А. Управление оборотными активами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Управление оборотными активами




1. Оборотные активы и основные принципы управления ими.

2. Оборотный капитал: понятие, сущность, кругооборот. Понятие чистого оборотного капитала.

3. Модели управления оборотным капиталом.

4.Управление запасами

5. Дебиторская задолженность: содержание и формы управления. Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие.

6. Анализ показателей оборачиваемости дебиторской задолженности и средств в расчетах.

7. Методы управления денежными потоками предприятия.

8. Бюджет движения денежных средств. Содержание и этапы составления.

9. Операционный и финансовый цикл предприятия.


1. Оборотные активы и основные принципы управления ими.
Оборотные средства – это денежные средства, авансируемые предприятием для осуществления непрерывности процесса производства и реализации готового продукта. Оборотные средства имеют двойственную экономическую природу. С одной стороны, они представляют часть активов (имущества): материально-производственные запасы, незаконченные расчеты, остатки денежных средств и финансовые вложения. С другой стороны, это часть капитала (пассивов), обеспечивающего бесперебойность производственного процесса.
Оборотные активы (средства) как часть авансированного капитала предприятия (корпорации) характеризуются следующим:

 


  • они должны быть вложены заранее, т. е. авансированы до получения дохода (выручки от продаж);

  • оборотные средства в качестве наиболее ликвидных ресурсов не расходуются и не потребляются, но они должны постоянно возобновляться в хозяйственном обороте;

  • абсолютная потребность в оборотных средствах зависит от объема хозяйственной деятельности, условий снабжения и сбыта и поэтому должна регулироваться.

 

При недостатке или неэффективном использовании оборотных активов (средств) финансовое состояние предприятия ухудшается, что непосредственно сказывается на его платежеспособности и в конечном итоге приводит к несостоятельности (банкротству).

^ Управление оборотными средствами включает:

- учет всех составляющих оборотных средств на каждую отчетную дату (наконец квартала);

- анализ состояния и причин, в силу которых у предприятия сложилось негативное положение с оборачиваемостью оборотных средств;

- разработку и внедрение в практику экономических служб предприятий современных методов управления оборотными средствами (система бюджетирования, нормирования расхода сырья и материалов, маркетинга и др.),

- контроль над текущим состоянием важнейших статей оборотных средств в процессе производственно-коммерческой деятельности (запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и финансовых вложений).
Полный цикл оборотных средств — это время их движения, этот цикл зависит от продолжительности процесса производства и сбыта продукции на каждом предприятии.
Схема движения оборотных средств такова:
Д → МПЗ → НПЗ → ГП → Д'
где Д — денежные средства, первоначально авансированные в оборотные активы;

МПЗ — материально-производственные запасы;

НЗП — незавершенное производство;

ГП – готовая продукция на складе и в отгрузке;

Д' – денежные средства в форме выручки от продажи товаров, включая прибыль.
Анализ состояния оборотных средств, их отдельных элементов (запасов, дебиторской задолженности и т. д.), а также их оборачиваемости позволяет:

- повысить эффективность использования денежных ресурсов в текущей деятельности предприятия;

- определить ликвидность его баланса, т. е. возможность своевременно погасить краткосрочные обязательства;

- выяснить, во что вкладывается чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) в течение финансового цикла для оценки избытка или недостатка отдельных элементов оборотных средств (чистый оборотный капитал определяется разницей между оборотными активами и краткосрочными обязательствами).

Оборотные средства рекомендуется поддерживать на минимальном, но достаточном уровне. Это обеспечивает снижение доли наименее ликвидных элементов оборотных активов (запасов сырья и материалов, незавершенного производства и др.). Наличие чистого оборотного капитала — необходимое условие финансовой устойчивости предприятия.
^ 2. Оборотный капитал: понятие, сущность, кругооборот. Понятие чистого оборотного капитала.
Оборотный капитал представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые совершают непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Элементы оборотного капитала являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности, производство ведет к росту готовой продукции, реализация ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на счетах. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и платежам. Период, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого цикла.
Элементы оборотного капитала непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и обратно. Часть оборотного капитала при этом постоянно находится в сфере производства (запасы, незавершенное производство, готовая продукции и т.д.), а другая часть – в сфере обращения (отгруженная продукция, денежные средства, дебиторская задолженность и т.д.). Очевидно, что величина и структура оборотных средств обусловлены потребностями не только производства, но и обращения.

