Особенности архитектуры как искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности архитектуры как искусства



И РОЛЬ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

 

Известно, что «творческая деятельность архитектора состоит в организации определенного пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовного свойства» (А.В. Степанов). Отсюда возникают и особенности архитектуры как эстетически осмысленной деятельности, т.е. особенности ее как искусства. Для художника основными средствами выразительности являются линия и цвет, для скульптора – пластические свойства материальной массы. Главным средством выразительности произведения архитектуры являются эстетические характеристики пространства. С разрабатываемым пространством, формируя его, взаимодействуют плоскости и поверхности, объемы, силуэтные линии, цветовые и фактурные пятна, условия освещенности. Это делает работу архитектора весьма сложной: в процессе творчества он должен «видеть невидимое» - используя материальные объекты, создавать гармоничное пространство, включая учет сложнейших проблем пропорций и соразмерностей с реальными антропометрическими параметрами и особенностями восприятия с различных расстояний и точек зрения.

Отсюда возникает значимость для подготовки архитектора курса объемно-пространственной композиции (ОПК) – этот предмет призван сформировать мышление, позволяющее быстро оперировать материальными формами (объемами или поверхностями) с целью создания «невидимых» нетренированным глазом «нематериальных» объектов – пространственных систем. Иными словами, ОПК – это наука и искусство формообразования в архитектуре, в котором материальные и пространственные части взаимодействуют, при ведущей роли пространственных элементов (рис. 3). Взаимодействующие в ОПК элементы принято называть объемно-пространственными формами. В следующем разделе будут рассмотрены их основные свойства.

 

 а)

 

Рис. 3. Организация пространства - главная задача архитектурной объемно-пространственной композиции: а) Круговая форма пространства определяется очертаниями охватывающего его здания. Композиционная проработка здания отеля на морском побережье, арх. Хакки Акиол; б) сложная пространственная форма. Учебная работа ст-ки ИАрхИ ЮФУ Баланцевой А., рук. Шаталов А.А.

 

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

 

К основным свойствам объемно-про­странственных форм относят следующие:

геометрический вид,

положение в пространстве,

величина,

масса.

Фактуру, свет и цвет считают  дополнительными свойствами. Рассмотрим все эти свойства несколько подробнее.         

Геометрический вид формы.

По характеру очертания композиционные элементы условно можно разделить на 4 основные группы.

1-я группа. Формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями: это куб и параллелепипед.

2-я группа. Формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, - пирамиды, призмы, многогранники.

3-я группа. Тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями: шар, цилиндр, конус, формы с параболическими поверхностями и т.д.

4-я группа. Более сложные фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности.

В зависимости от соотноше­ния величин измерений по трем координатам композиционные эле­менты могут быть объемными, плоскостными или линейными.

Объемной форме присуще относительное равенство вели­чин по трем координатам. Наибо­лее типичные объемные формы — куб, шар.

Плоскостная форма характери­зуется развитостью по двум коорди­натам при незначительном развитии третьей (типичный пример - плоский параллелепипед).

Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими (стержень, колонна и т.п.).  

Примеры подобных форм приведены на рис. 4.

Необходимо помнить, что в реальной композиционной и проектной работе мы можем увидеть в одной композиции сочетание самых разнообразных форм, подчиненное единое замыслу.

Более сложные криволинейные формы уже были представлены примером на рис. 2-в (Йорн Утцон, Здание оперного театра, Сидней, Австралия). Основные принципы формотворческой деятельности приведены далее в разделах 4.1 и 4.2.

 

 

Рис. 4.  Примеры форм различного геометрического вида: а) 1-я группа форм; б) 2-я группа форм; в) 3-я группа форм; г) 4-я группа форм; д) объемные формы; е) плоскостные формы; ж) линейные формы.                               

Положение в пространстве

 

Это свойство объемно-пространственных форм может быть определено тремя способами:

- по отношению к осям координат;

- по отношению к другим формам;

- по отношению к зрителю.

