Консультирование и психологическая работа в старших классах средней школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование и психологическая работа в старших классах средней школы



Основные задачи и обязанности консультантов

Консультанты старших классов средней школы (9-12-е классы) сосредоточиваются на следующих задачах:

· предоставление услуг консультирования в индивидуальной или групповой форме;

· предоставление образовательных и поддерживающих услуг для родителей;

· предоставление консультаций и программ повышения квалификации учителям и работникам школы;

· содействие в получении направлений в другие агентства;

· поддержание связей с высшими учебными заведениями и бизнесом;

· предоставление рекомендаций по учебным вопросам (Campbell & Dahir, 1997).

 

Обри (Aubrey, 1979) доказывает, что консультанты средней школы вынуждены решать две трудносовместимые задачи: 1) проводить консультирование учащихся и 2) выполнять учебные и административные обязанности, например составлять планы и расписания, что часто приходится делать школьному административному персоналу.

Характер деятельности

Деятельность консультантов в средней школе может быть подразделена на отдельные сферы. Кроме выполнения непосредственных обязанностей, они участвуют в профилактических, коррекционных и воспитательных мероприятиях, в программах сотрудничества и помощи. Эти направления не являются взаимно исключающими, и каждое из них охватывает множество проблем.

Профилактика. Первоочередной задачей консультантов в старших классах школы, так же как и в младшем и среднем звеньях, является выполнение профилактической работы.

Спринтхол (Sprinthall, 1984) отмечает, что первичная профилактика в старших классах создает «в классе учебную и воспитательную атмосферу, которая воздействует одновременно как на интеллектуальное, так и личностное развитие учащихся». Первичная профилактика помогает учащимся становиться более самостоятельными и менее зависимым от влияния группы. Они также становятся менее эгоцентричными, более эмпатичными, больше руководствуются законами и нормами при принятии решений. Этот конструктивный процесс способствует улучшению отношений между преподавателем и консультантом, а также между учеником и консультантом.

Существует множество способов построения программ первичной профилактики. Один из способов проведения превентивной работы состоит в том, чтобы консультант ознакомился с современными популярными песнями. Внимательно прослушивая слова песен, консультанты начинают «лучше разбираться в подростковой субкультуре и с большей вероятностью смогут помочь многим тинэйджерам справиться с типичными подростковыми проблемами».

Другой способ ведения проактивно направленной работы консультанта в условиях средней школы – периодические занятия с учениками по профилактическим образовательным программам (Martin, 1983). Таким образом можно работать со школьными и экзаменационными страхами, развивать необходимые учебные навыки и навыки самоконтроля, формировать межличностные отношения, проводить деятельность, связанную с планированием карьеры. Существуют два главных преимущества такого подхода: во-первых, меньше времени уделяется коррекции и воспитательным мерам воздействия; во-вторых, консультант поддерживает общение с преподавателями и учениками на конструктивном уровне. В качестве дополнения или в виде части предлагаемых образовательных программ консультанты могут пригласить участников группы к работе в интерактивном библиотерапевтичном процессе, когда они читают как беллетристику, так и документальную литературу на конкретные темы и затем обсуждают свои впечатления вместе с консультантом. (Этот процесс может быть также индивидуализирован в ходе персонального консультирования.) Книги могут затрагивать темы болезни и смерти, семейных отношений, саморазрушительного поведения, индивидуальности, злоупотреблений, расы и расовых предрассудков, секса и сексуальности. Некоторые из книг, которые можно использовать в подобной работе, предлагают Кристенбери, Бил и Пэтч. Другие книги для библиотерапевтической работы можно подобрать с помощью издания Book for You («Книги для вас»).

В качестве примера областей, где профилактические меры могут дать существенные результаты, можно назвать четыре проблемные сферы: употребление психоактивных веществ, суициды и убийства среди подростков, предотвращение ВИЧ-заражения и СПИДа, жестокие отношения. Программы предотвращения злоупотреблений психоактивными веществами оказываются наиболее эффективными, когда они начинаются на ранних стадиях обучения, основаны на моделях социального влияния, приспособлены к возрасту и уровню развитию различных групп учащихся и «вовлекают учеников, родителей, учителей и членов сообщества в процесс планирования» (Mohai, 1991). Пример характерной эффективной модели – это программа Here ' s Looking at You Two» («Вот посмотрите – вас двое»); консультант использует для работы с учеником, относящимся к «группе риска», разностороннюю программу обучения, которая систематически оценивается (Robinson, 1989). Вообще разносторонние образовательные подходы способствуют повышению самооценки, уменьшают отрицательное влияние сверстников и помогают предоставить ученикам информацию о наркотиках и связанных с ними проблемах. Программы помощи учащимся, внедряемые консультантом в школах, также являются эффективными (Moore & Forster, 1993). Группы, работающие в рамках этих программ, составляются из школьного персонала с разной подготовкой и функциональными возможностями, так же как и мультидисциплинарные специальные образовательные группы в школах.

