Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Управление оборотными активами ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
2. Оборотный капитал: понятие, сущность, кругооборот. Понятие чистого оборотного капитала. 3. Модели управления оборотным капиталом. 4.Управление запасами 5. Дебиторская задолженность: содержание и формы управления. Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие. 6. Анализ показателей оборачиваемости дебиторской задолженности и средств в расчетах. 7. Методы управления денежными потоками предприятия. 8. Бюджет движения денежных средств. Содержание и этапы составления. 9. Операционный и финансовый цикл предприятия.
При недостатке или неэффективном использовании оборотных активов (средств) финансовое состояние предприятия ухудшается, что непосредственно сказывается на его платежеспособности и в конечном итоге приводит к несостоятельности (банкротству). ^ Управление оборотными средствами включает: - учет всех составляющих оборотных средств на каждую отчетную дату (наконец квартала); - анализ состояния и причин, в силу которых у предприятия сложилось негативное положение с оборачиваемостью оборотных средств;
- разработку и внедрение в практику экономических служб предприятий современных методов управления оборотными средствами (система бюджетирования, нормирования расхода сырья и материалов, маркетинга и др.), - контроль над текущим состоянием важнейших статей оборотных средств в процессе производственно-коммерческой деятельности (запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и финансовых вложений). МПЗ — материально-производственные запасы; НЗП — незавершенное производство; ГП – готовая продукция на складе и в отгрузке; Д' – денежные средства в форме выручки от продажи товаров, включая прибыль. - повысить эффективность использования денежных ресурсов в текущей деятельности предприятия; - определить ликвидность его баланса, т. е. возможность своевременно погасить краткосрочные обязательства; - выяснить, во что вкладывается чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) в течение финансового цикла для оценки избытка или недостатка отдельных элементов оборотных средств (чистый оборотный капитал определяется разницей между оборотными активами и краткосрочными обязательствами). Оборотные средства рекомендуется поддерживать на минимальном, но достаточном уровне. Это обеспечивает снижение доли наименее ликвидных элементов оборотных активов (запасов сырья и материалов, незавершенного производства и др.). Наличие чистого оборотного капитала — необходимое условие финансовой устойчивости предприятия.
Элементы оборотного капитала являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности, производство ведет к росту готовой продукции, реализация ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на счетах. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и платежам. Период, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого цикла. Структура оборотных средств определяется соотношением отдельных элементов и отражает специфику операционного цикла, а также показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств и долгосрочных кредитов, а какая – за счет краткосрочных источников. Деление оборотных средств на собственные и заемные указывает на источники происхождения и формы предоставления предприятию оборотных средств в постоянное или временное пользование. ^ Собственные оборотные средства определяются разницей между оборотными активами и краткосрочными пассивами, т. е. это свободные денежные средства, постоянно находящиеся в обороте корпорации. Собственные оборотные средства (СОС) часто называют чистым оборотным капиталом (ЧОК) или чистым рабочим капиталом, а также финансово-эксплуатационными потребностями (ФЭП). Их минимальная величина должна составлять не менее 10% общего объема оборотных активов, чтобы предприятие не утратило платежеспособность. Ч ОК ОА -КО где СК — собственный капитал (итог III раздела пассива баланса); ДО — долгосрочные обязательства (итог IV раздела пассива баланса); ВОА — внеоборотные активы (итог I раздела актива баланса); ОА — оборотные активы (текущие активы, итог II раздела актива баланса); КО — краткосрочные обязательства (текущие обязательства, итог V раздела пассива баланса). Потребность предприятия в чистом оборотном капитале является объектом планирования и отражается в его финансовом плане.
- определение оптимального размера и структуры оборотных средств, - нахождение источников формирования и покрытия и соотношение между ними (структура), достаточного для обеспечения долгосрочной производственной программы и эффективной деятельности предприятия. Формирование оборотных средств происходит в рамках дилеммы «риск – доходность». Каждой стратегии соответствуют способы формирования/финансирования оборотных средств. Решение этого вопроса определяется выбором стратегии финансирования оборотных средств, то есть определения принципов финансирования постоянной и переменной части оборотных средств. В теории финансового менеджмента известны четыре модели финансирования текущих активов, которые различаются между собой с точки зрения роли кредита и других краткосрочных обязательств в текущем финансировании фирмы.
