Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Xv век до Н. Э. - разработка алфавита финикийцами↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
XV век до н. э. - разработка алфавита финикийцами Е тысячелетие до н.э. - развитие шумерской клинописи (пиктограммы счетов, написанные на глиняных табличках) Тысячелетия до н.э. - египетская иероглифическая письменность VIII в. до н.э. - греческий фонетический алфавит (слева направо) 3-е тысячелетие до н.э - первая почтовая служба (для государственных нужд) 2900 году до н. э. - первая запись об использовании почтовых голубей, используемый для отправки сообщений VI в. до н.э. - первые библиотеки в Греции 3-е тысячелетие до н.э. - свитки из папируса (первая портативная и легкая поверхность письменного сообщения) 1-е тысячелетие до н.э. - появление почты для граждан в Риме III в. до н.э. - Цай Лунь в Китае изобрел бумагу в современном понимании Середина XV в. – И. Гутенберг изобрел печатный станок с подвижным типом деревянных или металлических букв XV в. - проектирование камеры-обскуры (примитивные решения фиксации образа) Г. - первая ежедневная газета в Лейпциге 1714 г. – англичанин Г. Милль получил первый патент на пишущую машинку 1792 г. – К. Шапп изобретает первый междугородный семафор (телеграфная линия) Г. – Ж. Н. Ньепс получает первые фотографические изображения 1876 г. – Ч. Уитстон изобретает примитивный звуковой адаптер (первый микрофон) Дж. Генри изобретает первый электрический телеграф 1838 г. – С. Морзе изобретает способ знакового кодирования 1876 г. – Т. Эдисон патентует мимеограф (машина офис копирования) 1887 г. – Э. Берлинер изобретает граммофон 1904 г. - первые телефонные автоответчики 1898 г. - датчанин В. Поульсен демонстрирует принцип магнитной записи – Г. – Г. Маркони передает первый радиосигнал через Атлантический океан Г. - братья Люмьер демонстрируют большой публике первый фильм 1931 г. - В.К. Зворыкин разработал кинескоп (высоковакуумную телевизионную приемную трубку) 1941 г. - немец К. Цузе и американец Дж. Атанасов создают первый действительно работающий программируемый компьютер Г. - Министерство обороны США создает компьютерную сеть ARPANET, предшественник Интернета Социальная коммуникация как предмет исследования · История научного познания коммуникации Античная Греция Речь-логос - в политической сфере широко использовалась риторика, красноречие à доверие к ораторам; - культурное освоение других территорий à забота о сохранении речи-логоса à ученые-грамматики, предписывавшие правила "истинного" и "чистого" греческого языка; (особенно александрийские грамматики). Коммуникация - предмет изучения двух древнейших научных дисциплин - логики и лингвистики. Средневековье - в христианской церкви - уроки античного красноречия: риторика, грамматика и диалектика, которые образовывали " тривиум " - три первых и основных предмета изучения; - схоласты возродили древнегреческую герменевтику - науку о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов. Западноевропейская неокультура - не продолжила обожествление слова, сохранился лишь кумир Разум; - книжное дело à ремесло, работавшее по заказам. Коммуникативистика в XVIII и XIX вв. Не было дисциплин, изучавших коммуникацию как таковую: - педагогика (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо) и языкознание (В. Гумбольдт, А. Шлегель, Я. Гримм) не осознавали себя социально-коммуникационными науками, развивая лишь естественные способности детей и описывая типологию языков; - середина XIX в.: социологии О. Конт и Г. Спенсер в своих трудах не учитывали социальную коммуникацию; - психология конца XIX в.: бихевиоризм, отсутствие интереса к обмену смыслами между людьми; - обществоведение: игнорирование расцвета коммуникационных явлений в Европе (газетно-журнальное дело, телеграф, телефон и т.д.). Пробуждение интереса после I мировой войны Научная революция - языкознание: семиологические идеи Ф. де Соссюра (1857-1913), которые легли в основу структурной (прикладной, математической) лингвистики; - философия: аналитическая философия (попытка упорядочить стихию устной коммуникации)- семиотические идеи Ч. Пирса (1839-1914). Социальная психология: 1920-1930 гг. - коммуникационная проблематика заняла центральное место: Габриэль Тард (1843-1904): возможность научного изучения коммуникационных процессов Происхождение общества - развитие социально-коммуникационной деятельности в форме подражания (язык, религия, ремесло, государство - это продукты творчества индивидов-новаторов; другие люди стали им подражать à утверждение этих соц.институтов). Джордж Мид (1886-1931), Герберт Блумер (1900-1987): основоположники американской социальной психологии Символьный интеракционизм - взаимодействие посредством символов - вербальных (словесные) и невербальных действий, обладающих определенным смыслом. Благодаря взаимодействию посредством символов люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения и управляют действиями друг друга. Люди живут в мире символов, постоянно созидая символы и обмениваясь ими с другими людьми. Питирим Сорокин (1889-1968): "Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего взаимодействие психическое, - обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами". Подобный обмен (смысловая коммуникация) предопределяет динамику человеческого общества. Эпоха масскульта - 1930-е гг. – примитивизация духовных потребностей народных масс в связи с распространением кино, массовых изданий и т.