Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глубинно-пространственная композиция.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глубинно-пространственная композиция воспринимается при движении зрителя в глубь пространства, характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Композиционные признаки: а). открытость (открытое, замкнутое); б). планировка – расположение элементов в горизонтальной плоскости: - симметрично-осевая; - лучевая с центром; - ассиметрично-лучевая; - угловая с центром; - перекрестно-осевая; - периметральная; - центрическая; - свободная планировка с центром. в). композиционный центр: - центр – вертикальная ось, вокруг которой второстепенные элементы; - центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой второстепенные элементы; - центр формируется при ассиметричной компоновке вокруг него второстепенных элементов. г). перспектива – глубина пространства.
Основные композиционно-художественные средства построения глубинно-пространственной композиции: - планировка; - пластика форм; - членение поверхностей; - «геопластика»; - ограничение высоты; - фактура, материал; - цвет, графика, тон; - светопластика.
СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ. НЮАНС - КОНТРАСТ. Нюанс и контраст являются средствами гармонизации композиции по степени сходства и различия элементов композиции, выявляется при сравнении элементов по одному композиционному свойству (размеру, геометрическому виду, цвету и т.д.). Элементы композиции могут находиться в контрастном отношении по одному признаку и нюансом - по другому признаку. Нюанс – характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам, может быть сближенным (незначительно увеличение размеров, уплощение рельефа, оранжево-красные и красные оттенки и т.д.) и отдаленными (прямое или параллельное изменение свойств элементов – увеличение размеров, яркости цвета и т.д.). Нюанс способствует установлению зрительного равновесия и цельности композиции. Контраст – характеризуется резким отличием элементов композиции, сильнее выявляются художественные качества каждого элемента; может быть сдержанным и обостренным. Сдержанный контраст – резкое различие второстепенных элементов. Обостренный контраст – резкое отличие главного элемента от второстепенных элементов (в размерах, цвете, форме, пластике и т.д.). Полярность – характеризуется крайним состоянием контраста, при котором проявляется полное различие элементов по всем композиционным свойствам. Композиция может приближаться к разрушению, уравновешенность композиции может быть достигнута при достижении равновесия между элементами по одному из признаков, при различии по другим признакам. С помощью контрастных противопоставлений можно достичь следующих эффектов: - создавать между элементами композиции динамичное напряжение (конфликт); - подчеркивать и взаимно усиливать различные признаки и свойства; - увеличивать визуальное разнообразие; - визуально выдвигать вперед отдельные элементы композиции из картинной плоскости, используя разницу в их размерах и т.д.
СТАТИКА – ДИНАМИКА. Статика и динами являются средствами гармонизации композиции по степени стабильности композиционной формы. Виды стабильности формы по степени зрительного и физического восприятия: - зрительно и физически статичные (монументальность); - физически статичные, но зрительно динамичные (некоторая неуравновешенность); - зрительно статичные, по физически частично динамические (двигаются отдельные элементы при статичной основе); - зрительно и физически динамичные (стремительный характер). Табл. 14. Основные виды статичных форм.
Табл. 15. Основные виды динамичных форм.
СИММЕТРИЯ – АСИММЕТРИЯ. Симметрия и асимметрия являются средствами гармонизации композиции, определяющими расположение элементов композиции относительно главной оси, если одинаково – симметрия, при незначительном отклонении – дисимметрия, при значительном отклонении – асимметрия. Виды симметричной композиции: - зеркальная (одинаковое расположение элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, проходящей по центру композиции); - осевая (типична для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются равномерно вокруг этой оси); - винтовая (типичная для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются неравномерно относительно оси со смещением или сокращением). Симметрия обеспечивает зрительное равновесие композиции; асимметричная композиция целостна когда фактическая неуравновешенность компенсируется общим зрительным равновесием формы. В композиции может присутствовать несколько композиционных осей, определяющих расположение второстепенных элементов композиции). Симметрия и асимметрия могут присутствовать в композиции одновременно (необходимо добиться целостности зрительного восприятия).
МЕТР – РИТМ Метр и ритм являются средствами гармонизации композиции, устанавливающими закономерности порядка в расположении частей композиции. Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов (ясность и четкость формы; при протяженности может возникнуть монотонность). Приемы устраняющие монотонности: - сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения; - выделение в метрическом ряду группы элементов; - установление разрывов между группами; - изменение отдельных свойств повторяющихся элементов; - оживление метрического ряда за счет включения акцентов. Ритм – сложный порядок чередования элементов композиции, основанный на неравномерном изменении свойств элементов или интервалов между ними (линия, цвет, геометрический вид, рельеф и т.д.). Состоя из одного или нескольких рядов, метр и ритм могут быть простыми или сложным (многорядным). Ритмические ряды могут иметь параллельную или встречную направленность, могут развиваться в разных координатных направлениях (по вертикали, по горизонтали, в глубину).
