Макромаркетинговые исследования в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макромаркетинговые исследования в России



Россия на данный момент ¾ страна с неоднородной экономической структурой, отнесенная в «Рейтинге стран по уровню жизни»[16] к странам с высоким уровнем развития. На данный момент экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год)[17]. Характер экономики нашей страны при этом еще не является «развитым», а характеризуется как «развивающийся», со «средним уровнем развития» (2010 г., по классификации ООН). Большая часть пробелов, что имеются в экономике сейчас, сохранилась еще со времен распада СССР.

Степень реализации и эффективность макромаркетинговой деятельности напрямую зависит от типа рынка, особенностей производства, сбыта, обмена, спроса на его продукцию и от характера самой продукции.

В России в настоящее время применение макромаркетинга как концепции управления национальными рынками является инновационным и встречает преграды на своем пути. Этому способствует ряд факторов:

1. Существование монополизма, особенно на рынке сырьевых и энергетических ресурсов:

- монополизм сам по себе нарушает функционирование рыночного механизма и потому слабо подвергается воздействию даже государства, т.к. уничтожает конкуренцию и имеет большой капитал. Однако открытие внутреннего рынка для импорта продукции содействует разрушению монополий в России сейчас;

2. Психологические барьеры на пути к рыночной экономике:

- выражаются в отсутствии рыночной мотивации, не развитости рыночного менталитета у значительной части руководителей, специалистов и населения, из-за сохранения в сознании ценностей и принципов функционирования плановой экономики СССР;

3. Криминогенный характер рыночных отношений:

- российской особенностью перехода к рынку является взятие под контроль рынков различных продуктов криминальными и полукриминальными структурами, вследствие чего регуляция этих рынков с помощью макромаркетинговых и любых легальных средств является затруднительной. [18]

 

К основным текущим макромаркетинговым направлениям в России можно отнести:

1. Структурирование экономики:

- налаживание функционирования рыночного механизма с сохранением в нем роли государства;

- стимулирование экономического развития регионов страны и их взаимосвязей;

- развитие отечественного производства;

- экономическое освоение Сибири и Дальнего Востока;

- контролирование внешнего рынка, стратегический захват мирового рынка;

2. Социальное направление:

- финансирование и развитие бюджетных социальных и образовательных учреждений;

- социальная реклама;

- ограничение рынков вредной для населения продукции;

- улучшение качества охраны труда, защиты прав человека;

- социально-культурное просвещение граждан;

- решение проблемы трудоустройства специалистов;

3. Информационное направление:

- контроль за СМИ;

- соблюдение информирования всех участников рынка;

- развитие новейших средств коммуникаций и расширение области их применения;

4. Инновационное направление:

- стимуляция предприятий к внедрению НИОКР в производство;

- использование инновационных маркетинговых технологий;

- внедрение экологического маркетинга на предприятиях.

Одна из важных особенностей структуры российских рынков – высокий

уровень концентрации производства в центрах, полученный как наследство от плановой экономики. Необходимо расширение границ и масштабов экономической деятельности, что откроет ей новые перспективы и источники производственных ресурсов. В частности, это снизит уровнень безработицы в стране, способствует восстановлению бедных регионов. Главная задача российского макромаркетинга – разработать стратегии к осуществлению данных преобразований.

Все несовершенства современной рыночной экономики сказываются и на социальной сфере. Сегодняшняя проблема взаимоотношений потребителя и производителя, заключается в том, что последний больше заботится об объемах и низкой стоимости выпускаемой продукции, нежели о ее качестве. Таким образом, отечественные производители нередко идут в разрез с интересами общества, не задумываясь о последствиях своей деятельности для него.

Политика «погони за прибылью» российских предприятий обуславливает низкий спрос на высоко оплачиваемый труд (в част-сти, труд специалистов), нарушения трудового законодательства, эксплуатацию рабочих и т.п. Макромаркетинг призван согласовать интересы общества и предпринимателей. О задаче макромаркетинга обеспечении работой специалистов высказался В.В. Путин в 2012 г.: «Мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций. (…) По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства» [19].

Ввиду информационной мировой войны, государство обязано держать источники информации под контролем, особенно СМИ; контролировать сознание населения. В выполнении данных задач хорошо работают макромаркетинговые методы, такие как социальная реклама, психологическое информационное воздействие и т.д.

На данный момент для России актуальна проблема в сокращении экономического отставания от развитых стран мира. Инноватизация служит важнейшим двигателем общественного прогресса.

Рисунок 1. Внутренние затраты на НИОКР, финансируемые государством и бизнесом. Сравнительная таблица20
Необходимость применения именно макромаркетингового подхода к внедрению инноваций обуславливается слабым стремлением к инноватизации среди отдельных хозяйствующих субъектов российского рынка. Это наглядно иллюстрирует статистика (рисунок 1).

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс глобализации, затрагивая товарные и финансовые рынки различных стран, формирует единый мировой рынок. Государства на нем становятся конкурентами-производителями и потребителями. Появляются принципиально новые межгосударственные отношения, нацеленные на вытеснение каждой страной с мирового рынка своих конкурентов. Благодаря глобализации рынков, внутри развитых и успешных стран образуются ТНК. С помощью ТНК эти страны имеют возможность захватывать внутренние рынки других стран. ТНК являются своего рода оружием в руках капитализма.

