Виды национальных стандартов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды национальных стандартов



3.2.1 Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:

— стандарты основополагающие;

— стандарты на продукцию;

— стандарты на услуги;

— стандарты на процессы (работы);

— стандарты на методы контроля;

— стандарты на термины и определения.

3.2.2 Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содей­ствия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производ­ства. Этот вид нормативных документов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации про­дукта (услуги) таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или про­цесса для жизни, здоровья и имущества человека; ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотрен­ным государственными стандартами на продукцию.

Часто взаимосвязанные основополагающие стандарты, если они имеют об­щую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации, объединяют в комплексы стандартов, называемые межотраслевыми системами. Межотраслевые системы представлены государственными (национальными) и межгосударственными стандартами. Например: «Стандартизация в Российской Федерации» (ГСС); «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД); «Единая система технологической документации» (ЕСТД) и др. В перспективе межотраслевые системы стандартов, выполняющие роль общетехнических систем, трансформируются в общетехнические системы технического регулирования, так как в их состав будут входить не только национальные стандарты, но и технические регламенты.

3.2.3 Стандарты на продукцию (услуги) — стандарты, устанавливающие требования, которым должна удовлетворять продукция, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. В отечественной практике на продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов:

- стандарт ы общих технических условий,  которые содержат общие требования к группам однородной продукции (ус­луг);

-   стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

3.2.4 Стандарты на процессы (работы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции ЖЦП (разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация) для обеспечения их технического единства и оптимальности. В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения

пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров. Стандарты на процессы (работы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

Стандарты данного направления можно разделить на следующие группы:

- стандарты технической подготовки производства;

- стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации;

- стандарты на системы качества;

- стандарты, определяющие требования к отдельным свойствам продукции.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр.

Речь идет о стандартах по системам менеджмента качества. Требования к системам качества впервые были установлены в 1987 г. в четырех стандартах ИСО серии 9000 – первая версия стандартов. В 1994 г. после внесения изменений появилась вторая версия стандартов.

В 2000 г. была утверждена третья версия стандартов.

В настоящее время в РФ действуют идентичные с международными стандартами гармонизированные стандарты на системы менеджмента качества четвёртого поколения, перечень которых приведён на с. 19 - 20 данного документа.

3.2.5 Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать

воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО. Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают:

а) средства испытаний и вспомогательные устройства;

б) порядок подготовки к проведению испытаний;

 в) порядок проведения испытаний;

 г) правила обработки результатов испытаний;

д) правила оформления результатов испытаний;

е) допустимую погрешность испытаний.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию продукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию.

В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции — молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр.

3.2.6 Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

3.2.7 Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.005 с.)