Святитель василий ( епископ кинешемский) «беседы на евангелие от марка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святитель василий ( епископ кинешемский) «беседы на евангелие от марка»



Преамбула

Данный текст представляет собой сопровождение к двум беседам иеромонаха Прокопия о чтении (часть 1: https://youtu.be/R7QvFy-Snhg; часть 2: https://youtu.be/0fI2zogJZTc). Беседы родились из вопросов паломников, интересующихся, что они могли бы почитать, чтобы развиться в христианской жизни. Главным критерием для отбора источников в список являлся принцип соотносимости друг с другом. В первой беседе рассказывает непосредственно о самом чтении, потом делается переход к списку источников, и на счет каждого источника дается краткий комментарий. В тексте кратко (по сравнению с беседами) рассказывается о чтении, список источников по сравнению с беседами – расширен, источники в тексте приводятся практически без комментариев (или с краткими комментариями).

 

О чтении

Чтение помогает сформировать целостное мировоззрение, что представляется важным для христианина. Ведь деятельность человека определяется его мировоззрением. Характер догмата определяет характер поступка. Опрометчиво думать, что догматическая сторона несущественна в жизни человека. Если человек, например, принимает восточную концепцию о иллюзорности мира, то желание помочь собеседнику может так и не возникнуть. В самом деле, исходя из концепции иллюзорности бытия, нет ни самого человека, ни его собеседника. Зачем же тогда оказывать последнему помощь? Принятие иного мировоззрения в корне меняет ситуацию. Есть и человек, и его собеседник. Есть и вечная жизнь, в которую человек войдет с тем багажом, который скопил в своей душе. Характер деятельности человека определит то душевное состояние, в котором человек будет развиваться в вечности. «Каждое дело, слово и помышление, как благое, так и злое, непременно кладет на нас соответствующую себе печать»[1]. И потому внимание к собеседнику видится делом обоснованным.

Среди книг, предназначенных для чтения, можно условно выделить две группы:

В первую группу входят книги, над содержанием которых нужно думать. Бывает, что несколько страниц такого рода книги насыщают ум. Человек, встретившись с несколькими глубокими мыслями, испытывает потребность в том, чтобы «переварить» их. Дальше – уже «не читается».

Ко второй группе условно можно отнести книги более повествовательно характера. В книгах такого рода присутствуют примеры из жизни, а наставления даются простым языком. Книги такого рода доступны для понимания даже тогда, когда ум утомлен.

Есть разные подходы к чтению. Один из них можно выразить словом «переживывание». Человек старается усвоить прочитанное, а не стремится просто прочитать как можно больше. О чтении прекрасно высказался иеромонах Серафим (Роуз). В его книге «Человек против Бога» есть глава под названием «Ежедневная духовная пища». В этой главе он советует выписывать те цитаты из святоотеческих творений, «которые нам кажутся наиболее важными для нас». [Мы] «изучаем их, определяем, в какой степени они подходят нам, и в случае необходимости находим параллельные места у других святых отцов, сопоставляем, вдумываемся, глубже постигаем смысл и т. д.». «Если хотя бы на один день мы прекращаем прием слов Священного Писания и святых отцов,— это означает, что мир [то есть хаотическое, беспорядочное мышление; страстные движения, желания; ложные представления, толкающие нас на греховные поступки] начинает преобладать в нас». Впрочем, нужно учесть, что не всегда удается полностью усваивать прочитанное. Иногда оно не понимается. В таком случае можно руководствоваться словами одного духовного автора. Его мысль звучит примерно так: Если не понимаешь написанного, читай дальше; в свое время поймешь.

Рекомендации по поводу чтения дает и святитель Игнатий (Брянчанинова) в своей книге «Приношение современному монашеству» в главе «О осторожности при чтении Отеческих книг о монашеской жизни». А также - в своей книге «Аскетические опыты. Том 1» в главах «О чтении Евангелия», «О чтении святых отцов», «Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение». Последняя из указанных глав чрезвычайно актуальна для современного читателя, читающего часто все подряд без всякого разбора. А ведь, чтобы повредиться духовно, для человека достаточно увлечься какой-либо ложной мыслью или идеей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) свидетельствует, что «душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих».