Программы профилактики суицидов и убийств основываются на всесторонних подходах, которые подчеркивают серьезность такого насилия и рассматривают альтернативы. В американском обществе количество подростковых смертей, связанных с суицидом, растет быстрее, чем смертность из-за любых других причин (Malley & Kush, 1994, p. 191), а количество убийств среди подростков, особенно таких, которые привели к многочисленным жертвам в школах, стремительно возросло за последние годы. Почти каждую минуту происходит попытка самоубийства среди подростков, что составляет за год приблизительно 500 000 попыток (Hicks, 1990). Хотя количество попыток суицида среди девочек выше, чем среди мальчиков, мальчики чаще доводят свои попытки до конца. Мальчиками совершаются почти все подростковые убийства.

Поскольку такие антисоциальные поступки, как суицид или убийство, совершаются по многим причинам, для их предотвращения требуются разные способы вмешательства (Dykeman, Daehlin, Doyle & Flammeer, 1996). Некоторые способы предотвращения самоубийств и убийств состоят в том, чтобы помочь ученикам, родителям и школьному персоналу распознавать их опасные признаки и, в соответствии с профессиональными и юридическими стандартами, регулирующими вопросы сохранения конфиденциальности, предупреждать консультантов и других специалистов помогающих профессий, контролирующих психическое здоровье (Peach & Reddick, 1991; Remley & Sparkman, 1993; Sheeley & Herliny, 1989).

К работе необходимо подключать сверстников, семьи и других членов общества (Cashwell & Vacc, 1996; Ritchie, 1989). Важно, чтобы проводимые в школах программы профилактики самоубийств были проактивными, а не реактивными и были тщательно разработаны. Одним из подходов в работе с такого рода агрессией является концепция, известная как программы круговой заботы (wrap - around programs) (Cautilli & Skinner, 1996). Эти программы предусматривают различные виды работ, выполняемых командой специалистов по психическому здоровью, в том числе консультантами, которые работают вместе, чтобы оказать направленную помощь молодежи группы риска, а также их семьям и персоналу школ и общественных агентств, которые взаимодействуют с молодежью.

Общей причиной суицидов и убийств среди молодежи являются переживания, связанные с депрессией и гневом. Следовательно, важное значение имеют профилактические программы, например группы поддержки или психолого-образовательные группы, направленные на повышение самооценки и на обучение навыкам преодоления переживаний, связанных с потерями и неприятием. Кроме этого, необходимы программы, нацеленные на предотвращение подражания и групповых суицидов, а также программы, повышающие информированность населения в этих вопросах (Popenhagen & Qualley, 1998). Необходимо выявление молодежи «группы риска», склонной к суицидам и к убийствам. Должны быть разработаны программы воздействия, приспособленные к потребностям и обстоятельствам потенциальных самоубийц или потенциальных убийц. План действия для работы с ними должен быть настолько всеобъемлющ, насколько это возможно (Capuzzi, 1994).

Работа консультанта по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа не обязательно включает в себя попытки убедить учащихся изменить их сексуальное поведение. Но консультанты могут помочь избежать заражения СПИДом и другими передающимися половым путем заболеваниями с помощью системы информационного воздействия и обучения необходимым навыкам (Stevens-Smith & Remley, 1994). Например, школьный консультант может предоставить ученикам информацию о путях распространения ВИЧ-инфекции и о действиях, связанных с наибольшей опасностью заражения, таких как совместное использование внутривенных шприцов и случайные половые связи без использования презерватива (Keeling, 1993). Кроме того, консультанты могут предоставить ученикам возможности для формирования навыков межличностного общения, моделируя ситуации, которые являются потенциально опасными. Они могут также оказать поддержку подросткам в их попытках попробовать новые конструктивные формы поведения, например когда те пытаются изменить свои привычки или окружение. Группы поддержки, семинары для родителей и администраторов и программы обучения помощников консультанта также могут успешно использоваться. Обучение помощников консультанта является одним из самых сильных способов отвлечения подростков от участия в деструктивных формах поведения и помощи им в концентрации на продуктивной деятельности (Campbell, 1993a).

