Глава 1 Анализ научно-методической литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Анализ научно-методической литературы



СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МАССОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

 

Кафедра плавания

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Инновационные методы обучения детей 4-6 лет на глубокой воде»

 

 

Исполнитель: студентка 5 курса з/о

СПФ МВС, гр. 254

Лебедева Ольга Александровна

Научный руководитель:

 

 

 

МИНСК 2020

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 6

1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей 4–5 лет. 6

1.2 Влияния занятий плавания на процесс роста и развития детей 4-5 лет. 11

1.3 Особенности обучения плаванию детей 4-5 лет. 15

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 33

Глава 2 методы и организация исследования.. 35

2.1 Методы исследования. 35

2.1.1 Анализ научно-методической литературы.. 35

2.1.2 Оценка технической и тактической подготовки. 35

2.1.3 Методы математической статистики. 36

2.2 Организация исследования. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 41

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Н.Л. Петрова, В.А. Баранов пишут, что здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем дошкольников зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды [40].

Исследования С.М. Зудрика показали, что с улучшением антропометрических показателей физического развития и физической подготовленности у многих детей дошкольного возраста отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья, которые играют значительную роль в высокой заболеваемости ОРВИ [30].

О том, что современные дети становятся все слабее, хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях. П.Р. Акаев указывает, что это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре в детском саду, нарушением режима дня и питания [3]. Связывают это с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям физической культурой.

B.C. Васильев и Б. Никитский установлено, что у детей дошкольного возраста, включенных в систематические занятия физической культурой и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок», высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, у них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия [14].

О. Выборова говорит, что занятия детей дошкольного возраста оздоровительным плаванием, способствуют улучшению здоровья, закаливанию организма, лучшему усвоению преподаваемого материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры в их быт и отдых [19].

Н.Ж. Булгакова отмечает, что плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребенка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость [10].

B.А. Быков, A.B. Пирог, Ж.С. Ванькова, B.C. Васильев подчеркивают, что плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям с первого раза вода доставляет удовольствие и радость, некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают силу воли, целеустремленность, смелость и дисциплину. К тому же умение плавать – это жизненно необходимый навык [12].

Актуальность исследования: здоровье детей – основная цель семьи и человеческого общества, так как именно дети станут определять благополучие страны, экономическое и духовное развитие, уровень жизни, культуры, науки.

Статистические данные П.Р. Акаева свидетельствуют о том, что только 14-20% дошкольников здоровы, а около 50% детей имеют различные отклонения в функциональных и морфологических показателях, у 30-36% отмечаются хронические заболевания нервной, опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной и других систем. При этом за время последующего обучения в школе численность здоровых детей сокращается в 4-5 раз и к моменту выпуска составляет всего 3-4% [3].

Разработка комплексов специальных упражнений для улучшения выполнения упражнений в воде позволяет эффективно организовать методику занятий оздоровительным плаванием, повысить уровень здоровья детей дошкольного возраста, полноценно реализовать индивидуальный подход на занятиях в воде.

Цель исследования: провести оценку эффективности разработанной инновационной методике обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.

Объект исследования: инновационная методика обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.

Предмет исследования: эффективность обучения плаванию по разработанной инновационной методике детей 4-5 лет на основании показателей технической и тактической подготовки.

Задачи исследования:

1. Изучить влияние плавания на организм дошкольников, раскрыть методику проведения занятий плаванием с детьми 4-5 летнего возраста.

2. Разработать инновационную методику обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.

3. Проанализировать показатели технической и тактической подготовки детей дошкольного возраста 4-5 лет, занимающихся плаванием по разработанной инновационной методике.

Структура курсовой работы:


Дыхательная система

По В.В. Михееву, по мере развития детей 4–5 лет уменьшается частота дыхания с 29–30 дыхательных движений до 24–27 дыхательных движений. У детей нарастают глубина дыха­ния и легочная вентиляция, что свидетельствует о расширении дви­гательных возможностей [37].

Согласно данным В. М. Волкова, к этому же возрасту несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900–1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек [18].

У детей 4–5 лет брюшной тип дыхания начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки, писал М.М. Безруких. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900–1000 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек. В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4–5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это – результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе. Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки [6].

Сердечнососудистая система

Абсолютный вес сердца в этом возрасте равен 83,7 г, частота пульса – 99 ударов в минуту, а средний уровень кровяного давления 98/60 мм ртутного столба. Впрочем, наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания – от 19 до 29 [44].

