Наследственная изменчивость у растений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наследственная изменчивость у растений



Теоретическая часть

Контрольные вопросы

1. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного и того же

вида?

3. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной?

Темы докладов/рефератов

1. Типы делеций y-хромосомы и их частота у мужчин с бесплодием (Генетика. 2006. №8.

С. 1130-1136)

2. Динамика генетического разнообразия сортов озимой мягкой пшеницы (Triticum

aestivum l.), районированных на территории россии в 1929–005 гг. (Генетика. 2006. №10.

С. 1359-1370)

3. Молекулярные механизмы инсерционного мутагенеза у дрожжей и мицелиальных

грибов (Генетика. 2007. №4. С.1013-1025)

4. Закономерности межгеномных замещений хромосом у межвидовых гибридов пшеницы

и их использование для создания генетической номенклатуры хромосом Triticum

timopheevii (Генетика. 2010. №7. С.869-886)

Образовательные технологии: Объяснительно-иллюстративные технологии, технология

полного усвоения.

Задания для самостоятельной работы

1.Подготовить доклад или реферат

3.Прочитать учебник:

Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,

2003. 480 с.

Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

Практическая часть

Ход работы.

1. Рассмотрите растения в норме и при мутации..

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия.

3. Зарисуйте норму и мутацию.

4. Напишите генотипы и фенотипы исследуемых растений.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ

рефератов.

Формы контроля знаний по освоению компетенций: устный опрос, анализ решения задач.

Литература:

1.Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

480 с.

2. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк., 1989. 591с.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

4.Медицинская генетика. М.П. Бочков и др., 1984

5.Айала Ф. Современная генетика. В 3-х т. М.: Мир, 1988. 335с.

6.Генетика. Учебник для вузов. Под ред. В. И. Иванова М.: Академкнига, 2006. 638 с.

7.Инге-Вечтомов С. Г. Введение в молекулярную генетику. М.: Высш. шк., 1983. 343 с.

 

Практическая работа №9

Определение хромосомного набора человека (кариотипирование)

Теоретическая часть

Контрольные вопросы

1.Методы изучения генетики человека: генеалогический; близнецовый; цитогенетический;

биохимический; популяционный.

2.Медицинская генетика: наследственные болезни и их причины; лечение наследственных

болезней. Можно ли предсказать наследственные болезни?

3.Медико-генетические лаборатории; медико-генетическая служба в г. Сыктывкар.

4.Биологическое и социальное в человеке: человек общественное животное. Наследуются

ли способности?

5.Евгеника: действует ли естественный отбор в человеческом обществе? Роль среды в

развитии личности.

6.Этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов;

клонирование; уродства; генетика и криминалистика.

Темы докладов/рефератов

1. Молекулярная генетика болезни Паркинсона. (Генетика. 2006. №8. С. 1045-1059)

2. Клинико-молекулярные аспекты наследственного рака молочной железы

(Молекулярная медицина. 2007. №1)

Образовательные технологии: Объяснительно-иллюстративные технологии, технология

полного усвоения.

Задания для самостоятельной работы студентов

1.Подготовить доклад или реферат

3.Прочитать учебник:

 Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,

2003. 480 с.

Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

Практическая часть

Ход работы.

Кариотип –набор хромосом соматической клетки. Известно, что у человека диплоидное

чсило хромосом 46. Нормальный кариотип человека состоит из 22 пар аутосом и одной

пары половых хромосом –XX у женщин и XY у мужчин. У человека выделяют три типа

хромосом: метацентрические (равноплечие), у которых оба плеча хромосомы имеют

примерно одинаковую длину; субметацентрические (неравноплечие), имеют несколько

отличающиеся по длине плечи; акроцентрические (палочковидные) у которых одно плечоочень короткое.

1. Аккуратно вырежьте хромосомы, измерьте длину плеч каждой хромосомы. По длине

плеч подберите каждой хромосоме пару. Сравните с микрофотографиями в Атласе по

биологии клетки. Ж. Ролан. С.

2. Определите пол человека, которому принадлежат хромосомы.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ

рефератов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ

решения задач.

Литература:

1.Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

480 с.

2. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк., 1989. 591с.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

4.Медицинская генетика. М.П. Бочков и др., 1984

5.Айала Ф. Современная генетика. В 3-х т. М.: Мир, 1988. 335с.

6.Генетика. Учебник для вузов. Под ред. В. И. Иванова М.: Академкнига, 2006. 638 с.

7.Инге-Вечтомов С. Г. Введение в молекулярную генетику. М.: Высш. шк., 1983. 343 с.