Структура оборотных средств определяется соотношением отдельных элементов и отражает специфику операционного цикла, а также показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств и долгосрочных кредитов, а какая – за счет краткосрочных источников. Деление оборотных средств на собственные и заемные указывает на источники происхождения и формы предоставления предприятию оборотных средств в постоянное или временное пользование.
Осуществляя текущую хозяйственную деятельность, предприятие закупает сырье и материалы, оплачивает транспортные и иные услуги, несет расходы по хранению материальных запасов, предоставляет отсрочки платежей покупателям (клиентам). Поэтому постоянно возникает потребность в ликвидных денежных средствах, т.е. в собственных оборотных средствах.

^ Собственные оборотные средства определяются разницей между оборотными активами и краткосрочными пассивами, т. е. это свободные денежные средства, постоянно находящиеся в обороте корпорации. Собственные оборотные средства (СОС) часто называют чистым оборотным капиталом (ЧОК) или чистым рабочим капиталом, а также финансово-эксплуатационными потребностями (ФЭП). Их минимальная величина должна составлять не менее 10% общего объема оборотных активов, чтобы предприятие не утратило платежеспособность.
Величину чистого оборотного капитала определяют по бухгалтерскому балансу двумя способами — "верхним" и "нижним":
СК ДО-ВОА

Ч ОК

ОА -КО

где СК — собственный капитал (итог III раздела пассива баланса);

ДО — долгосрочные обязательства (итог IV раздела пассива баланса);

ВОА — внеоборотные активы (итог I раздела актива баланса);

ОА — оборотные активы (текущие активы, итог II раздела актива баланса);

КО — краткосрочные обязательства (текущие обязательства, итог V раздела пассива баланса).

Потребность предприятия в чистом оборотном капитале является объектом планирования и отражается в его финансовом плане.


^ 3. Модели управления оборотным капиталом.
Управление оборотными средствами сводится к решению 2-х проблем:

- определение оптимального размера и структуры оборотных средств,

- нахождение источников формирования и покрытия и соотношение между ними (структура), достаточного для обеспечения долгосрочной производственной программы и эффективной деятельности предприятия.
Данная установка имеет стратегический характер. В повседневной деятельности решается задача обеспечения ликвидности предприятия, то есть способности вовремя выполнить свои платежные обязательства, своевременно гасить краткосрочную кредиторскую задолженность. Практика решения данных вопросов определяется стратегией предприятия в вопросах формирования и финансирования оборотных средств.

Формирование оборотных средств происходит в рамках дилеммы «риск – доходность». Каждой стратегии соответствуют способы формирования/финансирования оборотных средств. Решение этого вопроса определяется выбором стратегии финансирования оборотных средств, то есть определения принципов финансирования постоянной и переменной части оборотных средств.

В теории финансового менеджмента известны четыре модели финансирования текущих активов, которые различаются между собой с точки зрения роли кредита и других краткосрочных обязательств в текущем финансировании фирмы.


^ Модели управления оборотным капиталом

Модель Роль краткосрочного кредита и кредиторской задолженности Риск с позиции ликвидности
Идеальная За счет краткосрочных обязательств финансируются полностью все текущие активы, т.е. и их переменная часть тоже Наибольший риск, особенно если есть вероятность, что нужно одновременно погасить все обязательства перед кредиторами
Агрессивная За счет краткосрочных обязательств покрывается полностью варьирующаяся часть оборотных активов Весьма рискованна, т.к. в реальной жизни ограничиться лишь минимумом текущих активов невозможно
Компромиссная Варьирующаяся часть оборотных активов покрывается на 50% за счет краткосрочных обязательств Наименьший риск, однако, возможно наличие излишних текущих активов и за счет этого снижение прибыли
Консервативная Варьирующая часть покрывается за счет долгосрочных пассивов Отсутствует риск потери ликвидности, т.к. нет краткосрочной кредиторской задолженнотси

