Внедрение грейдинга в промышленной компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внедрение грейдинга в промышленной компании



 

· Мансуров P. Внедрение грейдинга в промышленной компании // Управление персоналом. - №  14, июль 2009.

 

 

В настоящее время, в условиях развивающегося финансового кризиса, вопросы повышения эффективности труда сотрудников компаний приобретают особую актуальность и значимость. Не секрет, что в сложившихся условиях компании прежде всего прибегают к оптимизации численности персонала, стремясь оставить только лучшую, эффективную часть сотрудников. При этом возложив на них дополнительные обязанности. В ряде случаев такой подход приводит к обратному явлению, когда вместо повышения эффективности труда происходит ее резкое снижение. Это является следствием демотивации оставшихся, пусть даже эффективных сотрудников.

 

Причин этому может быть несколько.

1. Сами по себе сокращения в компании всегда вносят негатив в мотивационный настрой работников. Даже если им объявлено, что их они не затронут. Это связано с тем, что сотрудник теряет уверенность в завтрашнем дне, он считает: "Сегодня сократили его, завтра возьмутся за меня..."

2. При сокращениях, как правило, происходит перераспределение обязанностей на оставшихся сотрудников, что вызывает увеличение их рабочей загрузки. Однако роста оплаты труда сейчас, в условиях кризиса, как правило, не происходит. Т.е. сотрудник должен быть рад, что его не сокращают, и на этих радостях возьмет на себя дополнительные обязанности.

И если раньше при таких реформах часть востребованного на рынке труда персонала просто могла уйти из компании, то сейчас большинство предпочтет остаться, но тихо саботировать ряд возложенных обязанностей.

В таких условиях работодатели практически обречены на разработку подходов повышения мотивации сотрудников, в том числе и за счет совершенствования механизмов материальной мотивации.

В данной статье изложен положительный опыт совершенствования системы оплаты труда в небольшой промышленной компании на основе внедрения грейдинга. Особый интерес представляет тот факт, что эти мероприятия были проведены в компании после реализации ряда мер по сокращению персонала, вызванного финансовым кризисом.

Итак, компания ООО "ПромИндустрия" представляет собой небольшое промышленное предприятие с численностью персонала 180 человек. И хотя продукция компании пользовалась стабильным спросом, в том числе и в период финансового кризиса, ООО "ПромИндустрия", как и большинство отечественных компаний, разработала и провела ряд антикризисных мер, связанных с сокращением персонала. В итоге численность компании снизилась до 150 человек, что привело к прямому экономическому эффекту (за счет снижения ФОТ и ЕСН) в сумме 570 тыс. руб. в месяц. Однако в качестве негативных последствий компания получила снижение эффективности труда основного производственного персонала (которого и коснулись основные сокращения).

При планировании антикризисного сокращения руководство компании считало, что загруженность персонала вырастет на 10%, на столько же оценивался и прирост производительности труда. Однако демотивация оставшегося персонала, вызванная сокращениями, привела к обратному процессу - к снижению производительности труда на 18%; как следствие - невыполнение плана производства продукции и снижение темпов роста продаж (компания занимала развивающийся, до конца не освоенный сегмент товарного рынка). Снижение продаж привело к снижению выручки от реализации готовой продукции на сумму 2 568 тыс. руб. в месяц. Таким образом, топ-менеджменту компании ничего не оставалось, как констатировать экономический ущерб от реализации своих "антикризисных мер" в сумме: 2 568 - 570 = 1 998 тыс. руб. в месяц!

Данная ситуация в современных условиях далеко не исключительная, а, к сожалению, вполне стандартная. Только большинство компаний за счет того, что не проводят полную оценку последствий, так и остаются пребывать в радужной уверенности, что все хорошо. Просто обычно оценивается экономический эффект от оптимизации численности, а дальнейшие негативные последствия, связанные с демотивацией персонала, снижением лояльности компании и т.д., экономически не оцениваются.

Другой вариант: оценка производится, но не сопоставляется с результатами проведенных мероприятий. Иными словами, негативные последствия не рассматривают как следствие от проведенных "антикризисных мер". Таким образом, пример компании ООО "ПромИндустрия" наглядно показывает - как делать не надо. Ведь недаром большинство западных компаний при разработке и реализации подобных мероприятий рассматривает меры по снижению численности персонала и существенное изменение мотивации в последнюю очередь! Это не случайно, потому что такие меры всегда влекут за собой де-мотивацию и снижение лояльности персонала к компании, а это в свою очередь - всегда прямой путь к снижению эффективности труда и, как следствие, к прямым убыткам. При этом последствия бывают очень серьезными, быстро не исправимыми и практически всегда очень сложно экономически оцениваемыми. Порой бывает, что компании потом приходится сильно завышать ФОТ (по сравнению со среднерыночным уровнем), лишь бы только привлечь или удержать нужных ценных работников, причем, как правило, получить от них максимальную отдачу при этом все равно не удается.