д.; - манипулирование массовым сознанием в тоталитарных государствах à могущество и опасность СМК à осторожное и осмысленное обращение. Информационный кризис Противоречие между накопленными человечеством знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком à нужда в новых коммуникационных средствах, научно обоснованных информатикой (задача – совершенствование только научной коммуникации). Целостная теория социальной коммуникации не сформировалась: картина рассредоточенной очаговости, когда отдельный очаг освещает тот или иной участок социальной коммуникации, но общая структура универсума коммуникации скрыта в таинственной тьме. Теории массовой культуры. Вероятной точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует считать конец XIX – начало XX века. Ранние формы маскульта в искусстве: детективный жанр (30-ые гг.), комиксы (конец XIX в.; изначально – детский жанр) Тотальность и экспансия массовой культуры - с середины XX века. Изучение: Особый социальный феномен со своим генезисом, спецификой и тенденциями развития. · Западный подход: Д. Белл: 5 групп определений массового сознания: 1. Г.Блумер: " масса " - огромная и недифференцированная аудитория под воздействием СМИ, противостоящая гомогенным социальным общностям. 2. X. Ортега - и – Гассет: " масса " - некомпетентные, неграмотные суждения основной части общества, которые являются результатом ослабления влияния просвещенной элиты. 3. Ф. Г. Юнгер: понятие " масс а" сопряжено с технологическим уровнем развития общества, где человек теряет свою индивидуальность и становится придатком машины. 4. Т. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм: " масса " - преобладающая часть бюрократического общества, не допускающася к принятию социально-экономических, социально-управленческих, социально-политических решений. 5. Э. Ледерер, X. Арендт: " масса " – толпа, и массовое сознание характеризуется однообразием, отчуждением, бесцельностью. · Отечественный подход: А.К.Уледов: массовое сознание отличается тем, что существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний. Его субъекты – индивиды, большие социальные группы, классы. Г. Г. Дилигенский: особенность МС - в него входят знания, представления, нормы, ценности, выработанные всей массой общества в процессе общения членов общества между собой и совместного восприятия социальной информации. Б.А.Грушин: МС не совпадает ни с одним из известных видов сознания, по своему составу - "лоскутное образование". МС "разрушает" границы всех существующих в обществе классов; признает единственный вид групп - выделяемых на основе его собственных признаков. · МС как культура «массового общества» Массовое общество ß процессы индустриализации и урбанизации. Массовая культура - особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры; социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). Оценка – «-». · Критический подход (Х. Ортега-и-Гассет): Общество – динамическое объединение меньшинства (лица с определенными признаками) и масс (набор ничем не отличающихся индивидов). Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация à формирование «массового человека» à ослабление культурного потенциала à крах культуры. · Теория Франкфуртской школы (Адорно, М. Хоркхеймер, В. Беньямин и Г. Маркузе): Культурная индустрия, гарантирующая устойчивость капитализма. Массовая культура формирует конформизм, позволяет манипулировать сознанием индивида. Оценка – «-». · Теория феминизма (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер): Основа массовой культуры - патриархальная идеология, в которой эксплуатируется образ женщины для коммерческого успеха ее продукции. 3 основных направления, связанных с изучением массовой культуры: - либеральное: против неравенства и эксплуатации в репрезентации женщины в массовой культуре; - радикальное: интересы мужчин и женщин фундаментально несхожи à контроль и репрессию по отношению к женщинам - важнейшую историческую форму социального разделения и угнетения; - «c оциалистическое»: связывает неравенство женщин с капиталистическим обществом. Оценка – «-». · Научно-философский подход: «Массовая культура»: 1) «культура» как особый характер продукта; 2) «массовость» как степень распространения продукта; 3) «культура» как духовную ценность. · Культурологический подход: Массовая культура – особый культурный феномен, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. А.Б. Гофман: массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Массовая культура лишается традиционной морали. · Индустриальный подход: Массовая культура - явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Потребляется всеми людьми и массово ежедневно производится. · Знаковый подход: Д. Белл: массовая культура – особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания; связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него. · Три основных уровня массовой культуры: - кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура): - упрощенная подача проблематики; - опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты; - ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно. Мимикрирует под настоящие произведения искусств, но таковыми не является. - мид-культура (культура «средней руки»): двойственный характер: черты традиционной культуры + массовой культуры. Выше кич-культуры. На ее стандарты ориентируется массовая культура в целом. - арт-культура ( мас-культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения ): - рассчитана на самую образованную часть публики; - задача - максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
