Iv . Профессиональные традиции и новации на современном телерадиовещании. Двойственная природа творческой деятельности на телевидении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Iv . Профессиональные традиции и новации на современном телерадиовещании. Двойственная природа творческой деятельности на телевидении



 

Бизнес вытесняет журналистику, а извлечение прибыли из СМИ становится главным смыслом существования телекомпаний, их хозяев и их работников. Происходит также сращивание верхушки журналистской элиты с политическими деятелями в целях оказания взаимных услуг. Устанавливаются дружеские, неформальные связи между журналистами, политиками и олигархами, идет процесс переливания журналистских кадров из творческой сферы в иную, политическую область деятельности.

Продвижению профессионализма на телевидении противостоит и засилье рекламы, усиление влияния рекламодателей на программную политику телекомпаний. Из сетки вещания в этой связи выталкиваются культурно-просветительские программы, детские передачи, программы социального телевидения, тем самым сужаются масштабы и глубина творчества телевещателей. Нарастает опасность новой монополизации СМИ, умножаются случаи манипулирования общественным мнением, что особенно тревожно в период периодических выборных кампаний, которые трясут Россию в центре и на местах.

В современном телерадиовещании существует ряд объективных и субъективных причин, обусловивших резкое падение культуры речи и литературного творчества:

1) вытеснение журналистского творчества из телерадиовещания интересами бизнеса; стремление телерадиокомпании выжить приводит к тому, что литературному творчеству создателей передач отводится второстепенное место;

2) в телерадиокомпании, основанные на частной, муниципальной формах собственности, да и в государственные ТРК пришли тысячи работников, новые поколения «телевизионщиков» и «радийщиков», которые по своему базовому образованию и опыту работы имеют весьма отдаленное представление о журналистике, литературе и правилах речевого этикета;

3) благодаря возможностям новых информационных технологий развивается и расширяется само понятие аудиовизуального искусства: изображение и звук, возникающие с помощью электронной техники, по желанию авторов можно вольно конструировать.

Процесс эстетического освоения современных технологий требует подготовки творческих кадров на основе новых образовательных программ.

Развитие современного телевидения породило новые профессии, которые не подпадают под действующий классификатор специальностей. По государственному классификатору таких специальностей быть не может. А, следовательно, нельзя выдать государственный диплом с записью об отсутствующей в классификаторе профессии, даже если вы подготовили такого специалиста.

По этой же причине отсутствует перечень требований к знаниям и навыкам такого рода специалистов.

По причине недавнего появления новых профессий на телевидении и отсутствия официального названия их специальности нет и государственных стандартов обучения по новым профессиям. В силу этого обстоятельства те учебные заведения, которые начали подготовку кадров по новым специальностям, ведут ее без руля и без ветрил, кто во что горазд.

Традиционные телевизионные профессии претерпели в последние годы такие изменения, что действующие стандарты на их образование препятствуют полноценной подготовке по этим профессиям, создавая разрыв между требованиями современного телевизионного производства и их знаниями и навыками.

Сегодня на телевидении сложились и оправдали себя в практике такие специальности, как продюсер, ведущий телепередачи, репортер, режиссер монтажа, режиссер мультимедиа, режиссер пульта прямого эфира. Шесть специальностей, каждая из которых подразумевает дополнительную специализацию по конкретным профессиям.

Репортер телевидения это уже никак не журналист-газетчик. Текст на бумаге и живая речь в эфире совсем не одно и то же. Они строятся по разным принципам. Репортер – это совсем другая специальность нежели традиционный журналист. Современная техника и технология позволяет оттачивать мастерство репортера. Поэтому, как нетрудно догадаться, стандарта образования на эту специальность нет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Задачи кадрового обеспечения СМИ реализуются в нашей стране в условиях недостаточно разработанной правовой базы профессионального обучения. А между тем решающий фактор существования и развития системы образования, в частности в области ТВ и РВ, – это создание правового поля, определение возможностей и форм деятельности учреждений профессионального образования.

В некоторых странах Европы разрабатываются законы о профессиональном обучении. Так, в Общеевропейском Радио- и Телевещательном Союзе был создан проект такого Закона, который регулировал бы принципы профессионального обучения, определял, что такое термины «образование» и «профессиональное обучение». Термины «образование» и «обучение» рассматриваются как взаимодополняющие и не могут существовать в отрыве друг от друга.

Образование – это процесс, в который вовлечены широкие непрофессиональные сферы с большим кругом информационных проблем. Оно может рассматриваться как база для дальнейшей более узкой специализации в процессе обучения и имеет долгосрочные цели и задачи.

Термин «обучение» более конкретен. Это процесс приобретения и углубления профессиональных знаний и навыков. Цели и задачи обучения достигаются в более короткие сроки. При употреблении термина «обучение» имеется в виду сочетание образования и профессионального обучения.

Причинами, влияющими на формирование задач профессионального обучения, можно считать следующие:

· необходимость иметь такие профессиональные качества служащих, которые обусловлены их должностными функциями и обязанностями; структурные перемены внутри организации, влекущие за собой изменения в формах и методах работы;

· индивидуальные потребности и желания служащих.

В Законе о профессиональном обучении должны быть определены формы профессионального обучения, среди которых можно выделить три его вида:

· общее или начальное обучение (его обычно получают до или во время первых лет профессиональной деятельности);

· последующее или углубленное профессиональное обучение (оно обеспечивает сотрудникам возможность работы с современными техническими средствами, а также для продвижения вверх по служебной лестнице);

· дальнейшее повышение профессиональной квалификации, либо профессиональная переподготовка (что позволяет сотрудникам выполнять новые функции внутри организации, вызванные служебной необходимостью, и дает возможность приобретения новой квалификации и смежных специальностей).

Конечно, Закон должен определить цели и задачи системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Среди них главными можно считать следующие:

ü обобщить знания и опыт по эффективному обучению персонала в наиболее короткие сроки;

ü выработать соответствующие нормативы обучения и привить слушателям требуемые навыки;

ü развить у слушателей навыки работы, обслуживания и установки нового технического оборудования;

ü стимулировать слушателей к накоплению опыта профессиональной деятельности, к совершенствованию знаний и умений; усилить мотивацию обучения, раскрыть перспективы служебного продвижения для каждого слушателя;

ü добиться, чтобы слушатели подобающим образом относились к своей работе, коллегам и задачам, стоящим перед организацией;

ü ознакомить слушателей с их юридическими правами и обязанностями внутри организации, а также с правилами техники безопасности, необходимыми на конкретном рабочем месте.

Таким образом, Закон о профессиональном обучении нужен:

а) для определения общего подхода к проблеме распространения профессиональных знаний и для внедрения передового опыта лучших кадровых и учебных центров;

б) для активизации взаимодействия управленческих структур ТРК в вопросах разработки идеологии и принципов профессионального обучения.

Политическая, экономическая и социальная обстановка в стране таковы, что требуют новых подходов и нового понимания задач и ответственности электронных СМИ перед обществом.

Возможно, в результате наших предложений будет сформулирован важный принцип в числе иных положений о лицензии на вещание: необходима сертификация кадров в каждой телекомпании, анализ профессиональной подготовки тех, кто вещает на огромную аудиторию. Единые критерии при оценке качества творческого коллектива, одобренные государством в виде лицензионных требований, должны стать краеугольным камнем государственной политики в области электронных СМИ.

 

Ю.А. Огородников,

Профессор ИПК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.008 с.)