Анатомо-физиологические и психологические особенности детей 4–5 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей 4–5 лет



Как отмечал В.С. Волков с соавторами, возраст 4–5 лет является переходным от раннего детства к дошкольному. Дети активно развиваются, познают окружающий мир и открывают его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками [18].

Дыхательная система

По В.В. Михееву, по мере развития детей 4–5 лет уменьшается частота дыхания с 29–30 дыхательных движений до 24–27 дыхательных движений. У детей нарастают глубина дыха­ния и легочная вентиляция, что свидетельствует о расширении дви­гательных возможностей [37].

Согласно данным В. М. Волкова, к этому же возрасту несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900–1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек [18].

У детей 4–5 лет брюшной тип дыхания начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки, писал М.М. Безруких. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900–1000 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек. В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4–5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это – результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе. Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки [6].

Сердечнососудистая система

Абсолютный вес сердца в этом возрасте равен 83,7 г, частота пульса – 99 ударов в минуту, а средний уровень кровяного давления 98/60 мм ртутного столба. Впрочем, наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания – от 19 до 29 [44].

Педиатр Л.С. Волков отмечал, что в возрасте 4–5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается [18]

Центральная нервная система

Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка, а в 4–5 лет клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи, отмечал В.И. Гребенюк. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений [25].

До 4–5 лет у детей в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, писал Н.И. Федюкович поэтому они очень подвижны, их движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Детям 4–5 лет возраста свойственна склонность к подражанию, происходит активное овладение речью 44].

Зрительная система

В 4–5 лет происходит интенсивное развитие сенсорных способностей детей, писал С.М. Зудрик. Хрусталик глаза детей 4–5 лет имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость, однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами дети напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться, следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности [30].

К 4–5 годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться и в дальнейшем, писала Э.Я. Степаненкова. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых [43].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.007 с.)