· Характеристики масскульта: - ориентированность на гомогенную аудиторию; - опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; - эскейпизм (уход от мрачной действительности в мир иллюзий); - быстродоступность; - быстрозабываемость; - традиционность и консерватизм; - оперирование средней языковой семиотической нормой; - занимательность. Модели коммуникации. · Линейная модель коммуникации Г. Лассуэла: Кто говорит? — Что сообщает? — Кому? — По какому каналу? — С каким эффектом? В межличностном общении сообщение может быть и невербальным. Выбор канала – медиа-анализ Приемник – ЦА + обратная связь (не в этой модели) Минусы модели: 1) не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры; 2) акцент - на активность коммуникатора, а реципиент - только объект коммуникационного воздействия; 3) результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом. · Модель Шеннона-Уивера: Коммуникация - линейный односторонний процесс. Дистанционность Задача - снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией. Функциональные элементы: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения. Преимущество модели – очевидность, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. · Интеракционистская модель коммуникации Т.Ньюкомба -социально-психологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни неприязни. Трехчленная схема коммуникативного акта: A B X, где А - воспринимающий субъект, В - другая личность, с которой происходит коммуникация, Х - предмет, на который направлена активность и А, и В. Если А воспринимает, что его отношения и отношения В к предмету Х имеют сходство, то он инициирует возникновение между ними приязни. При восприятии несходства формируется неприязнь. Допускается, что в последней ситуации возможно и изменение отношения к предмету, чем достигается сохранение консонанса с другим.
Научные школы · Психологическое направление социологии: Габриэль Тард (1843-1904): возможность научного изучения коммуникационных процессов Происхождение общества - развитие социально-коммуникационной деятельности в форме подражания (язык, религия, ремесло, государство - это продукты творчества индивидов-новаторов; другие люди стали им подражать à утверждение этих соц.институтов). · Чикагскакая социологическая школа: Джордж Мид (1886-1931), Герберт Блумер (1900-1987): основоположники американской социальной психологии Символьный интеракционизм - взаимодействие посредством символов - вербальных (словесные) и невербальных действий, обладающих определенным смыслом. Благодаря взаимодействию посредством символов люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения и управляют действиями друг друга. Люди живут в мире символов, постоянно созидая символы и обмениваясь ими с другими людьми. · Русско-американская социологическая школа: Питирим Сорокин (1889-1968): "Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего взаимодействие психическое, - обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами". Подобный обмен (смысловая коммуникация) предопределяет динамику человеческого общества.
9. Хронологическая таблица эволюции коммуникаций. Г. - Министерство обороны США создает компьютерную сеть ARPANET, предшественник Интернета
Базовые модели коммуникации · Линейная модель коммуникации Г. Лассуэла: Кто говорит? — Что сообщает? — Кому? — По какому каналу? — С каким эффектом? В межличностном общении сообщение может быть и невербальным. Выбор канала – медиа-анализ Приемник – ЦА + обратная связь (не в этой модели) Минусы модели: 4) не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры; 5) акцент - на активность коммуникатора, а реципиент - только объект коммуникационного воздействия; 6) результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом. · Модель Шеннона-Уивера: Коммуникация - линейный односторонний процесс. Дистанционность Задача - снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией. Функциональные элементы: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения. Преимущество модели – очевидность, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. · Интеракционистская модель коммуникации Т.Ньюкомба -социально-психологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни неприязни. Трехчленная схема коммуникативного акта: A B X, где А - воспринимающий субъект, В - другая личность, с которой происходит коммуникация, Х - предмет, на который направлена активность и А, и В. Если А воспринимает, что его отношения и отношения В к предмету Х имеют сходство, то он инициирует возникновение между ними приязни. При восприятии несходства формируется неприязнь. Допускается, что в последней ситуации возможно и изменение отношения к предмету, чем достигается сохранение консонанса с другим.
XV век до н. э. - разработка алфавита финикийцами
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.01 с.) |