Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глубинно-пространственная композиция.

Поиск

Глубинно-пространственная композиция воспринимается при движении зрителя в глубь пространства, характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри.

Композиционные признаки:

а). открытость (открытое, замкнутое);

б). планировка – расположение элементов в горизонтальной плоскости:

- симметрично-осевая;

- лучевая с центром;

- ассиметрично-лучевая;

- угловая с центром;

- перекрестно-осевая;

- периметральная;

- центрическая;

- свободная планировка с центром.

в).  композиционный центр:

- центр – вертикальная ось, вокруг которой второстепенные элементы;

- центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой второстепенные элементы;

- центр формируется при ассиметричной компоновке вокруг него второстепенных элементов.

г).  перспектива – глубина пространства.

 

Основные композиционно-художественные средства построения глубинно-пространственной композиции:

- планировка;

- пластика форм;

- членение поверхностей;

- «геопластика»;

- ограничение высоты;

- фактура, материал;

- цвет, графика, тон;

- светопластика.

 

СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ.

НЮАНС - КОНТРАСТ.

Нюанс и контраст являются средствами гармонизации композиции по степени сходства и различия элементов композиции, выявляется при сравнении элементов по одному композиционному свойству (размеру, геометрическому виду, цвету и т.д.). Элементы композиции могут находиться в контрастном отношении по одному признаку и нюансом - по другому признаку.

Нюанс – характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам, может быть сближенным (незначительно увеличение размеров, уплощение рельефа, оранжево-красные и красные оттенки и т.д.) и отдаленными (прямое или параллельное изменение свойств элементов – увеличение размеров, яркости цвета и т.д.). Нюанс способствует установлению зрительного равновесия и цельности композиции.

Контраст – характеризуется резким отличием элементов композиции, сильнее выявляются художественные качества каждого элемента; может быть сдержанным и обостренным.

Сдержанный контраст – резкое различие второстепенных элементов.

Обостренный контраст – резкое отличие главного элемента от второстепенных элементов (в размерах, цвете, форме, пластике и т.д.).

Полярность – характеризуется крайним состоянием контраста, при котором проявляется полное различие элементов по всем композиционным свойствам. Композиция может приближаться к разрушению, уравновешенность композиции может быть достигнута при достижении равновесия между элементами по одному из признаков, при различии по другим признакам.

С помощью контрастных противопоставлений можно достичь следующих эффектов:

- создавать между элементами композиции динамичное напряжение (конфликт);

- подчеркивать и взаимно усиливать различные признаки и свойства;

- увеличивать визуальное разнообразие;

- визуально выдвигать вперед отдельные элементы композиции из картинной плоскости, используя разницу в их размерах и т.д.

 

СТАТИКА – ДИНАМИКА.

Статика и динами являются средствами гармонизации композиции по степени стабильности композиционной формы.

Виды стабильности формы по степени зрительного и физического восприятия:

- зрительно и физически статичные (монументальность);

- физически статичные, но зрительно динамичные (некоторая неуравновешенность);

- зрительно статичные, по физически частично динамические (двигаются отдельные элементы при статичной основе);

- зрительно и физически динамичные (стремительный характер).


Табл. 14. Основные виды статичных форм.


Табл. 15. Основные виды динамичных форм.


СИММЕТРИЯ – АСИММЕТРИЯ.

Симметрия и асимметрия являются средствами гармонизации композиции, определяющими расположение элементов композиции относительно главной оси, если одинаково – симметрия, при незначительном отклонении – дисимметрия, при значительном отклонении – асимметрия.

Виды симметричной композиции:

- зеркальная (одинаковое расположение элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, проходящей по центру композиции);

- осевая (типична для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются равномерно вокруг этой оси);

- винтовая (типичная для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются неравномерно относительно оси со смещением или сокращением).

Симметрия обеспечивает зрительное равновесие композиции; асимметричная композиция целостна когда фактическая неуравновешенность компенсируется общим зрительным равновесием формы. В композиции может присутствовать несколько композиционных осей, определяющих расположение второстепенных элементов композиции).

Симметрия и асимметрия могут присутствовать в композиции одновременно (необходимо добиться целостности зрительного восприятия).

 

МЕТР – РИТМ

Метр и ритм являются средствами гармонизации композиции, устанавливающими закономерности порядка в расположении частей композиции.

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов (ясность и четкость формы; при протяженности может возникнуть монотонность).

Приемы устраняющие монотонности:

- сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения;

- выделение в метрическом ряду группы элементов;

- установление разрывов между группами;

- изменение отдельных свойств повторяющихся элементов;

- оживление метрического ряда за счет включения акцентов.

Ритм – сложный порядок чередования элементов композиции, основанный на неравномерном изменении свойств элементов или интервалов между ними (линия, цвет, геометрический вид, рельеф и т.д.).

Состоя из одного или нескольких рядов, метр и ритм могут быть простыми или сложным (многорядным).

Ритмические ряды могут иметь параллельную или встречную направленность, могут развиваться в разных координатных направлениях (по вертикали, по горизонтали, в глубину).