Наконец, вмешательство школьных консультантов может быть средством предотвращения насилия и жестокости в межличностных отношениях (Becky & Farren, 1996). В таких программах консультанты работают со школьниками в группах, обращая особое внимание участников на то, что шокирующий, бесцеремонный и агрессивно-эмоциональный язык не является нормальной или необходимой частью межличностных отношений. Затем они пытаются научить школьников контролировать свои отрицательные эмоции, вырабатывать уверенность в себе и устанавливать ответственные отношения. «Безопасные свидания» (Dating Safely) – одна из моделей, пригодная для формата программы, – легко могут быть воспроизведены.

Коррекция и вмешательство. Чтобы помогать ученикам со специфическими я проблемами, которые не удалось решить превентивными методами, консультанты средней школы инициируют программы коррекции и вмешательства. Некоторые j распространенные детские и подростковые психические расстройства отчетливо проявляются как раз в этом возрасте. Это проблемы адаптации, поведенческие трудности, тревожность, злоупотребление психоактивными веществами и нарушения пищевого поведения (Geroski, Rodgers & Breen, 1997). Идентификация и оценка расстройства, направление к нужному специалисту и в отдельных случаях лечение этих расстройств – вот несколько наиболее ценных функций школьного консультанта (которые он нередко выполняет в сотрудничестве с провайдерами других услуг сферы психического здоровья). Идентификация расстройств осуществляется с помощью DSM - IV. Из-за недостатка времени и ресурсов консультанты средней школы обычно не занимаются непосредственно лечением серьезных психических заболеваний, а чаще сосредоточиваются на других специфических формах проблемного поведения, которые встречаются в этих условиях. Три наиболее распространенные проблемы – это депрессия, родительский развод и рождение подростками собственных детей.

Депрессия в пубертатном периоде связана с негативными жизненными обстоятельствами (Benson & Deeter, 1992). Форреот (Forrest, 1983) утверждает, что приблизительно 15% всех школьников могут страдать депрессией из-за внешних стрессоров и неспособности адекватно реагировать на них. Он перечисляет общие эмоциональные, физические, интеллектуальные и поведенческие индикаторы депрессий (см. табл. 15.1). Далее, он подчеркивает необходимость использования школьными консультантами разных подходов при решении проблем. Среди наиболее известных – подход с применением мультимодальной модели Лазаруса (Lazarus ' s multimodal model); обучение учащихся навыкам развития самооценки; помощь в распознавании признаков депрессии и стрессовых факторов, вызывающих ее; обучение процедурам релаксации, новым способам сопротивления депрессии и способам модификации отрицательных сигналов о собственном состоянии. Все эти подходы требуют значительных затрат времени и энергии.

Приблизительно 1 000 000 детей ежегодно переживают родительские разводы, и, по некоторым оценкам, ожидается, что 45% американских детей столкнутся с разводом родителей до своего восемнадцатилетнего возраста (Whitehead, 1997). Кук и Макбрайд (Cook & McBride, 1982) считают, что консультанты средней школы могут оказывать детям, родителям и учителям как непосредственную, так и опосредованную помощь в ситуации, требующей приспосабливаться к разводу.

Для непосредственного воздействия, направленного на облегчение последствий развода, предлагаются индивидуальные и групповые формы консультирования для детей в школе. Структурированная, краткосрочная групповая работа может помочь учащимся средней школы разобраться в своих чувствах, связанных с пережитым разводом родителей (Morganett, 1995). Могут также применяться опосредованные формы работы, например беседы с учителями и родителями о детских переживаниях. Учителя и родители нуждаются в информации о том, что может происходить с детьми во время самого развода и после и какие полезные воздействия взрослые могли бы предпринять в целях помощи детям.

Рождение подростком ребенка связано с эмоциональными проблемами как для общества, так и для самого подростка. Переживания особенно сильны, когда рождение происходит вне брака. Обязанность школьного консультанта в работе с такими подростками состоит в выработке стратегии преодоления кризиса. Кроме того, консультанты должны заниматься личностными и профессиональными проблемами молодых родителей и оформлять необходимые направления к специалистам. Обычно этот процесс оказывается наиболее успешным, если в нем объединяются усилия школьных консультантов и работников общественных центров психического здоровья (Kiselica & Pfaller, 1993). Одна из главных задач состоит в том, чтобы помочь подросткам-родителям избежать рождения второго ребенка. Другой важный аспект работы консультанта – удержать не состоящих в браке матерей (и отцов) в школе и содействовать росту их успехов во всех сферах: учебной, личностной и межличностной (DeRidder, 1993).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.012 с.)