ПРОПОРЦИИ. Пропорция является средством гармонизации композиции, характеризует гармоничную связь не одной, а нескольких форм, выражает соразмерность двух и более отношений. Виды пропорциональных соотношений: - арифметическая (увеличение каждого последующего числа на одну и туже величину); - гармоническая (обратная арифметической); - геометрическая (увеличение каждого последующего числа в одно и тоже число раз); - геометрического построения форм («золотое сечение», правило двух прямоугольников и т.д.). В композиционном плане очень эффективен метод пропорциональной гармонизации форм на основе геометрического построения форм – прямоугольников. Этот способ дает наглядную возможность установить связь элементов композиции друг с другом и с целым. Пропорциональный модуль дает возможность производить композиционное построение на основе использования кратных величин.
Табл. 16. Виды пропорций – геометрические построения.
РАЗМЕР – МАСШТАБ. Размер и масштаб являются средствами гармонизации композиции, характеризующими внешнее состояние и величину формы. Размер выражает абсолютную величину формы (малая, большая), измеряется абстрактной единицей (системы мер – метр, дюйм и т.д.). Масштаб выражает относительную величину формы, соразмерную с другой исходной величиной (например, отношение натурального размера к изображаемому размеру – размерный масштаб). Виды масштаба: - размерный; - численный; - линейный; - композиционный (зрительное соответствие формы человеку); - двойственный (зрительное соответствие формы человеку и пространству, в котором находится). Основные приемы масштабной корректировки формы: - членение формы; - деталировка формы; - рельефная обработка формы; - текстурная обработка формы; - тональная нюансировка формы.
Табл. 17. Основные приемы масштабной корректировки формы.
ВЫВОДЫ
- Использование основных законов и принципов визуального восприятия в процессе создания композиции дает возможность осознанно и эффективно применять основные изобразительные средства и приходить к поставленным творческим целям кратчайшим путем. - Творческая работа над созданием композиции должна начинаться с момента осмысления первоначального замысла и не ослабевать до полного достижения общего единства художественной формы. - Главным принципом (наиболее эффективным на начальном этапе создания композиции) является визуальный принцип отбора (ограничения), действующий на простой схеме: собирать – отбирать – упрощать – подчинять – оставлять то, что выражает авторский замысел и не усложняет композицию. - Создание композиции включает в себя авторский замысел и его творческое воплощение. (Практическое композиционное построение законченной художественной формы, наиболее полно выражающей авторский замысел). - Итоговый результат композиционно-художественной разработки – рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер композиция.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОСТРОЕНИЮ КОМПОЗИЦИЙ (I СЕМЕСТР) С ТРЕБОВАНИЯМИ К ГРАФИЧЕСКОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ. Задание 1. Образ в композиции. Цель: выполнить целостную композицию, основанную на принципах стилизации на основе анализа смыслового содержания объекта, используя сочетания точечно-линейных и тоновых графических форм. Стилизация объекта по собственному или заданному свойству (дерево, животное и т.д.). Метаморфозы объекта. Требования: - максимальная творческая изобретательность и оригинальность в композиционной реализации заданного свойства в структуре объекта; - обеспечение целостности каждой композиции; - обеспечение целостности компоновки листа; - соблюдение меры обобщенности свойств и признаков композиционных элементов графического изображения. Материалы: тушь. Размеры композиции: формат А4 3-4 стилизации. Задание на дом: образ слова (фиксированная графика, формат А4).
Задание 2. Организация декоративной композиции с помощью художественных средств построения композиции (точка – линия – пятно - цвет) на заданную тему: целостность и разрушение плоскости квадрата. Цель: выполнить образцы графического заполнения плоскости с выявлением выразительного характера различных форм точечно-линейной графики. Требования: - работа выполняется в фиксированной графике (в ахроматическом исполнении); - композиция должна быть аккуратной, покрытие тоном – ровным; - композиционное решение должно быть оригинальным; - предварительно выполняется несколько эскизов (5-6 шт). Материал: тушь. Размеры композиции: формат А4 2 композиции на листе. Задание на дом: то же в цвете.
Задание 3. Композиционное равновесие (плоскостная композиция). Цель: выполнить композицию на создание равновесия из 7-9 плоскостных фигур в соответствии с требованиями визуальной целостности и художественной выразительности. Требования: - процесс построения композиции должен протекать за счет сознательного управления интенсивностью и направленностью пятен; - обеспечение целостности композиции; - обеспечение равновесия композиции; - композиционное решение должно быть оригинальным; - предварительно выполняется несколько эскизов (3-5 шт). Материал: тушь. Размер композиции: формат А4, одна композиция в плоскости листа. Задание на дом: то же в цвете.