 

ПРОПОРЦИИ.

Пропорция является средством гармонизации композиции, характеризует гармоничную связь не одной, а нескольких форм, выражает соразмерность двух и более отношений.

Виды пропорциональных соотношений:

- арифметическая (увеличение каждого последующего числа на одну и туже величину);

- гармоническая (обратная арифметической);

- геометрическая (увеличение каждого последующего числа в одно и тоже число раз);

- геометрического построения форм («золотое сечение», правило двух прямоугольников и т.д.).

В композиционном плане очень эффективен метод пропорциональной гармонизации форм на основе геометрического построения форм – прямоугольников. Этот способ дает наглядную возможность установить связь элементов композиции друг с другом и с целым.

Пропорциональный модуль дает возможность производить композиционное построение на основе использования кратных величин.

 

Табл. 16. Виды пропорций – геометрические построения.

Геометрическое построение и буквенно-численное выражение «золотой» пропорции
Геометрическое построение и буквенно-численное выражение модульной сетки.
Деление формата композиции по правилу двух прямоугольников.
Геометрический способ ритмического деления формата.
  Композиции созданные на основе заданных пропорциональных отношений.

 

РАЗМЕР – МАСШТАБ.

Размер и масштаб являются средствами гармонизации композиции, характеризующими внешнее состояние и величину формы.

Размер выражает абсолютную величину формы (малая, большая), измеряется абстрактной единицей (системы мер – метр, дюйм и т.д.).

Масштаб выражает относительную величину формы, соразмерную с другой исходной величиной (например, отношение натурального размера к изображаемому размеру – размерный масштаб).

Виды масштаба:

- размерный;

- численный;

- линейный;

- композиционный (зрительное соответствие формы человеку);

- двойственный (зрительное соответствие формы человеку и пространству, в котором находится).

Основные приемы масштабной корректировки формы:

- членение формы;

- деталировка формы;

- рельефная обработка формы;

- текстурная обработка формы;

- тональная нюансировка формы.

 

Табл. 17. Основные приемы масштабной корректировки формы.

Членение формы
Деталировка формы
Рельефная обработка формы
Текстурная обработка формы
Тональная нюансировка формы

                                                                                                    

                                                                                              

 


ВЫВОДЫ

 

- Использование основных законов и принципов визуального восприятия в процессе создания композиции дает возможность осознанно и эффективно применять основные изобразительные средства и приходить к поставленным творческим целям кратчайшим путем.

- Творческая работа над созданием композиции должна начинаться с момента осмысления первоначального замысла и не ослабевать до полного достижения общего единства художественной формы.

- Главным принципом (наиболее эффективным на начальном этапе создания композиции) является визуальный принцип отбора (ограничения), действующий на простой схеме: собирать – отбирать – упрощать – подчинять – оставлять то, что выражает авторский замысел и не усложняет композицию.

- Создание композиции включает в себя авторский замысел и его творческое воплощение. (Практическое композиционное построение законченной художественной формы, наиболее полно выражающей авторский замысел).

- Итоговый результат композиционно-художественной разработки – рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер композиция.

 


УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОСТРОЕНИЮ КОМПОЗИЦИЙ

(I СЕМЕСТР) С ТРЕБОВАНИЯМИ К ГРАФИЧЕСКОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ.

Задание 1. Образ в композиции.

Цель: выполнить целостную композицию, основанную на принципах стилизации на основе анализа смыслового содержания объекта, используя сочетания точечно-линейных и тоновых графических форм. Стилизация объекта по собственному или заданному свойству (дерево, животное и т.д.). Метаморфозы объекта.

Требования:

- максимальная творческая изобретательность и оригинальность в композиционной реализации заданного свойства в структуре объекта;

- обеспечение целостности каждой композиции;

- обеспечение целостности компоновки листа;

- соблюдение меры обобщенности свойств и признаков композиционных элементов графического изображения.

Материалы: тушь.

Размеры композиции: формат А4 3-4 стилизации.

Задание на дом: образ слова (фиксированная графика, формат А4).

 

Задание 2. Организация декоративной композиции с помощью художественных средств построения композиции (точка – линия – пятно - цвет) на заданную тему: целостность и разрушение плоскости квадрата.

Цель: выполнить образцы графического заполнения плоскости с выявлением выразительного характера различных форм точечно-линейной графики.

Требования:

- работа выполняется в фиксированной графике (в ахроматическом исполнении);

- композиция должна быть аккуратной, покрытие тоном – ровным;

- композиционное решение должно быть оригинальным;

- предварительно выполняется несколько эскизов (5-6 шт).

Материал: тушь.

Размеры композиции: формат А4 2 композиции на листе.

Задание на дом: то же в цвете.

 

Задание 3. Композиционное равновесие (плоскостная композиция).

Цель: выполнить композицию на создание равновесия из 7-9 плоскостных фигур в соответствии с требованиями визуальной целостности и художественной выразительности.

Требования:

- процесс построения композиции должен протекать за счет сознательного управления интенсивностью и направленностью пятен;

- обеспечение целостности композиции;

- обеспечение равновесия композиции;

- композиционное решение должно быть оригинальным;

- предварительно выполняется несколько эскизов (3-5 шт).

