Некоторые итоги русской колонизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые итоги русской колонизации




? Она проходила в районах, менее развитых в экономическом отношении, чем


районы выселения.

 

 


253


 


? Районы колонизации, как правило, имели более тяжелые климатические и


транспортные условия, чем районы выселения.


? Русская колонизация не ставила целью искоренение туземных народов,


экспроприацию их собственности.


? Наша колонизация проходила в основном при малом влиянии мирового рынка.


? Она удовлетворяла первичные потребности русского народа в земле и пище.


? Она проходила при высокой степени административной централизации, но при


широком использовании разных форм самоорганизации и самоуправления.


Исчезновение фронтира


После
1917 г.,
несмотря
на
революционный
погром
казачества,
многие


направления русской колонизации сохранились, а с конца 1920-х гг. она обрела


четкую связь с планами индустриального развития СССР.


Поскольку новые индустриальные районы создавались преимущественно на


востоке страны, то основные переселенческие потоки имели восточное направление.


В 1926–1939 гг. из центральных районов страны на Урал, в Сибирь, Казахстан,


Среднюю Азию, на Дальний Восток переселилось около 4,7 млн человек. В годы


Великой Отечественной войны в восточные районы СССР было перемещено, а если


точнее – увезено от фашистских оккупантов более 25 млн человек. Большинство из них


вернулись
затем
обратно,
остальные
пополнили
население
быстро
растущих


промышленных городов Урала и Сибири. В
послевоенное время продолжились


переселения в новые промышленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии – за


1959–1970 гг. туда прибыло из европейской части СССР 1,2 млн человек.


Города поглощали все большую часть прироста рабочей силы. 1950-е и начало


1960-х
гг.
были
последним
периодом,
когда
правительство
способствовало


переселениям
жителей
русских
центральных
областей
в
малонаселенные


сельскохозяйственные земли Сибири и Казахстана.


Так, в 1957 г. переселенцам в Хабаровский край государство полностью


оплачивало проезд, включая перевозку имущества до 2 т и скота в количестве,


предусмотренном
Уставом
сельскохозяйственной
артели
для
района
выселения.


Единовременное пособие составляло 1000–1500 руб. на главу и 300 руб. на члена


семьи переселенца. На 5 лет переселенцы-колхозники освобождались от уплаты


сельхозналога, поставок государству продуктов земледелия и животноводства (кроме


молока). Выдавалась зерновая ссуда в размере 150 кг на главу и 75 кг на члена семьи


переселенца с погашением в течение 3 лет, кредит на приобретение молочного скота.


Принимающие колхозы и совхозы обычно обеспечивали переселенца бесплатным или


льготным жильем, денежной ссудой, семенами и рассадой, птицей, поросятами, иногда


коровой. Сельскохозяйственный банк, при отсутствии доступного жилья, выдавал


переселенцу беспроцентный кредит на 10 лет в 15–20 тыс. руб. на строительство дома


и надворных построек, а также 2–3 тыс. руб. на покупку крупного рогатого скота. [545]

 


254


 


С середины 1960-х гг. участие русских в колонизации и заимке новых земель


сходит на нет. Серьезный удар по русскому фронтиру нанес идейный наследник


Троцкого генсек Н. Хрущев, передавший почти все левобережье Терека и часть


прикубанских земель, населенных русскими земледельцами, в состав этнократических


горских республик. Оттуда начался отток русского населения.


А в последние 20 лет на наш фронтир обрушился целый град сокрушительных


ударов. Это было обусловлено последовательным развалом всех государственных и


общественных структур, которые не в состоянии давать прибыль, капитализируемую на


Западе.


Часть ударов по русскому фронтиру была нанесена новой политической элитой,


собранной с интеллигентских кухонь, вполне намеренно. Так, было брошено на


произвол судьбы русское население в дудаевской «республике»; жители старинных


казачьих станиц по Тереку и Сунже подверглись изгнанию и истреблению, тщательно


замалчиваемому в либеральных медиа. Но основной удар по фронтиру нанесен самим


способом
функционирования
государства
РФ

все
менее
эффективным.


Функциональное банкротство государства гораздо страшнее финансового, от него не


спасешься дефолтом.


Наша

колонизации.


страна
стала
последним
крупным
объектом
капиталистической


Как и пятьсот лет назад, для экспроприации прибавочной стоимости капитал


вторгается
в
зоны
натурального,
простого
товарного
и
некапиталистического


хозяйства, превращая их в свою эксплуатируемую периферию.