 

Важная роль в управлении оборотным капиталом предприятия принадлежит краткосрочным заимствованиям, использование которых определяется выбранной моделью управления оборотным капиталом. Идеальная модель – слишком теоретическая. Действительно трудно представить ситуацию, когда все оборотные средства сформированы за счет краткосрочных долгов, в реальной жизни она практически не встречается. В последних трех моделях (агрессивной, консервативной, и компромиссной) главная идея состоит в том, что для обеспечения ликвидности предприятия, необходимо, чтобы внеоборотные активы в совокупности с системной частью оборотных активов покрывались долгосрочными пассивами.

Замечу, что роль краткосрочных обязательств и их доля в составе источников финансирования текущей деятельности фирмы возрастает в направлении «консервативная – компромиссная – агрессивная – идеальная модель», риск нарушения ликвидности фирмы при этом изменяется в том же направлении. При этом даже консервативная модель управления оборотным капиталом предполагает обязательное использование кредита для покрытия части варьирующихся активов. Таким образом, кредит органично встроен в процесс управления оборотным капиталом фирмы, именно он обеспечивает маневренность поведения и адекватность реакции её финансового обеспечения на изменение конъюнктуры рынка или рыночной стратегии компании.

Выбор модели управления оборотным капиталом является ключевым моментом финансового менеджмента, определяющим характер взаимодействия предприятия с кредиторами и дебиторами, объемы и сроки кредитных сделок. Общая линия поведения фирмы в отношении привлечения заемного капитала зависит от ряда объективных причин:

- масштабы деятельности: кредиторы по-разному относятся к крупным и мелким заемщикам, мелкий бизнес менее устойчив, крупные предприятия более инертны, но у них более весомый собственный капитал;

- этап жизненного цикла фирмы: как правило, на этапе становления трудно найти кредиторов, при налаженном стабильном бизнесе – проще;

- отраслевые особенности структуры издержек, определяющие силу операционного рычага и риск заемщика;

- отраслевые особенности кругооборота капитала, скорость его оборота, равномерность поступления выручки, длительность производственно-финансового цикла: наиболее привлекательны для кредиторов предприятия с быстрым оборотом капитала (например, торговое предприятие может позволить себе большие суммы краткосрочной задолженности, не нарушая своей ликвидности);

 


  • сезонность, одномоментность расходов или постоянно осуществляемые.


Политика заимствований должна быть относительно стабильной, т.к. большинство из перечисленных факторов практически неизменны в краткосрочном периоде или могут меняться незначительно. Изменение масштаба деятельности, переход предприятия на очередную стадию жизненного цикла потребуют изменения политики в области привлечения кредитных источников. Определение степени участия заемного капитала в финансировании текущей деятельности фирмы должно производится на основе прогнозирования рисков заемщика, учета интересов собственников. Фирма должна определить, насколько широко она будет привлекать заемные источники финансирования, не выходя за границы допустимого риска.

Выбор модели управления оборотным капиталом, т.е. степени участия кредитных источников в финансировании текущей деятельности фирмы, зависит от объективных факторов – величины финансового и операционного рычага.
^ Факторы, влияющие на выбор модели управления оборотным капиталом

Финансовый рычаг Операционный рычаг
^ Увеличение массы применяемого оборотного капитала за счет использования заемных средств Увеличение постоянных издержек на величину уплачиваемых процентов
- возможность увеличить масштабы деятельности или избежать её сокращения вследствие недостатка оборотных средств; - снижение риска за счет смещения точки безубыточности (порога рентабельности) вправо; - повышение рентабельности собственного капитала - снижение рентабельности; - повышение риска за счет смещения точки безубыточности (порога рентабельности) влево

 

Эффект операционного рычага заключается в следующем. Заемщик несет риск потери платежеспособности в связи с непредвиденными неблагоприятными изменениями рыночной конъюнктуры, когда объем реализации продукции резко сокращается и уменьшает приток денежных средств.