Подобные мысли человек усваивает через личный контакт с адептами эзотерических учений, через чтение еретических книг, а также через безразборчивый просмотр телевизионных программ. Путей, по которым в человека поступают ложные мысли, – множество. И по любому из них в сознание может проникнуть то, что изменит духовный облик человека. «Измените, – писал преподобный Силуан Афонский, – в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия».

Некоторые мысли о пользе чтения применительно к проблемам современного человека изложены в беседе третьей из цикла «Большее и меньшее: что можно противопоставить наркотикам» («Реабилитация и спорт. Образ здравого жития без греха. Реабилитация у сектантов»; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/). А также - в беседе третьей из цикла «Что делать и как жить» («Чтение и молитва. Отгоняются страсти, забывается прошлое»; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/).

О чтении – преподобный Ефрем Сирин: «По мере сил своих принуждай себя, как можно чаще, читать Писание, чтобы оно собирало твои помыслы, которые враг разсевает своим злоухищрением … Будь трезвен, и старайся всегда прилежно заниматься чтением, чтоб оно научало тебя, как избегать сетей вражеских и достигнуть вечной жизни. … Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум, и дарует ведение о Боге».

О чтении – священномученик Фаддей (Успенский): «Благодаря практике у учителя часто устанавливаются определенные, слишком однообразные приемы преподавания, а это легко может сделать преподавание его безжизненным. Читая же книги разных лиц, трудившихся в учебновоспитательном деле, учитель встречает новые для себя мысли, знакомится с новыми приемами преподавания. Да и вообще чтение при однообразной учебной деятельности может освежающим образом действовать на душу» (см. «О необходимости подготовки к учительству путем практическим и теоретическим» из книги священномученика Фаддея (Успенского) «Записки по дидактике»).

 

Жизнь христианина. С каких книг можно начать:

1. «Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни» (URL:http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/1395/).

В этой книге собрано многое из тех источников, о которых пойдет речь ниже.

2. «Отец Арсений».

Встречаются сокращенные версии этой книги, но желательно читать полную версию – довольно объемное (но очень легко читаемое) издание, в которое включены такие разделы: Введение; часть первая «Лагерь»; часть вторая «Путь»; часть 3 «Дети»; часть 4 «Путь к вере»; часть 5 «Возлюби ближнего своего»; Воспоминания об отце Арсении»).
Книгу «Отец Арсений» можно выделить особо. Она помимо прочего содержит повести, рассказывающие о жизни христиан в трудные времена: годы гонения на Церковь, Вторая Мировая война. Многие люди не понимают, что такое христианская любовь и как она проявляется в жизни. Повести же, включенные в книгу, дают наглядный ответ на этот вопрос (см., например, главу «Доброе слово»). Книга представляет собой сокровищницу духовного (и жизненного) опыта.

3. Старец Фаддей Витовницкий. «Мир и радость в Духе Святом».

Старец жил в трудное время, должен был заботиться о других. В годы гонения на Церковь его могли казнить коммунисты, а во время оккупации Сербиинацисты. Старец настолько сильно переживал, что стал принимать таблетки, так как не мог успокоиться ни днем, ни ночью. Перенес два нервных срывы и понял, что, если не изменит свою жизнь, то – умрет. И однажды он успокоился. Найденным им на жизненном пути он делится с читателем.

4. Можно также посмотреть документальный фильм «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя…»

5. Поучения преподобного Паисия Святогорца. Книги серии «Слова».
Можно найти в сети. «Том 1. С болью и любовью о современном человеке»; «Том 2. Духовное пробуждение»; «Том 3. Духовная борьба»; «Том 4. Семейная жизнь»; «Том 5. Страсти и добродетели»; «Том 6. О молитве»).

Когда одному духовнику был задан вопрос, как отличать помыслы, которым можно следовать от помыслов, которым следовать нельзя (как отличить мысли собственные от мыслей, которые вложены в сознание падшими духами), духовник посоветовал прочитать книги с поучениями преподобного Паисия, который показывает, как разграничивать мысли.

6. Преподобный авва Дорофей. «Душеполезные поучения».