Итак, мы рассмотрели, к чему приводят "модные" в современной отечественной управленческой практике решения, направленные на преодоление последствий финансового кризиса. Далее рассмотрим, что было предпринято в компании ООО "ПромИндустрия" для ликвидации полученного ежемесячного ущерба в 1 998 тыс. руб. В данном случае мы не будем рассматривать комплекс мероприятий по повышению лояльности и приверженности оставшихся сотрудников компании. Скажем только, что он был проведен и принес свои положительные плоды.

Заострим свое внимание на проблемах и вопросах системы материальной мотивации компании.

Проведенный анализ показал отсутствие в компании как таковой системы, определяющей уровень оплаты труда. Т.е. существовавшая ранее система тарифных ставок периодически подвергалась бессистемным изменениям. Например, при требовании законодательства поднять минимальный размер оплаты труда. До минималки поднимался самый низший разряд, далее еще два, три разряда поднимались, но уже на меньший процент, и все. Остальному персоналу заработная плата не индексировалась. Нелогичные, бессистемные разрывы были также и в оплате труда соседних подразделений. Эта ситуация усугублялась из года в год, при этом привлекались новые специалисты на заработные платы значительно выше, чем у старых работников, и т.д. Таким образом, полная неразбериха в системе материальной мотивации привела к тому, что уборщица получала столько же, сколько и инспектор отдела кадров, а вновь приглашенный инженер производственного отдела столько же, сколько и главный механик предприятия. Как видно, проблема эта возникла не за день или за месяц, а нарастала годами. Потом грянул финансовый кризис, пошли сокращения работников, оставшихся "нагрузили" высвободившимися функциями, и об увеличении ФОТ уже никто и не заикался. Однако персонал, и так не имевший справедливости в оплате своего труда, да еще и дополнительно нагруженный функциями сократившихся работников, просто начал тихий саботаж, который в свою очередь привел к постоянным срывам выполнения производственной программы. Проблема получилась сложная, комплексная. С одной стороны, необходимо было повышать оплату труда ряду ключевых сотрудников, чтобы их удержать, а с другой стороны, предприятие не могло себе позволить увеличивать затраты на ФОТ и ЕСН. В такой ситуации руководство ООО "ПромИндустрия" приняло единственно верное решение, что все же необходимо выстраивать систему оплаты труда, а не продолжать бессистемные, лихорадочные попытки увеличивать зарплаты то одному, то другому работнику.

В итоге было принято решение строить систему оплаты труда в компании на основе внедрения грейдинга. При этом одним из ключевых граничных условий оставалось недопущение роста фонда оплаты труда всей компании!

Внедрение грейдинга в компании проводилось в целом по стандартному алгоритму, включающему в себя несколько этапов.

1. Распределение должностей по значимости для организации.

2. Определение грейдов.

3. Тарификация или определение размеров окладов.

4. Анализ рыночного уровня оплаты труда по должностям и профессиям.

5. Анализ и исправление несоответствий.

Сначала на основе известного опросника для оценки должностей по методу Хэя нами была разработана анкета оценки должностей и профессий для предприятия ООО "ПромИндустрия" (см. табл. 1).

Далее на основе данной анкеты была проведена непосредственно оценка значимости каждой должности, профессии. Оценка проводилась экспертным методом. При этом в качестве экспертов выступали непосредственные руководители, с обязательным участием стороннего, независимого участника - представителя консалтинговой организации. Т.е. оценку значимости заместителей генерального директора производил генеральный директор, отделы, оценивал соответствующий замгенерального директора; сотрудников - начальник отдела и т.д. Участие стороннего консультанта непосредственно в оценке должностей, профессий было введено для обеспечения определенной независимости, взгляда со стороны. При этом независимые эксперты для различных подразделений компании были различными, узкими специалистами в данных направлениях. Итоговая балльная оценка получалась как среднее арифметическое балльных оценок экспертов.

Кроме того, до членов экспертных комиссий была донесена мысль о том, что необходимо абстрагироваться от конкретных сотрудников, их достоинств и недостатков и оценивать значимость непосредственного рабочего места для организации.

