Особенности обучения плаванию детей 4-5 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обучения плаванию детей 4-5 лет



 

И.Л. Ганчар основным средствам обучения плаванию относится обще развивающие, подготовительные и специальные физические упражнения. Обще развивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т.д. Кроме этого, обще развивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и, таким образом, подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений. Как правило, обще развивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на снарядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др. Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и совершенствования в отдельных элементах техники. Существует три группы подготовительных упражнений: а) для освоения с водой; б) для изучения облегченных способов плавания и в) для изучения техники спортивных способов плавания [20].

Е.Н. Карпенко отмечал, что подготовительные упражнений для освоения с водой помогают преодолеть чувство страха перед водой, научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять простейшие движения. Подготовительные упражнения для изучения облегченных способов плавания создают необходимый двигательный фундамент для эффективного изучения техники спортивных способов. Они включают как простейшие гребковые движения для изучения, элементов техники (движения руками и ногами, дыхания), так и плавание облегченными способами, т. е. в полной координации. Подготовительные упражнения для изучения спортивных способов плавания включают упражнения на суше, имитационные упражнения и упражнения в воде. К подготовительным упражнениям на суше относятся специальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости: упражнения на растягивание и подвижность в суставах (особенно в голеностопных и плечевых), упражнения с резиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с гантелями и набивными мячами. Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с формой движений. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде. Подготовительные упражнения в воде помогают освоить все элементы спортивных способов и сами способы в целом. Различают следующие группы таких упражнений: а) для изучения движений ногами, дыхания, согласования движений ногами с дыханием; б) для изучения движений руками, дыхания, согласования движений руками с дыханием; в) для изучения способа в целом. Специальные упражнения применяются для совершенствования в технике спортивных способов плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся. Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные (типа «Кто первый», «Кто дальше», «Кто быстрее» и т. д.). При подборе и проведении игр нужно руководствоваться следующими требованиями [32].

В.В. Афанасьев, Н.Ж. Булгакова, B.А. Быков и A.B. Пирог единогласны во мнении, что занятия оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста должны проводиться в строгом соответствии с дидактическими принципами, а именно:

- последовательности, то есть за счет освоения и выполнения простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от простого к сложному);

- постепенности, характеризующейся постепенным увеличением нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;

- систематичности, обуславливающим систематический характер занятий – не менее двух раз в неделю, для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;

- доступности, указывающей на то, что упражнения должны быть легковыполнимыми и не сложно-координированными, а задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступными для дошкольников, каждый ребенок должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии плаванием;

- наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений преподавателем, а также грамотное использование метода рассказа и показа на подобных занятиях;

- индивидуализации, выдвигающим требования учета индивидуальных особенностей физического состояния, а также плавательной подготовленности дошкольников;

- всесторонности, направленной на комплексное воздействие  плавания на все мышечные группы и функциональные системы организма дошкольников [5].

А.И. Погребной уверен, что для полноценной реализации индивидуального подхода на занятиях оздоровительным плаванием с детьми 4-5 лет целесообразно распределять дошкольников на подгруппы с учетом результатов комплексной оценки индивидуального уровня их здоровья [41].

М.М. Безруких, В.Д. Сонькин и Д.А. Фарбер пишут: «распределение детей на подгруппы проводить исходя из результатов комплексной оценки уровня здоровья на основе данных оценки показателей физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, плавательной подготовленности, индекса функциональных изменений и мотивации» [6].

А.Д. Викулов оценку уровня плавательной подготовленности дошкольников рекомендует проводить в игровой форме три раза в год (в начале, середине и конце учебного года), а также по мере освоения новых двигательных умений. Оценивать адаптационные резервы организма детей дошкольников возраста по результатам определения индекса функциональных изменений, характеризующие функциональные сдвиги в состоянии занимающихся. Оценку целесообразно проводить один раз в начале каждого месяца на протяжении всего учебного года [17].

Н.Ж. Булгакова формировать мотивацию к занятиям физическими упражнениями в воде у детей и их родителей предлагает на основе проведения систематических мероприятий, включающих: психологическое тестирование на выявление предпочтения ребенком одного из видов двигательной активности (проводить в начале, середине и конце учебного года); использование комплекса мероприятий, направленного на формирование у детей положительного отношения к занятиям в воде и к здоровому образу жизни (реализовывать в течение всего учебного года) [7].

По Ж.С. Ванькову системный контроль воздействия физической нагрузки на организм детей советует проводить на каждом занятии посредством динамики ЧСС (в течение учебного года). Большей рациональностью отличается построение физиологической кривой. Контроль динамики ЧСС проводить в течение учебного года. Измерения ЧСС целесообразно проводить 10-ти секундными отрезками до занятия, после вводной части, после основной части, игры и в восстановительный период [13].

