Загрузка языка BASIC – интерпретатора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загрузка языка BASIC – интерпретатора



 

При проведении лабораторных работ используются разные микроЭВМ как системы DEC, так и системы INTEL. Даже в пределах одной системы микроЭВМ имеют некоторые отличия по включению мик­роЭВМ в работу, загрузке операционной системы и выводу программы языка BASIC, что определяется конструкцией микроЭВМ и типом операционной системы.

Включение микроЭВМ производится в соответствии с инструкцией, расположенной на рабочем месте.

 

Основные понятия языка BASIC

 

Алфавит языка

 

Язык BASIC как система записи программы имеет свой алфавит. В него входят:

· 26 прописных букв латинского алфавита от А до Z;

· 33 прописные буквы русского алфавита;

· 10 десятичных цифр от 0 до 9;

· знаки препинания ("."; ","; ";"; ":");

· кавычки ",

· апост­роф ';

· знаки арифметических операций: плюс "+", минус "-", знак умножения "*", знак деления "/", знак возведения в степень "^";

· знаки операций отношения: ">"; "<"; и "=";

· специальные сим­волы: () - скобки, & - коммерческое "И", @ - коммерческое "ЭТ", # - знак номера, $ - знак денежной единицы, \ - наклонная влево черта;? – вопросительный знак; _ - пробел.

 

 

Условные обозначения

 

При изложении приняты следующие условные обозначения:

а) < > - угловые скобки обозначают содержимое. Например, <оператор> - содержимое оператора согласно синтаксису языка;

б) [ ] - указывают на выбор из двух или нескольких возможнос­тей.

Например,

в) {список}- фигурные скобки указывают на возможность вы­бора из списка;

г) элементы, напечатанные русскими буквами, задают­ся пользователем в кавычках или через апостроф.

 

 

Константы

 

Константы - это величины в явной форме. Имеется 3 типа числовых констант: целые, вещественные и строковые.

Целые константы могут принимать значения от -32768 до 32768 (происходит от 215 = 32768) и обязательно заканчиваются знаком %. Например: 255%, -131%.

Вещественные константы – это числа с фиксированной точкой и плавающей запятой (экспоненциальная форма). Бейсик обеспечивает 7 точных значащих чисел. Отсутствие точки воспринимается как её наличие за последней цифрой. Знак «+» опускается.

 

Пример:

Вводимые в программу числа Запись на языке BASIC
16,3; -171,171171; 0,325 16.3; -171.(171);.325
107; -3,27·10-5; 0,00073 1E7; -3.27E-5;.73E-3

 

Результаты выводятся на языке BASIC либо в виде целых, либо вещественных констант. Для целых констант используется 8 позиций: 7 значащих цифр и знак, причем “+” не выводится; для вещественных констант используется 10 позиций: знак, ноль, точка и 7 значащих цифр; для вывода чисел с плавающей запятой добавляется еще 4 позиции для вывода порядка:

 

± 0.XXXXXXXE ± pp,

 

где X – значащая десятичная цифра мантиссы; E – основание 10; pp – две цифры для порядка числа. При вводе десятичных чисел допускается упрощение: опускается 0, Е, знак “+” в степени, оставляя Е, не вводить 0 в степени.

Строковые константы – это текст из букв русского, латинского языка и/или цифр и символов, заключённый в кавычки (апострофы).

 

Пример: Запись на языке BASIC: “Фамилия:, ЗАДАЧА “С””.

          Значения при выводе: Фамилия:, ЗАДАЧА “C”.

 

Двоичные, восьмеричные и шестнадцатиричные константы имеют признаки &B<код>, &O<код> и &H<код>.

Логические константы – их две: TRUE (истина) и FALSE (ложь).

 

 

Переменные

 

Переменные – это величины, которые в процессе выполнения программы могут принимать различные значения. Переменные задаются своим именем. Имя определяет адрес, по которому хранится её значение в памяти микроЭВМ. Имя может содержать от одного до 40 символов, и начинаться с буквы латинского алфавита и цифр. В именах недопустим “пробел”.

 

Пример:

Математическая запись a b
Запись на языке A B A1 B1 K1 K

 

 

Допускается 3 типа переменных: целые, вещественные и строковые. В некоторых версиях, в частности, на микроЭВМ системы INTEL имеются разновидности (вещественные с обычной или удвоенной точностью).

Кроме имени указывается тип переменной или расширение. Для обозначения целых переменных используется дополнительно к имени знак %; вещественные – это переменные без дополнительного знака; имя строковой переменной заканчивается знаком $;! – вещественные удвоенной точности.

