Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невербальные средства коммуникации
Задание №33. Охарактеризуйте функции, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Заполните таблицу, приведя собственные примеры.
Задание №34. Сопоставьте виды невербальных проявлений с выполняемыми ими функциями. Заполните таблицу, добавив в нее еще один вид в соответствии с выполняемой им функцией.
Задание №35. Смоделируйте и охарактеризуйте 2-3 коммуникативные ситуации, в которых используются средства, сопровождающие речевое общение, и средства, замещающие его.
При пересказе художественного текста человек может активно жестикулировать, менять выражение лица, активно задействовать работу голосом - все это дополнение. Ярким примером замещения может служить использование знаков и символов для общения, например, в среде разведчиков, чтобы не произносить вслух план дальнейших действий, военные могут в знаковой форме объяснить друг другу, как же они будут действовать дальше. Задание 36. О каком состоянии человека свидетельствуют следующие невербальные проявления: 1. Человек расхаживает взад и вперед, тело (голова) развернуто по направлению к двери, руки (пальцы) крепко сжаты, периодически человек потирает руки, затем совершает непрерывные движения с использованием различных предметов. - напряженность 2. Человек часто покашливает, постукивает ногой по полу, ручкой по столу, периодически позвякивает предметами в кармане, покусывает ручку. - неуверенность 3. Человек скрестил на груди руки, скрестил («в замок») ноги, затем расправил руки и сжал перед собой ладони. - закрытость 4. Человек периодически подносит руки к лицу: прикрывает рот, касается кончика носа, потирает глаза, дотрагивается до уха, почёсывает шею. - неискренность 5. Человек наклоняет голову набок, наклоняет корпус вперёд, к собеседнику. Рука подпирает щёку, пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вверх вдоль щеки. - интерес к собеседнику 6. Человек потирает подбородок, расхаживает взад и вперёд со скрещенными за спиной руками. - сомнение 7. Человек держит указательный палец вдоль щеки, а остальные под подбородком. - критическая оценка 8. Человек соединяет пальцы рук в форме пирамиды. - уверенность
Задание №37. Охарактеризуйте виды невербальных сигналов. Заполните таблицу, выявляя их дифференциальные признаки и приводя примеры.
Задание №38. Основываясь на личном опыте, опишите и охарактеризуйте 2-3 коммуникативные ситуации, в которых тот или иной вид невербальных сигналов играл бы более важную роль по сравнению с другими. Свой ответ аргументируйте. Отрицание: если ребенок долго просит купить ему сладкое в магазине, конючит, в итоге, вместо шоколадки получает “вкусный и полезный “батончик со злаками, а на вопрос “ты доволен?”, он буркнет “да”, жуя тот самый батончик, то здесь мы можем наблюдать явное несоотвтетсвие вербальной и невербальной информации. Усидение: если при рассказе человеком какой-либо истории его собеседник сидит в “открытой” позе, активно кивает, задает вопросы, часто восклицает на каких-либо захватывающих моментам, то здесь можно сделать вывод о том, что вербальная информация усиливается невербальной. Задание №39. Укажите основные средства невербальной коммуникации. Задание №40. Какие средства невербального общения используются участниками разговора в приведенном ниже отрывке из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Как эти средства характеризуют общение в целом? Заполните таблицу.
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.
- Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? - спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз. - Нет, вы не ослышались, - учтиво ответил Берлиоз, - именно это я и говорил. - Ах, как интересно! - воскликнул иностранец. "А какого черта ему надо?" - подумал Бездомный и нахмурился. - А вы соглашались с вашим собеседником? - осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному. - На все сто! - подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально. - Изумительно! - воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: - Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? - он сделал испуганные глаза и прибавил: - Клянусь, я никому не скажу - Да, мы не верим в бога, - чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. - Но об этом можно говорить совершенно свободно. Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства: - Вы атеисты?! - Да, мы атеисты, - улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердившись: "Вот прицепился, заграничный гусь!"