В.А. Аикин и А.Д. Котляров рекомендуют начинать обучение дошкольников плаванию с кроля на спине непосредственно с движений ногами. Однако результаты проведенных исследований свидетельствуют о целесообразности предоставления возможности ребенку выбора в освоении элементов других способов плавания, в особенности, в первый месяц занятий [2].

По А.Д. Котлярову и Г. Котляровой, в начале занятий в воде более значимо выработать общий рисунок способа, а не стремиться отрабатывать элементы техники, стремясь добиться четкого выполнения. Это связано с тем, что при обучении будут присутствовать ошибки в движениях детей, обусловленные недостаточной общефизической и координационной подготовленностью [34].

И.Л. Ганчар на первом месяце начала занятий плаванием на родительских собраниях советует провести беседы об организации и содержании занятий. В этих беседах следует обратить внимание на значение занятий плаванием, помощь родителей при обучении. Кроме того, нужно рекомендовать родителям проводить закаливающие процедуры: обтирания, ножные ванны со снижением температуры воды [20].

В.С. Васильев при обучении рекомендует руководствоваться общепринятыми педагогическими принципами. Критерии оценки техники основных плавательных движений. Оценка техники движений производится по наиболее существенным ошибкам, допускаемым обучающимися. Существенные ошибки – это значительные отклонения от нужных пространственных, силовых или временных параметров выполняемого движения, пропуски отдельных элементов, вызывающие нарушения общей структуры движения. Каждая такая ошибка снижает оценку на 1 балл (по пятибалльной системе).

Ниже перечислены основные плавательные движения и существенные ошибки в их выполнении.

Скольжение на груди: чрезмерное прогибание туловища (высокий подъём головы).

Скольжение на спине: сгибание туловища в поясничной области (скольжение «сидя»); прогиб туловища в поясничной области (голова сильно запрокинута назад).

Движения руками при плавании кролем на груди: отставание предплечья и кисти во время гребка (глажение); гребок в сторону от туловища; неполный гребок; опускание руки на воду локтём вниз.

Движения руками при плавании кролем на спине: неполный (короткий) гребок; отставание предплечья и кисти во время гребка (глажение); повороты туловища в сторону гребущей руки; глубокий гребок.

Движения руками при плавании брассом: широкий гребок; глубокий гребок; руки недостаточно вытягиваются вперёд в конце гребка.

Движения руками при плавании дельфином: неполный (короткий) гребок; опускание руки с локтя; касание воды при проносе рук по воздуху.

Движения ногами при плавании кролем на груди: чрезмерное сгибание ног только в коленных суставах; чрезмерное сгибание ног только в тазобедренных суставах; ноги широко расставлены или находятся глубоко в воде; слишком широкая или малая амплитуда движений.

Движения ногами при плавании кролем на спине: низкая (высокая) работа ног; повороты туловища (перекаты с бока на бок).

Движения ногами при плавании брассом: несимметричные движения; чрезмерное подтягивание ног под грудь; недостаточное разведение стоп наружу при толчке ногами.

Движения ногами при плавании дельфином: сгибание ног только в коленных суставах; сгибание ног только в тазобедренных суставах.

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди: отклонение от средней линии; вращение тела; неправильная координация движений рук и дыхания (неполный выдох и ранний вдох); низкое (высокое) положение головы.

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на спине: остановка рук после гребка у бедра; широкое вкладывание рук в воду; неритмичное дыхание.

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании брассом: неправильная координация движений рук и ног; пауза во время гребка.

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании дельфином: неправильная координация движений рук и ног; заныривание после гребка.

Стартовый прыжок: слабый толчок руками; сильно согнуты ноги в коленных суставах при входе в воду; сильно разведены ноги при входе в воду; глубокий вход в воду.

При старте из воды (кролем на спине): чрезмерно высокий подъём тела на старте; слабый толчок ногами от стенки.

Повороты при плавании кролем: «подбирание» руки; далёкий или близкий подход к повороту; плохая группировка во время поворота.

Повороты при плавании брассом, дельфином: медленное выполнение поворота; высокий выход из воды после поворота; касание стенки одной рукой.

В основе суждений дошкольников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр [15].

С точки зрения В.Ю. Давыдова, В.Ю. Карпова и Т.М. Воеводиной, процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:

1. Этап начального обучения плаванию – стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.

2. Этап углубленного обучения плаванию – стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.