Задание 4. Статика - динамика (определение композиционных границ). Цель: выполнить композицию на определение композиционных границ на основе гармонизации художественной формы. Выполнить две композиции (статичную и динамичную) на основе сочетания простых геометрических форм. Требования: - обеспечение целостности композиции; - обеспечение равновесия композиции; - процесс построения должен протекать за счет управления интенсивностью и направленностью пятен; - композиционное решение должно быть оригинальным; - ахроматические варианты композиции выполняются с установлением светлотных отношений; - выполняется несколько эскизов. Материал: тушь. Размеры композиции: формат А4 2 композиции на листе (статика - динамика). Задание на дом: то же в цвете.
Задание 5. Контраст – нюанс (на основе модуля). Цель: практическое освоение гармонизации художественной формы на базе модульного элемента с учетом формообразующих факторов. Требования: - разработать один модульный элемент, который позволял бы при различных сочетаниях и перестановках получить открытую (закрытую) композицию на нюансе и контрастное сочетание модульных элементов; - допустимо применение модулей с разным отношением сторон (принцип подобия); - при построении модульного элемента следует стремиться к оригинальности и гармоничности его конфигурации; - обеспечение целостности и равновесия композиции; - предварительно выполняется несколько эскизов. Материал: тушь. Размеры композиции: формат А4, 2 композиции на листе (контраст - нюанс). Задание на дом: то же в цвете.
Задание 6. Метро-ритмическая композиция (на основе растительного орнамента). Цель: Понять и отобразить принципиальную разницу в решении двух композиций (метрической, ритмической), научиться пользоваться декором и использовать его не только в качестве украшения, но и как средство достижения композиционных задач, согласно задания правильно распределяя орнамент в композиции. Требования: - выполнить две композиции из одних и тех же стилизованных элементов (на основе растительного орнамента), с организацией ритмического и метрического прядка; - поисковые варианты выполнить в карандаше (4-6 шт); - два основных варианта (выбранные) метрической и ритмической композиции выполняются в графическом исполнении на основе ахроматических цветов; - отобразить принципиальную разницу двух видов композиции; - правильно разместить композиции в плоскости листа; - работа должна быть аккуратной. Материалы: тушь. Размеры композиции: два композиционных решения в пределах формата А4.
Задание 7. Усиление метро-ритмического построения композиции с помощью цвета (сложный ритм). Цель: научиться распределять теплые и холодные цвета по плоскости метрической и ритмической композиции, не допуская зрительной деформации плоскости композиции и усиливая метро-ритмические построения. Требования: - на основе двух композиций, выполненных в задании 6, выполнить композиции с использованием цвета, для усиления метрического и ритмического порядка; - равномерно распределять теплые и холодные, светлые и теплые цвета в плоскости композиции; каждый цвет должен повторяться, в той или иной степени, во всех участках композиции; - при активном введении цвета для усиления метро-ритмического построения композиций, сохранить целостность восприятия орнамента; - работа выполняется аккуратно. Материал: гуашь, акрил. Размер композиции: две композиции в пределах формата А4.
Задание 8. Выявление доминанты композиции цветом (например, по массе, по высоте и т.д.). Цель: Научиться правильно располагать элементы в композиции, выявляя при этом активную часть – доминанту, учитывая законы визуального восприятия плоскости. Требования: - построить композицию с использованием графических форм по принципу их структурной соподчиненности с выделением доминанты; - доминанта должна легко просматриваться в композиции; - композиционное решение выполняется в карандаше (3-5 шт), выбранный вариант выполняется в хроматическом ключе (цвет); - работа выполняется аккуратно; - используемые элементы должны быть стилизованы или наполнены легким декором; - компоновка листа должна быть уравновешенной. Материал: гуашь или акрил. Размер композиции: в пределах формата А4.
Задание 9. Симметрия – асимметрия – дисимметрия. Цель: Овладеть приемами создания композиции на основе различных видов симметрии, асимметрии и дисимметрии. Научиться создавать различные виды композиции, сохраняя выбранную схему (симметрия, асимметрия), заботясь при этом о равновесии и целостности восприятия всей композиции. Требования: - выполнить две композиции из нескольких несложных фигур на раскрытие в композиции симметрии и асимметрии; - добиться равновесия и целостности композиции, используя переброску тона с одних участков композиции на другие; - одинаковые тональные пятна должны пройти единым композиционным приемом сквозь все фигуры, объединяя их; - работа выполняется аккуратно; - композиционные поиски решения выполняются в карандаше, выбранные варианты выполняются в фиксированной графике в ахроматическом исполнеии. Материал: тушь. Размер композиции: каждая из двух композиций выполняется на формате А4. Задание на дом: то же в цвете.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.011 с.) |