Образовательные технологии

При освоении дисциплины «Генетика» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм приобретения новых знаний. В обязательном порядке должен быть обеспечен доступ студентов в Интернет для подготовки рефератов.

Во время проведения лекций образовательный процесс ориентирован, в основном, на теоретическую подготовку студентов и на приобретение навыков самостоятельной работы. Предусмотрено использование видеоматериалов на лекциях и семинарах, учебные дискуссии. Первая, вводная лекция, призвана возбудить интерес к осваиваемой дисциплине. Помимо посещения лекций, предусматривается самостоятельная работа студентов с учебной литературой, необходим также доступ к Интернет-ресурсам.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные

средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Для самостоятельной работы студенты обеспечиваются учебниками, хрестоматиями, учебной литературой, предоставленной в электронном варианте.

7. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу «Генетика» осуществляется:

1. При чтении основной и дополнительной учебной литературы.

2. При подготовке реферата, докладов.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Предмет генетики.

2. Предпосылки возникновения генетики.

3. Геном, генотип, генотипическая дисперсия. Фенотип, фенотипическая дисперсия.

4. Общая и индивидуальная среда.

5. Генотип-средовое взаимодействие.

6. Генотип-средовая корреляция.

7. Показатель наследуемости. Особенности интерпретации показателя наследуемости.

8. Схема и суть классического близнецового метода.

9. Разновидности близнецового метода.

10. Схема и суть метода приемных детей.

11. Ограничения метода приемных детей и возможности преодоления этих ограничений.

12. Семейный метод.

13. Результаты генетических исследований свойств темперамента.

14. Результаты генетических исследований когнитивной сферы.

15. Результаты генетических исследований личностных свойств.

16. Возможность оценки преемственности в генетических исследованиях.

17. Примеры возрастных изменений соотношения компонент фенотипической дисперсии на протяжении онтогенеза.

18. Генетические исследования нарушений когнитивных функций.

19. Эндофенотипы.

Примерные темы контрольных работ по курсу «Генетика».

1. Предмет генетики.

2. Предпосылки возникновения генетики.

3. Геном, генотип, генотипическая дисперсия. Фенотип, фенотипическая дисперсия.

4. Общая и индивидуальная среда.

5. Генотип-средовое взаимодействие.

6. Генотип-средовая корреляция.

7. Показатель наследуемости. Особенности интерпретации показателя наследуемости.

8. Схема и суть классического близнецового метода.

9. Разновидности близнецового метода.

10. Схема и суть метода приемных детей.

11. Ограничения метода приемных детей и возможности преодоления этих ограничений.

12. Семейный метод.

13. Результаты генетических исследований свойств темперамента.

14. Результаты генетических исследований когнитивной сферы.

15. Результаты генетических исследований личностных свойств.

16. Возможность оценки преемственности в генетических исследованиях.

17. Примеры возрастных изменений соотношения компонент фенотипической дисперсии на протяжении онтогенеза.

18. Генетические исследования нарушений когнитивных функций.

19. Эндофенотипы.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) Основная литература

Александров А.А. Психогенетика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. 480 с.

б) Дополнительная литература

2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности.

Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 128-139.

3. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности //Вопросы

психологии. 2000. № 6. С. 112-122.

4. Бумсма Д., Ван Баал К. Лонгитюдное генетическое исследование показателей

интеллекта у близнецов 5-7 лет. Вопросы психологии. 1997. № 4.

5. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Sociologos, 1995.

157 c.

6. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д.

Генотип. Среда. Развитие. М.: ОГИ, 2004. 574 с.

7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.:

Прогресс, 1993. 207 с.

8. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетики. М., Питер 2008, т.1, 408

с., т.2, 325 с.

9. Марютина Т.М. Промежуточные фенотипы интеллекта в контексте генетической

психофизиологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4,

№ 2. С. 22-47.

10. Психогенетика. Хрестоматия/Под ред. М.В. Алфимовой, И.В. Равич-Щербо. М.:

Академия, 2006.

11. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М, Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., Аспект

пресс, 2000, 448 с.

б) дополнительная литература

1. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность / Фролов И.Т. (отв. ред.) Человек в системе

наук. 1989. С. 155-164.

2. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., Наука, 1994.

3. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: Мысль, 1996.

4. Зорина З.А., Полетаева И.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Высшая

школа. 2002. 383 с.

5. Малых С.Б. Психогенетика: теория, методология, эксперимент. М.: Эпидавр, 2004.

6. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека // под

ред. И.В.Равич-Щербо. М., Педагогика, 1988.

7. Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека: в 3 т. М.: Мир, 1989-1990.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: PowerPoint



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.043 с.)