3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.

И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) будем различать три фазы:

а. игры для начального обучения

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью – формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной [27].

В.А. Аикин и А.Д. Котляров в процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) советуют сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.

По их мнению, важно дать родителям и детям следующие советы при обучения плаванию:

1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.

2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.

3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.

4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).

5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении «стрелочка» (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.

6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.

7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.

Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха [2].

По E.H. Карпенко, Т.П. Коротновой и E.H. Кошкодану, очень важно использовать игровой метод при обучении плаванию дошкольников. Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание [32].

В работе В.В. Дукальский и Е.Г. Мареничева отмечено: «при подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других. Например: «У Васи были самые большие брызги – молодец! А у Тани лопасти винта (руки) работали быстрее всех! А Саша, наверно был подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!» и т.д. Желательно похвалить каждого ребенка» [29].

По В.В. Афанасьеву процесс обучения сводится к последовательному выполнению игровых упражнений от пункта 1а до пункта 7в. Если ребенок уже умеет выполнять в воде какие-либо упражнения, например, лежать на воде или скользить, все равно нужно выполнять упражнения из этой группы, но начинать не с начального обучения (все пункты «а») а игр для повторения старого материала (все пункты «в»).

1. Игры по ознакомлению со свойствами воды:

а. начальное разучивание;

б. игры для закрепления пройденного материала;

в. игры для повторения старого материала.

2. Игры, обучающие погружению и всплытию:

а. начальное разучивание;

б. игры для закрепления пройденного материала;

в. игры для повторения старого материала.

3. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде:

а. начальное разучивание;

б. игры для закрепления пройденного материала;

в. игры для повторения старого материала.

4. Игры, способствующие выработке навыка скольжения:

а. начальное разучивание;

б. игры для закрепления пройденного материала;

в. игры для повторения старого материала.

5. Игры, обучающие дыханию:

а. начальное разучивание;

б. игры для закрепления пройденного материала;

в. игры для повторения старого материала.

6. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения:

а. начальное разучивание;

б. игры для закрепления пройденного материала;

в. игры для повторения старого материала (основы техники плавания кролем на груди, основы техники плавания кролем на спине).

7. Игры по овладению простейшими прыжками:

а. начальное разучивание;

б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала.

Распределении времени между разделами обучения плаванию: упражнения по ознакомлению со свойствами воды – 10,2%; упражнения обучающие погружению и всплытию – 3,3%; упражнения для выработки навыка лежания – 9,5%; упражнения для выработки навыка скольжения – 25,7%; упражнения обучающие дыханию – 13,6%; упражнения вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения – 31,4%; упражнения на овладение простейшими прыжками – 6,3%.

В среднем вся программа рассчитана на 24 занятия по 25-30 минут. К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25 м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна.

 

Таблица 1.1 – Предполагаемое распределение игр на 24 занятия [по В.В. Афанасьеву, 5]

Занятие Подготовительная часть урока (5мин) Основная часть урока (20-30 мин) Заключительная часть урока (5-10 мин)
1 1а, 2а
2 1б, 2а, 2б
3 1в, 2а 2а, 2б
4 1в, 2б 2б, 2в
5 2в, 3а 3а, 1в
6 3б, 2в
7 3б, 2в 3в, 4а
8 2в, 3б
9 4б, 2в
10 4б, 3в 4в, 3в
11 5а, 4б
12 3в, 5б
13 3в, 4в
14 6а, 2в
15 6а, 3в
16
17
18 6б, 4в
19 6б, 3в
20 2в, 3в
21
22 6в, 7б
23 6в, 7в
24 5в, 4в, 3в

Предполагаемое распределение игр на 24 занятия: (в графах таблицы 1.1, в зависимости от части занятия, указано игры из какого раздела следует проводить на данном занятии. Например: первое занятие следует начинать с игр из пункта 1а – «игры по ознакомлению со свойствами воды, начальное разучивание» и т.д. Из соответствующего раздела выберите любую игру и проводите ее со своим ребенком. Можно использовать сразу несколько игр из нужного раздела или взять одну, но соответствующую способностям ребенка. Если ребенок не может выполнить предложенное упражнение – выбрать более легкое, и наоборот) [5].

B.C. Васильев при организации занятий советует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности на воде. Для занятий оздоровительным плаванием с дошкольниками наиболее комфортной является температура воды 28-32°. Вода в бассейнах должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Фильтр следует промывать не реже 1 раза в сутки. Полностью воду сливают каждые 5-7 дней. Ежедневно производят дезинфекцию полов, стен, оборудования бассейна раствором хлорамина [15].