Важная роль в управлении оборотным капиталом предприятия принадлежит краткосрочным заимствованиям, использование которых определяется выбранной моделью управления оборотным капиталом. Идеальная модель – слишком теоретическая. Действительно трудно представить ситуацию, когда все оборотные средства сформированы за счет краткосрочных долгов, в реальной жизни она практически не встречается. В последних трех моделях (агрессивной, консервативной, и компромиссной) главная идея состоит в том, что для обеспечения ликвидности предприятия, необходимо, чтобы внеоборотные активы в совокупности с системной частью оборотных активов покрывались долгосрочными пассивами.
Замечу, что роль краткосрочных обязательств и их доля в составе источников финансирования текущей деятельности фирмы возрастает в направлении «консервативная – компромиссная – агрессивная – идеальная модель», риск нарушения ликвидности фирмы при этом изменяется в том же направлении. При этом даже консервативная модель управления оборотным капиталом предполагает обязательное использование кредита для покрытия части варьирующихся активов. Таким образом, кредит органично встроен в процесс управления оборотным капиталом фирмы, именно он обеспечивает маневренность поведения и адекватность реакции её финансового обеспечения на изменение конъюнктуры рынка или рыночной стратегии компании. Выбор модели управления оборотным капиталом является ключевым моментом финансового менеджмента, определяющим характер взаимодействия предприятия с кредиторами и дебиторами, объемы и сроки кредитных сделок. Общая линия поведения фирмы в отношении привлечения заемного капитала зависит от ряда объективных причин: - масштабы деятельности: кредиторы по-разному относятся к крупным и мелким заемщикам, мелкий бизнес менее устойчив, крупные предприятия более инертны, но у них более весомый собственный капитал; - этап жизненного цикла фирмы: как правило, на этапе становления трудно найти кредиторов, при налаженном стабильном бизнесе – проще; - отраслевые особенности структуры издержек, определяющие силу операционного рычага и риск заемщика; - отраслевые особенности кругооборота капитала, скорость его оборота, равномерность поступления выручки, длительность производственно-финансового цикла: наиболее привлекательны для кредиторов предприятия с быстрым оборотом капитала (например, торговое предприятие может позволить себе большие суммы краткосрочной задолженности, не нарушая своей ликвидности);
Выбор модели управления оборотным капиталом, т.е. степени участия кредитных источников в финансировании текущей деятельности фирмы, зависит от объективных факторов – величины финансового и операционного рычага.
Эффект операционного рычага заключается в следующем. Заемщик несет риск потери платежеспособности в связи с непредвиденными неблагоприятными изменениями рыночной конъюнктуры, когда объем реализации продукции резко сокращается и уменьшает приток денежных средств. Причем степень такого риска напрямую зависит от отраслевых особенностей структуры издержек (себестоимости) продукции заемщика – доли в ней постоянных и переменных затрат. Если переменные затраты (затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, энергозатраты в производстве и др.) изменяются прямо пропорционально объему производства, то постоянные затраты не зависят от объема производства (например амортизация, налоги на имущество, расходы по текущему ремонту, страховые взносы, арендная плата и др.). Проценты, уплачиваемые за банковский и любой другой кредит, увеличивают постоянные затраты и тем самым увеличивают риск потери платежеспособности предприятия.