 

 


Таблица 1

Анкета оценки должностей и профессий ООО "ПромИндустрия"

 

┌────────────────┬──────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────┐

│ Наименование │ Уровень 1  │ Уровень 2  │  Уровень 3  │ Уровень 4 │  Уровень 5  │

│ фактора │  5 баллов  │ 10 баллов  │  15 баллов  │ 20 баллов │  25 баллов  │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Знания     │Не требуется     │Среднее          │Среднее           │Высшее          │Высшее профессиональное│

│           │профессиональное │профессиональное │профессиональное  │профессиональное │образование, требуются │

│           │образование, необходим│образование, без │образование, требуются │образование, без │дополнительные    │

│           │инструктаж для   │дополнительных   │дополнительные    │дополнительных  │узкоспециализированные │

│           │выполнения ручных │узкоспециализированных│узкоспециализированные │узкоспециализирован- │профессиональные знания│

│           │рутинных,        │профессиональных │профессиональные знания│ных профессиональных │                  │

│           │повторяющихся операций│знаний           │                  │знаний          │                  │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Профессиональный│До полугода      │От полугода до 1 года │От 1 года до 2 лет │От 2 до 3 лет     │От 3 до 5 лет     │

│опыт       │                 │                 │                  │                │                  │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Управленческая │Нет подчиненных  │В подчинении от 1 до │В подчинении от 10 до │В подчинении от 50 до│В подчинении свыше 80 │

│роль       │                 │10 чел.          │50 чел.           │80 чел.         │чел.              │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Уровень    │Минимальные навыки │Средние (нормальные) │Нормальные навыки │Требуются повышенные │Требуются повышенные │

│коммуникации │коммуникации,    │навыки коммуникации │коммуникации для  │коммуникативные │коммуникативные навыки │

│           │уважительность,  │для эффективного │объяснения,       │навыки          │со специальными   │

│           │тактичность,     │делового общения │инструктурирования │                │навыками мотивации и │

│           │эффективность      │                 │                  │                │влияния           │

│           │взаимоотношений  │                 │                  │                │                  │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Сложность  │Повторяющиеся,   │Похожие задачи,  │Различные задачи, │Различные, меняющиеся│Неординарные,     │

│решаемых проблем│одинаковые       │решение которых  │требующие поиска новых │задачи, требующие │оригинальные,     │

│           │производственные │требует выбора между │решений на основе │аналитического и │совершенно новые      │

│           │ситуации         │общепринятыми    │полученных знаний │конструктивного │ситуации, требующие │

│           │                 │вариантами       │                  │мышления        │творческого подхода, │

│           │                 │                 │                  │                │создания новых методов │

│           │                 │                 │                  │                │и концепций       │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Свобода действий│Минимальная, с   │Стандартные процедуры,│Конкретные оперативные │Деятельность в  │Полная свобода действий│

│при принятии │детальным описанием │инструкции и методы │планы и управленческие │соответствии с общими│                  │

│решений    │последовательности │работы общего    │инструкции, касающиеся │ориентирами     │                  │

│           │выполнения простых │характера        │основных принципов │стратегической  │                  │

│           │заданий          │                 │деятельности      │политики        │                  │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Физическая │Минимальная, разовая │Минимальная,     │Средняя, неравномерная │Средняя, равномерная │Максимальная,     │

│нагрузка   │                 │постоянная       │                  │                │равномерная       │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Наличие    │Отсутствие       │Работа с офисной │Работа в          │Список N 2      │Список N 1 производств,│

│неблагоприятных │неблагоприятных  │оргтехникой, за  │производственных цехах │производств, работ, │работ, профессий, │

│факторов   │факторов         │компьютером в течение │                  │профессий, должностей│должностей на работах с│

│                │                 │всего рабочего дня │                  │и показателей с │особо вредными и особо │

│           │                 │                 │                  │вредными и тяжелыми │тяжелыми условиями │

│           │                 │                 │                  │условиями труда, │труда, занятость в │

│           │                 │                 │                  │занятость в которых │которых дает право на │

│           │                 │                 │                  │дает право на пенсию │пенсию по возрасту на │

│           │                 │                 │                  │по возрасту на  │льготных условиях │

│           │                 │                 │                  │льготных условиях │                  │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Уровень    │Отсутствие       │Небольшой,       │Риск средней степени, │Серьезный,      │Серьезный и       │

