Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности архитектуры как искусства
И РОЛЬ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ
Известно, что «творческая деятельность архитектора состоит в организации определенного пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовного свойства» (А.В. Степанов). Отсюда возникают и особенности архитектуры как эстетически осмысленной деятельности, т.е. особенности ее как искусства. Для художника основными средствами выразительности являются линия и цвет, для скульптора – пластические свойства материальной массы. Главным средством выразительности произведения архитектуры являются эстетические характеристики пространства. С разрабатываемым пространством, формируя его, взаимодействуют плоскости и поверхности, объемы, силуэтные линии, цветовые и фактурные пятна, условия освещенности. Это делает работу архитектора весьма сложной: в процессе творчества он должен «видеть невидимое» - используя материальные объекты, создавать гармоничное пространство, включая учет сложнейших проблем пропорций и соразмерностей с реальными антропометрическими параметрами и особенностями восприятия с различных расстояний и точек зрения. Отсюда возникает значимость для подготовки архитектора курса объемно-пространственной композиции (ОПК) – этот предмет призван сформировать мышление, позволяющее быстро оперировать материальными формами (объемами или поверхностями) с целью создания «невидимых» нетренированным глазом «нематериальных» объектов – пространственных систем. Иными словами, ОПК – это наука и искусство формообразования в архитектуре, в котором материальные и пространственные части взаимодействуют, при ведущей роли пространственных элементов (рис. 3). Взаимодействующие в ОПК элементы принято называть объемно-пространственными формами. В следующем разделе будут рассмотрены их основные свойства.
а)
Рис. 3. Организация пространства - главная задача архитектурной объемно-пространственной композиции: а) Круговая форма пространства определяется очертаниями охватывающего его здания. Композиционная проработка здания отеля на морском побережье, арх. Хакки Акиол; б) сложная пространственная форма. Учебная работа ст-ки ИАрхИ ЮФУ Баланцевой А., рук. Шаталов А.А.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ
К основным свойствам объемно-пространственных форм относят следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса. Фактуру, свет и цвет считают дополнительными свойствами. Рассмотрим все эти свойства несколько подробнее. Геометрический вид формы. По характеру очертания композиционные элементы условно можно разделить на 4 основные группы. 1-я группа. Формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями: это куб и параллелепипед. 2-я группа. Формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, - пирамиды, призмы, многогранники. 3-я группа. Тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями: шар, цилиндр, конус, формы с параболическими поверхностями и т.д. 4-я группа. Более сложные фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности. В зависимости от соотношения величин измерений по трем координатам композиционные элементы могут быть объемными, плоскостными или линейными. Объемной форме присуще относительное равенство величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы — куб, шар. Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при незначительном развитии третьей (типичный пример - плоский параллелепипед). Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими (стержень, колонна и т.п.). Примеры подобных форм приведены на рис. 4. Необходимо помнить, что в реальной композиционной и проектной работе мы можем увидеть в одной композиции сочетание самых разнообразных форм, подчиненное единое замыслу. Более сложные криволинейные формы уже были представлены примером на рис. 2-в (Йорн Утцон, Здание оперного театра, Сидней, Австралия). Основные принципы формотворческой деятельности приведены далее в разделах 4.1 и 4.2.
Рис. 4. Примеры форм различного геометрического вида: а) 1-я группа форм; б) 2-я группа форм; в) 3-я группа форм; г) 4-я группа форм; д) объемные формы; е) плоскостные формы; ж) линейные формы.
Положение в пространстве
Это свойство объемно-пространственных форм может быть определено тремя способами: - по отношению к осям координат; - по отношению к другим формам; - по отношению к зрителю. Первый из способов требует некоторого комментария. Понятно, что в явном декартовом виде система координат в композиции не присутствует. В данном случае речь идет о «естественных» осях, прежде всего о наличии вертикали и горизонтали, и расположении элемента соответственно «вертикально» или «горизонтально». Направление второй горизонтальной оси возникает, как перпендикулярное первому горизонтальному. В некоторых случаях жесткая «со-координатность» может стать основой для главной композиционной идеи (концепции). Таковы проекты голландской архитектурной группы «Де Стиль» (см. рис. 5). За эффектным внешним формотворчеством скрывается глубокая философская идея о бесконечности и непрерывности пространства, программная для этого архитектурного объединения. Общий техницизм мышления начала ХХ века в данном случае сделал символом этой идеи абстрактное математическое понятие: бесконечные декартовы координаты.