Материал: тушь.

Размер композиции: формат А4, одна композиция в плоскости листа.

Задание на дом: то же в цвете.

 

Задание 4. Статика - динамика (определение композиционных границ).

Цель: выполнить композицию на определение композиционных границ на основе гармонизации художественной формы. Выполнить две композиции (статичную и динамичную) на основе сочетания простых геометрических форм.

Требования:

- обеспечение целостности композиции;

- обеспечение равновесия композиции;

- процесс построения должен протекать за счет управления интенсивностью и направленностью пятен;

- композиционное решение должно быть оригинальным;

- ахроматические варианты композиции выполняются с установлением светлотных отношений;

- выполняется несколько эскизов.

Материал: тушь.

Размеры композиции: формат А4 2 композиции на листе (статика - динамика).

Задание на дом: то же в цвете.

 

Задание 5. Контраст – нюанс (на основе модуля).

Цель: практическое освоение гармонизации художественной формы на базе модульного элемента с учетом формообразующих факторов.

Требования:

- разработать один модульный элемент, который позволял бы при различных сочетаниях и перестановках получить открытую (закрытую) композицию на нюансе и контрастное сочетание модульных элементов;

- допустимо применение модулей с разным отношением сторон (принцип подобия);

- при построении модульного элемента следует стремиться к оригинальности и гармоничности его конфигурации;

- обеспечение целостности и равновесия композиции;

- предварительно выполняется несколько эскизов.

Материал: тушь.

Размеры композиции: формат А4, 2 композиции на листе (контраст - нюанс).

Задание на дом: то же в цвете.

 

Задание 6. Метро-ритмическая композиция (на основе растительного орнамента).

Цель: Понять и отобразить принципиальную разницу в решении двух композиций (метрической, ритмической), научиться пользоваться декором и использовать его не только в качестве украшения, но и как средство достижения композиционных задач, согласно задания правильно распределяя орнамент в композиции.

Требования:

- выполнить две композиции из одних и тех же стилизованных элементов (на основе растительного орнамента), с организацией ритмического и метрического прядка;

- поисковые варианты выполнить в карандаше (4-6 шт);

- два основных варианта (выбранные) метрической и ритмической композиции выполняются в графическом исполнении на основе ахроматических цветов;

- отобразить принципиальную разницу двух видов композиции;

- правильно разместить композиции в плоскости листа;

- работа должна быть аккуратной.

Материалы: тушь.

Размеры композиции: два композиционных решения в пределах формата А4.

 

Задание 7. Усиление метро-ритмического построения композиции с помощью цвета (сложный ритм).

Цель: научиться распределять теплые и холодные цвета по плоскости метрической и ритмической композиции, не допуская зрительной деформации плоскости композиции и усиливая метро-ритмические построения.

Требования:

- на основе двух композиций, выполненных в задании 6, выполнить композиции с использованием цвета, для усиления метрического и ритмического порядка;

- равномерно распределять теплые и холодные, светлые и теплые цвета в плоскости композиции; каждый цвет должен повторяться, в той или иной степени, во всех участках композиции;

- при активном введении цвета для усиления метро-ритмического построения композиций, сохранить целостность восприятия орнамента;

- работа выполняется аккуратно.

Материал: гуашь, акрил.

Размер композиции: две композиции в пределах формата А4.

 

Задание 8. Выявление доминанты композиции цветом (например, по массе, по высоте и т.д.).

Цель: Научиться правильно располагать элементы в композиции, выявляя при этом активную часть – доминанту, учитывая законы визуального восприятия плоскости.

Требования:

- построить композицию с использованием графических форм по принципу их структурной соподчиненности с выделением доминанты;

- доминанта должна легко просматриваться в композиции;

- композиционное решение выполняется в карандаше (3-5 шт), выбранный вариант выполняется в хроматическом ключе (цвет);

- работа выполняется аккуратно;

- используемые элементы должны быть стилизованы или наполнены легким декором;

- компоновка листа должна быть уравновешенной.

Материал: гуашь или акрил.

Размер композиции: в пределах формата А4.

 

Задание 9. Симметрия – асимметрия – дисимметрия.

Цель: Овладеть приемами создания композиции на основе различных видов симметрии, асимметрии и дисимметрии. Научиться создавать различные виды композиции, сохраняя выбранную схему (симметрия, асимметрия), заботясь при этом о равновесии и целостности восприятия всей композиции.

Требования:

- выполнить две композиции из нескольких несложных фигур на раскрытие в композиции симметрии и асимметрии;

- добиться равновесия и целостности композиции, используя переброску тона с одних участков композиции на другие;

- одинаковые тональные пятна должны пройти единым композиционным приемом сквозь все фигуры, объединяя их;

- работа выполняется аккуратно;

- композиционные поиски решения выполняются в карандаше, выбранные варианты выполняются в фиксированной графике в ахроматическом исполнеии.

Материал: тушь.

Размер композиции: каждая из двух композиций выполняется на формате А4.

Задание на дом: то же в цвете.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.011 с.)