Педиатр Л.С. Волков отмечал, что в возрасте 4–5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается [18]

Центральная нервная система

Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка, а в 4–5 лет клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи, отмечал В.И. Гребенюк. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений [25].

До 4–5 лет у детей в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, писал Н.И. Федюкович поэтому они очень подвижны, их движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Детям 4–5 лет возраста свойственна склонность к подражанию, происходит активное овладение речью 44].

Зрительная система

В 4–5 лет происходит интенсивное развитие сенсорных способностей детей, писал С.М. Зудрик. Хрусталик глаза детей 4–5 лет имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость, однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами дети напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться, следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности [30].

К 4–5 годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться и в дальнейшем, писала Э.Я. Степаненкова. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых [43].

Физическое развитие

С.М. Зудрик отмечал, что темп физического развития детей с 4–го по 6–й год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5–7 см, в массе тела – 1,5–2 кг. Рост четырехлетних мальчиков – 100,3 см. К пяти годам рост увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост девочек четырех лет – 99,7 см, пяти лет – 106,1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет – 17,8 и 17,5 кг.  В 4–5 лет движения детей часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно–сосудистой и дыхательных систем [30].

На пятом году жизни происходит дальнейшее физическое развитие детей. Масса тела ребенка увеличивается за год в среднем на 1,5–2,0 кг, длина тела – на 6–7 см. К пяти годам рост детей достигает 104–116 см, масса тела – 16,5–20,4 кг. Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма. Ребенок становится более внимательным к своему физическому «Я», что помогает ему не только познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), но и узнать об общих принципах их функционирования. Повышается активность воспитанника, усиливается ее целенаправленность. Его потребность в движении тесно переплетается с потребностью в общении в совместной игровой и других видах детской деятельности. Дети этого возраста владеют всеми видами движений, стремятся по–разному их объединять, хотят испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений. Дети пятого года жизни отличаются высокой двигательной активностью [44].

Психическое развитие

К.Н. Самуйлов отмечал, что дети начинают осознавать себя в этом мире и начинают более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4–5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь – со взрослыми. Дети копируют поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих. Каждый дети по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. В 4 года начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становят­ся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций – чуткость, доброта, чувство дружбы и постепен­но – чувство долга [42].

Возраст 4–5лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка, указано в учебной программе дошкольного образования. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется «Я–позиция», личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т.п. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Постепенно совершенствуются способности играть, рисовать, строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно–ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим числом играющих. Содержанием игр являются яркие детские впечатления, представления об окружающем мире. Сюжет игр отображает взаимоотношения между членами семьи в различных жизненных ситуациях («Чаепитие с гостями», «Бабушка заболела», «Новоселье»), труд взрослых («Парикмахерская», «Магазин») и др. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий воспитанников [33].

У детей 4–5лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окружающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. На пятом году жизни, особенно к концу года, механизм сопоставления слов с соответствующими раздражителями первой сигнальной системы совершенствуется, растет самостоятельность действий, умозаключений. Однако нервные процессы у детей среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у детей свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следует совершенствовать реакции детей на сигнал: включать в физкультурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами. Условно–рефлекторные связи образуются у детей быстро: после 2–4 сочетаний условного сигнала с подкреплением. Сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения. Поэтому чтобы научить детей 4–5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале 43].

К 4–м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг них. Теперь у него появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы детей. Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни они способены размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам  и уважая их корректировать в нужную сторону [39].

С 4–5 лет интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.). С этими знаниями он приобретает определенное отношение к описываемому миру (страх к хищникам, любовь домашним животным и т.д.) В этот период жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности [42].

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

 

1. Темп физического развития детей с 4–го по 6–й год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5–7 см, в массе тела – 1,5–2 кг, рост четырехлетних мальчиков – 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см, средний рост девочек четырех лет – 99,7 см, пяти лет – 106,1 см, масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет – 17,8 и 17,5 кг. Мышцы в 4–5 лет развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие, поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышечных групп. Увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900–1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек. В возрасте 4–5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма. Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками. Дети начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4–5 лет у детей формируется такая важная черта, как самооценка, это один из важных показателей развития личности. В 4 года начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства вашего детей становят­ся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. К 4–м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее дети изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. С 4–5 лет интеллект детей способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные.

