт словосочетание «ихний помощник»?

8. Определите значение слова лампион.

9. Укажите номер предложения с обобщающим словом.

10. Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид (союзные или бессоюзные), выделите в них грамматические основы.

11. Укажите номер простого осложнённого предложения.

12. Укажите предложения, в которых встречаются обособленные определения и обособленные обстоятельства.

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 б. за содержание + 15 б. за грамотность = 30 баллов)

9. Напишите небольшое эссе (130-150 слов).

Я – гражданин.

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Каждое слово языка, каждая его форма

есть результат мысли и чувства человека,

через которые отразились в слове природа страны и история народа.

К. Ушинский

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Великий русский поэт XIX века А.С. Пушкин в стихотворении «Ты и вы» мастерски использовал формы личных местоимений ты и вы. Какие семантические особенности личных местоимений использовал А.С. Пушкин в своём стихотворении? (3 балла)

Ты и вы Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю! (А.С. Пушкин)

2. Прочитайте приведенные ниже предложения. Выделите существительные, которые употребляются с отступлением от грамматической нормы. В чем заключается это отступление? (5 баллов)

Для какого стиля речи характерно намеренное употребление форм, не соответствующих общепринятым нормам? С какой целью они употребляются? 

1. Хватит с меня этих отдыхов! (И.А. Бунин).

2. Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце (М. Цветаева).

3. Он создал тысячи диковин И может не бояться стуж (Б. Пастернак);

4. Земля! Зеленая планета!

Ничтожный шар в семье планет!

Твое величье – имя это,

Меж слав твоих – прекрасней нет! (В. Брюсов).

3. Отличаются ли по составу предложения? Свой ответ аргументируйте. (4 балла)

А) Восхитительный ночлег в пути.

Б) Ночлег в пути из-за непогоды.

4. Ответьте на вопрос. В каких предложениях слово свой – лишнее, а в каких – необходимо? Ответ обоснуйте. (3 балла)

А. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст.

Б. Прохожий снял свою шляпу и поклонился.

В. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

5. Сравните в приведенных предложениях употребление слов год и година.

Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры. (7 баллов)

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие)

Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).

6. Напишите триолет на тему «Год русского языка» (8 баллов). Триолет – это стихотворение в восемь строк, из которых 4–я и 7–я повторяют первую, а 8-я – вторую, причем всё стихотворение написано на две рифмы. Например:

Твой лик загадочный и нежный Как отраженье в глубине, Склонился медленно ко мне. Твой лик загадочный и нежный Возник в моем тревожном сне. Встречаю призрак неизбежный: Твой лик, загадочный и нежный, Как отраженье в глубине. (В. Брюсов) Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя, Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье, И мне осталось сожаленье, И поздней мудрости змея. Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя. (К. Бальмонт)

II-й уровень (2 задания: 10 баллов + 20 баллов = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)

Как известно, в основе правописания русских безударных гласных лежит простой принцип: надо найти слово, в котором та же часть слова оказывается под ударением. Обычно мы используем этот принцип для проверки корневых гласных: например, безударную гласную в корне слова комок мы проверяем словом ком. Однако и все другие части слова подчиняются тому же принципу. Например, суффикс слова шерстяной мы можем проверить таким словом, как жестянка; приставку слова записать мы можем проверить таким словом, как запись (обычно мы этого не делаем, потому что легко запомнить, что приставки зо - в русском языке не бывает, но тем не менее важно осознавать причину такого написания).

Дано слово предопределённость. Для каждой из пяти его безударных гласных укажите, является ли она проверяемой или нет; если да, приведите проверочное слово. При выполнении этого задания вы столкнётесь с определёнными сложностями. Опишите их.

8. Прочитайте текст. Проведите комплексную работу с текстом, ответив на вопросы и выполнив задания (20 баллов).

КОЛОКОЛЬНЯ

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! — Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить… (А. Солженицын)

План анализа текста

1. Определите тему и идею текста.

2. Укажите композицию текста.

3. Укажите смысловые части текста, установите отношения между ними, исходя из композиции (структуры) текста.

4. Определите жанр текста. Какова роль последнего предложения?

5. Выделите ключевые слова (смысловые доминанты), определите их функциональную роль. Какие «особые» слова вы обнаружили в тексте? Напишите их название.

6. Определите оценочную информацию текста, назовите риторические приёмы (тропы и фигуры), их функциональную роль в тексте.

7. Проанализируйте образ автора, тип авторского повествования (ведётся ли оно от 1-го, 2-го или 3-го лица).

8. Определите характер речи (монолог, диалог, полилог) и характер связи между предложениями в тексте (текст с цепными, параллельными, присоединительными связями).

9. Установите функцию текста (описание, повествование, рассуждение).

10. Укажите стиль. Назовите основные приметы стиля.

11. Определите наличие контекста и подтекста.

12. Дайте оценку полученной из текста информации (к кому обращается автор).

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 баллов за содержание + 15 баллов за языковое оформление = 30 баллов)

9. Напишите сочинение-эссе (180-200 слов).

Я – гражданин.

Год русского языка в Донецкой Народной Республике



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.118 с.)