Книга кажется простой, но только на первый взгляд. В ней содержатся базовые сведения, и она дает основу. В частности, святитель Феофан Полтавский писал о ней: «“Я читаю сейчас Авву Дорофея, – далее пишете Вы и спрашиваете – Все ли, что он пишет, могу я прилагать к себе, к своему поведению или же нет?” Отвечаю: нужно все делать, особенно на первых порах, с благословения и совета своего духовного руководителя. Это не потому, чтобы написанное не было истинно, а потому, что начинающим оно может быть не совершенно правильно понято. Написанное у Аввы Дорофея написано очень просто, но духовный смысл написанного им не прост, а очень глубок»

7. Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского

 URL: https:// azbyka. ru / otechnik / Feofan _ Bystrov / pisma /.

Практическая реализация христианского образа жизни:

1. Александр Ельчанинов, священник, 2 статьи: «Демонская твердыня (о гордости)», «Беседа перед исповедью».

2. Владимир Воробьев, протоиерей, 2 статьи: «Покаяние, исповедь, духовное руководство», «Православное учение о браке».

 

Об одиночестве:

1. E пископ Пантелеимон (Шатов). «Одиночество» (эта статья была опубликована до монашеского пострига и рукоположения в сан епископа, в сети находится под именем протоирея Аркадия Шатова: https://sluzhenie.tomsk.ru/?p=481)

2. Иван Ильин. «Рождественское письмо».

3. Глава из книги «Отец Арсений» «Доброе слово»

4. Иоанн Наумович, протоиерей. «Путеводитель доброй жизни (Страх божий, Мудрость, Трезвость, Труд)».

 

     О молитве:

 

1. Большаков Сергий. «На высотах духа» (в том числе, – о молитве).

2. Священник Антоний (Голынский), трактат «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» (емкое по выражению мысли; можно прочитать 3 раза с интервалами в год-два). Приводится в книге Н. Новикова «О молитве Иисусовой».

3. Творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Можно посмотреть оглавления томов и прочитать главы, в названиях которых говорится о молитве.

4. Иеромонах Тихон (Барсуков). «Архиерей».

В минуты ожесточения

Ефрем Сирин, преподобный. «Слезные моления» (https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/molitv_slezn/).

Христианское чтение

1.   Святитель Николай Сербский. «Миссионерские письма».

2.   Святитель Василий (епископ Кинешемский). «Беседы на Евангелие от Марка». Книга написана понятным для современного читателя языком. Интересна и содержательна. Содержит массу примеров из реальной жизни, что сообщает ей еще большую ценность в практической жизни.

3.   Спиридон (Кисляков), архимандрит. «Из виденного и пережитого».

4.   Протоиерей Михаил Овчинников. «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака».

5.   Игумения Таисия. «Келейные записки».

6. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые».

7. Иван Ильин. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (плюс «О Божией ткани»). «Книга раздумий». Книга «Аксиома религиозного опыта» (хотя бы 5 глав: «О религиозной автономии», «О религиозной гетерономии», «Огни личной жизни», «О религиозной цельности», «О религиозной искренности»). Статья «О художественном совершенстве». Итоговая книга его жизни – «Путь к очевидности».

8. Виктор Николаев. «Живый в помощи». «Безъотцовщина». «Из рода в род».
Ветеран-афганец. Пишет книги, основанные на беседах с реальными людьми. Живой жизненный опыт встреч. Книга «Живый в помощи» описывает опыт самого автора.

9. Елена Мартилла и Светлана Магаева. «Мученики лениградской блокады».

10. Борис Шергин. Повести и рассказы (например, «Для увеселения»). «Праведное солнце», дневники разных лет (1939-1968). У Шергина все написанное особым христианским духом пропитано.

11. Достоевский Ф.М. («Преступление и наказание», «Бесы», «Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы»).

Преподобный Иустин (Попович) назвал Достоевского пророком и апостолом славянста. Он изложил свои взгляды относительно творчества Достоевского в своей книге «Философские пропасти» в главе «Достоевский как пророк и апостол православного реализма» (а также в отдельных, в чем-то похожих друг на друга, книгах: «Достоевский о Европе и славянстве», «Философия и религия Достоевского»).

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал: «Читай духовные книги, жития святых. Начни с Достоевского. Читай и осмысливай» [2] .

