Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когнитивная теория аргументации. «Приватизация знаний»
Что представляет из себя процесс общения? Мы делимся впечатлениями, высказываем мнения, просим, отказываем, жалуемся и т.д. В процессе общения коммуниканты передают друг другу определенную информацию. Но не только обмен информацией является целью и результатом общения – они гораздо шире. Говорящие (часто не отдавая себе в этом отчета) обмениваются своими знаниями о мире, как они его представляют. О «своем» мире, в котором отражен их индивидуальный опыт и опыт социума, в котором живет человек. Иногда люди, использующие один язык, могут плохо понимать друг друга: «Мы говорим на разных языках». По сути, они констатируют несовпадение моделей мира, которое не удалось преодолеть в процессе общения. Таким образом, коммуникация представляет интеграцию знаний говорящего в модель мира слушающего. Это можно назвать онтологизацией знаний (онтология – учение о бытии, его сущности, принципах устройства и т.п.) (А. Н. Баранов).
В процессе общения некоторые знания передаются в явном виде: В этом году наша яблоня отдыхает - яблок совсем нет. Другие знания говорящий не выражает словесно, то есть они невербализованы, а содержатся в скрытых компонентах высказывания. Например, знания о том, что яблоня вообще плодоносит или что у плодовых деревьев бывают годы без плодоношения. Такая информация называется имплицитной – в отличие от эксплицитной, вербализованной. Существуют особые механизмы речевого воздействия, которые используют эффекты неявной передачи знаний. Сложность заключается в том, что старое знание «сопротивляется» изменениям, любая модификация модели требует расхода интеллектуальных ресурсов. Если новое знание противоречит старому, то человек испытывает «когнитивный диссонанс»: в первую очередь, он пытается использовать стереотипы для разрешения проблемной ситуации (кооператоры в начале 80-х гг. воспринимались как спекулянты, немцы в 40-50-х гг. - как враги и т.д.). Представьте, например, поведение мужчины и женщины в процессе знакомства и ухаживания, когда разочарования связаны с тем, что поведение противоположной стороны не соответствует ожиданиям: Он мне ни разу цветов не подарил или: Она хочет, чтобы я торчал на улице с этим дурацким букетом.
Это закон когнитивной устойчивости модели мира: изменение допустимо лишь тогда, когда проблемная ситуация не объясняется старыми знаниями. Так, например, известный американский миллиардер Джон Сорос, осуществивший в России ряд образовательных проектов по программе «Открытое общество» (создание и финансирование университетских центров Интернет, обмен учеными и др.) воспринимался многими как «охотник за головами», и лишь со временем этот стереотип уступил место другому знанию. Следовательно, основная функция аргументации (явной и скрытой) заключается во введении нового знания в картину мира адресата. И желательно, чтобы это происходило безболезненно, естественно для него.
В теории и практике пропаганды, рекламы, PR давно используются приемы имплицитного ввода новой информации. Лучше усваивается та информация, которая подается не «в лоб», а в скрытых компонентах высказывания – предпосылках, следствиях. В частности, существуют логические предпосылки высказывания - пресуппозиции, которые любой воспринимающий сообщение восстанавливает в соответствии с законами мышления. Высказывание «Не все йогурты одинаково полезны» логично, если предполагается, что вообще-то йогурты полезны. Если пресуппозиция неверна («Йогурты вредны»), то приведенное выше высказывание будет алогично. Ср.: вопрос «Вы опять дружите?» уместен, если у адресата была размолвка, и странен, если ее не было. В таком случае последует ответ: «Да мы и не ссорились!»
Задание 1
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.005 с.) |