Когнитивная теория аргументации. «Приватизация знаний» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивная теория аргументации. «Приватизация знаний»



 

 Что представляет из себя процесс общения? Мы делимся впечатлениями, высказываем мнения, просим, отказываем, жалуемся и т.д. В процессе общения коммуниканты  передают друг другу  определенную информацию. Но не только обмен информацией является целью и результатом общения – они гораздо шире. Говорящие (часто не отдавая себе в этом отчета) обмениваются  своими  знаниями о мире, как они его представляют.  О «своем» мире, в котором отражен их индивидуальный опыт и опыт социума, в котором живет человек. Иногда люди,  использующие один язык, могут плохо понимать друг друга: «Мы говорим на разных языках». По сути, они констатируют несовпадение моделей мира, которое не удалось преодолеть в процессе общения.

Таким образом, коммуникация  представляет интеграцию знаний говорящего в модель мира слушающего. Это можно назвать онтологизацией знаний (онтология – учение о бытии, его сущности, принципах устройства и т.п.) (А. Н. Баранов).

 

В процессе общения некоторые знания  передаются в явном виде: В этом году наша яблоня отдыхает - яблок совсем нет. Другие знания говорящий не выражает словесно, то есть они невербализованы, а содержатся в скрытых компонентах высказывания. Например, знания о том, что яблоня вообще плодоносит или что у плодовых деревьев бывают годы без плодоношения. Такая информация называется имплицитной – в отличие от эксплицитной, вербализованной.

Существуют  особые механизмы речевого воздействия, которые используют эффекты неявной передачи знаний. 

       Сложность заключается в том, что старое знание «сопротивляется» изменениям, любая модификация  модели требует расхода интеллектуальных ресурсов. Если новое знание противоречит старому, то человек испытывает «когнитивный диссонанс»: в первую очередь, он пытается использовать стереотипы для разрешения проблемной ситуации (кооператоры в начале 80-х гг. воспринимались как спекулянты, немцы в 40-50-х гг. - как враги и т.д.). Представьте, например,  поведение мужчины и женщины в процессе знакомства и ухаживания, когда разочарования связаны с тем, что поведение противоположной стороны не соответствует ожиданиям: Он мне ни разу цветов не подарил или: Она хочет, чтобы я торчал на улице с этим дурацким букетом.  

Это закон когнитивной устойчивости модели мира: изменение допустимо лишь тогда, когда проблемная ситуация не объясняется старыми знаниями. Так, например, известный американский миллиардер Джон Сорос, осуществивший в России ряд образовательных проектов по программе «Открытое общество» (создание и финансирование университетских центров Интернет, обмен учеными и др.) воспринимался многими как «охотник за головами», и лишь  со временем этот стереотип уступил место другому знанию.  

Следовательно, основная функция аргументации (явной и скрытой) заключается во введении нового знания в картину мира адресата. И желательно, чтобы это происходило безболезненно, естественно для него.

 

     В теории и практике пропаганды, рекламы, PR давно используются приемы имплицитного ввода новой информации. Лучше усваивается та информация, которая подается не «в лоб», а в скрытых компонентах высказывания – предпосылках, следствиях.

В частности, существуют логические предпосылки высказывания - пресуппозиции, которые любой воспринимающий сообщение восстанавливает в соответствии с законами мышления. Высказывание «Не все йогурты одинаково полезны» логично, если предполагается, что вообще-то  йогурты полезны. Если пресуппозиция неверна («Йогурты вредны»), то  приведенное выше высказывание будет алогично.

Ср.: вопрос «Вы опять дружите?» уместен, если у адресата была размолвка, и странен, если ее не было. В таком случае последует ответ: «Да мы и не ссорились!»

 

Задание 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.005 с.)