Структура коммуникационного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура коммуникационного процесса



Участники коммуникации

  Задание №16. Проанализируйте трех- и четырехкомпонентную модели коммуникационного взаимодействия. Докажите важность четвертого компонента. Свой ответ аргументируйте и проиллюстрируйте примерами.

Трехкомпонентная модель:
Субъект А - Сообщение - Субъект В
Субъект А - источник- производит и отправляет сообщения, Субъект В - получатель - получает сообщение.

Таким образом, источник, сообщение и получатель являются первичными компонентами коммуникационного взаимодействия.

Четырехкомпонентная модель:
(Источник - Сообщение - Получатель) - Эффект
Коммуникационное взаимодейсвтие всегда имеет эффект. Этот эффект заелючается в определенной реакции получателя сообщения, в изменениях его сознания и/или поведения. В результате можно сказать, что коммуникация - это всегда взаимодейсвтие, имеющее эффект, или эффективное заимодействие.
Четвертый элемент - эффективное взаимодействие. Важность в том, что мы получаем эффект, мы знаем какое впечатление переданная информация произвела на адресата (и произвела ли вообще). Соотстветственно, можем выстраивать дальнейшую стратегию коммуникационного взаимодействия. Опять же, пример рекламной кампании - у нас есть покупатель, который взаимодействует с нами путем покупки, отзыва о покупке/товаре, исходя из эффекта, мы можем планировать дальнейшие действия на рынке. Либо же, студент на лекции, если он не слушает, то не ответит на вопросы преподавателя, мы будем точно знать, что сообщение до адресата не дошло.

 

  Задание №17. Какие важные компоненты коммуникативного акта не учитываются в четырехкомпонентной модели коммуникационного взаимодействия? Докажите их важность для процесса коммуникации. Свой ответ аргументируйте и проиллюстрируйте примерами. Трансформируйте четырехкомпонентную модель коммуникационного взаимодействия, дополнив ее необходимыми компонентами.

Контекст, код, шумы - три компонента, которые не учитываются в четырехкомпонентной модели.
Контекст - ситуация, обстоятельства, в которых происходит коммуникация. Например, если на конференции о развитии образования докладчик будет рассказывать о продаже мороженого, то, во-первых, его сообщение будет получено, но не понятно, во-вторых, подобный доклад будет неуместным в контексте мероприятия.
Код - знаковая система передачи. Самый простой пример - язык. Если адресант использует испанский язык для передачи своего сообщение, а адресат не знает этого языка, то сообщение получено не будет. Важно понимать какая знаковая система приемлема для сообщения.
Шумы - помехи, способные прервать коммуникацию. Думаю, что сюда можно отнести технические средства связи. Если сообщение передается по электронной почте, то у адресата должно быть хорошее подключение к Всемирной сети, чтобы адекватно воспринять информацию.

Контекст
                             Код                                         Код                                              
Адресант -------------------------Сообщение----------------------Адресат

Шумы                                                     

 

  Задание №18. Проанализируйте схемы речевой коммуникации, предложенные Е. Клюевым и О. Гойхман. Выявите сходства и отличия. Трансформируйте их с учетом выявленных достоинств и недостатков. Подготовьтесь к защите своей схемы.

По определению Е. Клюева коммуникативный акт - акт речевого взаимодействия между носителями языка. Структура такова:
Адресант Адресат
Контакт - Референт - Код
Адресант - пишущий или говорящий, отправитель информации
Адресат - слушающий или читающий, получатель информации
Код - система языка и речевых средств, с помощью которых происходит кодирование и декодирование информации.
Референт - это то, что соответствует слову во внеязыковой действительности. В результате референции происходит соотнесение языка и внеязыкового мира, слова и предмета.

Сходства: отправитель, сообщение, получатель, кодирование
Отличия: не учитвается референция и контакт в модели О. Гойхмана.

Думаю, что в объединенной схеме должна присутствовать референция, благодаря ей, мы будем знать об эффективности коммуникаци.

 

  Задание №19. Какие характерные признаки отличают взаимодействие от коммуникации?

Коммуникативное действие — это действие социального субъекта, связанное с выполнением функций источника или получателя сообщения в коммуникативном взаимодействии. Кроме того, это элементарная единица коммуникации. Может быть как интенциональным (намеренным), так и неинтенциональным (рефлекторным). Связано только с однократным созданием и передачей сообщения (отличие от взаимодействия).
Коммуникативное взаимодействие существует не иначе как ряд коммуникативных действий по передаче и получению сообщений, при котором роли постоянно меняются.

Заполните таблицу, определив, являются ли коммуникацией следующие виды взаимодействия:

Автоматическое открывание/закрывание дверей при приближении/удалении человека; снятие домохозяйкой показателей счетчиков воды и газа; заказ холодильником продуктов через Интернет; полет пчел в направлении, указанном движениями пчелы-разведчика; обнюхивание собаками друг друга при встрече; условная стойка служебной собаки при обнаружении взрывного устройства; мурлыканье кошки при ее поглаживании хозяйкой.

Включите в каждую колонку таблицы по 2-3 собственных примера.

Свой ответ аргументируйте.