Предприятия, имеющие высокую долю постоянных затрат в себестоимости, характеризуются сильным операционным рычагом – они быстрее теряют прибыль при снижении объема реализации продукции, чем предприятия, имеющие низкую долю постоянных затрат. Включение в постоянные затраты процентов за кредит усугубляет последствия непредвиденного падения объем выручки от реализации. В тоже время использование заемных средств позволяет фирме увеличить объем производства, получить дополнительные доходы. Начинает действовать финансовый рычаг, который характеризует увеличение доходности собственного капитала за счет привлечения заемных средств, т.е. фирма заставляет работать заемные средства на свой финансовый результат. Финансовый рычаг характеризует соотношение между собственным и заемным капиталом. Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, характеризуется высоким уровнем финансового рычага, если она использует только собственные средства, она финансово независима. В сущности, контроль финансового рычага позволяет осторожно использовать долговые обязательства с фиксированными выплатами для финансирования инвестиций (активов), которые обещают доход больше, чем процентные выплаты по этим обязательствам. Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность капитала за счёт привлечения заемных средств. Величина эффекта финансового рычага, т.е. процента дополнительной прибыли, приносимой использованием в обороте заемных средств, может быть увеличены или за счёт суммы привлеченных ресурсов, или за счёт снижения затрат на кредит. При разработке финансовой стратегии использования заемных средств необходимо учитывать оба рычага. Например, предприятие со слабым финансовым рычагом может позволить себя взять больший финансовый риск, иметь большее отношение обязательств к собственному капиталу. Фирма с сильным операционным рычагом, наоборот, должна ограничить привлечение заемных средств для ограничения риска. Управление запасами
Для большинства предприятий запасы ТМЦ представляют собой важнейшие активы. Запасы представляют собой или товары, приобретенные для последующей реализации, или запасы ТМЦ, используемые для производства новой продукции или других товаров. Структура запасов ТМЦ: - производственные (сырье и материалы на складе, незавершенное производство), - запасы готовой продукции. - обеспечение общего размера необходимых ТМЦ, - обеспечение оптимальной структуры запасов, - минимизация затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за запасами. 1. Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде. 2. Определение целей формирования запасов. 3. Оптимизация общей суммы запасов и отдельных их групп. 4. Построение эффективной системы контроля за движением запасов. ^ На втором этапе все запасы необходимо сгруппировать соответствующим образом с целью:
- запасы текущего хранения – постоянно обновляющаяся часть запасов, - равномерно потребляемые в процессе производства или реализации продукции. - за маленькие партии товаров приходится платить высокие цены, - существует риск остановки в производственном процессе в случае нарушения сроков поставок сырья и материалов в соответствии с заключенными договорами. - Затраты на закупку ТМЦ, исходя из годовой производственной потребности предприятия (производственной программы). Необходимы сведения по количеству ТМЦ и их цене. - Размещение или оформление заказов (связаны с организацией поступления ТМЦ на предприятие: договоры, поддержание штата, доставка, контроль поставки). - Расходы по хранению запасов (приемка, складирование, списание испорченных, похищенных ТМЦ, страхование).
где Гп – годовая потребность в ТМЦ, исходя из производственной программы, ТЗ1 – затраты по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на 1 поставленную партию, ТЗ2 – размер текущих затрат по хранению 1 партии запасов. - ежедневный расход ТМЦ, исчисляемый на основе потребностей производства - время между размещением заказа и временем его выполнения, то есть получения запасов на склад предприятия, - уровень безопасности запасов – страховой запас. На четвертом этапе ставится задача построения эффективной системы контроля за движением запасов – своевременное выявление излишков ТМЦ или запасов. Широкое распространение получила «система ABC»: разделение всей совокупности запасов ТМЦ на 3 категории, исходя из их стоимости, объема, частоты расходования в процессе производства и отрицательных последствий на конечные результаты деятельности предприятия. Группа «А»: ограниченное количество наиболее ценных видов запасов, которые требуют постоянного и тщательного учета и контроля, возможно ежедневного. Для них обязателен расчет оптимального размера заказа. Сюда могут быть включены 3-4 вида товаров, на стоимость которых падает до 60% от стоимости ТМЦ. Группа «В»: составляется из тех видов ТМЦ, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для нее рекомендуется применять расчет оптимального размера заказа. Сюда относят до 6 наименований, составляющих 30% от общей суммы потребляемых ТМЦ. Группа «С»: широкий ассортимент оставшихся малоценных видов ТМЦ, закупаемых обычно в большом количестве. На них приходится 10% от общей стоимости, число наименований не ограничено. ^ 5. Дебиторская задолженность: содержание и формы управления. Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие. - задолженность покупателей перед организацией за поставленную, но не оплаченную продукцию, - задолженность по претензиям или спорным долгам при нарушении договорных обязательств и возникновении судебного дела; - задолженность подотчетных лиц при получении средств под отчет на командировки и другие цели; - задолженность налоговых органов предприятию при переплате в бюджет налогов и платежей и другие виды. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, то, в принципе, она невыгодна предприятию – с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена к минимуму, однако это не происходит, в первую очередь – из-за принятого обычаями коммерческого оборота предоставления покупателям торгового кредита. С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: 1) предоплата; 2) оплата за наличный расчет; 3) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, платежное требование, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент общепринятой системы расчетов. - определение моделей и принципов кредитной политики; - контроль за оборачиваемостью средств в расчетах; - анализ и контроль уровня дебиторской задолженности; - анализ и контроль структуры дебиторской задолженности; - оценку дебиторской задолженности с позиций платежной дисциплины. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по ключевым вопросам: - срок предоставления кредита; Чаще всего у организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции. - стандарты кредитоспособности; Под стандартами кредитоспособности понимаются такие критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты. - система создания резервов по сомнительным долгам; При этом предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам. Исходя из принципа осторожности и осмотрительности, при осуществлении финансовой политики необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя. - система сбора платежей и взыскания долгов; В этом разделе определяются процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения сроков или условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и другие методы предотвращения и преодоления последствий неисполнения обязательств покупателями. - система предоставляемых скидок. Деловыми обычаями в рыночной экономике предусматривается предоставление скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты предоставленной продукции. Тип кредитной политики определяется соотношением уровня доходности и риска, на который идет предприятие, выбирая тот или иной тип кредитной политики. Она может быть: консервативной, умеренной, агрессивной. сокращения круга покупателей в кредит за счет групп повышенного риска, минимизации сроков и размеров предоставленного кредита, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности. Агрессивная политика характеризуется стремлением предприятия к максимальному наращиванию объема реализации продукции, в том числе за счет продажи в кредит не считаясь с высоким уровнем риска: максимальное распространение кредита на все группы покупателей, в том числе и на рискованных, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгировать кредит. ^ 6. Анализ показателей оборачиваемости дебиторской задолженности и средств в расчетах. В процессе осуществления контроля за состоянием ДЗ важное место отводится за оборачиваемостью средств, вложенных в ДЗ.
Коэффициент оборачиваемости ДЗ показывает, сколько раз в среднем оборачивается ДЗ, то есть сколько раз в среднем ДЗ образуется и погашается:
В западных корпорациях управление денежными потоками — один из ключевых моментов деятельности финансового менеджера (директора). Это направление деятельности включает:
^ Денежный поток (аналог английского Cash Flow — поток наличности) — это параметр, отражающий результат движения денежных средств корпорации за определенный период времени. Иными словами, это распределенные во времени и пространстве суммы поступлений и выплат денежны х средств, образуемых в производственно-торговом процессе.
-иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибыли и убытков, чтобы определить, из какого источника получена сумма доходов за отчетный период и на какие цели она будет направлена; - иметь возможность объективно анализировать влияние внутренних и внешних факторов (в частности, налогообложения) на эффективность деятельности корпорации; - оперативно получать исходную информацию в удобной для аналитика форме. Данная стратегия предполагает возмещение затрат по расширенному воспроизводству преимущественно за счет собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений). - обеспечения финансового равновесия в процессе стратегического развития; - сокращения потребности в заемном капитале; - регулирования ликвидности баланса и снижения риска неплатежеспособности в текущем и будущем периодах; - управления оборотными активами (текущего их финансирования за счет чистого капитала, а при его дефиците — за счет заемных и привлеченных средств), - планирования временных параметров капитальных затрат и источников их финансирования; - прогнозирования экономического роста; - управления текущими издержками и их оптимизации с точки зрения рационального использования ресурсов в производственном процессе; - получения дополнительной прибыли, генерируемой денежными активами.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.115 с.) |