Причем степень такого риска напрямую зависит от отраслевых особенностей структуры издержек (себестоимости) продукции заемщика – доли в ней постоянных и переменных затрат. Если переменные затраты (затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, энергозатраты в производстве и др.) изменяются прямо пропорционально объему производства, то постоянные затраты не зависят от объема производства (например амортизация, налоги на имущество, расходы по текущему ремонту, страховые взносы, арендная плата и др.). Проценты, уплачиваемые за банковский и любой другой кредит, увеличивают постоянные затраты и тем самым увеличивают риск потери платежеспособности предприятия.

 

Предприятия, имеющие высокую долю постоянных затрат в себестоимости, характеризуются сильным операционным рычагом – они быстрее теряют прибыль при снижении объема реализации продукции, чем предприятия, имеющие низкую долю постоянных затрат. Включение в постоянные затраты процентов за кредит усугубляет последствия непредвиденного падения объем выручки от реализации.

В тоже время использование заемных средств позволяет фирме увеличить объем производства, получить дополнительные доходы. Начинает действовать финансовый рычаг, который характеризует увеличение доходности собственного капитала за счет привлечения заемных средств, т.е. фирма заставляет работать заемные средства на свой финансовый результат.

Финансовый рычаг характеризует соотношение между собственным и заемным капиталом. Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, характеризуется высоким уровнем финансового рычага, если она использует только собственные средства, она финансово независима. В сущности, контроль финансового рычага позволяет осторожно использовать долговые обязательства с фиксированными выплатами для финансирования инвестиций (активов), которые обещают доход больше, чем процентные выплаты по этим обязательствам. Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность капитала за счёт привлечения заемных средств. Величина эффекта финансового рычага, т.е. процента дополнительной прибыли, приносимой использованием в обороте заемных средств, может быть увеличены или за счёт суммы привлеченных ресурсов, или за счёт снижения затрат на кредит.

При разработке финансовой стратегии использования заемных средств необходимо учитывать оба рычага. Например, предприятие со слабым финансовым рычагом может позволить себя взять больший финансовый риск, иметь большее отношение обязательств к собственному капиталу. Фирма с сильным операционным рычагом, наоборот, должна ограничить привлечение заемных средств для ограничения риска.
^

Управление запасами

 

Для большинства предприятий запасы ТМЦ представляют собой важнейшие активы. Запасы представляют собой или товары, приобретенные для последующей реализации, или запасы ТМЦ, используемые для производства новой продукции или других товаров. Структура запасов ТМЦ:

- производственные (сырье и материалы на складе, незавершенное производство),

- запасы готовой продукции.
^ Управление запасами подразумевает:

- обеспечение общего размера необходимых ТМЦ,

- обеспечение оптимальной структуры запасов,

- минимизация затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за запасами.
Процесс управления запасами состоит из следующих этапов:

1. Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде.

2. Определение целей формирования запасов.

3. Оптимизация общей суммы запасов и отдельных их групп.

4. Построение эффективной системы контроля за движением запасов.
Первый этап подразумевает анализ оборачиваемости запасов и их достаточности (недостаточности) для обеспечения непрерывности производственного процесса.

^ На втором этапе все запасы необходимо сгруппировать соответствующим образом с целью:

 


  • обеспечения производственной деятельности,

  • обеспечения непрерывного процесса реализации готовой продукции или запасов для перепродажи,

  • накопления сезонных запасов.