Является коммуникацией Не является коммуникацией
полет пчел в направлении, указанном движениями пчелы-разведчика условная стойка служебной собаки при обнаружении взрывного устройства
обнюхивание собаками друг друга при встрече заказ холодильником продуктов через Интернет
мурлыкание кошки при ее поглаживании хозяйкой снятие домохозяйкой показателй счетчиков воды и газа
разговор по телефону между двумя товарищами (есть и адресат и адресант, еть сообщение, кроме того, эффект коммуникации - ответы, вопросы и тд.) автоматическое открывание/закрывание дверей при приближении/удалении человека
практическое занятие в университете (вопрос-ответ) лай собаки на закрытую дверь (нет второго субъекта коммуникации, дверь - неодушевленный предмет)
  снятие денег в банкомате (человек выбирает нужные разделы в меню) (банкомат - неодушевленный предмет, нет получателя сообщения)

 

Задание №20. Охарактеризуйте субъектов коммуникации в каждом из приведенных в задании №19 примеров.
автоматическое открывание/закрывание дверей при приближении/удалении человека - человек выступает субъектом;
снятие домохозяйкой показателей счетчиков воды и газа - домохозяйка - субъект;
заказ холодильником продуктов через Интернет - если холодильником кто-либо управляет, то он будет являться субъектом;
полет пчел в направлении, указанном движениями пчелы-разведчика - рой - субъект (адресат), получающий информацию от пчелы-разведчика (адресант), указанное направление - сообщение;
обнюхивание собаками друг друга при встрече - собаки - субъекты (адресант и адресат), обнюхивание - сообщение, несущее в себе информацию;
условная стойка служебной собаки при обнаружении взрывного устройства - собака - субъект, стойка - сообщение, однако у нас нет получателя этой информации, поэтому нет коммуникации;
мурлыканье кошки при ее поглаживании хозяйкой - субъекты - хозяйка (адресант), кошка (адресат), поглаживание - сообщение, информирующее кошку о любви хозяйки.

 

Задание №21. Основываясь на личном опыте, детально опишите и охарактеризуйте ситуацию взаимодействия, которое не является коммуникацией. Выберите соответствующий жанр, придумайте название.

Просмотр фотографий человеком - субъект, воспринимающий информацию - человек, он видит, что изображено на фотографиях, может быть, догадывается кто был рядом, кто выступал в роли фотографа, однако нет второго субъекта, фотография - неодушевленный предмет, несет в себе информацию, но является субъектом коммуникации, никак не может отреагировать на сообщения от человека (вопросы, восклицания и тд.)

  Задание №22. Основываясь на личном опыте, детально опишите и охарактеризуйте ситуацию взаимодействия, которое является коммуникацией. Выберите соответствующий жанр, придумайте название.
    Разговор по телефону между мной и моей подругой. Я - отправитель сообщения, подруга - получатель. Разговор - информация. Ответ подруги - эффект, который на нее произодит информация, которую я говорю. В процессе разговора роли меняются местами, то я, то она - отправитель и получатель. Язык - код, процессом декодирования его мы занимаемся, когда слушаем друг друга. Референтами выступают ситуации, которые мы описываем словами.
  Задание №23. Выделите дифференциальные признаки, характеризующиекоммуникативное действие и коммуникативное взаимодействие. Выявите сходства и отличия. Заполните таблицу.

Признаки Коммуникативное действие Коммуникативное взаимодействие
выполнение функций источника или получателя сообщения (роль) или источник, или получатель ряд действий по передаче и получению сообщений
Единица коммуникации Простая Сложная
Кратность сообщения Однократное сообщение Многократное сообщение
Анализ среды Однократный Среда постоянно меняется, приходится анализировать постоянно
Эффект Однонаправленный Возможность быстро изменить сообщение для достижения лучшего ээфекта

Задание №24. Основываясь на личном опыте, детально опишите и охарактеризуйте ситуацию коммуникативного действия. Выберите соответствующий жанр, придумайте название.

Чтение книги. Я - реципиент, только принимаю информацию, данную автором. Язык - код, в процессе чтения я декодирую информацию, референт - мое воображение, с его помощью возникают образы, созланные автором. По сути, это диалог с автором. Шумы - в данной ситуации, это может быть шум соседей, который мешает сосредоточится на тексте.

  Задание №25. Основываясь на личном опыте, детально опишите и охарактеризуйте ситуацию коммуникативного взаимодействия. Выберите соответствующий жанр, придумайте название.
Практическое занятие в университете. В данном случае, отправитель и получатель информации будут постоянно менятся - то студенты, то преподаватель. Эффект - понимание обсуждаемой темы. Язык - код, в процессе объяснения материала информация декодируется, становится понятной для студентов, Информация - те примеры, данные, которыми делятся студенты, объясняя то или иное задание. Поскольку у нас есть обртная связь, субъекты коммуникации, то мы можем говорить о коммуникативном взаимодействии.

Задание №26. Определите виды коммуникации в следующих ситуациях:

письмо друга, SMS-сообщение, разговор двух друзей, беседа группы студентов, рекламный ролик, выступление на митинге, выступление на конференции.

Образец выполнения. Телефонный разговор подруг – общение дистантное, опосредованное, устное, диалогическое, межличностное, вербальное, неофициальное, преимущественно информационное (может быть и воздействующим).

письмо друга - дистантное, опосредованное, письменное, диалогическое, межличностное, вербальное, неофициальное, информативное
SMS-сообщение - дистантное, опосредованное, писменное, диалогическое, межличностное, официальное/неофициальное (зависит от отправителя), информативное (либо воздействующиее, зависит от отправителя)
разговор двух друзей - контактное общение, неопосредственное, устное, диалогическое, межличностное, вербальное, неофициальное, информативное/воздействующее
беседа группы студентов - контактное, неопосредственное, устное, диалогическое, межличностное, вебральное, неофициальное, информативноеможет быть воздействующим, зависит от темы)
рекламный ролик - дистантное, опосредованное, устное, монологическое, массовое, вербальное (так и невербальное), официальное, воздействующее
выступление на митинге - контактное, неопосредственное, устное, монологическое, массовое, официальное, воздействующее
выступление на конференции - контактное, неопосредственное, устное, диалогическое (могут быть заданы вопросы докладчику), публичное, вербальное (так и невербальное), официальное, информационное.

 

 

Практические задания к модулю 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.01 с.)