Келейница старца рассказывала: «Не помню уже, с чего я тогда начала приобщаться к духовности по Добротолюбию и что так взволновало отца Иоанна. Задав мне несколько вопросов касательно моей осведомленности в чтении классиков, он выяснил еще одну, по его мнению, недоброкачественность. Я любила и много читала, даже иллюстрировала рассказы Л. Толстого. Это открытие его встревожило не меньше, чем второй том Добротолюбия. Отец Иоанн предложил мне убрать с полки Толстого, заменив его Достоевским, а к Добротолюбию до времени не прикасаться совсем. Тем и кончились мои самочинные подвиги» [3] .
Филогог Василий (Фазиль) Ирзабков говорил, что Достоевский – весь о Христе.
По мнению психиатра Мелехова, творчество Достоевского обладает силой «психотерапевтического воздействия на больных и духовно возрождающего влияния на всех людей» [4] .
Профессор Короленко и академик Дмитриева считают, что в романе «Игрок» «процесс зарождения и овладения эмоциями проанализирован автором более тонко, чем в специальной литературе» [5]. Нейрофизиолог академик А.А. Ухтомский использует в своих работах психологические зарисовки Достоевского в романе «Двойник» [6] . Профессор С.Г. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием» многократно упоминает Достоевского.
Иными словами, Достоевский актуален и как писатель, раскрывающий истины христианства, и как психолог, раскрывающий тонкие изгибы человеческой души.
Профессор Мелехов Д. Е. пишет: «Творчество Достоевского обладает силой «психотерапевтического воздействия на больных и духовно возрождающего влияния на всех людей» (см. раздел 7 «Эпилепсия» из книги Мелехова Д.Е. «Психиатрия и проблемы духовной жизни». URL:
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=242).

Мой путь к Богу».

Эту книгу стоит отметить особо. Она состоит из расшифровок одноименных передач, в которых священник Георгий Максимов беседовал с людьми, пришедшими в Православие из иных религий, оккультизма, атеизма и прочих направлений. Во время своего рассказа люди формулировали суть своего заблуждения и те идеи, которые помогли им их преодолеть. Книга насыщена реальным интенсивным опытом. В книгу вошли расшифровки лишь некоторых передач, самих же передач – довольно много.

Беседа с иеромонахом Диомидом (Лукьянюком) (видео: https://youtu.be/zKp2Qp8-93U; текст: https://pravoslavie.ru/88378.html ).

Беседа с бывшим протестантом, священником Станиславом Распутиным (Видео: https://youtu.be/_noIbHA42vk; текст: https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525496 ).

Беседа с бывшим протестантом, священником Игорем Зыряновым (видео: https://youtu.be/Ud2z6EbD1M8; текст: https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525496 ).

Беседа с бывшим кришнаитом Андреем Колобовым (видео: https://youtu.be/zKp2Qp8-93U; текст: https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525503 ).

 

Христианское чтение – детям

 

1. Вигопулу Мерсина. «Из Я-града в Ты-град».

2. Энде Михаэль. «Момо».

3. Аудио-ответ иеромонаха Прокопия «Воспитание. Дети и родители (что читать детям, протест детей и отход от веры)» ( https://castbox.fm/vb/170327617 ).

 

 

Жития

 

Ценно – читать жития подвижников 19-20 (а также 21) века. Их опыт, стиль речи, ситуации, которые пришлось пережить – все это близко нам. Развернутые жизнеописания позволяют увидеть реакцию подвижника на то или иное жизненное явления, характер его общения с окружающими людьми, поведение в повседневной жизни в соответсвии с Евангельским учением. Через знакомство с опытом такого человека мы приобщаемся к учению Евангелия.

 

1. Житие старца Иерофея Дидаскала (https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie-startsa-ierofeja-didaskala/).

2. Симеон (Холмогоров), архимандрит. «Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни».
Преподобный Гавриил (Зырянов) с самого детства был отмечен Божиим помазанием. Стремясь к тому, чтобы достигнуть любви Божией, он прошел трудную школу подвижничества. Его жизнеописание может утешить тех, кто несет тяжкие труды или испытывает трудные жизненные обстоятельства. Был в жизни святого и долгий период болезни, через которую Господь помог преподобному Гавриилу найти то, что так жаждала его душа.

3. Поповский Марк. «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга».