В разрезе каждого вида выделяются группы:

- запасы текущего хранения – постоянно обновляющаяся часть запасов,

- равномерно потребляемые в процессе производства или реализации продукции.
^ Третий этап, управление запасами текущего хранения – это минимизация затрат, связанных с текущими запасами. Создание запасов обуславливается двумя обстоятельствами:

- за маленькие партии товаров приходится платить высокие цены,

- существует риск остановки в производственном процессе в случае нарушения сроков поставок сырья и материалов в соответствии с заключенными договорами.
Очень часто размер производственных запасов больше, чем потребность на каждый текущий день. Следовательно, необходимо найти оптимальный размер запаса с точки зрения риска и доходности предприятия. Для этого необходимо идентифицировать все затраты для поддержания запасов. Затраты на поддержание запасов состоят из следующих видов:

- Затраты на закупку ТМЦ, исходя из годовой производственной потребности предприятия (производственной программы). Необходимы сведения по количеству ТМЦ и их цене.

- Размещение или оформление заказов (связаны с организацией поступления ТМЦ на предприятие: договоры, поддержание штата, доставка, контроль поставки).

- Расходы по хранению запасов (приемка, складирование, списание испорченных, похищенных ТМЦ, страхование).
Для минимизации затрат на поддержание текущих запасов на должном уровне используется подход, основанный на понятии оптимальной партии заказа (поставки). Чем больше заказов размещает предприятие, тем больше оно тратит средств на оформление заказов. Но, чем меньше заказов предприятие оформляет, тем крупнее заказ, что приводит к увеличению текущих затрат по хранению запасов. И все это при одном и том же уровне производства и потребления производственных запасов. Следовательно, можно найти оптимальную величину заказов, издержки на поддержание которых равны минимальной сумме этих двух видов издержек. Расчет оптимальной партии заказов осуществляется по модели Уилсона:

 


Опп=√

2 х Гп х ТЗ1
ТЗ2

 

где Гп – годовая потребность в ТМЦ, исходя из производственной программы,

ТЗ1 – затраты по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на 1 поставленную партию,

ТЗ2 – размер текущих затрат по хранению 1 партии запасов.
Важный вопрос в любой системе управления запасами – когда заказать новую партию, чтобы запасов хватило для работы предприятия. Ответ дает точка обновления заказов. Если заказ на новую поставку отправляется не ниже точки обновления, то считается, что предприятию всегда будет запасов для основной деятельности. Для расчета этой точки необходима следующая информация:

- ежедневный расход ТМЦ, исчисляемый на основе потребностей производства
(ОР = Количество единиц / 360), где ОР – однодневный расход

- время между размещением заказа и временем его выполнения, то есть получения запасов на склад предприятия,

- уровень безопасности запасов – страховой запас.

На четвертом этапе ставится задача построения эффективной системы контроля за движением запасов – своевременное выявление излишков ТМЦ или запасов. Широкое распространение получила «система ABC»: разделение всей совокупности запасов ТМЦ на 3 категории, исходя из их стоимости, объема, частоты расходования в процессе производства и отрицательных последствий на конечные результаты деятельности предприятия.

Группа «А»: ограниченное количество наиболее ценных видов запасов, которые требуют постоянного и тщательного учета и контроля, возможно ежедневного. Для них обязателен расчет оптимального размера заказа. Сюда могут быть включены 3-4 вида товаров, на стоимость которых падает до 60% от стоимости ТМЦ.

Группа «В»: составляется из тех видов ТМЦ, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для нее рекомендуется применять расчет оптимального размера заказа. Сюда относят до 6 наименований, составляющих 30% от общей суммы потребляемых ТМЦ.

Группа «С»: широкий ассортимент оставшихся малоценных видов ТМЦ, закупаемых обычно в большом количестве. На них приходится 10% от общей стоимости, число наименований не ограничено.
Таким образом, наиболее важны с точки зрения контроля группы «А» и «В», и им должно уделяться особое внимание. Оптимальной считается пропорция АВС: 75% - 20% - 5%.

^ 5. Дебиторская задолженность: содержание и формы управления. Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие.
Дебиторская задолженность включает:

- задолженность покупателей перед организацией за поставленную, но не оплаченную продукцию,

- задолженность по претензиям или спорным долгам при нарушении договорных обязательств и возникновении судебного дела;

- задолженность подотчетных лиц при получении средств под отчет на командировки и другие цели;

- задолженность налоговых органов предприятию при переплате в бюджет налогов и платежей и другие виды.
Для целей управления финансами под дебиторской задолженностью понимается, как правило, только задолженность покупателей перед организацией.
Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции (кредитной политики).

Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, то, в принципе, она невыгодна предприятию – с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена к минимуму, однако это не происходит, в первую очередь – из-за принятого обычаями коммерческого оборота предоставления покупателям торгового кредита.
Дебиторская задолженность может быть допустимой, то есть обусловленной действующей формой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и нарушении платежной дисциплины.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: 1) предоплата; 2) оплата за наличный расчет; 3) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, платежное требование, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент общепринятой системы расчетов.
^ Управление дебиторской задолженностью предполагает:

- определение моделей и принципов кредитной политики;

- контроль за оборачиваемостью средств в расчетах;

- анализ и контроль уровня дебиторской задолженности;

- анализ и контроль структуры дебиторской задолженности;

- оценку дебиторской задолженности с позиций платежной дисциплины.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по ключевым вопросам:

- срок предоставления кредита;

Чаще всего у организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции.

- стандарты кредитоспособности;

Под стандартами кредитоспособности понимаются такие критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты.

- система создания резервов по сомнительным долгам;

При этом предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам. Исходя из принципа осторожности и осмотрительности, при осуществлении финансовой политики необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя.

- система сбора платежей и взыскания долгов;

В этом разделе определяются процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения сроков или условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и другие методы предотвращения и преодоления последствий неисполнения обязательств покупателями.

- система предоставляемых скидок.

Деловыми обычаями в рыночной экономике предусматривается предоставление скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты предоставленной продукции.
Таким образом, эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает: 1) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит; 2) определение оптимальных условий кредитования; 3) разработку четкой процедуры предъявления претензий; 4) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Тип кредитной политики определяется соотношением уровня доходности и риска, на который идет предприятие, выбирая тот или иной тип кредитной политики. Она может быть:

консервативной,

умеренной,

агрессивной.
Консервативная (жесткая) политика направлена на минимизацию кредитного риска. Это достигается за счет:

сокращения круга покупателей в кредит за счет групп повышенного риска,

минимизации сроков и размеров предоставленного кредита,

ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости,

использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренная политика характеризуется средним уровнем кредитного риска.

Агрессивная политика характеризуется стремлением предприятия к максимальному наращиванию объема реализации продукции, в том числе за счет продажи в кредит не считаясь с высоким уровнем риска:

максимальное распространение кредита на все группы покупателей, в том числе и на рискованных,

увеличение периода предоставления кредита и его размера,

снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров,

предоставление покупателям возможности пролонгировать кредит.
Задача выбора кредитной политики решается каждым предприятием исходя из целевых установок, планов и предпочтений руководства и финансовых менеджеров.

^ 6. Анализ показателей оборачиваемости дебиторской задолженности и средств в расчетах.
Основной задачей анализа состояния дебиторской задолженности на предприятии является определение уровня ДЗ и ее состава, динамики, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств. Выявляется величина ДЗ как разница между ее суммой на начало и конец периода. Если она растет, то следует уделить ее анализу серьезное внимание, выявив причины и факторы этого роста.

В процессе осуществления контроля за состоянием ДЗ важное место отводится за оборачиваемостью средств, вложенных в ДЗ.


Оборот (ДЗ) в днях=

Средние остатки ДЗ за анализируемый период
Однодневный оборот по реализации


Период оборота отражает среднее количество дней, необходимых для превращения ДЗ в денежные средства. Чем меньше срок погашения ДЗ, тем быстрее предприятие высвобождает свободные денежные средства и тем меньше расходов оно несет по обслуживанию ДЗ.