Систематические занятия плаванием улучшают работу внутренних органов, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную систему, происходит разгрузка позвоночника, укрепляется опорно-двига­тельный аппарат, развивается координация движений.

Было отмечено, что занятия плаванием с детьми дошкольного возраста должны проводиться в строгом соответствии с дидактическими принципами. Целесообразно распределять дошкольников на подгруппы с учетом результатов комплексной оценки индивидуального уровня их здоровья. При начальном обучении нужно выработать общий рисунок способа, а не стремиться отрабатывать элементы техники, а родителям нужно рекомендовать проводить закаливающие процедуры. Во время занятий должны соблюдаться правила по предупреждению травм и несчастных случаев на воде. При обучении нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять своп желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Пропаганде плавания, его массовому развитию способствует проведение массовых водных праздников.

 


Методы исследования

Метод исследования выступает средством познания, способом проведения педагогического исследования для достижения определенного результата [4].

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно - методической литературы; десятибалльная система оценки тактических приемов; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Методы исследования были апробированы на двух группах детей в возрасте 4–5 лет: контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ). Методы исследования применялись с целью оценки эффективности разработанной инновационной методики обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.

 

Организация исследования

 

Для решения поставленных задач было проведено исследование, организованное в три этапа.

На первом этапе, теоретическом, анализировались и обобщались данные научно-методической литературы, выявлялась проблема исследования, определялся объект и предмет, подбирались адекватные поставленным задачам методы.

На втором этапе, экспериментальном, с мая по август 2020 года был проведен констатирующий педагогический эксперимент.

В педагогическом эксперименте приняли участие две группы: ЭГ, состоявшая из 10 мальчиков 4–5 летнего возраста и КГ, состоявшая из 10 мальчиков 4–5 летнего возраста. Средний возраст испытуемых экспериментальной группы составил 4,21 лет, контрольной группы составил 4,29 лет. Исследование проводилось на базе ООО «Медицинский центр «Нордин».

Сравнение испытуемых КГ и ЭГ по различных признакам приведено в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Сравнение испытуемых КГ и ЭГ

КГ Сравнение по признакам ЭГ
10 Количество детей 10
4,29 лет Средний возраст 4,21 лет
ГУО «Ясли-сад № 11 города Минска» Экспериментальная база ГУО «Ясли-сад № 11 города Минска»
Среднее Физическое развитие Среднее
Ниже среднего Физическая подготовленность Ниже среднего
с мая по август 2020 года Сроки проведения педагогического эксперимента с мая по август 2020 года
ОМГ Группа по физкультуре ОМГ

 

Контрольная группа продолжала заниматься по стандартной программе руководителя физического воспитания. В экспериментальной группе апробировалась разработанная инновационная программа обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде, таблица 2.3.

 

 

Наполняемость экспериментальной группы групп – 10 детей, занятия проходили один раз в неделю (15 минут в зале сухого плава­ния, 30 минут на глубокой воде).

Мы обучали детей ЭГ технике спортивных способов плавания кроль на спине и на груди с умением проплывать 25 метров без остановки и учета времени. Задачами эксперимента было определение, выявление и разработка наиболее эффек­тивных инновационных методик обучения, определение грамотной последовательности упражнений для освоения техники, проверка эффективности различных поддерживающих плавательных средств и отбора наиболее действенные.

ЭГ проходили обучение с использованием различных поддерживающих плавательных средств (нарукавники, надувные напоясные круги, доски для плавания.), с применением плавательных досок, ласт. Особое внимание мы уделяли моменту перехода от плавания в ластах к плаванию без них. Практика по­казала, что такая форма обучения детей наиболее успешна.

Нами на практике выявлено, что при переходе из мелкого бассейна на глубокую воду вид глубины вызы­вал страх даже у тех детей, которые ранее воды не боялись. В результате чего, при пере­ходе с мелкого бассейна в глубокий бассейн нами была выработана структура программы обучения, которая оказалась наиболее продуктивной.