4. Жития новомученников и исповедников 20 века (также, прошедших через полосу гонений, но не прославленных в лике святых).

5. Их опыт ценен для нас. Эти люди в годы гонений на Церковь прошли через тюрьмы, лагеря ссылки. Они отстояли свою веру, свою личность, свои убеждения. Они не сломались.

6. О преподобном Севастиане Карагандинском (Королёва В., «Живой воды неиссякаемый источник»).

7. Полное житие святой блаженной матери нашей Матроны Московской.

8. О митрополите Иоанне Чернове (Королева В., «Свет радости в море печали»).

9. Жития святых, составленные святителем Димитрием Ростовским.

 

Поучения, наставления

 

1. Жития и наставления Оптинских старцев.

Есть много книг, которые можно отнести к данной категории. Оптинские старцы жили уже практически в нашу эпоху.

2. Творения святителя Игнатия (Брянчанинова): «Аскетические опыты. Том 1», «Аскетические опыты. Том 2»; «Приношение современному монашеству»; «Слово о чувственном и о духовном видении духов».

Пятый том – «Приношение современному монашеству» полезно будет прочитать и мирянину. В этом томе святитель касается не только темы монашества, но и общих вопросов. Например: что есть келейное правило, как совершать поклоны и прочее.
Книга «Слово о чувственном и о духовном видении духов» дает основу для понимания того, насколько опасными для человека могут стать контакты с демоническим миром. Эта книга актуальна в наши дни, когда люди, не отдавая себе отчета в последствиях, идут к экстрасенсам, занимаются медитацией, вызывают духов и пр.

Сочинения святителя Игнатия можно читать понемножку. Творения святителя дают человеку обоснованный ответ, в принципе, на любой вопрос в отношении духовной жизни, помогают выстроить «каркас», на который можно нанизывать знания не только духовного, но и светского характера.

3. Творения святителя Феофана Затворника («Путь ко спасению», «Письма о духовной жизни»).
Наставления святителя Феофана о молитве можно уравновесить наставлениями о молитве святителя Игнатия.

4. Никодим Святогорец, преподобный. «Невидимая брань».

5. Преподобный Исаак Сирин. «Слова подвижнические».

При желании и, если есть с кем посоветоваться по поводу книги, можно полистать книгу преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические» (только – не в начале воцерковления, а лет через 10), о которой преподобный Паисий Святогорец оставил такую заметку: «Если бы больным в психиатрической лечебнице читали вслух Авву Исаака Сирина, то больные, верующие в Бога, становились бы здоровы, потому что им открывался бы глубочайший смысл жизни» (из книги «С болью и любовью о современном человеке» (Слова преподобного Паисия Святогорца, Том 1)).

 

 

Тема / Воспитание

 

1. Порфирий Кавсокаливит, преподобный. О воспитании и общении с детьми: в книге «Цветослов советов», раздел «Дети и молодежь»

https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/tsvetoslov-sovetov/),

в книге «Житие и слова», раздел «О воспитании» (https://azbyka.ru/deti/starets-porfirij-kavsokalivit-o-vospitanii).

2. Священномученик Фаддей (Успенский). Начало работы «Записки по дидактике» (в начале пишет об учителе, потом даются конкретные рекомендации уже по преподаванию Закона Божия).

3. Тихон (Агриков), архимандрит

Несколько страниц раздела «Пастырь – душепопечитель» в курсе лекций по пастырскому богословию для студентов духовной академии 3-го курса (Загорск, 1967; текст лекций можно найти на сайте lib.rus.ec). Этот раздел можно прочитать и мирянам, в нем о. Тихон излагает мысли о том, как выстраивать общение с трудными людьми; эти мысли могут оказаться полезными при воспитании и, вообще, при общении);

• При желании – книга этого же автора о воспитании – «У Троицы окрыленные».

4. Тексты и лекция иеромонах Прокопия:

«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 1): О принципах общения с «трудными» людьми и воспитании» ( http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1891/ ).

«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 2): Бесполезно ли воспитание?» ( http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1892/ ).

Циклы лекций «Проблема отклоняющего поведения: Родственникам, родителям, педагогам», «Родители и дети. Воспитание».