Ослабление
и
разложение
государств
и
социумов
на
капиталистической


периферии всегда было средством доступа западного капитала к новым источникам


накопления. Как пишет И. Валлерстайн: «Сила государственной машины в государствах


центра является функцией от слабости других государственных машин. Следовательно,


вмешательство иностранцев посредством войн, подрывных действий и дипломатии


становится участью периферийных государств».


На рубеже 1980-1990-х гг. наша страна оказалась насильственно сдвинута на


периферию капиталистического мира-системы: ее сырьевые ресурсы, рабочие руки и


зависимая финансовая система стали обслуживать капитал, находящийся за ее


пределами. Те средства, которые могли бы увеличивать постоянный и переменный


капитал в России, стали служить накоплению капитала западного.


Русский народ потерял за последние двадцать лет на всей территории экс-СССР


более 15 млн человек, около 10 % общей численности. Это цифры, сравнимые с


потерями Китая в период закабаления иностранным капиталом после опиумных войн. И


основные потери пришлись на фронтир, в кратчайшие сроки были утрачены его


многовековые завоевания.


Как возродить фронтир

 


255


 


Однако у нас появится будущее, причем гораздо более яркое и интересное, чем


у Европы, если мы снова приступим к освоению наших бескрайних пространств, если


возродим русский фронтир.


Исторический
процесс
имеет
спиральную
топологию,
и
старые
формы


периодически насыщаются новым содержанием. Мы должны присмотреться к традиции


– она проверена опытом.


Фронтир
немыслим
без
казачества.
Эта
многофункциональная


самоуправляющаяся общественно-государственная структура должна быть воссоздана


в тех районах страны, где надо решать вопрос не доходности земли, а ее населенности


и безопасности.


Способность
казачества
нести
государственную
службу
(территориально-


военную, пограничную, полицейскую) прямо связана с формой землевладения.


Должно происходить наделение казаков землей на долгосрочной основе, без


права ее продажи, в коллективное или индивидуальное пользование.


Помимо земельного оклада служилые казаки должны получать финансовую и


натуральную помощь от государства в ведении хозяйства и военном оснащении.


Государство должно дать жителям фронтира дешевую энергию – естественно, не


в
безграничных
количествах,
субсидировать
приобретение
и
аренду
техники,


проведение ирригационных, мелиоративных и т. п. работ.


Принадлежность человека к служилому казачеству должна определяться его


способностью нести государственную службу, а не справкой, что он казак в десятом


поколении
или
представитель
отдельного
казачьего
народа.
(Собственно,
ни


этногенетические исследования, ни исторические факты не подтверждают, что такой


существует в природе. Обретается он только в фантазиях сепаратистов и в акте


конгресса США «О порабощенных народах» от 17 июля 1959 г. Эксперты, готовившие


этот, с позволения сказать, акт, не знали, что в России на начало XX в. существовало


11 казачьих войск, от Тихого океана до Черного моря, так что «отдельных народов»


должно быть минимум 11.)


Казак будущего фронтира, в моем представлении, ни в коем случае не может


быть представителем «маленького, но гордого народа» – какая уж тогда служба.


Напротив, он должен напоминать служилого казака Московской Руси XVI–XVII вв.


и представителя казачьих войск Российской империи XVIII–XIX вв., которым я посвятил


немало страниц этой книги.


Среди крупных хозяйственников должны быть, как и в старом московском


государстве,
монастыри,
обеспечивающие
не
товарные
потоки,
а
бережную


культивацию земли и культурную функцию.


Крестьянское землевладение нуждается в возрожденном Крестьянском банке,


который должен заняться скупкой земель у неэффективных крупных собственников и


продажей
ее
через
долгосрочный
ипотечный
кредит
с
низкими
процентами


крестьянским обществам и крестьянам-единоличникам.

 


256


 


Административные
границы
должны
проходить
не
в
меридиональном


направлении (когда они делят страну, как пирог на ломтики, – бери и отделяй), а в


широтном. Их надо привязывать к транспортным магистралям, развернутым в широтном


направлении, существующим и проектируемым. Например, логично создать губернию


Транссиб, протянувшуюся с запада на восток на тысячи километров и связывающую


земли за счет скорости движения грузов, людей и информации. Можно представить и


губернию Севморпуть.


Общественные накопления должны идти не в американскую ипотеку, а в


строительство как минимум трех новых магистралей широтного направления через всю


страну, с трассами-перемычками, проложенными каждые полтысячи километров. И


каждая новая трасса должна становиться технологическим прорывом. Завершающая


трансроссийская дорога, проходящая в северных широтах (например, около 60–65° с.