Рис. 5. Эскизный проект жилого дома. Тео Ван Дусбург, Корнелиус Ван Ээстерен, 1923 г. Величина формы Величина формы в композиции понимается почти так же, как и в обычном смысле – это соотношение протяженностей по разным направлениям в случае одной формы, или соотношение размеров нескольких форм («больше-меньше»), либо величина по отношению к человеку. Однако следует помнить, что величина формы оказывает влияние на восприятие таких характеристик архитектурной композиции, как «архитектурный масштаб» и «масштабность» (см. далее).
Масса и массивность
В теории и практике композиции плане свойство «масса» рассматривается на основе ассоциативного восприятия, и чаще называется «массивностью». Иными словами, речь идет о том, какое впечатление «массивности» производит элемент или композиция на зрителя, а не о том, какова его физическая масса в действительности. Массивность имеет ряд особенностей: - с изменением формы по величине, при прочих равных условиях, большая форма воспринимается более массивной; - массивность формы изменяется в зависимости от степени ее объемности, плоскостности или линейности. Например, каркасный куб значительно менее массивен, чем плоскостной, и значительно менее массивен, чем объемный; - при одинаковом количестве вещества более вытянутые и линейные формы воспринимаются менее массивными, чем концентрированные (куб, шар и т.п.) - на массивность форм влияет материал, цвет и фактура: одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному: стеклянный куб за счет прозрачности воспринимается более легким (хотя физический вес его больше, чем у деревянного); - увеличение динамичности формы (например, сдвижки объемов в различных направлениях) ведет к уменьшению ее массивности (см. выше рис. 5).
Фактура Под фактурой в ОПК, как и в других видах визуальных искусств, понимается размер и характер шероховатости поверхности. При этом в архитектурной композиции фактурой можно считать характер поверхности различного масштаба — от шероховатости до степени расчлененности плоскости фасада многоэтажного здания (которая при взгляде с большого расстояния воспринимается как шероховатость). Примеры различных фактур приведены на рис. 6.
а) б) в) г)
Рис. 6. Примеры фактур: а) поверхность лепестка тюльпана; б) жидкие обои; в) ткань; г) туф.
Светотень Хотя вся история искусства свидетельствует, что свет – важнейшее средство художественной выразительности, сразу же подчеркнем – светотень в композиции возникает не сама по себе, а появляется как результат продуманной пластической проработки формы, созданного автором композиции взаимодействия плоскостей и поверхностей объемно-пространственных форм (рис. 7). Роль светотени особенно важна при разработке фронтального и объемного видов композиции (см. соответствующий раздел).
а) б)
Рис. 7. Особенности пластического решения формы определяют характер светотени: а) здание музея современного искусства в Нью-Йорке, арх. Ф.Л. Райт, 1946-59; б) проект-предложение многофункционального жилого комплекса, Ростов-на-Дону, арх. А.Дойницын, 2008. Цвет. В отличии от живописи и предметного дизайна, в архитектурной ОПК цвет рассматривается как дополнительный компонент, так как основным «материалом» архитектуры являются пространственные элементы. Поэтому в ОПК цвет применяется прежде всего как средство усиления характерных черт объемно-пространственного решения, или, наоборот, компенсации его недостатков. Сочетая холодные и теплые цветовые тона, насыщенность и количество цвета, можно иллюзорно «менять» границы пространства, создать ощущение просторности или, наоборот, «приближать» к зрителю организующие пространство поверхности и объемы. При этом, как правило, для больших поверхностей используются малонасыщенные цветовые оттенки, а небольшие по размеру поверхности и объемы могут быть более насыщенными и яркими. В любом случае необходимо учитывать взаимовлияние всех свойств форм, участвующих в организации объемно-пространственного решения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.014 с.) |