Богословие

 

1. Священномученик Андрей (князь Ухтомский), епископ Уфимский. «О любви Божией на Страшном Суде Христовом».

2. Сергий (Страгородский), патриарх. «Православное учение о спасении».
В книге приводится много цитат, каждый поворот мысли патриарх Сергий основывает на Св. Писании и на святоотеческих текстах, в нескольких предложениях подводит итог после каждого текста. Можно читать в электронном виде. Те мысли, которые понятны, можно выделить цветом, а после прочтения раздела выделенное – объединить. Получится небольшой понятный текст.

3. Лосский В.Н.: Статьи «Богословское понятие человеческой личности», «О третьем свойстве Церкви»; книги «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Догматическое богословие».

Следует читать не спеша, вникая, а если прочитать быстро, как обыкновенные книги, то смысл может ускользнуть.

4. Иустин (Попович), преподобный. В его произведении «Догматическое богословие» (собрание сочинений в 4 томах; https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/) можно выбрать по оглавлению то, что вызывает интерес. Особо стоит отметить в 4-ом томе раздел «Второе Христово Пришествие и Царство Будущего века»

(https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranie-tvorenij-tom4/2_5).
Тема второго пришествия Христова и конечной судьбы мира вызывает споры. Подобные обсуждения могут сопровождаться тревогой, попытка понять ее – страхом. В творениях же преподобного Иустина эта тема глубоко и вдумчиво раскрывается, что способствует формированию у читающего взвешенной позиции по данному вопросу.

5. Творения священномученика Илариона (Троицкого). В трехтомнике творений можно посмотреть по оглавлению и выбрать, что хочется почитать (https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/sobranie-sochinenij/). В частности, представление о Церкви можно составить по предисловию к его магистерской диссертации «История догмата Церкви»; см. раздел «Новозаветное учение о Церкви».

 

Преамбула

Данный текст представляет собой сопровождение к двум беседам иеромонаха Прокопия о чтении (часть 1: https://youtu.be/R7QvFy-Snhg; часть 2: https://youtu.be/0fI2zogJZTc). Беседы родились из вопросов паломников, интересующихся, что они могли бы почитать, чтобы развиться в христианской жизни. Главным критерием для отбора источников в список являлся принцип соотносимости друг с другом. В первой беседе рассказывает непосредственно о самом чтении, потом делается переход к списку источников, и на счет каждого источника дается краткий комментарий. В тексте кратко (по сравнению с беседами) рассказывается о чтении, список источников по сравнению с беседами – расширен, источники в тексте приводятся практически без комментариев (или с краткими комментариями).

 

О чтении

Чтение помогает сформировать целостное мировоззрение, что представляется важным для христианина. Ведь деятельность человека определяется его мировоззрением. Характер догмата определяет характер поступка. Опрометчиво думать, что догматическая сторона несущественна в жизни человека. Если человек, например, принимает восточную концепцию о иллюзорности мира, то желание помочь собеседнику может так и не возникнуть. В самом деле, исходя из концепции иллюзорности бытия, нет ни самого человека, ни его собеседника. Зачем же тогда оказывать последнему помощь? Принятие иного мировоззрения в корне меняет ситуацию. Есть и человек, и его собеседник. Есть и вечная жизнь, в которую человек войдет с тем багажом, который скопил в своей душе. Характер деятельности человека определит то душевное состояние, в котором человек будет развиваться в вечности. «Каждое дело, слово и помышление, как благое, так и злое, непременно кладет на нас соответствующую себе печать»[1]. И потому внимание к собеседнику видится делом обоснованным.

Среди книг, предназначенных для чтения, можно условно выделить две группы:

В первую группу входят книги, над содержанием которых нужно думать. Бывает, что несколько страниц такого рода книги насыщают ум. Человек, встретившись с несколькими глубокими мыслями, испытывает потребность в том, чтобы «переварить» их. Дальше – уже «не читается».

Ко второй группе условно можно отнести книги более повествовательно характера. В книгах такого рода присутствуют примеры из жизни, а наставления даются простым языком. Книги такого рода доступны для понимания даже тогда, когда ум утомлен.