ш.),
может
быть
многоярусным
надповерхностным
скайвеем
с
использованием


материалов
из
углеродных
нанотрубок,
с
наноструктурными
преобразователями


механических
вибраций
и
тепловой
энергии
(вырабатываемых
проходящим


транспортом, ветром, солнцем) в электрическую.


Транспортным
магистралям
должны
соответствовать
и
информационные


магистрали, на базе волоконно-оптических кабелей, с пропускной способностью в


несколько терабит в секунду.


Помимо широтных администраций, сшивающих страну, должны быть пять-шесть


столиц, линия столиц, протянутая в широтном направлении, – то есть ряд крупных


городов,
несущих
помимо
региональных
управленческих
функций
еще
и


общегосударственные.


Специалисты будут управлять всей страной не только из Москвы, но также из


Екатеринбурга, Новосибирска и Красноярска. Причем центры управления должны быть


взаимозаменяемы; там, где сегодня сидит «министерство финансов», завтра может


работать «министерство сельского хозяйства». Не надо переносить ни горы папок с


бумагами, ни секретарш в мини. Вся необходимая информация будет храниться на


серверах, распределенных по всей стране и связанных с компьютерами очередного


«министерства» при помощи защищенных туннельных соединений.


Понятно, что осуществление этих проектов возможно лишь с восстановлением


роли государства как создателя страны, с возрождением идеологии производства и


творчества,
с
выходом
народного
хозяйства
из
роли
сырьевого
клиента,


обслуживающего западное ядро капитализма. Это автоматически сделает нелепыми и


сепаратистские устремления; идеологические диверсанты никуда не денутся, но их


призывы останутся без отклика в атмосфере большого общего дела.


Госаппарат должен быть выведен из-под контроля олигархических кланов.


Корпус гражданских служащих (новое издание служилого сословия Московской Руси),


несущий индивидуальную и коллективную ответственность, открыт для народного


контроля. Эффективность госаппарата должна измеряться результатами, значимыми

 


257


 


для
общества,
а
доходы
госслужащих
иметь
«цвет»
(что
обеспечат
системы


электронных денег) – как следствие, они не будут пополняться за счет взяток и


уходить в оффшоры.


Станем ли мы снова плодиться и размножаться, овладевать землей, возродим ли


фронтир или же исчезнем с лица земли, пройдя через мучительные «сто лет


одиночества», – зависит от нас.


И я уверен, российское общество все же выберет эволюционную траекторию,


ведущую к жизни. Демографическое ядро русского народа, вслед за строительством


трансроссийских магистралей, будет смещаться на восток и юго-восток, подальше от


Европы. Собственно, это выражение долговременной тенденции, прерывавшейся лишь


два раза – татаро-монгольским нашествием и либеральной катастрофой 1990-х гг. Уже


сегодня мы видим, что наиболее стагнирующими и, увы, наиболее быстро пустеющими


являются северо-западные районы России, примыкающие к Европе, в то время как


слабые
очаги
демографического
и
хозяйственного
роста
заметны
в
Поволжье,


некоторых районах Урала и Западной Сибири.


Тенденция сдвига на восток вполне соответствует краху наших отношений с


Западом, воспринимающим русский мир лишь как источник дешевых ресурсов и


пространство для манипуляций общественным сознанием (очевидно, что промывание


мозгов и извлечение дешевых ресурсов есть две взаимосвязанные задачи). Сдвиг на


восток соответствует и местонахождению большей части наших минеральных ресурсов,


и распределению мировых торговых коммуникаций.


БИБЛИОГРАФИЯ


Первоисточники


Акты Московского государства. Т. 1. СПб., 1890.


Акты Московского государства. Т. 2. СПб., 1894.


Багалей Д. И. Материалы для истории колонизации и быта Харьковской и


отчасти Курской и Воронежской губ. Харьков, 1890.


Боплан Г. Описание Украины. СПб., 1832.


Герберштейн С. Записки о Московитских делах. СПб., 1908.


Кунцевич Г. З. История о казанском царстве: Исследование. СПб., 1905.


Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян. М., 1994.


Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950.


Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986.


Письмо Иоанна Кобенцеля о России XVI века // Журнал министерства народного


просвещения. № 9. 1891.


Флетчер Дж. О государстве Русском. М., 2002.


Хроника Быховца. М., 1966.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.073 с.)