Коэффициент оборачиваемости ДЗ показывает, сколько раз в среднем оборачивается ДЗ, то есть сколько раз в среднем ДЗ образуется и погашается:


К=

Общая сумма оборота по реализации продукции
Средний остаток ДЗ за анализируемый период


Коэффициент оборачиваемости характеризует скорость обращения инвестированных в ДЗ средств в течение периода времени. Если число оборотов увеличивается или остается стабильным, то предприятие работает ритмично, рационально использует денежные средства. Снижение числа оборотов свидетельствует о падении темпов развития предприятия и неблагоприятных тенденциях в его финансовом состоянии. Оценка состояния и динамики оборачиваемости ДЗ важна в процессе управления ДЗ, так как любое замедление в оплате ведет к увеличению затрат, связанных с ДЗ, то есть с возможностью использовать эти средства в обороте предприятия.
Кроме того, замедление оплаты может служить сигналом об улучшении качества ДЗ, то есть об увеличении доли сомнительных долгов и вероятности их невозврата, следовательно, следующий шаг – анализ ДЗ по срокам возникновения.


^ 7. Методы управления денежными потоками предприятия.
Денежные средства являются наиболее ограниченным ресурсом в экономике, переходной к рыночной. Успех предприятия в хозяйственно-финансовой деятельности определяется способностью руководства мобилизовать эти средства и эффективно использовать.

В западных корпорациях управление денежными потоками — один из ключевых моментов деятельности финансового менеджера (директора). Это направление деятельности включает:

 


  • инвестирование ресурсов;

  • операционную деятельность посредством использования этих ресурсов;

  • создание денежных фондов под эти ресурсы путем подбора приемлемого сочетания источников финансирования;

  • учет движения денежных средств;

  • анализ и оценку денежных потоков по данным финансовой отчетности;

  • оценку влияния денежных потоков на финансовую устойчивость корпорации,

  • определение резерва денежной наличности для поддержания нормальной платежеспособности;

  • прогноз будущих денежных потоков на месяц, квартал, год.

 

^ Денежный поток (аналог английского Cash Flow — поток наличности) — это параметр, отражающий результат движения денежных средств корпорации за определенный период времени. Иными словами, это распределенные во времени и пространстве суммы поступлений и выплат денежны х средств, образуемых в производственно-торговом процессе.
^ Управление денежными потоками предприятия (корпорации) включает:

 


  • идентификацию денежных потоков по их отдельным видам;

  • определение общего объема денежных потоков разных видов в рассматриваемом периоде;

  • распределение общего объема денежных потоков разных видов по отдельным интервалам исследуемого периода;

  • анализ и оценку факторов внутреннего и внешнего характера, которые влияют на формирование денежных потоков.


Для стратегического управления корпоративными финансами важно знать не только общий объем денежных ресурсов, но и величину денежного потока, равномерность его движения в течение года. Это означает, что для принятия финансовых и инвестиционных решений необходимо:

-иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибыли и убытков, чтобы определить, из какого источника получена сумма доходов за отчетный период и на какие цели она будет направлена;

- иметь возможность объективно анализировать влияние внутренних и внешних факторов (в частности, налогообложения) на эффективность деятельности корпорации;

- оперативно получать исходную информацию в удобной для аналитика форме.
Управление денежными потоками предприятий неразрывно связано со стратегией самофинансирования, которая является наиболее предпочтительной для крупных компаний.

Данная стратегия предполагает возмещение затрат по расширенному воспроизводству преимущественно за счет собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
Управление денежными потоками особенно важно для предприятий с точки зрения необходимости:

- обеспечения финансового равновесия в процессе стратегического развития;

- сокращения потребности в заемном капитале;

- регулирования ликвидности баланса и снижения риска неплатежеспособности в текущем и будущем периодах;

- управления оборотными активами (текущего их финансирования за счет чистого капитала, а при его дефиците — за счет заемных и привлеченных средств),

- планирования временных параметров капитальных затрат и источников их финансирования;

- прогнозирования экономического роста;

- управления текущими издержками и их оптимизации с точки зрения рационального использования ресурсов в производственном процессе;

- получения дополнительной прибыли, генерируемой денежными активами.
Следовательно, для оценки финансового состояния предприятия (корпорации) в первую очередь требуется информация о состоянии его финансовых ресурсов и их движении во времени и пространстве, т.е. о денежных потоках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.115 с.)