Есть разные подходы к чтению. Один из них можно выразить словом «переживывание». Человек старается усвоить прочитанное, а не стремится просто прочитать как можно больше. О чтении прекрасно высказался иеромонах Серафим (Роуз). В его книге «Человек против Бога» есть глава под названием «Ежедневная духовная пища». В этой главе он советует выписывать те цитаты из святоотеческих творений, «которые нам кажутся наиболее важными для нас». [Мы] «изучаем их, определяем, в какой степени они подходят нам, и в случае необходимости находим параллельные места у других святых отцов, сопоставляем, вдумываемся, глубже постигаем смысл и т. д.». «Если хотя бы на один день мы прекращаем прием слов Священного Писания и святых отцов,— это означает, что мир [то есть хаотическое, беспорядочное мышление; страстные движения, желания; ложные представления, толкающие нас на греховные поступки] начинает преобладать в нас». Впрочем, нужно учесть, что не всегда удается полностью усваивать прочитанное. Иногда оно не понимается. В таком случае можно руководствоваться словами одного духовного автора. Его мысль звучит примерно так: Если не понимаешь написанного, читай дальше; в свое время поймешь.

Рекомендации по поводу чтения дает и святитель Игнатий (Брянчанинова) в своей книге «Приношение современному монашеству» в главе «О осторожности при чтении Отеческих книг о монашеской жизни». А также - в своей книге «Аскетические опыты. Том 1» в главах «О чтении Евангелия», «О чтении святых отцов», «Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение». Последняя из указанных глав чрезвычайно актуальна для современного читателя, читающего часто все подряд без всякого разбора. А ведь, чтобы повредиться духовно, для человека достаточно увлечься какой-либо ложной мыслью или идеей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) свидетельствует, что «душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих».

Подобные мысли человек усваивает через личный контакт с адептами эзотерических учений, через чтение еретических книг, а также через безразборчивый просмотр телевизионных программ. Путей, по которым в человека поступают ложные мысли, – множество. И по любому из них в сознание может проникнуть то, что изменит духовный облик человека. «Измените, – писал преподобный Силуан Афонский, – в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия».

Некоторые мысли о пользе чтения применительно к проблемам современного человека изложены в беседе третьей из цикла «Большее и меньшее: что можно противопоставить наркотикам» («Реабилитация и спорт. Образ здравого жития без греха. Реабилитация у сектантов»; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/). А также - в беседе третьей из цикла «Что делать и как жить» («Чтение и молитва. Отгоняются страсти, забывается прошлое»; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/).

О чтении – преподобный Ефрем Сирин: «По мере сил своих принуждай себя, как можно чаще, читать Писание, чтобы оно собирало твои помыслы, которые враг разсевает своим злоухищрением … Будь трезвен, и старайся всегда прилежно заниматься чтением, чтоб оно научало тебя, как избегать сетей вражеских и достигнуть вечной жизни. … Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум, и дарует ведение о Боге».

О чтении – священномученик Фаддей (Успенский): «Благодаря практике у учителя часто устанавливаются определенные, слишком однообразные приемы преподавания, а это легко может сделать преподавание его безжизненным. Читая же книги разных лиц, трудившихся в учебновоспитательном деле, учитель встречает новые для себя мысли, знакомится с новыми приемами преподавания. Да и вообще чтение при однообразной учебной деятельности может освежающим образом действовать на душу» (см. «О необходимости подготовки к учительству путем практическим и теоретическим» из книги священномученика Фаддея (Успенского) «Записки по дидактике»).

 

Жизнь христианина. С каких книг можно начать:

1. «Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни» (URL:http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/1395/).

В этой книге собрано многое из тех источников, о которых пойдет речь ниже.

2. «Отец Арсений».

Встречаются сокращенные версии этой книги, но желательно читать полную версию – довольно объемное (но очень легко читаемое) издание, в которое включены такие разделы: Введение; часть первая «Лагерь»; часть вторая «Путь»; часть 3 «Дети»; часть 4 «Путь к вере»; часть 5 «Возлюби ближнего своего»; Воспоминания об отце Арсении»).
Книгу «Отец Арсений» можно выделить особо. Она помимо прочего содержит повести, рассказывающие о жизни христиан в трудные времена: годы гонения на Церковь, Вторая Мировая война. Многие люди не понимают, что такое христианская любовь и как она проявляется в жизни. Повести же, включенные в книгу, дают наглядный ответ на этот вопрос (см., например, главу «Доброе слово»). Книга представляет собой сокровищницу духовного (и жизненного) опыта.

