Прагматические пресуппозиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прагматические пресуппозиции



В качестве скрытого аргумента могут выступать знания, представления, прецедентные феномены, одинаково известные и отправителю, и адресату сообщения. Речь идет об общности картины мира, без которой коммуниканты не могут понять друг друга.

Непонятые анекдоты часто свидетельствуют об отсутствии каких-либо фрагментов картины мира в сознании адресата.

Так, в русской языковой картине мира теща – вечный антипод зятя, отравляющий ему жизнь. У русских существует множество анекдотов про тещу.

 Встречаются 2 мужика.

-Слышал, ты даже пива не пьешь.

- Да, завязал.

- А что?

- Да, понимаешь, сидим мы как-то с другом у тещи на могилке, пьем «Очаковское»…

 

Тот, кто не знает рекламный слоган пивного бренда «Очаковское» – «Живительное пиво», не сможет понять суть этого анекдота.

 

Пример использования эффекта прагматической пресуппозиции приводит Ю. Пирогова [Пирогова 2002:217]. Во время избирательной кампании Б. Ельцина появились рекламные щиты с изображением рукопожатия Б. Ельцина и Ю. Лужкова, которое сопровождалось подписью: «Москвичи свой выбор сделали». Поскольку президентским выборам предшествовала убедительная победа Юрия Лужкова на выборах мэра Москвы, рекламное сообщение можно было интерпретировать так: Ельцин и Лужков – игроки одной команды, поэтому москвичи так же единодушно поддержат Ельцина, как они проголосовали за Лужкова. Рукопожатие во многих культурах (и русская не исключение) интерпретируется как взаимная поддержка, сотрудничество. Благодаря этой пресуппозиции в сознании адресатов рекламы не возникала иная интерпретация, пока ее не озвучил оппонент Б. Ельцина – Г. Зюганов: «Вот Ельцин завесил уже всю Москву щитами, на которых с ним прощается Лужков». Действительно, рукопожатие может быть и этикетным знаком прощания. С учетом слабого здоровья Б. Ельцина этот смысл был вполне приемлем, хотя, разумеется, создатели рекламы его не учли. В результате на рекламные щиты наклеили пленку с еще одним девизом, блокирующим нежелательную интерпретацию: «Только вместе!».

 

 

Коммуникативные импликатуры

В качестве значимой для адресата, но невербализованной информации могут выступать принципы и постулаты речевого общения, писаные и неписаные правила коммуникации.

Они широко обсуждаются в прагматических исследованиях, главным образом на основе так называемых принципов и максим общения [Грайс 1985, Гордон, Лакофф 1985, Демьянков 1982, Ыйм 1985 и др.]. В них зафиксированы общие закономерности, которым подчиняется речевое общение. Наиболее подробно описаны принципы кооперации и принцип вежливости. Одним из первых содержание этих принципов исследовал П. Грайс.

В концепции Поля Грайса основным является принцип Кооперации. Суть его заключается в требовании к каждому из коммуникантов вносить в разговор тот вклад, который необходим на конкретной стадии разговора. Иными словами, собеседники должны стремиться к сотрудничеству. Принцип Кооперации реализуется в виде правил, или максим, которые определяют, в конечном итоге, нормативность дискурса. Принципы стали называть максимами ввиду того, что они формулируются в виде общих правил-руководств: в ситуации такой-то веди себя таким-то образом. У Грайса различаются максимы разговора (4 типа - количества, качества, отношения и образа действия) и «неконверсационные» максимы — фоновые правила социального взаимодействия (типа «Будь вежлив»).

Соблюдение или нарушение этих максим влияет на интерпретацию сообщения адресатом. Так, если на вопрос матери: «Кто тебе звонил?» дочь отвечает: «Один человек», то тем самым она нарушает максимы количества и качества. Первая требует говорить столько, сколько необходимо для кооперативного общения, вторая – ясности. Из высказывания дочери мать может сделать вывод о ее нежелании делиться информацией о звонившем.

К числу коммуникативных импликатур следует отнести и многие обычно не обсуждаемые говорящими конвенции, которые определяют ход диалога (инициативу, очередность), статусно-ролевые и этикетные условности, уместность тех или иных речевых актов в конкретной ситуации и т.д. В то же время каждый волен руководствоваться своим «кодексом коммуниканта», а поскольку он, как правило, не обсуждается, то может эксплуатироваться как бы «по умолчанию». В связи с этим к разряду коммуникативных приемов воздействия на адресата можно отнести статусно-ролевые «игры», контроль за инициативой (захват и удержание либо, напротив, ее передача), контроль за темой разговора и пониманием, манерой речи и многое другое. Так, например, в каждой культуре есть свой «ареал тематической свободы», который накладывает табу на определенные темы (разговоры о сексе, болезнях, осуждение тех или иных авторитетов). Намеренное нарушение этих табу может быть средством воздействия.

Задание 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.005 с.)