Взаимодействие неаллельных генов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие неаллельных генов



Теоретическая часть

Контрольные вопросы

1.Понятие об аллели. Аллельные и не аллельны гены. Критерий аллелизма. Понятие о

множественных аллелях.

2.Взаимодействие генов (понятие). Аллельные и неаллельные взаимодействия.

3.Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Формирование признаков на

эпигенетическом уровне.

4. Комплементарное взаимодействие генов. Фенотипические эффекты. пропорции

расщепления в F2. Примеры.

5.Механизмы комплементарного взаимодействия генов.

Образовательные технологии: Объяснительно-иллюстративные технологии, технология

полного усвоения.

Задания для самостоятельной работы студентов

1.Прочитать учебник:

 Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. 480 с.

Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

Практическая часть

Задача №1К

У душистого горошка пурпурная окраска цветков обусловлена взаимодействием двух

комплементарных доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них

красный пигмент не образуется и растение имеет белые цветки. Определите: а) Окраску

цветков у растений, имеющих следующие генотипы: Aabb, aaBB, AABb, AaBb, AABB,

aaBb. б) Фенотипы гибридных растений F1, полученных в результате следующих

скрещиваний: AAbb; aaBb; AaBb; AaBb; AAbb; Aabb; AAbb; aaBB; AaBb; AAbb; AaBb; AABb.

Задача №2К

У тыквы дисковидная форма плода определяется взаимодействием двух доминантных

генов Аи В. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической

формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов дает удлиненную форму плодов.

Определите генотип и фенотип потомства в следующих скрещиваниях: а) AAbb; AaBB. б)

AABb; aabb. в) Определите форму плодов у растений, имеющих следующие генотипы:

AABB, AaBb, Aabb, aaBb, aabb, aaBB, AABb.

Задача №3К

При скрещивании двух зеленых растений кукурузы получается потомство, в котором

примерно 9/16 растений имеет зеленый цвет, а 7/16 не окрашены. Как можно объяснить

этот результат?

Задача №5К

Аллель А у крыс обусловливает желтую окраску шерсти. Аллель В другого гена вызывает

развитие черной окраски шерсти. У особей А-В- шерсть серого цвета, а у особей aabb – белого. Серого самца скрестили с желтой самкой и получили F1 3/8 желтых, 3/8 серых,1/8

черных и 1/8 белых крысят. Определите генотипы родителей.

Задача №1Э

У тыквы белая окраска плодов определяется геном W, а желтая геном Y. Ген W подавляет

действие гена Y и последний в его присутствии не проявляется. Рецессивные аллели этих

генов в гомозиготном состоянии дают зеленую окраску плодов. Определите окраску

плодов у растений, имеющих следующие генотипы: а) wwYy. б) Wwyy. в) WwYY. г) WWYy.

д) wwYY. е) wwyy. ж) WwYy.

Задача №2Э

У овса черная окраска семян определяется доминантным геном А, серая –доминантным

геном В. Ген А подавляет действие гена В, и последний в его присутствии не проявляется.

Рецессивные аллели в гомозиготе дают зеленую окраску семян. Определите окраску семян

в следующих скрещиваниях: а) аabb  аabb. б) аabb  аabb. в) Определите окраску семян у

растений, имеющих следующие генотипы: аabb, аabb, аabb, аabb, аabb, аabb.

Задача №3Э

При скрещивании двух сортов тыквы, имеющих белые и зеленые плоды, F1 белоплодное,

а в F2 получается следующее расщепление: 12/16 белоплодных: 3/16 желтоплодных: 1/16

с зелеными плодами. Определите характер наследования окраски и генотипы всех форм.

Как называется такой тип наследования?

Задача №4Э

При скрещивании двух белозерных растений кукурузы F1 получилось белозерное, а в F2

получено 138 белых семян и 39 пурпурных. К какому типу наследования относится этот

случай? Определите генотипы всех форм.

Задача №5 Э

При скрещивании тыкв с белыми плодами в F1 получили 67 растений с белыми, 19 –с

желтыми, 6 –с зелеными плодами. Объясните результаты, определите генотипы исходных

растений. Что получится, если скрестить исходные растения с зеленоплодными из F1?

Задача №1П

Форма стручка у пастушьей сумки определяется взаимодействием двух генов. При

скрещивании растений с какими генотипами могло быть получено расщепление 1680 с

треугольной формой стручка и 112 с яйцевидной формой?

Задача №4П

В двух инбредных линиях овса урожайность составляет в среднем 5 и 12 г в расчете на

одно растение. ПР самоопылении гибридов от скрещивания этих форм у 1/64 части

растений урожайность составляет около 12 г на растение. Сколько генов, ответственных

за урожайность, определяют различия между двумя исходными линиями? Какая часть F2

имеет минимальную урожайность?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос.

Формы контроля знаний освоения компетенций: устный опрос, анализ решения задач.

Литература:

1.Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

480 с.

2. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк., 1989. 591с.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

4.Медицинская генетика. М.П. Бочков и др., 1984

5.Айала Ф. Современная генетика. В 3-х т. М.: Мир, 1988. 335с.

6.Генетика. Учебник для вузов. Под ред. В. И. Иванова М.: Академкнига, 2006. 638 с.

7.Инге-Вечтомов С. Г. Введение в молекулярную генетику. М.: Высш. шк., 1983. 343 с.

Практическая работа №4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.01 с.)