Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Основы финансовой политики предприятия
1. Понятие финансовой политики предприятия, содержание, цели, задачи формирования. 2. Финансовая стратегия и тактика предприятия. Цели, основные направления. 3.Методы разработки финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления. 4.Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Процесс принятия стратегических финансовых решений. 5. Место финансовой политики в управлении финансами организации. Финансовая политика – это общая финансовая идеология организации, подчиненная достижению основной цели её деятельности, каковой является получение прибыли (для коммерческих организаций). В рамках общей финансовой идеологии организации выделяются также её финансовая стратегия и тактика. ^ Финансовая стратегия – это искусство ведения финансовой политики, а тактика является составной частью этого искусства, это совокупность конкретных приемов и способов действий в конкретных ситуациях. Задачами финансово-хозяйственной деятельности организации могут являться, например: усиление позиций на рынке товаров (услуг); достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса; увеличение богатства собственников (акционеров) и т. д. В условиях нестабильности экономической среды, растущих темпов инфляции, несовершенства налогового и финансового законодательства многие предприятия вынуждены решать текущие финансовые проблемы в целях выживания, а не в целях развития своей деятельности. Неопределенные макроэкономические установки государственной политики порождают ряд противоречий между интересами корпоративных групп и интересами государства, интересами производственных и финансовых менеджеров и несоответствий между ценой внешних заимствований и рентабельностью производства; доходностью собственного капитала и фондового рынка.
· получение прибыли и её максимизация в целях экономического роста; · оптимизацию структуры и стоимости капитала, обеспечение его финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности предприятия; · достижение финансовой открытости организации для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов (прозрачность финансово-экономического состояния); · использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования; · разработку механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям; · обеспечение сбалансированности материальных и денежных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения уставной деятельности и погашения всех долговых обязательств предприятия. Для достижения сбалансированности между движением материально-вещественных и денежных потоков предприятие должно осуществлять следующие меры: 1.Определить наиболее рациональные способы формирования уставного капитала (в денежной и неденежной формах) и привлечения дополнительных средств в свой хозяйственный оборот; 2.Сформировать организационную структуру финансового управления, позволяющую оптимизировать денежные потоки; 3.Разработать учетную политику для оптимизации налоговых платежей; 4.Определить условия хозяйственных договоров, связанные со способами и сроками расчетов с контрагентами, уплатой штрафных санкций;
5.Внедрить систему бюджетного управления на основе создания центров ответственности затрат, доходов, прибыли и инвестиций; 6.Организовать учет и контроль движения денежных потоков между центральной компанией и ее филиалами. В основе современной концепции стратегического управления лежит теория конкурентной стратегии и конкурентного преимущества, разработанная ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ. Важную роль в стратегическом управлении играет также дифференциация видов стратегий развития предприятия по их уровням. В системе этого управления выделяют обычно три основные вида стратегий — корпоративную стратегию, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).
^ Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия — максимизацию благосостояния его собственников. На корпоративном уровне стратегия охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих товарных рынках, различные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами. Разработкой корпоративной стратегии занимаются в основном менеджеры высшего звена управления предприятием. ^ Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные стратегии предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функциональных подразделений предприятия. ^ Стратегии хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей — обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу. Разработкой стратегий этого уровня занимаются руководители и менеджеры стратегических хозяйственных единиц при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов предприятия.
Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия. Это связано с тем, что основные цели операционной стратегии — обеспечение высоких темпов реализации продукции, рост операционной прибыли и повышение конкурентной позиции предприятия связаны с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков (в тех сегментах, где предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность) не совпадают, может возникнуть ситуация, когда стратегические цели развития операционной деятельности предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае соответственно корректируется операционная стратегия предприятия. Все многообразие стратегий операционной деятельности, реализацию которых призвана обеспечивать финансовая деятельность предприятия, может быть сведено к следующим базовым их видам: Виды операционной стратегии
-стратегия усиления конкурентной позиции; -стратегия расширения рынка; -стратегия совершенствования продукта. Соответственно финансовая стратегия предприятия в этих условиях направлена в первую очередь на эффективное обеспечение воспроизводственных процессов и прироста активов, обеспечивающих ограниченный рост объемов производства и реализации продукции. Стратегические изменения финансовой деятельности в этом случае сводятся к минимуму. -стратегия вертикальной интеграции; -стратегия обратной интеграции; -стратегия горизонтальной "диверсификации; -стратегия конгломератной диверсификации. ^ Финансовая стратегия в этом случае носит наиболее сложный характер за счет необходимости обеспечения высоких темпов развития финансовой деятельности, ее диверсификации по различным формам, регионам и т.п. -стратегия сокращения структур; -стратегия сокращения расходов;
Результаты исследований показывают, что при разработке финансовой стратегии предприятия целесообразно выделять следующие доминантные сферы (направления) развития финансовой деятельности:
• Стратегия распределения финансовых ресурсов предприятия. Параметры стратегического набора этой части финансовой стратегии должны быть, с одной стороны направлены на финансовое обеспечение реализации отдельных функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, а с другой,составлять основу формирования направлений инвестиционной деятельности предприятия в стратегической перспективе. • ^ Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия. Цели, задачи и важнейшие стратегические решения этой части финансовой стратегии должны быть направлены на формирование и поддержку основных параметров финансового равновесия предприятия в процессе его стратегического развития. • Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия. Параметры стратегического набора этой части финансовой стратегии разрабатываются финансовыми службами предприятия и включаются в виде самостоятельного блока в корпоративную и отдельные функциональные стратегии предприятия. Процесс разработки и реализации финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам. 1. Определение общего периода формирования финансовой стратегии. 2. Исследование факторов внешней финансовой среды. 3. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его финансовой деятельности. 4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия. 5. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. 6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности. 7. Принятие основных стратегических финансовых решений. 8. Оценка разработанной финансовой стратегии. 9. Обеспечение реализации финансовой стратегии. 10. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Объектом финансового управления выступают капитал и денежные потоки. Эти стоимостные категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Организация с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка. Следовательно, финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач организации. В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.). При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития организации, используя прогнозы опытных специалистов (менеджеров). Следует отметить, что обеспечение долговременного развития предприятия в интересах его собственников (акционеров) предполагает: - формирование оптимальной величины уставного капитала; - привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов); - аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг); - формирование нераспределенной прибыли, направляемой на капиталовложения; - привлечение специальных целевых средств; - учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов. Важнейшие направления разработки финансовой стратегии предприятия следующие: - анализ и оценка финансово-экономического состояния; - разработка учетной и налоговой политики; - формирование кредитной политики; - управление основным капиталом и выбор метода амортизации; - управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью; - управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью; - определение ценовой политики; - выбор дивидендной и инвестиционной политики; - оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены). Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, определяющее основные параметры деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что объясняется изменчивостью рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Финансовую политику должны осуществлять профессионалы — главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике компании. Для принятия управленческих решений используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном финансовом планировании.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.14 (0.035 с.) |