По И.М. Буллаху, в бассейнах с мелкой и глубокой частью группы неумеющих плавать должны заниматься у бортика бассейна или на мелкой части, которая отделяется от глубокой разделительной дорожкой. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 25-30 минут. Степень освоения учебного материала оценивается по результатам выполнения требований и стандартов, установленных для каждого года обучения [11].

Н.Ж. Булгакова пишет, что при обучении плаванию должны соблюдаться правила по предупреждению травм и несчастных случаев на воде [9].

По Л.П. Макаренко, к занятиям по плаванию допускаются дети, прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

При проведении занятий по плаванию соблюдать правила соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

При проведении занятий по плаванию возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

- травмы и утопление при прыжках в воду головой вниз при недостаточной глубине воды и при необследованном дне водоема;

- купание сразу после приема пищи или большой физической нагрузки;

- утопления при купании в естественных водоемах не в специально отведенных, не оборудованных и не отвечающим санитарным требованиям местах.

При проведении занятий по плаванию должны быть подготовлены средства для спасания утопающих, а также медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить об этом администрации учреждения.

В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий.

Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда [36].

В.В. Афанасьев, B.А. Быков и A.B. Пирог единогласны в требованиях безопасности перед началом занятий:

1. Надеть купальный костюм (плавки) и на голову плавательную шапочку.

2. Убедиться в том, что температура воды не ниже установленной нормы.

3. Сделать перерыв между приемом пищи и купанием не менее 45-50 мин.

4. При купании в естественном водоеме оборудовать специально отведенное для этого место, подготовить спасательные средства (спасательные круги, веревки, шесты, спасательные лодки и т.д.).

5. Сделать разминку, выполнив несколько легких упражнений.

Требования безопасности во время занятий.

1. Входить в воду только с разрешения воспитателя и во время купания не стоять без движений.

2. Внимательно слушать и выполнять все команды и сигналы воспитателя.

3.   Не прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды, при необследованном дне водоема и при нахождении вблизи других пловцов.

4. Не оставаться при нырянии долго под водой.

5. Не купаться более 30 минут, если же вода холодная, то не более 4-5 минут.

6. При купании в естественном водоеме не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна (буйки), не купаться на большой волне, не подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам и пр. плавательным средствам.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

1. Почувствовав озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем.

2. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.

3. При утоплении немедленно сделать пострадавшему искусственное дыхание до восстановления самостоятельного дыхания, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

Требования безопасности по окончании занятий.

1. Выйдя из воды, вытереться полотенцем насухо и сразу же одеться.

2. При низкой температуре после купания, чтобы согреться, проделать несколько легких гимнастических упражнений.

3. Проверить по списку наличие всех обучающихся [5, 12].

Т.М. Абсалямов, Т.С. Тимакова отмечают: «методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. При обучении плаванию пользуются тремя основными группами методов: словесными, наглядными и практическими» [1].

По Н.Ж. Булгаковой: «словесные методы: используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет и др., педагог помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению учебных и воспитательных задач, показывает отношение педагога к делу, детям, стимулирует их активность, уверенность, интерес» [9].

Н.Л. Петрова и В.А. Баранов в связи со спецификой плавания все необходимые объяснения, разборы, оценки и прочее рекомендуют проводить в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться [40].

В.К. Величенко пишет: «описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать так. При обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста созданию представления о характере движения помогают проговаривание вслух направления движения и конечный результат. Например: «Гребем назад – идем вперед, гребем вправо – идем влево, гребем вниз – идем вверх» – и т.д. Объяснение отвечает на основной вопрос, почему надо делать так, и является методом развития логического, сознательного отношения к проходимому материалу» [16].

А.И. Погребной считает, что пониманию сущности движения помогает подсказ занимающимся ощущений, которые должны возникать при правильном выполнении упражнения (например, «опираться ладонью или стопой о воду как о плотный предмет»). Рассказ применяется преимущественно при организации игр. Если игра проводится с детьми младшего школьного возраста, речь педагога должна быть образной, а задания предметными. Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность и активность учеников, помогает педагогу лучше узнать их. Разбор игры или подведение итогов урока проводится после выполнения какого-либо задания. Анализ и обсуждение допускаемых ошибок при выполнении упражнений, нарушений правил игры и др. нацеливают учеников на корректировку своих действий [41].