На мировом рынке торговля между странами строится по рыночным правилам. Рыночные правила предполагают стремление хозяйствующих субъектов к повышению своей конкурентоспособности. Данный процесс в масштабах целой страны осуществим с помощью применения макромаркетинга.

Макромаркетинг – новый на данный момент и необходимый в условиях глобализации национальных рынков вид деятельности. Он позволяет разработать правильную стратегию для всей хозяйственной деятельности страны и улучшить все сферы жизни населения, тем самым укрепляя позицию страны на мировом рынке. Использование возможностей макромаркетинга является также актуальным и для России.

Позиция целого государства на мировом рынке является очень важной не только с точки зрения экономики. В современных и прогнозируемых условиях эта позиция связана даже с проблемой сохранения государственного суверенитета.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ломакин В.К., Мировая экономика. Учебник для Вузов [Текст] / 3-е изд. В.К. Ломакин. – М.: Юнити-Дана – 2007 - 547 с.

2. Суэтин А.А., Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика [Текст] / А.А. Суэтин. – М.: КНОРУС, 2008 - 320 с.

3. Марыганова Е.А., Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие [Текст] / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро – М.: КНОРУС, 2010. - 302 с.

4. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 - 510 с.

5. Батманова Е.С., Томилов П.С., Мировая экономика и международные экономические отношения (раздаточный материал к курсам) [Текст] / ред. О.В Климова – Ек.: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ – 2005 - 111 с.

6. Мировая экономика и международный бизнес: учебник [Текст] / кол. авторов; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС – 2008. - 688 с.

7. Кушлин В.И., Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. [Текст] / – М.: Экономика, 2000. - c.246.

8. Проективный философский словарь [Электронный ресурс] / Спб.: Международная Кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб Научного Центра РАН. Т.В. Артемьева, И.П. Смирнов, Э.А. Тропп, Г.Л. Тульчинский, М.Н. Эпштейн – 2002 // http://projective_philosophy.academic.ru/20

9. Другов А.А., Сафин А.Р., Сендецкая С.В., Государственный маркетинг как важный фактор совершенствования механизма управления социально-экономическими процессами в обществе. Маркетинг в России и за рубежом. Журнал [Электронный ресурс]/ ст., вып. 5 – 2005 // http://www.mavriz.ru/articles/2005/4/3849.html

10.  Большая Энциклопедия Нефти Газа. Макромаркетинг [Электронный ресурс] // http://www.ngpedia.ru/id132415p1.html

11.  Маркетинг: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога [Электронный ресурс] / под ред. В.Е. Ланкина., - Таганрог: ТРТУ - 2006 // http://www.aup.ru/books/m99

12.  Федеральная служба государственной статистики. Информация о социально-экономическом положении России – 2012 г. [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/bgd/free/B12_00/Main.htm


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


[1] Марыганова Е.А., Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро – М.: КНОРУС, 2010. – 43-44 с.

[2] ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения / утв. Постановлением Госстандарта России – 1999 - N 242-ст

[3] Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авторов; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС – 2008. - 458 с.

[4] (Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авторов; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина.) - 270 с.

[5] Словарь экономических терминов [Интернет-ресурс] / http://www.bibliotekar.ru/biznes-15-4/27.htm

[6] Кушлин В.И., Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Экономика, 2000. - c.246.

[7] Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авторов; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС – 2008. - 458 с.

[8], 9 Центр гуманитарных технологий. Исследования. Рейтинги: Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности по версии ВЭФ [Электронный ресурс] // http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info

[9]

[10] Проективный философский словарь. / Спб.: Международная Кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб Научного Центра РАН. Т.В. Артемьева, И.П. Смирнов, Э.А. Тропп, Г.Л. Тульчинский, М.Н. Эпштейн – 2002 // http://projective_philosophy.academic.ru/20

[11] д.э.н. проф. Бузгалин А.В., Философско-методологические исследования процессов глобализации. Феноменология альтерглобализма. Доклад – 2002 [Электронный ресурс] // http://www.dialog21.ru/Globalistika/p_rv24_3.htm

[12] Маркетинг: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога [Электронный ресурс] / под ред. В.Е. Ланкина.,  Таганрог: ТРТУ - 2006 // http://www.aup.ru/books/m99/5_2.htm

[13] Петров А.Б., Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». Макромаркетинговые перспективы агротехнического машиностроения. Статья [Электронный ресурс] - 2009 / http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2747

[14],15 Голубков Е.П., Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». Маркетинг как концепция рыночного управления. Статья [Электронный ресурс] - 2000 // http://www.mavriz.ru/articles/2000/1/73.html

[15]

[16] Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей:

Лучшее будущее для всех / для ПРООН – М.: Весь Мир - 2001

[17] CIA — The World Factbook — Country Comparison:: National product // CIA;

[18] Голубков Е.П., Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». Современные тенденции развития маркетинга. Статья [Электронный ресурс] - 2000 // http://www.mavriz.ru/articles/2000/4/302.html

[19] Путин В. В., Российская Газета. Строительство справедливости. Социальная политика для России. [Электронный ресурс] – 2012 // http://www.rg.ru/2012/02/13/putin-statya.html

20  Город-812. Почему в России пробуксовывают инновации [Электронный ресурс] // http://www.online812.ru/2012/03/28/001/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.015 с.)