 

Таблица 2.3 – Программа начального обучения плаванию детей 4-5 лет в условиях глубоководного бассейна

№№ Темы занятий на воде
1 Ознакомление техникой безопасности на занятиях, свойствами воды (опускание головы под воду без очков, с очками); освоение лежания на воде с опорой о бортик; выполнения вдоха-выдоха.
2 Обучение технике работы ног. Плавание с помощью ног и плавательной доски в ластах; ныряние;
3 Совершенствование плавания с помощью ног на груди в ластах.
4 Обучение скольжению на груди и на спине в ластах без доски.
5 Совершенствование техники плавания с помощью ног в ластах на груди и на спине, устранение ошибок.
6 Обучение технике плавания на спине и на груди в полной координации в ластах.
7 Обучение технике плавания вольным стилем в полной координации в сочетании с дыханием, обуче­ние технике прыжка в воду с бортика.
8 Совершенствование техники плавания на спине и вольным стилем в сочетании с дыханием в полной координации в ластах.
9 Освоение и совершенствование техники плавания на спине и вольным стилем в сочетании с дыхани­ем без использования ласт.
10 Контрольное итоговое (открытое) занятие или соревнования: плавание на спине и на груди 25 метров со старта.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МАССОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

 

Кафедра плавания

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Инновационные методы обучения детей 4-6 лет на глубокой воде»

 

 

Исполнитель: студентка 5 курса з/о

СПФ МВС, гр. 254

Лебедева Ольга Александровна

Научный руководитель:

 

 

 

МИНСК 2020

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 6

1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей 4–5 лет. 6

1.2 Влияния занятий плавания на процесс роста и развития детей 4-5 лет. 11

1.3 Особенности обучения плаванию детей 4-5 лет. 15

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 33

Глава 2 методы и организация исследования.. 35

2.1 Методы исследования. 35

2.1.1 Анализ научно-методической литературы.. 35

2.1.2 Оценка технической и тактической подготовки. 35

2.1.3 Методы математической статистики. 36

2.2 Организация исследования. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 41

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Н.Л. Петрова, В.А. Баранов пишут, что здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем дошкольников зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды [40].

Исследования С.М. Зудрика показали, что с улучшением антропометрических показателей физического развития и физической подготовленности у многих детей дошкольного возраста отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья, которые играют значительную роль в высокой заболеваемости ОРВИ [30].

О том, что современные дети становятся все слабее, хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях. П.Р. Акаев указывает, что это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре в детском саду, нарушением режима дня и питания [3]. Связывают это с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям физической культурой.

B.C. Васильев и Б. Никитский установлено, что у детей дошкольного возраста, включенных в систематические занятия физической культурой и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок», высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, у них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия [14].

О. Выборова говорит, что занятия детей дошкольного возраста оздоровительным плаванием, способствуют улучшению здоровья, закаливанию организма, лучшему усвоению преподаваемого материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры в их быт и отдых [19].

Н.Ж. Булгакова отмечает, что плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребенка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость [10].

B.А. Быков, A.B. Пирог, Ж.С. Ванькова, B.C. Васильев подчеркивают, что плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям с первого раза вода доставляет удовольствие и радость, некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают силу воли, целеустремленность, смелость и дисциплину. К тому же умение плавать – это жизненно необходимый навык [12].

Актуальность исследования: здоровье детей – основная цель семьи и человеческого общества, так как именно дети станут определять благополучие страны, экономическое и духовное развитие, уровень жизни, культуры, науки.

Статистические данные П.Р. Акаева свидетельствуют о том, что только 14-20% дошкольников здоровы, а около 50% детей имеют различные отклонения в функциональных и морфологических показателях, у 30-36% отмечаются хронические заболевания нервной, опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной и других систем. При этом за время последующего обучения в школе численность здоровых детей сокращается в 4-5 раз и к моменту выпуска составляет всего 3-4% [3].

Разработка комплексов специальных упражнений для улучшения выполнения упражнений в воде позволяет эффективно организовать методику занятий оздоровительным плаванием, повысить уровень здоровья детей дошкольного возраста, полноценно реализовать индивидуальный подход на занятиях в воде.

Цель исследования: провести оценку эффективности разработанной инновационной методике обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.

Объект исследования: инновационная методика обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.

Предмет исследования: эффективность обучения плаванию по разработанной инновационной методике детей 4-5 лет на основании показателей технической и тактической подготовки.

Задачи исследования:

1. Изучить влияние плавания на организм дошкольников, раскрыть методику проведения занятий плаванием с детьми 4-5 летнего возраста.

2. Разработать инновационную методику обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.

3. Проанализировать показатели технической и тактической подготовки детей дошкольного возраста 4-5 лет, занимающихся плаванием по разработанной инновационной методике.

Структура курсовой работы:


ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.44 (0.089 с.)