Пример: A, B1%, C$ - заданы вещественная, целая и строковая переменные.

          K, K%, и K$ - это разные переменные; хотя имена одинаковые, но тип их различный.

 

 

Стандартные функции

 

Программа вычислений стандартных или встроенных функций хранится в памяти микроЭВМ. Обращение к ним производятся по имени с указанием переменной, заключённой в скобки. Переменная может быть задана выражением.

  

Функции Запись на BASIC Функции Запись на BASIC
Sin x SIN(X) | x | ABS(X)
Cos x COS(X) Ln x LOG (X)
Arctg x ATN(X) Tg x TAN(X)
SQR(X) Sign x SGN(X)
ex EXP(X) Logв a LOG(A)/LOG(В)

 

Аргументы тригонометрических формул задаются в радианах.

Выбор случайного числа из интервала 0<X<1 осуществляется с помощью RND(X).

Определение целочисленного значения переменной задаётся функцией INT(X).

Имеется возможность задавать значения с помощью имени PI. Однако в этом случае оно задаётся с большой точностью в виде 3,1415927.

Вычисление логарифмов с другим основанием осуществляется по известной формуле: logвa=log(a)/log(в).

 

 

Арифметические выражения

 

Арифметические выражения на языке BASIC соответствуют обычным арифметическим, в которых константы, переменные и функции объединяются знаками арифметических операций.

 

 

Арифметические операции

Приоритет

выполнения

Математическая запись Запись на BASIC
Возведение в степень ^ 1
Умножение (x) * 2
Деление (:) / 2
Сложение (+) + 3
Вычитание (-) - 3

 

Операции с одинаковым приоритетом выполняются в порядке записи.

Стандартные функции имеют нулевой приоритет. Приоритет операции может быть изменён с помощью круглых скобок.

Пример: Арифметическое выражение: .

  Запись на языке BASIC: A * X ^ 3 * SIN(X) + B * COS(X) ^ (1/3).

 

В QB и TB языках можно типы переменных задавать дополнительным описательным путем.

 

 

Строки и операторы

 

Программа на языке GB записывается в виде строк. Каждая строка программы начинается с номера, и заканчивается нажатием ENTER. В QB и TB языках строки, как правило не нумеруются.

Максимальное количество символов в строке 80, макси­мальное количество одновременно просматриваемых строк 23 и более, что определяется типом видеотерминала (или дисплея).

Номер строки должен быть целым числом.

В каждой строке записывается один или несколько операторов. Запись нескольких операторов производится через разделительный знак ":" в GB или через “;” в QB.

Операторы являются основной конструкцией языка и определяют действия, которые должна выполнить машина, или свойства данных (выполняемые и описательные операторы). Каждый оператор имеет имя (ключевое слово). Общий вид оператора в строке:

 

нс <оператор> (Enter),

 

где нс - номер строки; в угловых скобках указывается содержимое оператора в соответствии с синтаксисом.

Операторы выполняются в порядке возрастания строк независимо, как они записаны в программе для GB или в порядке написания для QB.

Студентам рекомендуется для наглядности программ записывать по одному оператору в строке, а номера строк выбирать с интервалом в 5 или 10 для последующей вставки новых строк.

 

 

Оператор REMARK

 

Этот оператор используется для ввода в программу коммента­риев, состоящих из любых символов языка. Его синтаксическая стру­ктура:

 

нc REMARK    <комментарий>

или

нc REM <комментарий>        

 

Все, что записано после REM, программа BASIC игнориру­ет, но хранит в памяти и выводит на печатающее устройство.

При записи длинных комментариев в новой строке снова необ­ходимо повторять REM.

Для записи комментария можно использовать апостроф “ ' ” в конце строки для пояснения операторов.

 

 

Оператор присваивания

 

Присваивание значений переменным как в явной, так и в неявной формах производится с помощью следующего оператора:

 

нс _LET_ <переменная>    = <выражение>

или

нc <переменная> = <выражение>

 

Здесь LET - ключевое слово "пусть" (устаревшая структура).

Оператор присваивания означает не равенство, а замещение предыдущего значе­ния в памяти по адресу, определяемого ее именем, новым значением. Вместо выражения может быть константа.

 

Пример: 10 REM НАЧАЛО ПРОГРАММЫ

          20 A = 3.41

          30 C = A * B

 

Следует помнить, что все переменные в арифметическом выра­жении (см. строку 30) должны быть определены (до 30-й строки). В примере необходимо ввести дополнительный оператор, например:

 

25 B =.25



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.019 с.)