│производственно-│производственного │предсказуемый риск для│который не всегда можно│предсказуемый риск │непредсказуемый риск │

│го риска   │риска            │здоровья         │предсказать       │для жизни и здоровья │для жизни и здоровья │

├────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤

│Уровень    │Минимальная - за свои │За выполнение одной │За выполнение ряда │За выполнение   │Максимальная - за │

│ответственности │действия         │значимой текущей │значимых оперативных │значимых тактических │выполнение        │

│           │                 │задачи           │задач             │задач предприятия │стратегических задач │

│           │                 │                 │                  │                │предприятия       │

└────────────────┴──────────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┘

 


Так было положено, что по системе грейдов будет определяться тарифная часть оплаты труда, учитывающая значимость рабочего места для организации. Непосредственные же результаты работы конкретного сотрудника оцениваются премиальной частью оплаты труда, которая в компании ООО "ПромИндустрия" начисляется в виде определенного процента к тарифной части, в зависимости от выполнения установленных KPI.

Таким образом, все должности, профессии компании получили балльную оценку и были в зависимости от нее проранжированы. Результаты представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Проранжированные результаты экспертной оценки должностей и профессий ООО "ПромИндустрия"

 

┌────────────────────┬─────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Наименование │Итоговая │                      N фактора по табл. 1                       │

│ должности, │балльная ├─────┬──────┬─────────┬─────┬─────┬────────┬───────┬──────┬───────┬────────┤

│ профессии* │ оценка │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Генеральный директор│ 185 │ 20 │ 25  │ 25 │ 25 │ 25 │ 25 │ 5 │ 5 │ 5 │ 25 │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Директор по    │ 170 │ 25 │ 25 │ 15 │ 25 │ 25 │ 20 │ 5   │ 5 │ 5 │ 20 │

│маркетингу и   │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

│продажам       │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Директор по    │ 165 │ 25 │ 25 │ 15 │ 25 │ 20 │ 20 │ 5 │ 5 │ 5 │ 20 │

│персоналу и адм. │    │ │ │       │ │ │   │  │ │  │   │

│вопросам       │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Начальник отдела │ 165 │ 25 │ 20 │ 15 │ 25 │ 25 │ 15 │ 5 │ 10 │ 5 │ 20 │

│продаж         │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Директор по    │ 160 │ 25 │ 25 │ 25 │ 15 │ 15 │ 20 │ 5 │ 5 │ 5 │ 20 │

│производству   │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Начальник отдела │ 160 │ 25 │ 20 │ 10 │ 25 │ 25 │ 15 │ 5 │ 10 │ 5 │ 20 │

│маркетинга     │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Директор по    │ 155 │ 25 │ 25 │ 15 │ 15 │ 20 │ 20 │ 5 │ 5 │ 5 │ 20 │

│экономике и финансам│    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Начальник отдела │ 155 │ 25 │ 20 │ 10 │ 25 │ 25 │ 15 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │

│управления     │    │ │ │    │ │ │   │  │ │   │   │

│персоналом     │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Начальник      │ 150 │ 25 │ 20 │ 10 │ 25 │ 20 │ 15 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │

│юридического отдела │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Специалист отдела │ 140 │ 20 │ 15 │ 10 │ 25 │ 20 │ 15 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │

│продаж         │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │       │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Специалист отдела │ 135 │ 20 │ 15 │ 5 │ 20 │ 25 │ 15 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │

│маркетинга     │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Начальник      │ 135 │ 25 │ 20 │ 20 │ 15 │ 10 │   10 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │

│производственного │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

│цеха N 1       │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Начальник      │ 135 │ 25 │ 20 │ 20 │ 15 │ 10 │ 10 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │

│производственного │    │   │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

│цеха N 2       │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Специалист отдела │ 130 │ 20 │ 20 │ 5 │ 20 │ 20 │ 15 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │

│управления     │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

│персоналом     │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Начальник      │ 130 │ 25 │ 15 │ 15 │ 15 │ 10 │ 10 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │

│производственного │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

│отдела         │    │ │ │    │ │ │   │      │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Начальник отдела │ 125 │ 25 │ 20 │ 10 │ 10 │ 15 │ 10 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │

│экономики      │    │ │ │    │ │ │   │  │ │  │   │

├────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼────────┼───────┼──────┼───────┼────────┤

│Юрисконсульт   │ 125 │ 20 │ 20 │ 5 │ 20 │ 20 │ 10 │ 5 │ 10 │ 5 │ 15 │



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.089 с.)