Первый из способов требует некоторого комментария. Понятно, что в явном декартовом виде система координат в композиции не присутствует. В данном случае речь идет о «естественных» осях, прежде всего о наличии вертикали и горизонтали, и расположении элемента соответственно «вертикально» или «горизонтально». Направление второй горизонтальной оси возникает, как перпендикулярное первому горизонтальному. В некоторых случаях жесткая «со-координатность» может стать основой для главной композиционной идеи (концепции). Таковы проекты голландской архитектурной группы «Де Стиль» (см. рис. 5). За эффектным внешним формотворчеством скрывается глубокая философская идея о бесконечности и непрерывности пространства, программная для этого архитектурного объединения. Общий техницизм мышления начала ХХ века в данном случае сделал символом этой идеи абстрактное математическое понятие: бесконечные декартовы координаты.

 

Рис. 5. Эскизный проект жилого дома. Тео Ван Дусбург,  Корнелиус Ван Ээстерен, 1923 г.

Величина формы

Величина формы в композиции понимается почти так же, как и в обычном смысле – это соотношение протяженностей по разным направлениям в случае одной формы, или соотношение размеров нескольких форм («больше-меньше»), либо величина по отношению к человеку. Однако следует помнить, что величина формы оказывает влияние на восприятие таких характеристик архитектурной композиции, как «архитектурный масштаб» и «масштабность» (см. далее).

 

Масса и массивность

 

В теории и практике композиции пла­не свойство «масса» рассматривается на основе ассоциативного восприятия, и чаще называется «массивностью». Иными словами, речь идет о том, какое впечатление «массивности» производит элемент или композиция на зрителя, а не о том, какова его физическая масса в действительности. Массивность имеет ряд особенностей:

- с изменением формы по величи­не, при прочих равных условиях, большая форма воспринимается более мас­сивной;

- массивность формы изменяется в зависимости от степени ее объемности, плоскостности или линейности. Например, каркасный куб значительно менее массивен, чем плоскостной, и значительно менее массивен, чем объемный;

- при одинаковом количестве вещества более вытянутые и линейные формы воспринимаются менее массивными, чем концентрированные (куб, шар и т.п.)

- на массивность форм влияет ма­териал, цвет и фактура: одинаковые по величине кубы из стекла и дере­ва воспринимаются по-разному: стеклянный куб за счет про­зрачности  воспринимается более легким (хотя физический вес его больше, чем у деревянного);

- увеличение динамичности формы (например, сдвижки объемов в различных направлениях) ведет к уменьшению ее массивности (см. выше рис. 5).

 

Фактура

Под фактурой в ОПК, как и в других видах визуальных искусств, понимается размер и характер шероховатости поверх­ности. При этом в архитектурной композиции фактурой можно считать характер поверхности различного масштаба — от шероховатости до степени расчлененности плоскости фасада многоэтажного здания (которая при взгляде с большого расстояния воспринимается как шероховатость). Примеры различных фактур приведены на рис. 6.

а)  б)

в)   г)

 

Рис. 6. Примеры фактур: а) поверхность лепестка тюльпана; б) жидкие обои; в) ткань; г) туф.

 

Светотень

Хотя вся история искусства свидетельствует, что свет – важнейшее средство художественной выразительности, сразу же подчеркнем – светотень в композиции возникает не сама по себе, а появляется как результат продуманной пластической проработки формы, созданного автором композиции взаимодействия плоскостей и поверхностей объемно-пространственных форм (рис. 7).

 Роль светотени особенно важна при разработке фронтального и объемного видов композиции (см. соответствующий раздел).

 

а)

б)

 

Рис. 7. Особенности пластического решения формы определяют  характер светотени: а) здание музея современного искусства в Нью-Йорке, арх. Ф.Л. Райт, 1946-59; б) проект-предложение многофункционального жилого комплекса, Ростов-на-Дону, арх. А.Дойницын, 2008.

Цвет.

В отличии от живописи и предметного дизайна, в архитектурной ОПК цвет рассматривается как дополнительный компонент, так как основным «материалом» архитектуры являются пространственные элементы. Поэтому в ОПК цвет применяется прежде всего как средство усиления характерных черт объемно-пространственного решения, или, наоборот, компенсации его недостатков. Соче­тая холодные и теплые цветовые тона, на­сыщенность и количество цвета, можно иллюзорно «менять» границы про­странства, создать ощущение про­сторности или, наоборот, «при­ближать» к зрителю органи­зующие пространство поверхности и объемы. При этом, как правило, для больших поверхностей используются малонасыщенные цветовые оттенки, а небольшие по размеру поверхности и объемы могут быть более насыщенными и яркими. В любом случае необходимо учитывать взаимовлияние всех свойств форм, участвующих в организации объем­но-пространственного решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.014 с.)