В.Ю. Давыдов и Д.А. Косьяненко отмечают, что указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых дает возможность, затем выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Указания уточняют отдельные моменты в выполнении упражнения, разъясняют условия для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которые должны возникать при этом. Например, при выполнении скольжения на спине даются указания: «поднять выше живот», «на воде нужно лежать, а не сидеть»; при освоении техники плавания: «ты должен чувствовать, как от каждого гребка непрерывно, безостановочно продвигаешься вперед» [27].

По О. Выборовой, при работе с детьми указания даются в форме образных выражений и сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду – «дуй на воду, как на горячий чай», «задуй горящую свечу»; при обучении движениям руками и ногами – «делай движения руками, как мельница», «носки ног должны быть оттянуты, как у балерины», «делай движения ногами, как лягушка» и т.д. При необходимости мобилизовать внимание на определяющей детали упражнения ведется счет с той или иной интонацией голоса. Например, при изучении движений ног брассом счет «раз-два» произносится спокойно, так как соответствует медленному и мягкому подтягиванию ног; счет «и», означающий момент разведения носков в стороны (важнейший элемент движения в брассе) подчеркивается интонацией; счет «три-четыре» произносится энергично, так как соответствует рабочему толчку ногами брассом [19].

По Н.Ж. Булгаковой, использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у дошкольников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям [10].

По О. Выборовой, к наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, кинограмм и кинокольцовок, применение жестикуляции. Показ изучаемого движения или техники способа плавания в целом применяется на протяжении всего курса обучения плаванию. Показ техники плавания должен проводиться только квалифицированным пловцом перед занятием в воде, когда группа находится на суше и имеет возможность видеть движения пловца сбоку, спереди и сзади, а также слышать сопутствующие объяснения педагога. Демонстратор по его заданию подчеркивает наиболее существенные детали техники, показывает их в медленном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальным приложением усилий [19].

В.Ю. Давыдов и Д.А. Косьяненко пишет: «наряду с целостным показом техники плавания производится показ учебных вариантов техники с разделением движения на отдельные части. При показе отдельных частей движения выделяются главные фазы движения (например, гребка), выполняются упражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах гребка) и т.д.» [27].

По Н.Л. Петрову и В.А. Баранову, показ вариантов техники на суше проводится воспитателем, а показ в воде – занимающимся, у которого лучше других получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия, когда группа находится на суше, но и во время основной части урока. Эффективность показа во многом определяется положением педагога по отношению к группе: 1) он должен видеть каждого занимающегося, что обеспечивает контроль и управление обучением; 2) дети должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей основную специфику движения – его форму, характер, амплитуду. Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих физических упражнений. Негативный показ преподавателя «как не надо делать» допустим только при условии, если ученики могут анализировать свои ошибки и способны к ним относиться критически, т. е. у занимающихся не должно создаваться впечатление, будто их передразнивают [40].

Согласно Т.М. Абсалямову и Т.С. Тимаковой, учебные наглядные пособия – рисунки, плакаты, кинограммы – применяются при необходимости концентрации внимания занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений. Наглядные пособия отображают такие детали техники или упражнения, которые трудно показать и объяснить (например, направление действия силы тяжести и выталкивающей силы; оптимальные углы сгибания рук и ног в суставах при выполнении гребковых движении; основные исходные положения при выполнении ключевых упражнений для изучения техники плавания). Кинограммы и кинокольцовки позволяют многократно показывать как отдельные элементы учебной техники, так и технику спортсменов высокой квалификации. Возможность показа техники в разных плоскостях, в крупном плане, в замедленном темпе и с остановками на отдельных деталях движения имеет огромное дидактическое воздействие. Применение кинопоказа особенно эффективно при обучении плаванию, где техника движений разучивается по частям. С помощью экранного изображения занимающиеся получают цельное представление о способе плавания, овладение которым является конечной целью обучения, достигаемой в результате выполнения серии отдельных частей движения [1].

Н.Ж. Булгакова отмечает: жестикуляция значительно повышает эффективность обучения плаванию. Условия работы в бассейне – повышенный шум, возникающий при выполнении упражнений и плавании в результате плеска воды, брызг и др., затрудняют восприятие команд и указаний педагога. Поэтому воспитателями применяется большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих установить более тесный контакт с группой. Условные сигналы и жесты могут не только заменить команды преподавателя, о чем необходимо предварительно договориться с учениками, но и помогают уточнять технику выполнения движений, предупреждать и исправлять возникающие ошибки» [8].

Т.М. Абсалямов и Т.С. Тимакова отмечают, что практические методы включают метод упражнений, соревновательный, игровой и другие.

Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений в уроке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др. [1].

По Н.Ж. Булгаковой, изучение техники плавания проводится путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т. е. применяются два метода разучивания – по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.073 с.)