- Ох, какая прелесть! - вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора. - В нашей стране атеизм никого не удивляет, - дипломатически вежливо сказал Берлиоз, - большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге. Тут иностранец отколол такую штуку: встал и пожал изумленному редактору руку, произнеся при этом слова: - Позвольте вас поблагодарить от всей души! - За что это вы его благодарите? - заморгав, осведомился Бездомный. - За очень важное сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно, - многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак. Важное сведение, по-видимому, действительно произвело на путешественника сильное впечатление, потому что он испуганно обвел глазами дома, как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту. "Нет, он не англичанин..." - подумал Берлиоз, а Бездомный подумал: "Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!" - и опять нахмурился. - Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять? - Увы! - с сожалением ответил Берлиоз. - Ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может. (М. Булгаков. Мастер и Маргарита) Задание №41. Какие средства невербальной коммуникации можно зафиксировать в видеофрагменте передачи Владимира Познера «Времена»? Систематизируйте (классифицируйте) их (см. образец таблицы в задании №40). Охарактеризуйте с точки зрения соответствия/несоответствия содержанию информации и коммуникативной ситуации. Задание №42. Охарактеризуйте группы жестов. Смоделируйте, опишите и охарактеризуйте коммуникативную ситуацию, в которой ее участниками использовались бы жесты разных групп. Жесты – динамические выразительные движения тела, а не только рук. Жесты— значимые движения тела. Жесты подразделяются на следующие группы: · номинативные — их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства. Номинативные знаки используются автономно или вместе с вербальными средствами («большой палец», палец к губам - «тихо», покручивание пальцем у виска — «ненормальный» и др.). К номинативным относится и большой разряд изобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственный образ предмета, действия (изображение размера, формы); · эмоционально-оценочные — выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц) — огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы; · указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой); · риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания, коммуникативно значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории);
· игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании); · вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца); · магические – используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением). При игре с ребенком мы используем разные жесты. Например, когда мы показываем ребенку какое-либо животное, то мы руководствуемся шуточными действиями, при выполнении какого-либо физического упражнения (ребенок, например, попросил сделать “вертолет”) будем использовать вспомогательные (поддерживать голову), указательные пойдут в ход тогда, когда ребенок задаст вопрос и укажет пальцем в какую-либо стороны (“А мякич там?”), при игре в догонялки, мы можем показать кулак, мол, “сейчас догоню!”, а при игре в прятки вполне подойдут номинативные, например, прикладывание пальца к губам (“не шуми”).
Задание №43. Охарактеризуйте мимику В. Познера (функции, значение) на следующих фотографиях. Приложение (справочный материал)
Практические задания к модулю 5
Успешность коммуникации Задание №44. Охарактеризуйте понятия «успешная коммуникация», «эффективная коммуникация». Успешность коммуникации - это осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками согласия. Эффективная коммуникация - достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения. Назовите условия, которые являются залогом успешной коммуникации. - правильная интерпретация невербальных сигналов; - интерес к коммуникации; - мотивация к коммуникации; - желание быть полезным и интересным собеседнику; - умение слушать и слышать позицию собеседника; - грамотность; - коммуникативная обстановка; - этикет. Задание №45. Назовите основные коммуникативные качества речи и охарактеризуйте их влияние на успешность общения. Правильность речи - это ее соответствие современной литературной норме, а также ее дохожчивость, доступность для тех, кому адресована речь. Использование слов “по назначению”, уместность. Если слова используются не точно, то эффективность коммуникации будет низкой. Точность речи – это «правильность в действии», использование всех языковых средств (не только лексических, но и грамматических) в полном соответствии с их значением. Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием законов русского языка (омонимы, паронимы, синонимы, полисемия). Точное (с лексической точки зрения) использование слов, грамотные сравнения, корректные предложения. Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, от богатства его словаря. Это разнообразие речи. Грамотно и красиво говорящий человек всегда привлекает к себе внимание, такого человека интересно слушать. Выразительность (образность) речи – такое ее качество, которое вызывает и поддерживает внимание и интерес аудитории; усиливает эффективность; выразительность достигается использованием самых разнообразных средств. Образность речи не дает собеседнику заскучать, приведение примеров - всегда хорощая идея, особенно, если человек делает доклад или объясняет сложную тему. Уместность речи – ее соответствие цели говорящего, теме и жанру, характеру аудитории, ее настроенности, условиям общения (месту, времени и др.). Уместность определяет степень обязательности других качеств речи. Например, если друзья общаются между собой, то у них есть определенные фразы, предложения, которые понятны только им двоим, при том, что они могут быть неправильными с точки зрения синтаксиса, но в данной ситуации это будет уместно. Задание №46. Укажите средства и способы, создающие выразительность и образность речи. - копипаст приложения Задание №47. Определите, трансформация какой известной фразы лежит в основе фрагмента стихотворения И. Бродского. Найдите в тексте другие средства образности и выразительности. Проанализируйте значение словосочетания «часть речи» в данном отрывке. ...Жизнь, которой, как дареной вещи, не смотрят в пасть, обнажает зубы при каждой встрече.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.045 с.) |