3. Старец Фаддей Витовницкий. «Мир и радость в Духе Святом».

Старец жил в трудное время, должен был заботиться о других. В годы гонения на Церковь его могли казнить коммунисты, а во время оккупации Сербиинацисты. Старец настолько сильно переживал, что стал принимать таблетки, так как не мог успокоиться ни днем, ни ночью. Перенес два нервных срывы и понял, что, если не изменит свою жизнь, то – умрет. И однажды он успокоился. Найденным им на жизненном пути он делится с читателем.

4. Можно также посмотреть документальный фильм «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя…»

5. Поучения преподобного Паисия Святогорца. Книги серии «Слова».
Можно найти в сети. «Том 1. С болью и любовью о современном человеке»; «Том 2. Духовное пробуждение»; «Том 3. Духовная борьба»; «Том 4. Семейная жизнь»; «Том 5. Страсти и добродетели»; «Том 6. О молитве»).

Когда одному духовнику был задан вопрос, как отличать помыслы, которым можно следовать от помыслов, которым следовать нельзя (как отличить мысли собственные от мыслей, которые вложены в сознание падшими духами), духовник посоветовал прочитать книги с поучениями преподобного Паисия, который показывает, как разграничивать мысли.

6. Преподобный авва Дорофей. «Душеполезные поучения».

Книга кажется простой, но только на первый взгляд. В ней содержатся базовые сведения, и она дает основу. В частности, святитель Феофан Полтавский писал о ней: «“Я читаю сейчас Авву Дорофея, – далее пишете Вы и спрашиваете – Все ли, что он пишет, могу я прилагать к себе, к своему поведению или же нет?” Отвечаю: нужно все делать, особенно на первых порах, с благословения и совета своего духовного руководителя. Это не потому, чтобы написанное не было истинно, а потому, что начинающим оно может быть не совершенно правильно понято. Написанное у Аввы Дорофея написано очень просто, но духовный смысл написанного им не прост, а очень глубок»

7. Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского

 URL: https:// azbyka. ru / otechnik / Feofan _ Bystrov / pisma /.

Практическая реализация христианского образа жизни:

1. Александр Ельчанинов, священник, 2 статьи: «Демонская твердыня (о гордости)», «Беседа перед исповедью».

2. Владимир Воробьев, протоиерей, 2 статьи: «Покаяние, исповедь, духовное руководство», «Православное учение о браке».

 

Об одиночестве:

1. E пископ Пантелеимон (Шатов). «Одиночество» (эта статья была опубликована до монашеского пострига и рукоположения в сан епископа, в сети находится под именем протоирея Аркадия Шатова: https://sluzhenie.tomsk.ru/?p=481)

2. Иван Ильин. «Рождественское письмо».

3. Глава из книги «Отец Арсений» «Доброе слово»

4. Иоанн Наумович, протоиерей. «Путеводитель доброй жизни (Страх божий, Мудрость, Трезвость, Труд)».

 

     О молитве:

 

1. Большаков Сергий. «На высотах духа» (в том числе, – о молитве).

2. Священник Антоний (Голынский), трактат «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» (емкое по выражению мысли; можно прочитать 3 раза с интервалами в год-два). Приводится в книге Н. Новикова «О молитве Иисусовой».

3. Творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Можно посмотреть оглавления томов и прочитать главы, в названиях которых говорится о молитве.

4. Иеромонах Тихон (Барсуков). «Архиерей».

Святитель Василий (епископ Кинешемский) «Беседы на Евангелие от Марка»

6. Архимандрит Спиридон (Кисляков). «Из виденного и пережитого».

7. Книга воспоминаний об отце Геннадие Огрызкове (есть первое и дополненное второе издание)

8. Сергей Фудель. «У стен Церкви».

9. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Курсовое сочинение «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени».

10. Преподобный Иустин (Попович). «Философские пропасти».

11. Серафим (Роуз), иеромонах. «Православие и религия будущего». «Человек против Бога». О жизненном пути отца Серафима – в книге иеромонах Дамаскина (Кристенсена) «Не от мира сего» (http



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.118 с.)